Инновационно-исследовательская работа "Инновационные технологии на уроках ОБЖ"
Инновационно-исследовательская работа "Инновационные технологии на уроках ОБЖ"
Инновационная деятельность - целенаправленное преобразование содержания обучения. Инновационный подход позволяет формировать и развивать учебные знания и умения, развивать положительную мотивацию к изучению курса ОБЖ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Инновационно-исследовательская работа "Инновационные технологии на уроках ОБЖ"»
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ ОБЖ
Инновационная деятельность – целенаправленное преобразование содержания обучения и организационно – технологических основ образовательного процесса, направленное на повышение качества образовательных услуг, конкурентоспособности образовательных учреждений и их выпускников, обеспечение всестороннего личностного и профессионального развития обучаемых. Инновационная деятельность способствует формированию у школьников не только глубоких знаний, но и умений самостоятельно добывать эти знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально- волевые и физические умения.
Современный учитель, приходя сегодня в класс, наверное, задает такие вопросы: «Как заинтересовать учеников своим предметом? Как обычный урок сделать необычным? Как неинтересный материал представить интересным? Как с современными детьми говорить на современном языке?» В решении этих вопросов, на мой взгляд, поможет инновационный подход к преподаванию, современные образовательные технологии, которые позволяют формировать и развивать учебные знания и умения, развивать положительную мотивацию к изучению курса ОБЖ.
В своей работе предпочтение отдаю следующим технологиям:
- игровые технологии. Игры оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают организаторские способности, воспитывают чувство сопереживания, стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем, повышают эффективность образования учащихся в области безопасности жизнедеятельности. Правильный отбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков (для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ можно использовать интеллектуальные игры: «Брейн-ринг», «Что? Где? Когда?», в которых учащимся можно предложить разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок; при изучении нового материала можно использовать ролевые игры: «Поисково-спасательная операция», «Защита от хлора», «Авиакатастрофа в пустыни»«Правила поведения в криминогенных ситуациях» и т.д., где учащиеся получают различные роли, а это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению);
- здоровьесберегающие технологии. Преподавание ОБЖ подразумевает постоянное использование здоровъесберегающих технологий. Кроме того, одним из главных направлений здоровьесбережения является создание благоприятного психологического климата на уроках и повышения интереса к предмету. Физкультминутки, динамические паузы, пальчиковая гимнастика, зарядка для глаз снимают усталость и раздражительность. Учу детей самостоятельно использовать эти приемы;
- технология уровневой дифференциации. Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления.
Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех учащихся, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку;
- технология интегрированного обучения. Актуальность проблемы межпредметных связей в обучении обусловлена объективными процессами в современном мире. Обучающиеся часто не видят взаимосвязи между отдельными школьными предметами, а без нее невозможно понять суть многих явлений в природе. Например, при изучении чрезвычайных ситуаций в 8 классе в курсе ОБЖ, часто обращается внимание на знания, данные на географии и обществознании. При изучении курса ОБЖ в 10-12 классах используются знания, полученные при изучении истории. Интеграция позволяет формировать новый интерактивный способ мышления современного ученика. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переносить знания из одной отрасли в другую. В результате достигается целостное восприятие действительности, как необходимой предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Именно на этих уроках, в большей мере, происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной;
- технология проектной и исследовательской деятельности. Метод проектов позволяет обучающимся осваивать не только теорию, но и практику безопасной жизнедеятельности, развивает мышление, творческие способности, позволяет каждому ученику участвовать в учебном процессе, помогает выполнять работу в собственном ритме, четко планировать свою деятельность и принимать во внимание время, ресурсы, методы и приемы деятельности, видеть начальный, промежуточный и конечный результат совместной деятельности, корректировать отдельные этапы, вносить изменения и поправки с целью достижения запланированных результатов.
Результатом проекта может быть реферат, буклет, презентация, доклад, деловая игра, видеоролики, инструкции на различные темы: «Первая помощь при различных ЧС», «Основы медицинской помощи», «Боевые традиции», «Дни воинской славы», «Служу Отечеству» и другие.
- нформационные и коммуникационные технологии. Проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Посредством таких уроков активизируются психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление; гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного интереса. Подход к каждому ученику должен быть индивидуальным, поэтому предлагаю им творческие задания, выполнение которых предполагает использование информационно-коммуникационных технологий: работу с Интернет-ресурсами, создание презентаций и т.д. Лучшие работы учащихся используются в качестве учебного пособия при проведении занятий по соответствующей тематике. При этом обязательно называется автор работы.
Таким образом, применение инновационных технологий на уроках ОБЖ позволило повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Главное это то, что учащиеся приобретают навык учиться самостоятельно. Ведь теперь они в меньшей мере слушатели, а в большей мере сами организуют и процесс, и активную его деятельность. Использование педагогических технологий дало мне, как учителю, продуктивно использовать учебное время и добиться положительных результатов.