kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационно-исследовательская работа "Учет физиологических и психологических особенностей подростков в воспитании личности безопасного типа на уроках ОБЖ" "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый возраст является одним из ответственных этапов физиологического и психического развития человека, становления его личности.

Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа "Учет физиологических и психологических особенностей подростков в воспитании личности безопасного типа на уроках ОБЖ" "»

В.И. Соколова,

МБОУ «Открытая (сменная)

школа № 4», г. Ульяновск


УЧЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА НА УРОКАХ ОБЖ


Многие ученые, педагоги, психологи занимались и продолжают заниматься изучением физиологических и психологических особенностей подросткового возраста.

Подростковый возраст является одним из ответственных этапов физиологического и психического развития человека, становления его личности.

В этом возрасте происходит постепенная подготовка организма школьников к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки ряда гормонов (гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы и др.). Их одновременное взаимодополняющее действие обеспечивает правильное развитие человека. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В подростковом возрасте могут возникать временные функциональные расстройства различных органов: изменение сердечно-сосудистой системы, так называемое «сердце подростка», характеризующееся увеличением размеров сердца и появлением шумов при его прослушивании. Чаще изменение с сердечно-сосудистой системой отмечается у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно физической культурой и спортом или, наоборот, – при его чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках.

Нередко у школьников при длительной работе за компьютером, интенсивном чтении, умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения; при продолжительном сидении, стоянии – может возникнуть головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота.

Возможность проявления этих отклонений подросток должен предвидеть и в случае их проявления уметь вести себя. Необходимо правильно чередовать умственную и физическую нагрузки, а при появлении каких-либо отклонений в самочувствии советоваться с родителями, учителем, врачом.

Подростковый возраст – период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств.

Самосознание обучающихся приобретает качественно новый характер, оно связано, с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устремлений.

Чувство взрослости у них, с одной стороны, становится глубже и острее. С другой стороны, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше школьник стремился, чтобы его признали взрослым, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, и вызывающие формы поведения. Для этого периода характерны устремление в будущее, поиск смысла жизни. Поэтому подростки ориентируются на общество, на свою будущую роль в обществе. Их глубоко интересуют различные явления за пределами семьи и школы. В то же самое время усиливается рефлексия, самоуглубление. Отсюда – повышенная избирательность общения, его эмоциональная насыщённость.

Психическое здоровье проявляется душевным равновесием, умением владеть собой, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Без знания физиологических и психологических особенностей подросткового возраста невозможно сформировать личность безопасного типа, которая так необходима в наше беспокойное время.

Ведущее место в реализации этой деятельности занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, а также при оказании помощи пострадавшим. Курс нацелен на приобретение учащимися ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности.

Для эффективного формирования культуры личности безопасного типа, учитель ОБЖ на своих уроках работает в следующих направлениях:

- социальная безопасность (цикл уроков по теме «Как не стать жертвой преступления»);

- физическая безопасность (темы: «Духовное и физическое здоровье, их взаимосвязь», «Общественное и индивидуальное здоровье, их взаимосвязь» и др.);

- экологическая безопасность (тема «Экология жилого помещения» и др.);

- безопасность в чрезвычайных ситуациях (Правила поведения при землетрясении, наводнении, оползнях, горных обвалах, ураганах, бурях, снежных заносах, грозе, граде, засухе, лесных пожарах, при встрече с дикими животными, ядовитыми змеями);

- правовая безопасность (темы: «Международное гуманитарное право»; «Основы семейного права»; «Правовые основы военной службы»; «Правовые основы борьбы с терроризмом» и др.);

- национальная и военная безопасность (цикл уроков по темам: «Основы обороны государства», «Роль и место Вооружённых Сил РФ в системе обеспечения национальной безопасности» и др.);

- медицинская безопасность (Первая медицинская помощь при кровотечениях, ранениях, переломах, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, отравлении, утоплении, инфекционных заболеваниях, травматическом шоке и вывихах, при сахарном диабете, аллергии, эпилепсии, истерии, гипертонии, мигрени, обмороке, суициде, алкоголизме, наркомании, ДТП, ЭРП при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания).

Все направления тесно связаны между собой. Уроки, мероприятия, проводимые в рамках того или иного направления, дополняют и расширяют знания учащихся.

Таким образом, учитель, учитывая физиологические и психологические особенности подростков, способствует воспитанию личности безопасного типа – безопасного для самого человека и для общества в целом, и ориентирует учащихся на добро, созидание, развитие и способность к защите себя и окружающих на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков, умений.


Список литературы:

  1. Воробьёв, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения/ Ю.Л. Воробьёв, В.А. Тучков; под общ. ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Деловой экспресс, 2011. – 248 с.

  2. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – СПб.: Речь, 2010. – 289 с.

  3. Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5–11 классы/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер.– М.: ВАКО, 2011. – 176 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколова Вера Ивановна

Дата: 25.04.2021

Номер свидетельства: 579254

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства