Инновационно-исследовательская работа "Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ в вечерней школе"
Инновационно-исследовательская работа "Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ в вечерней школе"
Перед учителем ОБЖ стоит цель: учитывая физиологические и психологические особенности подростков – формировать личность безопасного типа – безопасного для самого человека и для общества в целом.Личность безопасного типа обладает достаточно высоким интеллектом, глубокими чувствами, волей, способностью к духовному и физическому саморазвитию и самосовершенствованию, потребностью к труду.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа "Формирование культуры безопасности жизнедеятельности на уроках ОБЖ в вечерней школе"»
Соколова В.И.,
учитель ОБЖ МБОУ ОСШ № 4
города Ульяновска
Инновационно - исследовательская работа
«Формирование культуры безопасности жизнедеятельности
на уроках ОБЖ в вечерней школе»
Человек (личность), будучи сам объектом, является субъектом системы безопасности. Он присутствует во всех системах безопасности, играя базовую системообразующую роль. Отсюда, обеспечение личной безопасности становится условием для всех других ее форм и уровней. Положение личности определяется состоянием общества, государства, природы, личность находится в фокусе практически всех опасностей, так как от любых деструктивных социально-политических, экологических, этнических и технических событий страдает именно человек как личность. Личную безопасность каждый человек может обеспечить себе и своей семье лишь частично, заботясь об этом в рамках закона и не пренебрегая интересами общества и государства.
Основным и наиболее комплексным универсальным инструментом обеспечения безопасности призвано быть государство, которое должно дополнять усилия граждан и общественных организаций, защищать всех индивидуумов, все социальные группы, все общество (нацию) в целом. Это изначально его основная функция и предназначение. Государство выступает регулятором системных связей и отношений в обществе, как социальной системе, является его основной политической организацией, располагающей специальными органами и механизмом управления ими. Выполнение им регулирующей и защитной функции, гарантирующей целостность, самостоятельность и устойчивость социальной системы от воздействия изнутри и извне, предопределяет его роль как главного субъекта национальной безопасности. Объективная необходимость удовлетворения жизненно важных потребностей и интересов, а также преодоления опасностей и угроз обуславливает стремление к созданию системы обеспечения безопасности страны, национальной безопасности.
Дети, школьники – это самая уязвимая часть общества, открытая для всех опасностей и угроз, больше всех страдающая на изломах общества, в смутные, кризисные времена. Именно им наносится самый большой вред аномальными явлениями в окружающей их социальной среде. Сферами их жизнедеятельности являются семья, учеба, труд, досуг. Каждая из них играет свою специфическую роль в судьбе детей, порой диаметрально-противоположную: где-то учат любви, добру, честности, а где-то дают уроки ненависти, насилия, безнравственности. В каждой из них таятся реальные или потенциальные опасности и угрозы для ребенка. Детский и особенно подростковый возраст издавна считается трудным, легко ранимым, кризисным, переломным. Им всегда хочется скорее стать взрослыми, попытаться как-то вырваться из-под опеки семьи, контроля школы, проявить свою самостоятельность, не внимая даже самым разумным и добрым советам взрослых. Они постоянно ищут себя, главным образом методом проб и ошибок, нередко во вред себе и окружающим. В подростковом возрасте «чувство взрослости» подкрепляется быстрым физическим развитием, половым созреванием, тем, что определяется как акселерация. Многие ценностные ориентиры общества, считавшиеся незыблемыми, оказались утраченными (пионерское движение, комсомол). Более того, изменились
нормы поведения в обществе: многое, что считалось раньше негативным, стало приемлемым и наоборот (криминализация общества).
Поэтому закономерно желание подрастающего поколения пойти своим путем, максимально при этом самовыразиться и самореализоваться. При этом не обязательно реализовать себя в учебе, спорте, творчестве и т.д. Обществу остается только найти реальные возможности для социально полезной самореализации детей.
Согласно некоторым исследованиям от 6% до 10% учащихся по своим возможностям не в состоянии усвоить школьную программу. Однако самоутверждение этой части учеников ничуть не меньше, и она ищет свою область реализации.
Наше подрастающее поколение можно условно разделить на тех, у кого есть эти возможности и у кого они ограничены. Собственно, здесь уже происходит первичное расслоение детей и подростков на «учащихся и неучащихся», способных и неспособных, материально обеспеченных и необеспеченных, сильных и слабых, избранных и изгоев, работающих и неработающих. Если первые уверены в себе и у них довольно высокие самооценки, то у вторых развивается комплекс неполноценности, ощущение ущербности и ненужности обществу. И, тем не менее, и та и другая группы ищут свои способы, пути и формы самореализации, к сожалению, не всегда проверенные.
У подростков есть врожденная и приобретенная тяга к социальному общению, прежде всего к неформальному. Этот возраст характеризуется неустойчивостью личности, которая легко поддается влиянию, ложным ценностям и соблазнам, легко воспринимает информационное воздействие. В силу этих причин они нередко становятся объектом и даже жертвами агрессии как внутренних, так и внешних злонамеренных, аморальных, асоциальных, мафиозных элементов.
Поведение детей и подростков объясняется, прежде всего, той логикой, которая происходит под воздействием семьи, школы, государства, угнетенность детского мира, низким статусом ребенка. От него требуют одного – покорности и послушания, причем не столько внутреннего, сколько внешнего проявления.
Мы, взрослые, не осознаем ту черту, тот предел, за который не должна переходить зависимость от нас детей, когда мы должны всячески поощрять их самоутверждение, самостоятельность.
Да, нынешние дети не похожи на своих предшественников. Сегодня у них все другое: взгляды, ценности, убеждения. Они более рациональны, прагматичны, приспособлены к той вульгарной жизни, которую им навязали взрослые, не задумываясь о последствиях для них и последующих поколений. Ясно одно, что существующие проблемы детства, отрочества будут иметь тяжелые последствия, к тому же не в столь отдаленном будущем. Когда мы говорим, что будущее страны за нынешними десяти - четырнадцатилетними, то это мало внушает оптимизма оттого, что наше отношение коренным образом вряд ли изменится.
Учитывая все это: возрастные и психологические особенности мы должны воспитывать, включая и уроки ОБЖ, личность безопасного типа, то есть ориентировать своих учеников на добро.
Личность безопасного типа имеет общинно – коллективистские (соборные) мотивы, побуждающие человека-гражданина к жизнедеятельности в традициях взаимной помощи, участливости, милосердия, исключающих получение корысти из затруднений, слабости окружающих людей, проявления агрессивности, жестокости, не допускающих хищнического отношения к природе. Это человек, осознающий высокий смысл своей деятельности, свое гуманистическое предназначение, стремящийся жить в гармонии с самим собой, окружающими, природой.
Он уважает историю и традиции общества, в котором живет, сложившуюся в нем систему ценностей, законов, проявляет заботу о жизни, здоровье и безопасности людей, с которыми совместно проживает. Личность безопасного типа обладает достаточно высоким интеллектом, глубокими чувствами, волей, способностью к духовному и физическому саморазвитию и самосовершенствованию, потребностью к труду.
Это человек, свободно ориентирующийся в конкретных жизненных условиях.
В современных условиях назрела потребность в формировании нового поколения людей, способных к более продуктивной работе, целеустремленной деятельности по сохранению своего здоровья, окружающей среды, природы, безопасного общественного и личностного бытия. В формировании личности безопасного типа:
- обеспечить формирование психологических установок и развитие у школьников практических навыков и привычек для безопасного существования;
а) перейти на учебно-воспитательные технологии, позволяющие сотрудничество учителя и учеников, гармонично развивать интеллектуальные, эмоциональные и волевые личностные качества;
б) достичь принципиального общественного согласия в национальной идее, цели и стратегии развития России, смысла и содержания жизни человека, норм и правил общежития.
Новая система национального воспитания основана на моральной вовлеченности человека в общественную жизнь, на любви к Родине, ответственности граждан за судьбу России, ее безопасность.
Великий российский ученый, академик В.И.Вернадский выдвинул идею ноосферы – гармонической планетной биосферы с интеллектуальным потенциалом человечества. Он исходил из того, что человеческий фактор – доминанта развития биосферы, а человеческая деятельность – эволюция Земли, формирование идет в русле развития русского национального характера: добротолюбие, широта натуры, доверчивость, глубина чувств и преданность земле предков, любовь к самостоятельному и общественному труду, приверженность к старым традициям, верованиям, готовность откликнуться, преодолеть себя, если нужно для Родины и Отечества.
Одним из элементов формирования личности безопасного типа является развитие культуры страдания в особо трудных ситуациях, умение вытерпеть испытания, посланные судьбой. По совету французского философа Ларошфуко: «С судьбой следует обходиться, как со здоровьем, когда она нам благоприятствует – наслаждаться ею, а когда начинает капризничать – терпеливо выжидать, не прибегая к сильнодействующим средствам».
Безопасное существование станет реальностью:
- если человек не вредит себе и обществу;
- если каждый гражданин станет источником усилий по спасению народа от братоубийственной войны;
- когда будет достигнут высокий общественный престиж и материальная обеспеченность людей;
- когда каждая семья получит достаточное время для досуга и материальные средства для духовного и физического совершенствования;
- если мы научимся поддерживать здоровый образ жизни в рамках административно-территориального образования.
Перед учителем ОБЖ стоит цель: учитывая физиологические и психологические особенности подростков – формировать личность безопасного типа – безопасного для самого человека и для общества в целом.
В ОСШ № 4 преподавание предмета ОБЖ ведется по авторской программе. Мы рассматриваем с учащимися следующие темы:
Наш - дом источник опасности (электробезопасность, пожарная безопасность, экология жилого помещения).
Дорожно-транспортная безопасность (правила пользования различными видами транспорта).
Стихийные бедствия, природа и безопасность человека (правила поведения при землятресении, наводнении, оползнях, горных обвалах, ураганах, бурях, снежных заносах, грозе, граде, засухе, лесных пожарах, при встрече с дикими животными, ядовитыми змеями).
Производственные, транспортные аварии и возможные опасности для жизни и здоровья человека (защита от СДЯВ, радиоактивных и химических веществ, правила поведения при взрывах, пожарах, при гидродинамических авариях).
Основные мероприятия по защите населения в ЧС мирного и военного времени (правила поведения при захвате террористами заложников, при нападении воздушного противника, при химическом и бактериологическом заражении).
Основы военной службы (основы обороны государства, международное гуманитарное право, воинская дисциплина и её значение в современных условиях, качества Российского гражданина, характеризующего его как защитника Отечества ).
Социальные опасности (как не стать жертвой преступления).
Оказание первой медицинской помощи (при кровотечениях, ранениях, переломах, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, отравлении, утоплении, инфекционных заболеваниях, травматическом шоке и вывихах, при сахарном диабете, аллергии, эпилепсии, истерии, гипертонии, мигрени, обмороке, суициде, алкоголизме, наркомании, ДТП, ЭРП при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания)
Основы здорового образа жизни (факторы, разрушающие и сохраняющие здоровье, охрана репродуктивного здоровья).
Наша главная цель состоит в том, чтобы учащиеся ориентировались на добро, созидание, развитие и способность к защите себя на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков, умений.