Формирование профессионального сознания и патриотизма у учащихся, со склонностью к военной службе
Формирование профессионального сознания и патриотизма у учащихся, со склонностью к военной службе
Проблема патриотического воспитания молодежи сегодня актуальна как никогда. Она определяется сложившейся ситуацией в настоящее время в мире, когда информационные войны превратились в грозное оружие против сознания людей.
В статье указаны направления, по которым автором распределяет основные усилия по формированию патриотизма:
уроки ОБЖ,
дополнительное образование,
участие в военно-спортивных, культурных мероприятиях, конкурсах,
привлечение работников МЧС, полиции. Работа с родителями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование профессионального сознания и патриотизма у учащихся, со склонностью к военной службе»
Формирование профессионального сознания и патриотизма у учащихся, со склонностью к военной службе
Мухаметов Руслан Шайхалеевич,
преподаватель – организатор « Основ безопасности жизнедеятельности», МБОУ «Лицей №110»
Советского района г. Казани
Проблема патриотического воспитания молодежи сегодня актуальна как никогда. Она определяется сложившейся ситуацией в настоящее время в мире, когда информационные войны превратились в грозное оружие против сознания людей. Лучшая защита от психологического воздействия, оказываемое противороссийской пропагандой, подобно фильму BBC «Третья мировая война: в командном пункте», где Россия выставляется мировым агрессором – это твердые убеждения, знания, патриотическое воспитание. Это – лучшая защита от воплощения так называемой «Доктрины Даллесса», которая по многим пунктам уже воплощена в реальность.
Именно поэтому по итогам реализации программы по патриотическому воспитанию, принятой правительством РФ на 2016-2020 годы, предполагается, что совместными усилиями всех участников программы у молодежи укрепится чувство «гордости, уважения и почитания символов государства, уважения к историческим святыням и памятникам Отечества». Ожидается также значительное повышение уровня военно-патриотического воспитания россиян, что приведет к повышению престижа службы в Вооруженных силах и правоохранительных органах
И как нельзя, вовремя прозвучали слова нашего президента на встрече с «клубом лидеров», 3 февраля 2016 года: «в РФ не может быть никакой иной объединяющей идеи, кроме патриотизма; "это и есть национальная идея… Если мы хотим жить лучше, нужно, чтобы страна была более привлекательной для всех" "У нас нет никакой и не может быть никакой другой объединяющей идеи, кроме патриотизма", - заявил глава государства.
Небезразличное, с высокой гражданской ответственностью, социально активное население – основа успешного, современного государства. Наша задача помочь сформировать, обрести навыки, социализировать наших учеников.
Патриотическое воспитание является одной из основных задач, поставленных перед современной системой образования, которая ставится и перед освоением курса программы ОБЖ. Тема «Патриотизм и верность долгу – качество защитника Отечества» рассматривается более подробно в 10 классе, однако ведется она на протяжении изучения всего курса ОБЖ.
Хотелось бы показать различные аспекты своей трудовой деятельности. Работа над темой разрабатывается с 2013 году, когда украинские и сирийские события ещё не оставили такого яркого следа в нашей жизни.
Сформировать у учеников позитивное отношение к профессии военнослужащего, к службе в армии.
Сформировать осознанное чувство патриотизма, долга и любви к Родине.
Итак, я выбрал в своей работе 4 направления, по которым решил направить свои основные усилия по формированию патриотизма:
1. Уроки ОБЖ
В основе уроков по ОБЖ лежит практико-ориентированная, деятельностная методика, которые позволяют ученикам вовлекаться в процесс обучения, быть не слушателями, а непосредственными участниками действия. Особо значимым результатом уроков по ОБЖ является прохождение «профессиональных проб» по направлениям:
- военнослужащий;
- медицинский работник.
Внеурочную деятельность я разбил на две группы, каждая дополняет другую и помогает раскрыть различные грани учеников.
2. По дополнительному образованию: работа в кружках, на которых воспитываются уверенный гражданин государства: образованный, с широким кругозором, хорошим отношение к окружающим, понимающим своё место в обществе, осознающий перспективы своего развития. Любовь к родине, получение новых навыков и знаний – даёт уверенность в завтрашнем дне.
3. Участие в военно-спортивных, культурных мероприятиях, конкурсах:
На этих конкурсах формируется гражданская активность, раскрывается творческий потенциал. Только в соревновательной среде появляется командный дух, «чувство локтя товарища. Ярко выраженные лидерские качества. Формируется высокая социальная и гражданская активность. Навыки оказания первой помощи и первая возможность участвовать в военно-спортивных компонентах нашего образовательного процесса. Любовь к родному краю, многообразие национальных и культурных традиций нашей родины – российской Федерации. Великая история нашей страны, примеры героизма ВОВ, построение развитого, индустриального государства. Величайшая культура, коммуникабельность, толерантность, уважение к товарищам. Творчество и проявление актёрских данных – ещё одна грань участия в данных мероприятиях.
4. Привлечение работников МЧС, полиции. Работа с родителями.
Большую помощь в работе педагога оказывают работники силовых структур. Обзорные лекции, мастер – классы, профилактические беседы и различные конкурсы дают возможность ребятам осознание причастности к «большой жизни», возможности вживую пообщаться с людьми в погонах. Наглядный пример, рассказ о выполняемых функциях и задачах, даёт возможность ребятам понять важность их работы.
Работа с родителями дополняет комплексную работу по воспитанию патриотизма. В семье формируется человек, от того как его воспитают, дадут основы взросления и понимания свой страны, зависит и наша работа.
Иногда родители просят посоветовать, что делать с ребёнком? Мотивируя свой вопрос тем, что учитель лучше знает, чем интересуется его ребёнок, как развивается. В наше непростое время приходится работать и за педагога и за «родителя».
Прививать основы социального поведения, нравственные нормы. Воспитывать в ребёнке уверенность в завтрашнем дне, тягу к знаниям и осознания возможностей открывающимся перед ним.
Всё выше сказанное даёт большой положительный эффект. Ребята уходят от навязанных компьютерными играми и американскими фильмами стереотипов. По-другому смотрят на окружающий мир. Понимают, в какой великой стране они живут. Растёт гордость за свою страну, понимание важности вклада каждого человека в развитие своего государства. Появляется желание творить, развиваться и расти на благо своего Отечества, нашей великой Родины – Российской Федерации.
Хотел бы ознакомить вас с результатами своей работы на графике. Внутришкольные исследования интереса к службе в ВС РФ по контракту показали неуклонный рост привлекательности профессии офицера и службе «контрактником» в частности. Это говорит о возросшей потребности и понимания подрастающего поколения в защите интересов наше Родины. Создания современного, экономически не зависимого и сплочённого государства - Российская Федерация.
Мой ученик Канцеров Тимур поступил в Краснодарский Военный Институт, считаю это первая «ласточка» из числа моих воспитанников, полностью посвятив себя службе своему Отечеству.
В данной статье не могу не остановиться на новой организации, призванных развивать военно – патриотическое направление. Так как являюсь начальником штаба ВВПОД Советского района г. Казани.
В 2016 году образовалось ВСЕРОССИЙСКОЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЕ ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ "ЮНАРМИЯ". Несмотря на трудности в организации, в движении чувствуется большой потенциал для развития. К сожалению, в настоящее время, упор делается на рекламно-количественные показатели. С одной стороны можно понять, привлечь, заинтересовать – хорошее начинание. Но всё же с военным максимализмом хочется реальных дел и соревнований. Так что жизнь не стоит на месте и мои начинания и устремления поддерживаются. Я бы не стал говорить о том, что я угадал общую тенденцию развития воспитательного направления. Но в том, что нам нужна объединяющая идея, которая содержала бы в себе как моральные, так и экономические аспекты деятельности очень важно и своевременно.
Поэтому я взял на себя роль координатора данного движения на вверенной мне территории города. Сразу скажу, при должном финансировании и развитии движение даст мощный стимул преобразования разрозненных кадетских, спортивных, полицейских, мчсовских классов – в мощную и развитую организацию. С единым центром, чёткими условиями по которым существует организация, и проводятся те или иные соревнования и мероприятия. Адекватное судейство и поощрение лучших отрядов. Пока к этому движению только присматриваются. Никто не хочет отрываться от старых корней. Не хотелось бы пересказывать басню Крылова, но у движения может оказаться либо «семь нянек», либо «мачеха». К сожалению, в структуре данного движения почти полностью отсутствуют офицеры-запасники, с опытом в работы в школе. И как правила, в последнее время все события и мероприятия оказываются без надлежащего руководства и контроля над ритуалами с их стороны.
Поэтому свою работу я вижу в развитии старых «советских» традиций, но при помощи новых методов и технологий.
Результаты моей работы доказывают что, несмотря на многочисленные методы и технологии - твоё отношение к детям, к работе с ними – вот путь к успешной реализации воспитательной цели твоей работы, твоей жизни.
В настоящее время образовался «вакуум» среди преподавателей, очень мало офицеров запаса идут работать в школу. На это есть ряд причин, которые не дают возможность предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Одна из основных причин – отсутствие преподавателей прошедших воинскую службу. Вторая причина, ты либо подчиняешься директоры и ведёшь патриотическую работу в школе, а так же гражданскую безопасность и антитеррор – либо просто тебя курирует заместитель директора по воспитательной работе и ты становишься простым «командиром» отряда, который должен приносить грамоты и дипломы. Вопрос с возобновлением преподавания предмета» Начальная военная подготовка» или поднятия статуса преподавателя-организатора ОБЖ до заместителя по безопасности остался открыт и никогда не сможет преодолеть «баррикады» бухгалтерии. Хотя вопрос безопасности в наше время ставиться во главу существования личности, общества и государство. Вопрос и ныне там. Мы любим, равняться на европейские страны в вопросах обучения, но вопрос безопасного обучения и обучения безопасности стоит у нас даже не на втором или третьем месте. Что такое три часа, восьмой-десятый и одиннадцатые классы. В десятом мы только вспоминаем, что учили в восьмом. В одиннадцатом пытаемся заложить основы военной службы. В год, когда старшеклассники кроме предметов входящих в единый государственный экзамен и слышать ни о чём не хотят. Вот и получаем в итоге поколение селфиозабоченных, игроманов и экстремалов. Понимаю – основу жизненного мировозрения даёт семья, но и школа просто обязана направлять ребят по тернистому, порой очень опасному, жизненному пути. По этому упор в своей работе я делаю на внеурочную работу и использую технологию «соревновательности». Конечно есть в данной методики слабое звено, куда деваться слабоуспевающим? Но здесь включается армейский принцип, один за всех и все за одного. Отделения делятся не по принципу сильные и слабые, а в равных пропорциях. В данной ситуации команда волей-неволей работает на всех находящихся рядом, главное задания давать не индивидуальные. Когда работает вся команда, появляется сплочённость, а так же появляется интерес у ребят со слабыми знаниями. Желание соответствовать команде и не подводить её. В заключение своей статьи хочется сказать, основы воспитания и желания учиться закладываются во внеурочной деятельности, когда у тебя есть возможность поговорить с каждым, выявить проблему и быстро её исправить.
В заключении хотелось бы сказать, дети чувствую отношение к ним, и отвечают тем же. Главное собрать вокруг себя костяк, за которым потянуться другие. Мы получим команду, команду победителей, уверенных в будущем граждан нашей Родины. Иногда устаёшь, но от каждого «неуспокоенного», «неравнодушного» педагога растут маленькие росточки, которые впоследствии вернут нашей стране величие и уважение, как к ведущей мировой державе. Экономически сильной и политически независимой.
Для чего, повторюсь, требуется мощная, хорошо оснащённая, с высоким боевым духом – Российская Армия.
Тезаурус
Патриоти́зм (греч. πατριώτης — соотечественник, πατρίς — отечество) — нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность пожертвовать своими частными интересами во благо интересов отечества. Патриотизм предполагает гордостьдостижениями и культурой своей родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя (особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям) с другими членами народа, стремление защищать интересы родины и своего народа.м