Интегрированное использование современных образовательных технологий при подготовке юношей к воинской службе на уроках физической культуры
Интегрированное использование современных образовательных технологий при подготовке юношей к воинской службе на уроках физической культуры
Актуальность работы определяется необходимостью обеспечить разностороннее физическое развитие подрастающего поколения и подготовка его к полноценной учебной, профессиональной, общественной деятельности и воинской службе.
Необходимо создать все условия, чтобы физическая и военно-прикладная подготовленность учащихся полностью соответствовала готовности к быстрому освоению воинских профессий у выпускников школ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированное использование современных образовательных технологий при подготовке юношей к воинской службе на уроках физической культуры»
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ЮНОШЕЙ К ВОИНСКОЙ СЛУЖБЕ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры
Актуальность работы определяется необходимостью обеспечить разностороннее физическое развитие подрастающего поколения и подготовка его к полноценной учебной, профессиональной, общественной деятельности и воинской службе. Необходимо создать все условия, чтобы физическая и военно-прикладная подготовленность учащихся полностью соответствовала готовности к быстрому освоению воинских профессий у выпускников школ.
Актуальность определяет еще и тот факт, что Донецкая Народная Республика находится в состоянии постоянной повышенной опасности вторжения со стороны вооруженных сил Украины. Согласно Закону «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Донецкой Народной Республики» на территории республики проводится комплекс мероприятий по обеспечению защиты от вооруженного нападения [3].
Все граждане ДНР, находящиеся на воинском учете согласно ст.1 (Закона «О воинской обязанности и военной службе») в период мобилизации, в период военного положения и в военное время должны будут исполнить воинскую обязанность и могут быть призваны в ряды вооруженных сил Донецкой Народной Республики [2].
В современных условиях со стороны учащихся, их семей и общества предъявляются требования не только обеспечить выпускников школ знаниями, но и быть способными и готовыми всю жизнь учиться и переучиваться. Одним из средств для эффективного обеспечения нового качества образования школьников является использование учителем физической культуры современных образовательных технологий: 1) технология дифференцированного обучения; 2) информационно-коммуникативная технология; 3) личностно-ориентированная технология; 4) технология игрового моделирования; 5) тестовая технология; 6) здоровьесберегающая технология. Подробнее рассмотрим каждую из них.
1. Технология дифференцированного обучения предусматривает учет индивидуальных особенностей и уровня физической подготовленности юношей, определение дозированной нагрузки, возможность наметить для каждого свою траекторию продвижения в освоении учебного материала.
2. Информационно-коммуникативная технология. В настоящее время учитель физической культуры сталкивается с проблемой снижения уровня двигательной активности, познавательной деятельности учащихся на уроке, да и просто нежеланием учителя. Один из способов развития двигательной активности и познавательной деятельности учащихся – это применение видеофильмов, мультимедиа технологий, компьютера. Сюда же можно отнести внедрение элементов поиска, исследования, развития у школьников умения использовать ИКТ при подготовке к спортивным мероприятиям, праздникам, создания презентаций по теме здорового образа жизни. Использование ИКТ позволяет добиться повышения качества знаний, более осознанного отношения к своему здоровью, повышению мотивации для занятий физической культурой.
3. Личностно-ориентированная технология – метод проектов, как наиболее перспективная педагогическая технология, которая позволяет раскрыть творческие способности школьников, сформировать умение ориентироваться в большом объеме информации, выделять главное, брать ответственность на себя и принимать решения, позволяет интегрировать в себе обучение в сотрудничестве, групповые методы, рефлексивные. Учащиеся готовят проекты и учатся определять проблемы, анализировать их. Цель учащихся – расширить знания о наиболее актуальных аспектах физического развития.
4. Технология игрового моделирования проявляется через стремление учащихся к самовыражению и саморегуляции на уроках волейбола, баскетбола, футбола.
5. Тестовая технология используется для определения уровня физической подготовленности юношей и как средства его повышения. Физический компонент в подготовке будущего воина означает совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме, таких как сила, быстрота, реакция, чувство свободного дыхания, четкая работа сердца. Основными частями процесса физического воспитания призывной молодежи является принцип гармонического развития, формирование основных физических качеств и прикладных навыков, обеспечивающих необходимый запас психологических и энергетических возможностей для успешного освоения воинской специальности.
Значение физической подготовки для поддержания высокой боевой готовности тесно связанной с характером и способом ведения боевых действий, которые, в свою очередь, определяются боевыми средствами, находящимися в распоряжении армии [12].
Для исследования развития физической готовности юношей допризывного возраста проводились следующие тесты:
1. Отжимания.Упражнение выполняется на гимнастическом мате или ковре. Исходное положение: лежа на животе, руки согнуты в локтях, ноги опираются носками. По команде «Марш!» необходимо энергично отжаться, сгибая руку в локтях. Обратным движением вернуться в исходное положение. Засчитывается количество отжиманий, сделанных в течение 30 сек. Ученики должны достичь следующих результатов:
«Отлично» – больше 45 раз;
«Хорошо» – 30 раз;
«Удовлетворительно» – 28 раз.
2. Подтягивание – ученики должны достичь следующих результатов:
«Отлично» – более 15 раз;
«Хорошо» – более 12 раз;
«Удовлетворительно» – 10 раз.
3. Бег на 1000 метров.Тест позволяет оценить выносливость. Бег на 1000 метров без зачета времени:
«Отлично» – 1000 – 800 метров:
«Хорошо» – около 700 – 600 метров;
«Удовлетворительно» – менее 500 метров [14].
В комплексы упражнений по физической подготовке включены упражнения:
для мышц рук и плечевого пояса, выполняемые на месте или во время ходьбы;
бег, прыжки и многоскоки;
упражнения для мышц туловища: а) наклоны и повороты в и.п. стоя; б) упражнения для передней брюшной стенки в и.п. сидя и лежа на спине; в) упражнения для мышц спины в и.п. лежа на спине и на животе; г) упражнения для косых мышц живота в и.п. лежа на животе и стоя на коленях;
упражнения для поддержания гибкости и подвижности в суставах: а) бег и прыжки на мест; б) упражнения на координацию (для мышц рук, ног и туловища); в) расслабление мышц, элементы самомассажа и дыхательные упражнения [15].
6. Здоровьесберегающая технология [16]. На уроках физической культуры данная технология – это основа основ. Урок физической культуры построен оптимально комфортно для учащихся, учебная нагрузка не противоречит нормативно–правовым требованиям, методы обучения подбираются с учетом сохранения психоэмоционального и физического здоровья учащихся. С целью поддержания здоровья учащихся и формирования у них необходимых навыков здорового образа жизни учитель выполняет санитарно–гигиенические требования (проветривание спортивного зала, соблюдение светового режима и т.д.); проводит физкультминутки, спортивные праздники, «Дни здоровья».
Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качеств результата [8].
Таким образом, использование СОТ на уроках физической культуры обеспечивает более эффективное восприятие учебного процесса у учащихся. Современные программные и технические средства позволили учителю изменить содержание презентаций и хранить большие объемы информации, привлечь школьников к систематическим занятиям физической культуры.
Создание условий для развития способности школьников к самообучению путем исследовательской творческой учебной работы учащихся обеспечивает:
возможность дать ученикам более полную, достоверную информацию об изучаемых спортивных элементах;
повысить роль наглядности в учебном процессе;
удовлетворить запросы и интересы учащихся, наладить эффективную обратную связь.
Использование мультимедийных презентаций при создании проектов, обучение в сотрудничестве, дискуссий, что обеспечило более эффективное соприкосновение физической культуры и внешних информационных потоков, взаимодействие с учащимися.
Исследовательский, проектный подход в системе обучения школьников, разработка ими собственных или групповых мультимедиа проектов обеспечил переход от традиционного процесса обучения в развивающий, творческий.
Современные программные и технические средства позволили учителю изменять содержание презентаций и хранить большие информации.
2. Интеграция уроков физкультуры с предметами начальной военной и медико-санитарной подготовки, истории как элемент подготовки юношей допризывного возраста к воинской службе
Инновационная модель подготовки юношей к службе в армии основана на системном тематическом интегративном планировании учебного материала по физической культуре объективно взаимосвязанного с различными темами или отдельными вопросами начальной военной подготовки. При использовании интегративного подхода сохраняется заданная в рабочей учебной программе логическая структура учебного материала. Перестройка учебного материала ограничивается отдельными уроками или их фрагментами, где начальная военная подготовка сохраняет свою специфику, а физическая культура выступает в качестве основы. Доказано, что основными формами организации и реализации интегративного подхода являются три типа урока: урок с использованием межпредметных связей, урок межпредметного характера, интегрированный урок [7].
Основные черты интегративного подхода к проектированию процесса подготовки старшеклассников общеобразовательной школы к службе в армии могут быть выражены следующими положениями:
- методологический принцип педагогики, раскрывающий единство процессов обучения, воспитания и развития, должен быть полностью претворен в жизнь при формировании физической и военно-прикладной подготовленности учащихся к службе в армии. Его главное требование состоит в том, что необходимо выявить и оценить индивидуальные возможности каждого обучаемого в овладении различными видами физической активности и военно-прикладной подготовки, помочь ему сформировать необходимые качества, совершенствовать индивидуальные способности;
- социально-психологическое воспитание направлено на становление профессионально важных личностных качеств, формирование мотивационно- ценностного отношения к воинским профессиям, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучаемого, что в совокупности регулирует его активность в присвоении ценностей физической культуры, военно-прикладных знаний и умений [17].
Совокупность этих положений нацеливает практическую деятельность на создание психолого-педагогических условий для формирования необходимого и достаточного уровня физической подготовленности старшеклассников к службе в армии, с одной стороны, и достижение «профессионального» уровня военно-прикладных знаний и умений, с другой. В исследовании указаны следующие педагогические условия:
- профессиональная (военная, психологическая, военно-патриотическая) направленность в преподавании курса допризывной подготовки, при которой происходит постоянное воздействие на мотивационно-ценностную сферу обучаемых;
- интеграция содержания обучения, основанная на объединении военно-прикладных знаний и умений с физической подготовкой;
- продуктивная самостоятельная интегративная деятельность учащихся, детерминированная отработкой комплексных заданий по физической и начальной военной подготовке.
Уроки с использованием межпредметных связей должны строиться на равновероятном применении содержания средств физической культуры и НВП для ускорения усвоения двигательных и военно-прикладных умений [9]. Урок межпредметного характера включал содержание НВП и физического воспитания в равных пропорциях. Интегрированный урок строился на объединении содержания учебного материала разных дисциплин (НВП и физическая культура) для достижения одной цели.
Важнейшей формой базовой физической культуры является школьная, представляющая собой реализацию в педагогическом процессе основных задач физического воспитания в виде учебных занятий. Для успешного выполнения воинских обязанностей необходимо быть физически здоровым. Поэтому физическая подготовка допризывников проводится с целью подготовки физически крепких, выносливых юношей, способных успешно адаптироваться к высоким физическим и психологическим нагрузкам военной службы. Основу физической готовности призывников к предстоящей военной службе составляют занятия по физической культуре, проводимые во всех классах средней общеобразовательной школы, на всех курсах профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений. Занятия по физической подготовке проводятся в соответствии с действующими учебными программами и нормативами по физическому воспитанию. Юноши должны совершенствовать свою физическую подготовку в процессе внеурочной и внешкольной работы в военно-прикладных кружках и секциях, на соревнованиях, состязаниях и спартакиадах, в походах, при полевых выходах, на спортивно-патриотических играх [10].
В целях воспитания волевых качеств, повышение психологической подготовки будущих воинов, воспитание патриотизма, уважение к своему прошлому, формированию навыков коллективного поведения, создание атмосферы взаимовыручки, товарищества, выявления интеллектуальных и физических способностей юношей, их готовность к защите Отечества целесообразно проводить контрольно-обобщающие уроки физкультуры и НВП. Уроки строились и проводились так, чтобы они способствовали развитию у допризывников смелости, уверенности в своих силах, решительности, самообладания [19].
Наиболее эффективно проводить следующие мероприятия:
1) соревнования « А, ну-ка, парни!» среди команд юношей 10-11 классов, приуроченные ко Дню защитника Отечества. В программу включались строевая подготовка, конкурс «45 секунд» (быстрое одевание военной одежды), беговая эстафета с учебным автоматом, викторина знатоков военной истории, конкурсы «Медбрат» (оказание первой медицинской помощи «потерпевшему»), «Армейский снайпер» (броски на точность мячом в баскетбольное кольцо), перетягивание каната, «Армейский повар» (старшеклассники должны быстро и правильно выбрать правильные компоненты для приготовления борща);
2) по случаю окончания изучения курса НВП юношами 11 класса в мае проводится военно-спортивный праздник «К службе Отечеству готов!». В программе: подтягивание на перекладине, прыжки с места в длину, военно-спортивная эстафета по преодолению полосы препятствий с использованием гимнастических барьеров, отжимание от пола, конкурсы: «Парашютисты» (поочередные прыжки с высоты 50 см в один из трех кругов диаметром 30 см), «Переправа» (преодоление условного болота), «Снайперы» (метание дротиков дарс), «Зона опасного заражения» (бег в противогазах), «Шифровка» (отгадывание зашифрованного текста), «Армейские учения» (движение по азимуту с использованием компаса), «Марш-бросок» (командный бег на 400 метров).
С целью ознакомления учащихся с историей олимпийских игр в древности и их значение в современной истории возможно проведение интегрированного урока физкультуры и истории. Задача такого урока – развитие воображения и творческого подхода к выполнению нестандартных заданий, познавательной активности и умения работать в группах , формирования у учащихся стремления серьезно заниматься каким-либо видом спорта и интереса к истории, спорту, физкультуре. Для достижения указанной задачи целесообразно провести сдвоенный урок истории и физкультуры. На уроке истории с использованием мультимедийной техники проводится теоретическая часть сценария мероприятия. Ученики смотрят слайды и комментируют их:
1. «Амфора и кольца». Ученики должны пояснить, что означают изображенные на амфоре разноцветные кольца (ответ: это символ олимпийских игр, а переплетенные кольца символизируют объединение в олимпийское движение пяти континентов).
2. Ученики должны ответить на вопрос: «Какую радостную весть разносят по городам Эллады глашатаи?» (Ответ: все свободные греки приглашались в Олимпию в качестве зрителей и участников олимпийских игр. На время проведения олимпийских игр прекращались все воины. За нарушение перемирия следовало суровое наказание – отлучение от участия в олимпийских играх).
3. «Клятва атлетов и судей» Ученики должны ответить на вопрос: «В чем «клялись» участники олимпийских игр?». (Ответ: олимпионики клялись в том, что для достижения победы не будут совершать недостойных приемов. А судьи клялись выносить решения честно и неподкупно).
4. «Пятиборцы». Вопрос к ученикам: «Какие виды соревнований входили в состав пятиборья?» (Ответ: бег на дистанцию в одну стадию (192 метра), прыжки в длину, борьба, метание диска и копья).
Учитель благодарит учащихся за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать предположения, выводы. Особенно отмечается работа команд, которые получают оценки хорошо и отлично.
Перед тем как перейти ко второй части нашего конкурса, учащиеся пробуют оценить свою работу. Ученики на листах, которые находятся у них на столах, обводят свою ладонь. Далее следует на каждом из пальцев написать ответы на вопросы:
1. Что сегодня я узнал на уроке?
2. Что меня удивило?
3. Что я научился делать?
4. На уроке мне было: интересно, комфортно, скучно, радостно…
5. Поставить себе оценку за работу на уроке.
Учитель сообщает учащимся, что следующий урок будет проведен в спортивном зале между двумя командами под названием «Спартанцы» и «Олимпионики».
В программу соревнований включаются различные эстафеты с элементами прыжков, бега, метания мячика, футбольного слалома и т. д. Перед началом состязаний учащиеся дали торжественное обещание играть честно по правилам, поддерживать свою команду, не обижать соперников, а кто выиграл – не зазнаваться, а кто проиграл – не плакать (данные соревнования проводятся среди учащихся 6 классов, как будущих допризывников). В завершение учитель физкультуры желает всем участникам быть сильными, дружными, добиваться новых побед.
Исходя из выше изложенного, учителю важно подбирать такие упражнения, которые бы способствовали улучшению функций организма и при этом положительно влияли на формирование необходимых физических качеств юношей допризывного возраста.
При работе по повышению физической подготовки юношей допризывного возраста учителю необходимо учитывать физиологические и возрастные особенности учащихся [18].
Определяя объем и интенсивность нагрузок, которые обеспечат оптимальный тренировочный эффект от повышения физической подготовки, необходимо сочетать малоинтенсивные нагрузки с интенсивными [11].
Один из основных принципов проведения занятия – это принцип непрерывности, т.е. занятия должны иметь общую последовательность, преемственность. Работа должна идти по таким направлениям, как: 1) совершенствование физических качеств, 2) выработка необходимых психологических качеств и умений работать в коллективе и малых группах, 3) определение индивидуальных наклонностей и возможностей учащихся, 4) первоначальный профессиональный отбор. В этот период обучающиеся получают начальные знания в области обороны.
Исходя из вышеизложенного, важно подбирать такие упражнения, которые способствовали бы совершенствованию функций организма в нужном направлении и в то же время положительно влияли на формирование необходимых физических качеств юношей допризывного возраста.
В результате изучения особенностей физической подготовки юношей допризывного возраста на занятиях физической культурой можно сделать следующие выводы:
1. Физический компонент в подготовке будущего воина означает совокупность физических качеств и соответствующих им ощущений в организме таких как сила, быстрота, реакция, чувство свободного дыхания, четкая работа сердца.
2. В допризывном возрасте продолжается совершенствование движений (ходьба, бег, прыжки, метания) и двигательных качеств (быстрота, ловкость, гибкость, сила и выносливость), заканчивается развитие и созревание периферических отделов нервной системы, ускоряются темпы развития скелетной мускулатуры, нарастает мышечная сила, увеличивается прыгучесть.
3. В допризывном возрасте акцент делается на воспитание скоростных качеств и ловкости движений. При длительном дефиците движений возможно развитие предпатологических состояний, которые проявляются в снижении устойчивости организма, в быстрой утомляемости при выполнении физических нагрузок, в низкой функциональной активности внутренних органов, в отставании в развитии двигательных качеств, изменениях в физическом развитии.
4. При физической подготовке юношей допризывного возраста необходимо знать о функциональных особенностях систем организма подростков, а также специфику их физической работоспособности для построения оптимального учебного и тренировочного процесса, для достижения как оздоровительного, так и спортивного результата.
5. Период допризывного возраста – период бурного развития чувств, эмоциональных переживаний. В этом возрасте наиболее активно происходит процесс формирования жизненных планов, самосознания, усиливается потребность межличностного общения.
6. Юноши старшего школьного возраста – это особая возрастная и социальная группа. Важными ее чертами являются: незавершенность функционального развития, психо-эмоциональная неустойчивость, повышенная реактивность и чувствительность к действию различных средовых факторов и условий, социальная незрелость. В этот период в поведении подростков отмечается явное преобладание возбуждения, отчего реакция по силе и характеру часто не соответствуют вызвавшим их раздражителям.
7. Часто встречающиеся резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, наличие сосудистые расстройств являются показателями ослабления тонуса коры головного мозга. Также это можно наблюдать в повышенной эмоциональности учащихся.
Таким образом, физическая подготовленность юношей допризывного возраста зависит от занятий и тренировок на занятиях физической культурой, ориентированной на подготовку будущих воинов. С целью повышения уровня физической подготовки населения в целом и юношей допризывного и призывного возраста в частности очень своевременны и актуальны принятые следующие документы: Указ Главы Донецкой Народной Республики от 16.09.2016г. № 304 «О государственном физкультурно-спортивном комплексе «ГТО» ДНР» [13] и постановление Совета Министров ДНР за № 13-32 от 17.10.2016г. «Об утверждении нормативно-правовых актов на внедрение и реализацию государственного ГФСК ГТО ДНР [12].
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://dnr-online.ru/konstituciya-dnr/.
2. Закон о воинской обязанности и военной службы от 13.02.2015г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-voinskoj-obyazanosti-i-voinskoj-sluzhbe/
3. Закон о мобилизационной подготовке и мобилизации Донецкой Народной Республики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://dnrsovet.su/zakon-dnr-o-mob-podgotovke-i-mobilizatsii/
4. Указ Главы Донецкой Народной Республики № 304 от 16.09.2016г. «О государственном физкультурно-спортивном комплексе «ГТО» ДНР» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://old.dnr-online.ru/wp-content/uploads/2016/09/Ukaz_N304_16092016.pdf.
5. Постановление Совета Министров Донецкой Народной Республики от 17.10.2016г. № 13-32 «Об утверждении нормативно-правовых актов, направленных на внедрение и реализацию государственного ГФСК ГТО ДНР» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://smdnr.ru/wp-content/uploads/2017/01/13-32.pdf.
6. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи / Приказ Министерства молодежи, спорта и туризма № 94 от 22.06.2015г. и Министерства образования и науки №322 от 17.07.2015г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static.klasnaocinka.com.ua/uploads/editor/3890/337348/sitepage_104/files/koncepciya_patrioticheskogo_vospitaniya_detey_i_uchascheysya_molodezhi_doneckoy_narodnoy_respubliki.pdf
7. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка / В.К. Бальсевич. – М.: 1996, №1. – с. 23.
8. Бреславец М.В. Использование здоровье сберегающих технологий на уроках физической культуры [Электронный ресурс] / М.В. Бреславец. – Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/614838/
9. Герасев А.В. Интеграция средств начальной военной подготовки и физической культуры при обучении старшеклассников [Электронный ресурс] / А.В. Герасев. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/integratsiya-sredstv-nachalnoi-voennoi-podgotovki-i-fizicheskoi-kultury-pri-obuchenii-starsh
10. Колесина К.Ю. Построение процесса обучения на интегрированной основе / К.Ю. Колесина. – Ростов-на-Дону, 1995. - с. 143.
11. Коваль В.В. Методика физической подготовки допризывной молодежи в пространстве физкультурно-патриотического воспитания [Электронный ресурс] / В.В. Коваль. – Режим доступа: http://www.dslib.net/fiz-vospitanie/metodika-fizicheskoj-podgotovki-doprizyvnoj-molodezhi-v-prostranstve-fizkulturno.html
13. Мельничук Ю.В. Программы среднего общего образования физическая культура 1-11 класс. Программа для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс] // Ю.В. Мельничук, К.В. Хрип, Л.Л. Киселева и др. – Донецк, 2015. – 148 с. – Режим доступа: http://old.mondnr.ru/wp-content/uploads/2015/Programms/SO/PR_1-11_Fizkultura.pdf
15. Никонков Е.В. Подготовка граждан к прохождению военной службы [Электронный ресурс] / Е.В. Никонков. – Режим доступа: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/01/30/referat-podgotovka-grazhdan-k-voinskoy-sluzhbe.
16. Федорова И.В. Использование современных образовательных технологий на уроках физической культуры / И.В. Федорова. – Тольятти, 2012.
17. Фоменко В.Т. Построение обучения на интегративной основе. Современный образовательный процесс: содержание, технологии, организационные формы / В.Т. Фоменко. – Ростов-на-Дону. – 1996. – с. 67-72.
18. Чернов О.А. Развивать физические качества у юношей 9-10 классов на уроках физической культуры / О.А. Чернов // Физическая культура в школе. – 1988, № 10. – с. 23-27.
19. Шамсутдинов Ш.А. Методика подготовки допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы [Электронный ресурс] / Ш.А.Шамсутдинов. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru./metodika fizichesoy podgotovki.