геоэкологический кружок (Авторская программа Кутузова Андрея Александровича учителя ОБЖ МБОУ "Школа № 169)
Геоэкологический кружок (Авторская программа Кутузова Андрея Александровича учителя ОБЖ МБОУ "Школа № 169)
В настоящее время резко возрос интерес к геоэкологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. В настоящее время экологические проблемы приобретают все более глобальный характер. Особо остро они осуществляются в крупных городах. Люди с тем мировоззрением которое у них сейчас есть, не понимают что они уничтожают достояние своего города и своей страны. Они уничтожают то, что их предки столько лет сохраняли. Если все будет протекать так и дальше, то мы потеряем все достояния нашей страны и в частности памятники природы города Нижнего Новгорода Автозаводского района. Для того чтобы разрешить эту проблему нужно перестроить мышление каждого отдельного человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«геоэкологический кружок (Авторская программа Кутузова Андрея Александровича учителя ОБЖ МБОУ "Школа № 169) »
2.2.Авторские методические разработки использования информационно-коммуникативных технологий в рамках кружка «Малышевские гривы памятник природы Автозаводского района»
Пояснительная записка:
В настоящее время резко возрос интерес к геоэкологическому воспитанию школьников. Только живя в полной гармонии с природой, человек сможет лучше понять её, а поняв, сохранить жизнь на Земле. В настоящее время экологические проблемы приобретают все более глобальный характер. Особо остро они осуществляются в крупных городах. Люди с тем мировоззрением которое у них сейчас есть, не понимают что они уничтожают достояние своего города и своей страны. Они уничтожают то, что их предки столько лет сохраняли. Если все будет протекать так и дальше, то мы потеряем все достояния нашей страны и в частности памятники природы города Нижнего Новгорода Автозаводского района. Для того чтобы разрешить эту проблему нужно перестроить мышление каждого отдельного человека.
Актуальность темы:
Программа охватывает большой круг естественно научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы. Большая часть часов в программе отводиться на изучение природы Автозаводского района города Нижнего Новгорода. Таким образом, актуальность программы заключается в углублении геоэкологтческих знаний в сочетании с различными формами работы. Работая в кружке, школьники расширяют свои знания о живой природе, о природе своего края.
Воспитание любви и бережного отношения к природе, соблюдение главного правила нахождения в природе “Не навреди!”.
сбор и анализ информации об экологической обстановке памятника природы Нижнего Новгорода Автозаводского района Малышевские гривы.
Задачи:
образовательная - выявить актуальность проблемы охраны природы в наши дни на территории области
воспитательная - формировать экологическую культуру и бережное отношение к природе;
развивающая - способствовать формированию умений анализировать, размышлять и обобщать библиографический материал, формированию творческой деятельности
Типология проекта:
предметно-содержательная область - межпредметный проект (материалы по географии и экологии)
по доминирующей деятельности - исследовательский
по продолжительности – длительный
по количеству участников– групповой
В работе будут использоваться следующие этапы творчества:
Экспрессивное
Продуктивное
Инновационное
Порождающее
Каждому этапу в кружке соответствует определенный вид информационно-коммуникативных технологий и этап творчества.
Этапы творчества
Тип проекта
ИКТ
Темы и разделы кружка.
1.Экспрессивное творчество
Ролевой-игровой
Демонстрационные, учебно-игровые
Охрана природы Малышевских грив.
2.Продуктивное творчество
Творческий,
практико-ориентированный
Информационно-поисковые(с использованием програмных средств: Google Maps),Моделирующие
Взаимодействия человека и природы
3.Инновационное творчество
Информационный
Интерактивные ,информационно-поисковые(с использованием Интернет ресурсов),демонстрационные
Наследие Автозавода
4.Порождающее творчество
Исследовательский
Демонстрационные, моделирующие (Coral draw)
Составление экологической карты – «Малышевские гривы»
Результатом проекта на разных уровнях творчества может являться презентация. Электронная презентация – это творческое представление своих мыслей и идей в лаконичном виде на основе компьютерной слайдовой программы Power Point.
Презентация необходима для того, чтобы заинтересовать и вовлечь аудиторию в решение значимых проблем. Презентация необходима не «о чем-то», а «зачем».
Основным инструментом электронной презентации является компьютерная слайдовая программа Power Point. Слайды – это своеобразная «нотная грамота», которую необходимо озвучить в соответствии с четкими правилами.
Представление информации в презентации происходит на основе эффективной взаимосвязи главных видов информации:
Нами разработаны методические особенности создания электронных презентаций с целью развития творческой деятельности учащихся.
Правила создания электронной презентации включают несколько шагов :
Шаг 1. Начинать работу нужно с бумаги и карандаша. Четко сформулируйте на бумаге цель презентации - убеждение, доказательство, мотивация, вовлечение. Выделите ОБЪЕКТ презентации – то есть то, на чем в презентации у вас будет зафиксировано основное внимание и смысловая нагрузка.
Шаг 2. Определите продолжительность презентации в соответствии с правилом 10/20/30, где 10 – количество слайдов, 20 – время презентации, 30 – размер шрифта.
Шаг 3. Отберите содержание презентации, выстроите на бумаге логическую цепочку его представления и составьте текст. Ключевые моменты текста, которые необходимо запомнить аудитории, наделите эмоциями. Текст должен включать аргументы, факты, доказательства и эмоции.
Шаг 4. Сделайте так, чтобы Ваша презентация запомнилась - подберите эпиграф, девиз.
Шаг 5. В соответствии с логикой, целью и спецификой презентуемого материала создайте слайды. Слайды должны быть: 1. информативны, 2. наглядны, 3. содержать минимум текста, максимум изображений, несущих смысловую нагрузку. Помните, изображения запоминаются лучше, чем слова и вызывают больше ассоциаций. Слайды должны включать:
ИЛЛЮСТРАЦИИ - представляют реально существующий зрительный ряд.
ОБРАЗЫ - вызывают эмоцию или ассоциацию по теме, создают отношение к ней. С помощью хорошо продуманных и представляемых образов, ваша информация надолго останется в памяти человека.
ДИАГРАММЫ – представляют конкретные данные с целью убеждения путем логических взаимосвязей.
ТАБЛИЦЫ - структурируют информацию, облегчают восприятие данных.
Помните! Печатный текст, устная речь, слайды, раздаточный материал взаимосвязаны, но не повторяют, а дополняют друг друга. Раздаточные материалы (раздаются в конце презентации) должны быть более информативны, по сравнению с другими составляющими презентации.
Шаг 6. Техническое создание презентации.
Найдите логотип программы Power Point в вашем компьютере. Подберите дизайн и форматируйте слайды. Вставьте картинки и текст. Подберите их логическое расположение и размер, цвет фона и продумайте единый стиль презентации. Главную мысль презентации выделите форматом, анимацией или усильте яркой картинкой. При компоновке слайдов презентации учитывайте правило – «сначала смысл, потом описание».
Темы по разделам геоэкологического кружка.
Проект экспрессивного творчества.
Тема: Охрана памятника природы Малышевских грив
Цели: Установить какое влияние оказывает городская среда и человек на памятник природы.
Задачи:
оценить влияние экологических факторов городской среды на памятник природы
Оценить влияние человеческой деятельности.
Актуальность: Проблема актуальна в связи с высокой экологической проблемой данной местности.
Типология проекта:
предметно-содержательная область -меж предметный проект (материалы по географии, экологии, биологии)
по доминирующей деятельности - исследовательский
по продолжительности – длительный
по количеству участников – групповой
Этапы реализации
№п/п
Этапы метода проектов
Элементы структуры проблемной личностно-смысловой ситуации
Методы и формы деятельности по решению экологических проблем
на каждом из этапов
1
Мотивационно-ориентировочный
мотивационный,
активизации
Мотивация. Человек сам создает сложную экологическую обстановку. Иногда преследуя благую цель – улучшить условия жизни, он загрязняет территорию, которая находится по соседству. В большинстве случаев это ведет к отрыву человека от естественной природной обстановки и к нарушению природных экосистем.
Формирование групп для проведения исследований,
Выдвижение гипотезы: Городская среда оказывает негативное влияние на зелёный массив находящийся по соседству.
Обсуждение со школьниками возможных источников информации
2
Конструктивно-деятельностный
операционный
Учащиеся определяют для себя понятие «Памятник природы», «Экосистемы»
Основные категории памятников природы
К какой категории относится Малышевские гривы?
Обеспечение режима охраны памятников природы.
Разработать правила поведения на территории памятника природы.
Группа 1.выявляет отрицательное воздействие человека и городской среды в целом.
Группа 2.выявляет положительное воздействие человека и городской среды.
3
Рефлексивно-оценочный
рефлексии
самооценка, групповая рефлексия своей деятельности;
присвоение полученных всей группой результатов деятельности через оформление результатов проекта .Организация пресс-конференции
4
Презентация
созидания
защита проекта:
в игровой форме (пресс-конференция)
Проект продуктивного творчества.
Тема: Взаимодействие человека и природы
Цель урока:
рассмотреть сущность и формы взаимодействия человека и природы, коротко коснуться рассмотрения последствий этого взаимодействия
Задачи урока:
рассмотреть понятия "общество", "человек", "природа" и их взаимосвязь
узнать, к каким последствиям приводит взаимодействие человека и природы
развить творческое видение мира
развить мелкую моторику
улучшить навыки обобщения информации в таблице
пополнить знания с помощью видеоматериала
Актуальность темы: Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны.
Типология проекта:
предметно-содержательная область - меж предметный проект (материалы по географии и экологии)
по доминирующей деятельности - исследовательский
по продолжительности – длительный
по количеству участников – групповой
Этапы реализации
№п/п
Этапы метода проектов
Элементы структуры проблемной личностно-смысловой ситуации
Методы и формы деятельности по решению экологических проблем
на каждом из этапов
1
Мотивационно-ориентированный
мотивационный,
активизации
Мотивация. Человек и природа разделимы они тесно связаны друг с другом.
Знакомятся с понятием «Географическая (окружающая) среда»
«Обмен» веществ между обществом и природой
Коллективное обсуждение «Путей решения природоохранных проблем».
2
Конструктивно-деятельностный
операционный
Проведение опроса «Убираешь ли ты мусор за собой»
изучение правовой базы(Конституция РФ, Экологическая доктрина РФ; Документ об охране окружающей среды; Национальный план действий по охране окружающей среды РФ на 1999-2001 гг.;
нанесение на карту Автозаводского района мест с наиболее загрязненными участками территорий.
проведение экологической акции «Подними бумажку»
3
Рефлексивно-оценочный
рефлексии
самооценка, групповая рефлексия своей деятельности;
присвоение полученных всей группой результатов деятельности через оформление результатов проекта и презентации.
4
Презентация
созидания
защита проекта:
презентация
Проект инновационного творчества.
Тема: Наследие Автозавода
Цель:
Расширить и углубить знания об особо охраняемых территориях.
Формировать и развивать навыки самостоятельной работы с источниками географической информации, звука и видео информации, выступать перед аудиторией и слушать выступления своих товарищей, отбирать главную информацию.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности каждого за состояние окружающей среды.
Задачи:
углубить знания о памятниках природы на территории нашего района;
воспитывать экологическую культуру, чувство патриотизма, ответственность за судьбу природы края;
Типология проекта:
предметно-содержательная область - меж предметный проект (материалы по географии и экологии)
по доминирующей деятельности - исследовательский
по продолжительности – длительный
по количеству участников – групповой
Этапы реализации проекта
№п/п
Этапы метода проектов
Элементы структуры проблемной личностно-смысловой ситуации
Методы и формы деятельности по решению экологических проблем
на каждом из этапов
1
Мотивационно-ориентировочный
мотивационный,
активизации
«Мозговой штурм» (формирование тем исследований учеников)
Формирование групп для проведения исследований, выдвижение гипотез решения проблем –
Выбор творческого названия проекта(совместно с учащимися)
Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе
Обсуждение со школьниками возможных источников информации
2
Конструктивно-деятельностный
операционный
Самостоятельная работа учащихся по обсуждению задания каждого в группе
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий
Решение экологических задач
Задача 1.Зеленые растения ведут неподвижный образ жизни. Они беззащитны перед живыми существами, которые могут активно передвигаться, насекомыми, птицами, зверями. Человек используют их среду обитания как зону отдыха и сброса мусора. За долгую историю противоборства с этим механическим загрязнением, растения, животные, птицы выработали целый ряд приспособлений, помогающих им бороться за свою жизнь.
Какие примеры в борьбе за выживание растений вы можете привести?
3
Рефлексивно-оеночный
рефлексии
Подготовка школьниками презентации по отчёту о проделанной работе
4
Презентация
созидания
Защита полученных результатов и выводов
,представление вариантов решения экологических проблем лесной зоны
Проект порождающего творчества.
Тема: Составление экологической карты – «Малышевские гривы»
Цель: сбор и анализ информации об экологической обстановке на территории памятника природы Малышевские гривы
Задачи:
образовательная - выявить актуальность проблемы охраны природы в наши дни на территории Малышевских грив
воспитательная - формировать экологическую культуру и бережное отношение к памятнику природы;
развивающая - способствовать формированию умений анализировать, размышлять и обобщать библиографический материал, формированию творческой деятельности
Типология проекта:
предметно-содержательная область – меж предметный проект (материалы по географии и экологии)
по доминирующей деятельности - исследовательский
по продолжительности – длительный
по количеству участников– групповой
Этапы реализации
№п/п
Этапы метода проектов
Элементы структуры проблемной личностно-смысловой ситуации
Методы и формы деятельности по решению экологических проблем
на каждом из этапов
1
Мотивационно-ориентированный
мотивационный,
активизации
Мотивация. Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Человек сам создает сложную экологическую обстановку. Иногда преследуя благую цель – улучшить условия жизни, он загрязняет территорию, которая находится по соседству. В большинстве случаев это ведет к отрыву человека от естественной природной обстановки и к нарушению природных экосистем.
коллективное обсуждение проекта и планирование его выполнения (беседа, заполнение таблицы на доске и т.п.);
определение целей и задач деятельности;
построение модели деятельности
2
Конструктивно-деятельностный
операционный
Описание экологической обстановки Нижегородской области.
Анализ экологических проблем. Определение пространственной локализации экологических проблем;
определение комбинации (сочетания) экологических проблем и отнесение выявленного ареала к той или иной степени остроты экологической ситуации . Выявляются территориальные сочетания экологических проблем. Выделенные на карте территориальные сочетания экологических проблем разделяются на категории по остроте ситуаций: удовлетворительная, удовлетворительная, конфликтная, конфликтная, напряженная, напряженная, критическая, критическая, кризисная, кризисная, катастрофическая. Каждая категория на контурной карте отображается цветовым фоном. Знаковыми символами наносятся ареалы развития экологически опасных процессов и места размещения экологически опасных объектов.
Выделение функциональных зон территории т.е. выделение территорий ,которые наиболее подвержены загрязнениям, наименее загрязнены и территории на которых начинаются необратимые процессы. Какой вы представляете область через 50 лет? Как изменится экологическая обстановка? Улучшится или ухудшится?
3
Рефлексивно-оценочный
рефлексии
самооценка
присвоение полученных результатов деятельности через оформление результатов проекта и презентации
4
Презентация
созидания
защита проекта:
оформление проекта в виде схемы, карты-учащиеся наносят на контурную карту Автозаводского района (территория Малышевских грив) в программе Coral draw районы экологических проблем и их территориальных сочетаний.