Инновационно-исследовательская работа "Учет физиологических и психологических особенностей подростков в воспитании личности безопасного типа на уроках ОБЖ" "
Инновационно-исследовательская работа "Учет физиологических и психологических особенностей подростков в воспитании личности безопасного типа на уроках ОБЖ" "
Подростковый возраст является одним из ответственных этапов физиологического и психического развития человека, становления его личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа "Учет физиологических и психологических особенностей подростков в воспитании личности безопасного типа на уроках ОБЖ" "»
В.И. Соколова,
МБОУ «Открытая (сменная)
школа № 4», г. Ульяновск
УЧЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА НА УРОКАХ ОБЖ
Многие ученые, педагоги, психологи занимались и продолжают заниматься изучением физиологических и психологических особенностей подросткового возраста.
Подростковый возраст является одним из ответственных этапов физиологического и психического развития человека, становления его личности.
В этом возрасте происходит постепенная подготовка организма школьников к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки ряда гормонов (гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы и др.). Их одновременное взаимодополняющее действие обеспечивает правильное развитие человека. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В подростковом возрасте могут возникать временные функциональные расстройства различных органов: изменение сердечно-сосудистой системы, так называемое «сердце подростка», характеризующееся увеличением размеров сердца и появлением шумов при его прослушивании. Чаще изменение с сердечно-сосудистой системой отмечается у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно физической культурой и спортом или, наоборот, – при его чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках.
Нередко у школьников при длительной работе за компьютером, интенсивном чтении, умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения; при продолжительном сидении, стоянии – может возникнуть головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота.
Возможность проявления этих отклонений подросток должен предвидеть и в случае их проявления уметь вести себя. Необходимо правильно чередовать умственную и физическую нагрузки, а при появлении каких-либо отклонений в самочувствии советоваться с родителями, учителем, врачом.
Подростковый возраст – период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств.
Самосознание обучающихся приобретает качественно новый характер, оно связано, с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устремлений.
Чувство взрослости у них, с одной стороны, становится глубже и острее. С другой стороны, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше школьник стремился, чтобы его признали взрослым, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, и вызывающие формы поведения. Для этого периода характерны устремление в будущее, поиск смысла жизни. Поэтому подростки ориентируются на общество, на свою будущую роль в обществе. Их глубоко интересуют различные явления за пределами семьи и школы. В то же самое время усиливается рефлексия, самоуглубление. Отсюда – повышенная избирательность общения, его эмоциональная насыщённость.
Психическое здоровье проявляется душевным равновесием, умением владеть собой, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.
Без знания физиологических и психологических особенностей подросткового возраста невозможно сформировать личность безопасного типа, которая так необходима в наше беспокойное время.
Ведущее место в реализации этой деятельности занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, а также при оказании помощи пострадавшим. Курс нацелен на приобретение учащимися ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности.
Для эффективного формирования культуры личности безопасного типа, учитель ОБЖ на своих уроках работает в следующих направлениях:
- социальная безопасность (цикл уроков по теме «Как не стать жертвой преступления»);
- физическая безопасность (темы: «Духовное и физическое здоровье, их взаимосвязь», «Общественное и индивидуальное здоровье, их взаимосвязь» и др.);
- экологическая безопасность (тема «Экология жилого помещения» и др.);
- безопасность в чрезвычайных ситуациях (Правила поведения при землетрясении, наводнении, оползнях, горных обвалах, ураганах, бурях, снежных заносах, грозе, граде, засухе, лесных пожарах, при встрече с дикими животными, ядовитыми змеями);
- правовая безопасность (темы: «Международное гуманитарное право»; «Основы семейного права»; «Правовые основы военной службы»; «Правовые основы борьбы с терроризмом» и др.);
- национальная и военная безопасность (цикл уроков по темам: «Основы обороны государства», «Роль и место Вооружённых Сил РФ в системе обеспечения национальной безопасности» и др.);
- медицинская безопасность (Первая медицинская помощь при кровотечениях, ранениях, переломах, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, отравлении, утоплении, инфекционных заболеваниях, травматическом шоке и вывихах, при сахарном диабете, аллергии, эпилепсии, истерии, гипертонии, мигрени, обмороке, суициде, алкоголизме, наркомании, ДТП, ЭРП при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания).
Все направления тесно связаны между собой. Уроки, мероприятия, проводимые в рамках того или иного направления, дополняют и расширяют знания учащихся.
Таким образом, учитель, учитывая физиологические и психологические особенности подростков, способствует воспитанию личности безопасного типа – безопасного для самого человека и для общества в целом, и ориентирует учащихся на добро, созидание, развитие и способность к защите себя и окружающих на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков, умений.
Список литературы:
Воробьёв, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения/ Ю.Л. Воробьёв, В.А. Тучков; под общ. ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Деловой экспресс, 2011. – 248 с.
Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – СПб.: Речь, 2010. – 289 с.
Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5–11 классы/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер.– М.: ВАКО, 2011. – 176 с.