kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Геоэкологический кружок (Авторская программа Кутузова Андрея Александровича учителя ОБЖ МБОУ "Школа № 169)

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время резко возрос интерес к геоэкологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. В настоящее время экологические проблемы приобретают все более глобальный характер. Особо остро они осуществляются в крупных городах. Люди с тем мировоззрением которое у них сейчас есть, не понимают что они уничтожают достояние своего города и своей страны. Они уничтожают то, что их предки столько лет сохраняли. Если все будет протекать так и дальше, то мы потеряем все достояния нашей страны и в частности памятники природы города Нижнего Новгорода Автозаводского района. Для того чтобы разрешить эту проблему нужно перестроить мышление каждого отдельного человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«геоэкологический кружок (Авторская программа Кутузова Андрея Александровича учителя ОБЖ МБОУ "Школа № 169) »

2.2.Авторские методические разработки использования информационно-коммуникативных технологий в рамках кружка «Малышевские гривы памятник природы Автозаводского района»

Пояснительная записка:

В настоящее время резко возрос интерес к геоэкологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. В настоящее время экологические проблемы приобретают все более глобальный характер. Особо остро они осуществляются в крупных городах. Люди с тем мировоззрением которое у них сейчас есть, не понимают что они уничтожают достояние своего города и своей страны. Они уничтожают то, что их предки столько лет сохраняли. Если все будет протекать так и дальше, то мы потеряем все достояния нашей страны и в частности памятники природы города Нижнего Новгорода Автозаводского района. Для того чтобы разрешить эту проблему нужно перестроить мышление каждого отдельного человека.

Актуальность темы:

Программа охватывает большой круг естественно научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. Большая часть часов в программе отводиться на изучение природы Автозаводского района города Нижнего Новгорода. Таким образом, актуальность программы заключается в углублении геоэкологтческих знаний в сочетании с различными формами работы. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края.

Цели:

  1. Углубление эколого-географических знаний учащихся.

  2. Формирование экологической культуры учащихся.

  3. Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.

  4. сбор и анализ информации об экологической обстановке памятника природы Нижнего Новгорода Автозаводского района Малышевские гривы. 

Задачи:

  1. образовательная - выявить актуальность проблемы охраны природы в наши дни на территории области

  2. воспитательная - формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе;

  3. развивающая - способствовать формированию умений анализировать, размышлять и обобщать библиографический материал, формированию творческой деятельности

Типология проекта:

  • предметно-содержательная областьмежпредметный проект (материалы по географии и экологии)

  • по доминирующей деятельностиисследовательский

  • по продолжительности – длительный

  • по количеству участников – групповой

В работе будут использоваться следующие этапы творчества:

  1. Экспрессивное

  2. Продуктивное

  3. Инновационное

  4. Порождающее


Каждому этапу в кружке соответствует определенный вид информационно-коммуникативных технологий и этап творчества.

Этапы творчества

Тип проекта

ИКТ

Темы и разделы кружка.

1.Экспрессивное творчество

Ролевой-игровой

Демонстрационные, учебно-игровые

Охрана природы Малышевских грив.

2.Продуктивное творчество

Творческий,

практико-ориентированный

Информационно-поисковые(с использованием програмных средств: Google Maps),Моделирующие

Взаимодействия человека и природы


3.Инновационное творчество

Информационный

Интерактивные ,информационно-поисковые(с использованием Интернет ресурсов),демонстрационные

Наследие Автозавода

4.Порождающее творчество

Исследовательский

Демонстрационные, моделирующие (Coral draw)

Составление экологической карты – «Малышевские гривы»





Результатом проекта на разных уровнях творчества может являться презентация. Электронная презентация – это творческое представление своих мыслей и идей в лаконичном виде на основе компьютерной слайдовой программы Power Point.

Презентация необходима для того, чтобы заинтересовать и вовлечь аудиторию в решение значимых проблем. Презентация необходима не «о чем-то», а «зачем».

Основным инструментом электронной презентации является компьютерная слайдовая программа Power Point. Слайды – это своеобразная «нотная грамота», которую необходимо озвучить в соответствии с четкими правилами.

Представление информации в презентации происходит на основе эффективной взаимосвязи главных видов информации:

визуальной (глазами) - слайды; аудиальной (на слух) – устная речь; кинестетической - раздаточный материал.

Нами разработаны методические особенности создания электронных презентаций с целью развития творческой деятельности учащихся.

Правила создания электронной презентации включают несколько шагов :

Шаг 1. Начинать работу нужно с бумаги и карандаша. Четко сформулируйте на бумаге цель презентации - убеждение, доказательство, мотивация, вовлечение. Выделите ОБЪЕКТ презентации – то есть то, на чем в презентации у вас будет зафиксировано основное внимание и смысловая нагрузка.

Шаг 2. Определите продолжительность презентации в соответствии с правилом 10/20/30, где 10 – количество слайдов, 20 – время презентации, 30 – размер шрифта.

Шаг 3. Отберите содержание презентации, выстроите на бумаге логическую цепочку его представления и составьте текст. Ключевые моменты текста, которые необходимо запомнить аудитории, наделите эмоциями. Текст должен включать аргументы, факты, доказательства и эмоции.

Шаг 4. Сделайте так, чтобы Ваша презентация запомнилась - подберите эпиграф, девиз.

Шаг 5. В соответствии с логикой, целью и спецификой презентуемого материала создайте слайды. Слайды должны быть: 1. информативны, 2. наглядны, 3. содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку. Помните, изображения запоминаются лучше, чем слова и вызывают больше ассоциаций. Слайды должны включать:

ИЛЛЮСТРАЦИИ -  представляют реально существующий зрительный ряд.

ОБРАЗЫ - вызывают эмоцию или ассоциацию по теме, создают отношение к ней. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, ваша информация надолго останется в памяти человека.

ДИАГРАММЫ – представляют конкретные данные с целью убеждения путем логических взаимосвязей.

ТАБЛИЦЫ - структурируют информацию, облегчают  восприятие данных.

Помните! Печатный текст, устная речь, слайды, раздаточный материал взаимосвязаны, но не повторяют, а дополняют друг друга. Раздаточные материалы (раздаются в конце презентации) должны быть более информативны, по сравнению с другими составляющими презентации.

Шаг 6. Техническое создание презентации.

Найдите логотип программы Power Point в вашем компьютере. Подберите  дизайн и форматируйте слайды. Вставьте картинки и текст. Подберите их логическое расположение и размер, цвет фона и продумайте единый стиль презентации. Главную мысль презентации выделите форматом,  анимацией или усильте яркой картинкой. При компоновке слайдов презентации учитывайте правило – «сначала смысл, потом описание».





Темы по разделам геоэкологического кружка.

Проект экспрессивного творчества.

Тема: Охрана памятника природы Малышевских грив

Цели: Установить какое влияние оказывает городская среда и человек на памятник природы.

Задачи:

  • оценить влияние экологических факторов городской среды  на памятник природы

  • Оценить влияние человеческой деятельности.



Актуальность: Проблема актуальна в связи с высокой экологической проблемой данной местности.

Типология проекта:

  • предметно-содержательная область - меж предметный проект (материалы по географии, экологии, биологии)

  • по доминирующей деятельностиисследовательский

  • по продолжительности – длительный

  • по количеству участников – групповой

Этапы реализации

№п/п

Этапы метода проектов


Элементы структуры проблемной личностно-смысловой ситуации



Методы и формы деятельности по решению экологических проблем

на каждом из этапов

1

Мотивационно-ориентировочный

мотивационный,

активизации


  • Мотивация. Человек сам создает сложную экологическую обстановку. Иногда преследуя благую цель – улучшить условия жизни, он загрязняет территорию, которая находится по соседству. В большинстве случаев это ведет к отрыву человека от естественной природной обстановки и к нарушению природных экосистем.

  • Формирование групп для проведения исследований,

  • Выдвижение гипотезы: Городская среда оказывает негативное влияние на зелёный массив находящийся по соседству.

  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации


2

Конструктивно-деятельностный

операционный

  • Учащиеся определяют для себя понятие «Памятник природы», «Экосистемы»

  • Основные категории памятников природы

  • К какой категории относится Малышевские гривы?

  • Обеспечение режима охраны памятников природы.

  • Разработать правила поведения на территории памятника природы.

  • Группа 1.выявляет отрицательное воздействие человека и городской среды в целом.

  • Группа 2.выявляет положительное воздействие человека и городской среды.

3

Рефлексивно-оценочный

рефлексии

  • самооценка, групповая рефлексия своей деятельности;

  • присвоение полученных всей группой результатов деятельности через оформление результатов проекта .Организация пресс-конференции


4

Презентация

созидания

защита проекта:

  • в игровой форме (пресс-конференция)








Проект продуктивного творчества.

Тема: Взаимодействие человека и природы

Цель урока:

  • рассмотреть сущность и формы взаимодействия человека и природы, коротко коснуться рассмотрения последствий этого взаимодействия

Задачи урока:

  • рассмотреть понятия "общество", "человек", "природа" и их взаимосвязь

  • узнать, к каким последствиям приводит взаимодействие человека и природы

  • развить творческое видение мира

  • развить мелкую моторику

  • улучшить навыки обобщения информации в таблице

  • пополнить знания с помощью видеоматериала

Актуальность темы: Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны.

Типология проекта:

  • предметно-содержательная областьмеж предметный проект (материалы по географии и экологии)

  • по доминирующей деятельностиисследовательский

  • по продолжительности – длительный

  • по количеству участников – групповой



Этапы реализации



№п/п

Этапы метода проектов


Элементы структуры проблемной личностно-смысловой ситуации



Методы и формы деятельности по решению экологических проблем

на каждом из этапов

1

Мотивационно-ориентированный

мотивационный,

активизации


Мотивация. Человек и природа разделимы они тесно связаны друг с другом.

  • Знакомятся с понятием «Географическая (окружающая) среда»

  • «Обмен» веществ между обществом и природой

  • Коллективное обсуждение «Путей решения природоохранных проблем».

2

Конструктивно-деятельностный

операционный

  • Проведение опроса «Убираешь ли ты мусор за собой»

  • изучение правовой базы(Конституция РФ, Экологическая доктрина РФ; Документ об охране окружающей среды; Национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999-2001 гг.;

  • нанесение на карту Автозаводского района мест с наиболее загрязненными участками территорий.

  • проведение экологической акции «Подними бумажку»

3

Рефлексивно-оценочный

рефлексии

  • самооценка, групповая рефлексия своей деятельности;

  • присвоение полученных всей группой результатов деятельности через оформление результатов проекта и презентации.

4

Презентация

созидания

защита проекта:

  • презентация




Проект инновационного творчества.

Тема: Наследие Автозавода

Цель:

  1. Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.

  2. Формировать и развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, звука и видео информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию.

  3. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности каждого за состояние окружающей среды.

Задачи:

  • углубить знания о памятниках природы на территории нашего района;

  • воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края;


Типология проекта:

  • предметно-содержательная областьмеж предметный проект (материалы по географии и экологии)

  • по доминирующей деятельностиисследовательский

  • по продолжительности – длительный

  • по количеству участников – групповой

Этапы реализации проекта

№п/п

Этапы метода проектов


Элементы структуры проблемной личностно-смысловой ситуации



Методы и формы деятельности по решению экологических проблем

на каждом из этапов

1

Мотивационно-ориентировочный

мотивационный,

активизации


  • «Мозговой штурм» (формирование тем исследований учеников)

  • Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем –

  • Выбор творческого названия проекта(совместно с учащимися)

  • Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе

  • Обсуждение со школьниками возможных источников информации

2

Конструктивно-деятельностный

операционный

  • Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе

  • Самостоятельная работа групп по выполнению заданий

  • Решение экологических задач

Задача 1.Зеленые растения ведут неподвижный образ жизни. Они беззащитны перед живыми существами, которые могут активно передвигаться, насекомыми, птицами, зверями. Человек используют их среду обитания как зону отдыха и сброса мусора. За долгую историю противоборства с этим механическим загрязнением, растения, животные, птицы выработали целый ряд приспособлений, помогающих им бороться за свою жизнь.

Какие примеры в борьбе за выживание растений вы можете привести?



3

Рефлексивно-оеночный

рефлексии

  • Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе

4

Презентация

созидания

  • Защита полученных результатов и выводов

,представление вариантов решения экологических проблем лесной зоны


Проект порождающего творчества.

Тема: Составление экологической карты – «Малышевские гривы»

Цель: сбор и анализ информации об экологической обстановке на территории памятника природы Малышевские гривы

Задачи:

  • образовательная - выявить актуальность проблемы охраны природы в наши дни на территории Малышевских грив

  • воспитательная - формировать экологическую культуру и бережное отношение к памятнику природы;

  • развивающая - способствовать формированию умений анализировать, размышлять и обобщать библиографический материал, формированию творческой деятельности







Типология проекта:

  • предметно-содержательная область – меж предметный проект (материалы по географии и экологии)

  • по доминирующей деятельностиисследовательский

  • по продолжительности – длительный

по количеству участников – групповой


Этапы реализации


№п/п

Этапы метода проектов


Элементы структуры проблемной личностно-смысловой ситуации



Методы и формы деятельности по решению экологических проблем

на каждом из этапов

1

Мотивационно-ориентированный

мотивационный,

активизации


  • Мотивация. Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Человек сам создает сложную экологическую обстановку. Иногда преследуя благую цель – улучшить условия жизни, он загрязняет территорию, которая находится по соседству. В большинстве случаев это ведет к отрыву человека от естественной природной обстановки и к нарушению природных экосистем.

  • коллективное обсуждение проекта и планирование его выполнения (беседа, заполнение таблицы на доске и т.п.);

  • определение целей и задач деятельности;

  • построение модели деятельности

2

Конструктивно-деятельностный

операционный

  • Описание экологической обстановки Нижегородской области. 

  • Анализ экологических проблем. Определение пространственной локализации экологических проблем;

  • установление перечня (набора) экологических проблем;

  • определение комбинации (сочетания) экологических проблем и отнесение выявленного ареала к той или иной степени остроты экологической ситуации . Выявляются территориальные сочетания экологических проблем.  Выделенные на карте территориальные сочетания экологических проблем разделяются на категории по остроте ситуаций: удовлетворительная, удовлетворительная, конфликтная, конфликтная, напряженная, напряженная, критическая, критическая, кризисная, кризисная, катастрофическая. Каждая категория на контурной карте отображается цветовым фоном. Знаковыми символами наносятся ареалы развития экологически опасных процессов и места размещения экологически опасных объектов.

  • Примерный перечень экологически опасных процессов: водная эрозия; ветровая эрозия и пыльные бури; загрязнение водных объектов; загрязнение почв; загрязнение атмосферы; выпадение кислотных осадков. Примерный перечень экологически опасных объектов: сброс строительного мусора, выпас скота, сброс промышленных отходов, вырубка деревьев, снятие дерна

  • Карта №1 Современная экологическая ситуация

  • Выделение функциональных зон территории  т.е. выделение территорий ,которые наиболее подвержены загрязнениям, наименее загрязнены и территории на которых начинаются необратимые процессы. Какой вы представляете область через 50 лет? Как изменится экологическая обстановка? Улучшится или ухудшится?


3

Рефлексивно-оценочный

рефлексии

  • самооценка

  • присвоение полученных результатов деятельности через оформление результатов проекта и презентации


4

Презентация

созидания

защита проекта:

  • оформление проекта в виде схемы, карты-учащиеся наносят на контурную карту Автозаводского района (территория Малышевских грив) в программе Coral draw районы экологических проблем и их территориальных сочетаний.









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кутузов Андрей Александрович

Дата: 09.09.2015

Номер свидетельства: 229538


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства