kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Инновационно-исследовательская работа "Учет физиологических и психологических особенностей подростков в воспитании личности безопасного типа на уроках ОБЖ" "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подростковый возраст является одним из ответственных этапов физиологического и психического развития человека, становления его личности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа "Учет физиологических и психологических особенностей подростков в воспитании личности безопасного типа на уроках ОБЖ" "»

В.И. Соколова,

МБОУ «Открытая (сменная)

школа № 4», г. Ульяновск


УЧЕТ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ В ВОСПИТАНИИ ЛИЧНОСТИ БЕЗОПАСНОГО ТИПА НА УРОКАХ ОБЖ


Многие ученые, педагоги, психологи занимались и продолжают заниматься изучением физиологических и психологических особенностей подросткового возраста.

Подростковый возраст является одним из ответственных этапов физиологического и психического развития человека, становления его личности.

В этом возрасте происходит постепенная подготовка организма школьников к взрослой жизни и соответствующим нагрузкам. В физиологическом отношении подростковый возраст обусловлен увеличением выработки ряда гормонов (гормон роста, половые гормоны, гормоны щитовидной железы и др.). Их одновременное взаимодополняющее действие обеспечивает правильное развитие человека. В это время происходит половое созревание, сопровождающееся ускоренным физическим развитием. В подростковом возрасте могут возникать временные функциональные расстройства различных органов: изменение сердечно-сосудистой системы, так называемое «сердце подростка», характеризующееся увеличением размеров сердца и появлением шумов при его прослушивании. Чаще изменение с сердечно-сосудистой системой отмечается у подростков с ограниченной двигательной активностью, не занимающихся регулярно физической культурой и спортом или, наоборот, – при его чрезмерных, не соответствующих возрасту физических нагрузках.

Нередко у школьников при длительной работе за компьютером, интенсивном чтении, умственной нагрузке появляются различные нарушения зрения; при продолжительном сидении, стоянии – может возникнуть головокружение, неприятное ощущение в области сердца, живота.

Возможность проявления этих отклонений подросток должен предвидеть и в случае их проявления уметь вести себя. Необходимо правильно чередовать умственную и физическую нагрузки, а при появлении каких-либо отклонений в самочувствии советоваться с родителями, учителем, врачом.

Подростковый возраст – период гражданского становления человека, его социального самоопределения, активного включения в общественную жизнь, формирования духовных качеств.

Самосознание обучающихся приобретает качественно новый характер, оно связано, с потребностью осознать и оценить морально-психологические свойства своей личности уже в плане конкретных жизненных целей и устремлений.

Чувство взрослости у них, с одной стороны, становится глубже и острее. С другой стороны, по мере приближения к объективной взрослости, оно трансформируется в своеобразное чувство самоутверждения, проявляющееся в стремлении выразить свою индивидуальность. Если раньше школьник стремился, чтобы его признали взрослым, ничем не отличаться от них, то теперь он хочет, чтобы признали его индивидуальность, своеобразие, оригинальность, его право чем-то выделяться из общей массы взрослых. Отсюда и утрирование моды, и вызывающие формы поведения. Для этого периода характерны устремление в будущее, поиск смысла жизни. Поэтому подростки ориентируются на общество, на свою будущую роль в обществе. Их глубоко интересуют различные явления за пределами семьи и школы. В то же самое время усиливается рефлексия, самоуглубление. Отсюда – повышенная избирательность общения, его эмоциональная насыщённость.

Психическое здоровье проявляется душевным равновесием, умением владеть собой, способностью быстро приспосабливаться к сложным ситуациям и их преодолевать, в короткое время восстанавливать душевное равновесие.

Без знания физиологических и психологических особенностей подросткового возраста невозможно сформировать личность безопасного типа, которая так необходима в наше беспокойное время.

Ведущее место в реализации этой деятельности занимает курс «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретение ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, а также при оказании помощи пострадавшим. Курс нацелен на приобретение учащимися ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к потенциально наиболее опасным видам деятельности.

Для эффективного формирования культуры личности безопасного типа, учитель ОБЖ на своих уроках работает в следующих направлениях:

- социальная безопасность (цикл уроков по теме «Как не стать жертвой преступления»);

- физическая безопасность (темы: «Духовное и физическое здоровье, их взаимосвязь», «Общественное и индивидуальное здоровье, их взаимосвязь» и др.);

- экологическая безопасность (тема «Экология жилого помещения» и др.);

- безопасность в чрезвычайных ситуациях (Правила поведения при землетрясении, наводнении, оползнях, горных обвалах, ураганах, бурях, снежных заносах, грозе, граде, засухе, лесных пожарах, при встрече с дикими животными, ядовитыми змеями);

- правовая безопасность (темы: «Международное гуманитарное право»; «Основы семейного права»; «Правовые основы военной службы»; «Правовые основы борьбы с терроризмом» и др.);

- национальная и военная безопасность (цикл уроков по темам: «Основы обороны государства», «Роль и место Вооружённых Сил РФ в системе обеспечения национальной безопасности» и др.);

- медицинская безопасность (Первая медицинская помощь при кровотечениях, ранениях, переломах, ожогах, тепловом и солнечном ударе, отморожении, отравлении, утоплении, инфекционных заболеваниях, травматическом шоке и вывихах, при сахарном диабете, аллергии, эпилепсии, истерии, гипертонии, мигрени, обмороке, суициде, алкоголизме, наркомании, ДТП, ЭРП при остановке сердечной деятельности и прекращении дыхания).

Все направления тесно связаны между собой. Уроки, мероприятия, проводимые в рамках того или иного направления, дополняют и расширяют знания учащихся.

Таким образом, учитель, учитывая физиологические и психологические особенности подростков, способствует воспитанию личности безопасного типа – безопасного для самого человека и для общества в целом, и ориентирует учащихся на добро, созидание, развитие и способность к защите себя и окружающих на уровне высокоразвитых духовных качеств, навыков, умений.


Список литературы:

  1. Воробьёв, Ю.Л. Основы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения/ Ю.Л. Воробьёв, В.А. Тучков; под общ. ред. Ю.Л. Воробьёва. – М.: Деловой экспресс, 2011. – 248 с.

  2. Розум, С. И. Психология социализации и социальной адаптации человека / С. И. Розум. – СПб.: Речь, 2010. – 289 с.

  3. Кузнецов, В.С. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика преподавания предмета: 5–11 классы/ В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий, М.И. Хабнер.– М.: ВАКО, 2011. – 176 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Соколова Вера Ивановна

Дата: 25.04.2021

Номер свидетельства: 579254


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1850 руб.
2640 руб.
1380 руб.
1970 руб.
1480 руб.
2110 руб.
1710 руб.
2440 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства