kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Эллектив "Туристическая подготовка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа модифицирована, составлена на основе программы эллективного курса Л.Ф. Кузнецовой "Введение в туризм". Программа расчитана на учащихся 9 классов общеобразовательной школы, не имеющих специальных туристских навыков,но проявляющих интерес к спортивному ориентированию, туризму, медицинских навыков.

Формы проведения занятий:лекция, беседа, игра, викторина, соревнование, самостоятельная работа, учебно-тренировочное занятие, коллективное творческое дело. Воспитательные возможности занятиями туризмом огромны. Так тема "История развития туризма" позволяет не только представить историю путешествий в лицах, познакомиться с традициями туризма но и показать современный уровень спортивного туризма. Целесообразно на этом занятии использовать видеофильмы, приглашать опытных туричтов, имеющих опыт прохождения маршрутов. Занятия ориентированием имеют большой воспитательный потенциал. основным результатом воспитательной работы будет не только усвоение школьниками культурных ценностей и приобретение личного социального опыта.

Просмотр содержимого документа
«Эллектив "Туристическая подготовка" »

МБОУ «Сийская СОШ № 116»

МО «Пинежский муниципальный район»



Утверждено

Приказом МОУ «Сийская

СОШ № 116»

МО « Пинежский район»

От_________года № ____

Директор ОУ-

/Н.В. Сухоешкина/











Элективный курс

«Туристическая подготовка»


(модифицированная)















Бойчук А.Н.

преподаватель – организатор ОБЖ.








п. Сия

2015г.


Пояснительная записка.

Программа модифицированная, составлена на основе программы элективного курса Л.Ф.Кузнецовой «Введение в туризм» - Волгоград: ИТД«Корифей»,2006г.

 Программа рассчитана на учащихся 9 классов общеобразовательной школы, не имеющих специальных туристских навыков, но проявляющих интерес к спортивному ориентированию, туризму, имеющих медицинский допуск на участие в походах и соревнованиях.

Формы проведения занятий: лекция, беседа, игра, викторина, соревнование, самостоятельная работа, учебно-тренировочное занятие, коллективное творческое дело Методы обучения: объяснительно-иллюстрационный, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.  Основной метод – игровой, он же является формой контроля. Практические занятия проводятся на природе.

Воспитательные возможности занятий туризмом огромны. Так тема «История развития туризма» позволяет не только представить историю путешествий в лицах, познакомиться с традициями туризма, но и показать современный уровень спортивного туризма. Целесообразно на этом занятии использовать видеофильмы, пригласить опытных туристов, имеющих опыт прохождения сложных маршрутов.  Занятия ориентированием также имеют большой воспитательный потенциал.

Основным результатом воспитательной работы будет не только усвоение школьниками культурных ценностей и приобретение личного социального опыта, способность учащихся к самовоспитанию.

Особенно сложна тема «топография и ориентирование». Данная тема изучается на местности по карте.

Тема «Организация туристского быта»  изучается на местности.

Несмотря на то, что курс не имеет явно выраженной краеведческой направленности, чрезвычайно важно воспитать в юных туристах бережное отношение к природе, передать им основы экологических знаний.

В данном курсе сведено к минимуму использование классно-урочных форм, имеет место преобладание совместной деятельности учителя и учащихся, самостоятельной работы, различные формы взаимного контроля. Процесс обучения представляет собой самообучение под руководством педагога.

Наиболее эффективны при обучении туризму технологии коллективного обучения и технологии игры. Возникающие при этом шум, движение не мешают процессу, поскольку занятия проходят в основном на местности.

Важно максимально использовать уже имеющуюся мотивацию детей, постоянно поддерживать ее созданием «ситуаций  успеха», успешного применения имеющегося опыта и приобретенных знаний и умений на практике.

Целью курса является: развитие творческих способностей учащихся средствами туризма и краеведения.

Достижению этой цели способствует решение следующих задач:         

Обучающие:

- расширение и углубление знаний учащихся по истории, географии, биологии, литературе, ОБЖ, физической культуре;

- формирование потребности в углубленном изучении природы, истории и культуры родного края;

- знакомство с проблемами экологии и охраны природы.

Воспитательные:

- социализация личности обучающегося: естественное преодоление всевозможных психологических барьеров, толерантность, общение и активная жизнь, повышение культурного уровня.

– формирование мировоззрения, гражданской и нравственной позиции на основе изучения малой родины, патриотическое и эстетическое воспитание;

-- формирование культуры общения с коллективом, воспитание чувства гордости и ответственности за культурное наследие своего края, своей страны;

- воспитание гуманного отношения к окружающей среде, чувства ответственности.

Развивающие:

- развитие потребности к самостоятельному получению новых знаний и физическому самосовершенствованию, умение преодолевать трудности, способность к самореализации и профессиональному самоопределению.

Оздоровительные:

- закрепление навыков самоорганизации и проведения необходимых оздоровительных упражнений, положительной  эмоциональной установки, необходимой для формирования понятия о здоровом образе жизни;

- физическое совершенствование школьников – развитие силы, выносливости, координации движений;

- укрепление здоровья.

Основной формой проведения занятий по данному курсу являются учебно-тренировочные занятия, в ходе которых отрабатываются  умения и навыки.

Как правило, практика в туризме – это походы, в которых развиваются коммуникативные навыки, воспитывается самостоятельность, формируется экологическое мышление, приобретаются навыки быстрой адаптации в постоянно меняющихся условиях социума.

 Занятия туризмом способствуют укреплению здоровья ребят, так как они проводятся на свежем воздухе и в активной форме (эстафеты, соревнования, мини-походы). Туризм требует определенной физической подготовки, поэтому при организации занятий включается комплекс мероприятий, рассчитанных на укрепление физического здоровья ребенка: разминка, упражнения, сдача туристских нормативов, спортивные игры.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

 

 п/п

наименование темы

КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ


  1. 1.

           

Вводное занятие.  Туристские путешествия, история развития туризма.

1

2.                    2.

Правила движения в походе. Техника преодоления естественных препятствий.

 

1

3.

Топографическая подготовка и ориентирование на местности.

 

1

4.


Основы гигиены, оказание первой доврачебной помощи.

1

5 -   6

            

Организация туристского быта.

2

7.

Родной край, его природные особенности. Туристские возможности родного края.

1

          8.   

Подготовка к походу, путешествию. Изучение района путешествия.

1

 


                                                            итого:

8


1. Вводное занятие.

Туризм – средство познания своего края, физического и духовного развития, оздоровления, развития самостоятельности, трудовых и прикладных навыков. История развития туризма в России. Роль знаменитых русских путешественников в развитии нашей страны. Организация туризма в России. Виды туризма. Характеристика каждого вида. Демонстрация слайдов и презентаций на компьютере, характеризующих особенности видов туризма.

Туристские нормативы и значки «Юный турист», «Турист России». Разрядные требования по туризму.

 

2. Правила движения в походе. Техника преодоления естественных препятствий.

 

Порядок движения группы на маршруте. Туристский строй. Режим движения, темп.  Нагрузки (весовые, временные, скоростные и т.п.).  Распределение светового времени для движения. Зависимость темпа движения от скорости отдельных участников.  Требования безопасности, запрещающие разделяться и растягиваться группе. Обязанности направляющего и замыкающего. Режим ходового дня. Правила дорожного движения для пешеходов. Меры безопасности при движении группы вдоль автотрасс.

Общая характеристика естественных препятствий. Движение по дорогам, тропам, по ровной и пересеченной местности, по лесу, кустарнику, по заболоченной местности, по травянистым склонам.

Практические занятия.

Отработка движения колонной. Соблюдение  режима движения. Отработка техники движения по дорогам, тропам, по пересеченной местности, по лесу, через заросли кустарников, завалы, по заболоченной местности.

 

3. Топографическая подготовка и ориентирование на местности.

Карта географическая и топографическая.  Масштаб линейный и численный.  Рельеф. Основные условные знаки. Туристский и спортивный компас. Ориентирование карты по компасу. Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, местным предметам.  Снятие азимута. Движение по азимуту. Спортивная карта: условные знаки, цвета, масштаб карты. Измерение и построение направлений на карте

 

Практические занятия.

Работа с картами различного масштаба. Упражнения по определению масштаба, измерению расстояния на карте. Топографические диктанты, упражнения на запоминание знаков, игры, игра-лото с карточками условных знаков, игра «Собери карту». Построение на бумаге заданных азимутов. Упражнения на глазомерную оценку расстояния. Измерение азимута на предмет и определение предмета по азимуту. Движение по азимуту. Игра-соревнование на точность и быстроту работы с компасом.

 

4. Основы гигиены и оказание первой доврачебной помощи.

Понятие о гигиене. Личная гигиена, занимающихся туризмом. Гигиена обуви и одежды. Общая гигиеническая характеристика тренировок, походов.

Сущность закаливания. Роль закаливания в занятиях туризмом. Закаливание воздухом, солнцем, водой.

Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на работоспособность спортсмена.

Соблюдение гигиенических требований в походе. Походный травматизм.

Первая помощь при различных травмах. Тепловой и солнечный удар, ожоги. Помощь утопающему, обмороженному, пораженному электрическим током. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Респираторные и простудные заболевания. Укусы насекомых и пресмыкающихся. Пищевые отравления.

Практические занятия.

Оказание первой помощи условно пострадавшему (определение травмы,  диагноза, оказание первой помощи).

 

5. Организация туристского быта.

Привалы и ночлеги в походе.  Назначение, периодичность и продолжительность привалов. Выбор места для привала и ночлега.

Организация работ по развертыванию бивака. Установка палаток, размещение в них вещей. Правила поведения на биваке, в палатке, у костра.  Снятие бивака. Меры безопасности при разведении костра,  приготовлении пищи, работы с топором. Правила купания..

Практические занятия.

Определение мест пригодных для ночлега. Развертывание бивака. Разжигание костра.

 

6. Родной край, его природные особенности. Туристские возможности родного края.

Климат, растительность, животный мир родного края. Его рельеф, реки, озера.

Сведения о прошлом края.

Памятники истории и культуры. История своего населенного пункта.

 

7. Подготовка к походу, путешествию. Изучение района путешествия. Определение цели и района путешествия. Изучение района путешествия. Разработка маршрута.   Составление плана-графика движения. Подготовка общественного снаряжения.

 

 















Ожидаемые результаты и минимальные знания, умения, навыки, которыми учащиеся должны

овладеть к концу курса.



Реализация данного курса позволяет решать актуальные проблемы в воспитании подрастающего поколения, создать реальную здоровую альтернативу асоциальным явлениям, имеющим место в жизни современной  молодежи.

В процессе освоения курса у ребят должна сложиться устойчивая мотивация к общественно-полезной деятельности, стремление приносить пользу окружающим людям. В походе воспитывается целеустремленность, доброта, ответственность, забота, взаимопонимание и взаимовыручка.

По окончании курса учащиеся должны знать:

- основы туристской техники;

- порядок организации походов выходного дня;

- основы топографии и ориентирования

- знать ядовитые растения

По завершении курса учащиеся должны уметь:

- передвигаться  по дорогам и тропам в составе группы;

- организовать походный быт;

- преодолевать несложные естественные препятствия;

- ориентироваться по карте и компасу;

- оказывать элементарную медицинскую помощь.

 
































Рекомендуемая литература.

  1. Вяткин Л.А. Туризм и спортивное ориентирование. – М: Издательский

Центр «Академия», 2004.

  1. Куликов В. Топография и ориентирование в туристическом путешествии. – М., 1997.

  2. Туристская игротека /под ред. Ю.С. Константинова – М., 2000.

  3. Штюрмер Ю.А. Краткий справочник туриста. – М., 1985.

  4. Энциклопедия туриста. – М., 1993.

  5. Алешин В.М. Туристская топография. М., Профиздат, 1985.

  6. Коструб А.А. Медицинский справочник туриста. – М., Профиздат, 1987.

  7. Куприн А.М. Умей ориентироваться на местности. – М., 1972.

  8. Миронов З., Хейфец Л. Профилактика травм в спорте и доврачебная помощь – М., 1966.

  9. Топографическая карта. Владимирская область (М 1:20000). – М., 2000.

  10. Константинов Ю.С. Туристские соревнования учащихся. – М., 1995.

13. Усыскин Г.С. Игры и соревнования юных туристов. – М., 1996.

.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Эллектив "Туристическая подготовка"

Автор: Бойчук Александр Николаевич

Дата: 16.10.2015

Номер свидетельства: 240522

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства