kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности учащихся 5 – 6 классов на занятиях ОБЖ через применение нестандартных форм проведения урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит описание опыта работы по активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся 5 – 6 классов на занятиях ОБЖ через применение нестандартных форм проведения урока»



Активизация познавательной деятельности учащихся 5 – 6 классов на занятиях ОБЖ через применение нестандартных форм проведения урока.

Карпов Виталий Анатольевич, учитель ОБЖ МКОУ СОШ с.Константиновка Малмыжского района Кировской области.


Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Причины различны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов и форм организации учебного процесса и многое другое.

А для осмысленного усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность.

Разные способы организации познавательной деятельности активизируют процесс овладения учащимися знаний безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения.

Поэтому в последнее время все большую популярность в педагогической практике приобретают нетрадиционные формы урока.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Строгой классификации нет, но в методической литературе выделяют следующие типы:

  • тип интегрированные уроки. Они объединяются по внешнему общему признаку – бинарные уроки.

  • тип – академический. Это уроки- семинары, практикумы, урок-зачет.

  • тип – уроки эмоционального воздействия. Это урок- поиск истины, урок- смотр знаний и т.д.

  • тип – уроки – игры. К ним относятся уроки, построенные в форме сказок, путешествий, телепередач и другие.

Нестандартные уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к занятию, снимают напряжение, скованность, свойственную многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, развивают творческую самостоятельность. Позволяют шире вводить элементы занимательности. В процессе проведения нестандартных уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. И, наконец, нетрадиционные формы содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Нетрадиционные формы занятий требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы, а от учителя - большой подготовки. Ведь надо заранее подобрать материал, соответствующий теме урока, представить его в интересной, занимательной форме.

Но нельзя превращать учебу в сплошную игру.

Нестандартные уроки завершают изучение темы либо начинают новую.

Основными методами при проведении таких уроков кроме словесного являются проблемными, частично – поисковые и исследовательские. Проблемные методы обучения направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся, следствие которой есть овладение учебным материалом.

Проблемные ситуации могут возникать:

как самостоятельный поиск решения на основе неизвестных данных;

на основе связи абстрактного с конкретными представлениями;

как связь знаний с личным опытом ученика;

на основе использования загадок, ребусов и других средств, включающих проблемные ситуации.

Ученики понимают, что у них есть необходимые знания и нужно найти правильный вариант ответа.

Желание, стремление самому искать и предлагать варианты, рождает высокую познавательную активность, придает учебной деятельности творческий характер.

Технология опыта.

Нетрадиционных форм проведения уроков существует много, и в своей педагогической практике я их использую в зависимости от возраста, индивидуально- личностных особенностей класса.

Так как ученики 5 класса еще любят играть, то некоторые уроки провожу в форме игр или соревнований. Например, по теме «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Автономное существование человека в природе».

Заранее сообщаю, в какой форме будет проведено занятие. На уроке класс делится на 2 команды. Учащиеся выбирают капитана, название. Название обязательно должно быть связано с темой урока. Я заранее подбираю материал и вопросы по теме.

Учащиеся рассаживаются группами вокруг сдвинутых столов. Работая вместе, дети вырабатывают умение выслушивать ответы по данной проблеме и выбрать нужный вариант, происходит развитие коммуникативных способностей.

Я считаю, что в процессе деловых игр изучение материала и применение собственных знаний происходит как бы между делом. У учащихся игра вызывает живой интерес к предмету и помогает усваивать материал, помогает снять усталость, усиливает непроизвольное внимание.

В игре ярче раскрываются способности детей, даже застенчивые преображаются.

Об этом и писал В.Ф. Шаталов «Даже молчуны, из которых слова на уроке не вытянуть, в играх случается, становятся такими активными, какими мы их в классно – урочных буднях и представить не в состоянии».

А соревновательный процесс добавляет свой шарм: надо не только выполнить первым и правильно, но и уметь выслушать соперника и адекватно оценить его ответ.

При подведении итогов соревнования или игры даю общую словесную оценку работы групп и выделяю наиболее активных. Обязательно обращу внимание на общую манеру поведения участников, выслушаю от учащихся собственное мнение по форме проведения занятия и учту предложения по усовершенствованию.

Особенно нравится учащимся 5-6 классов проведение урока в форме игры «Звездный час». Ее хорошо проводить при закреплении темы. Так как ребят в классах у нас мало, то участвуют все. Детям заранее сообщаю в какой форме будет проводиться урок и что повторить. Задания подготавливаю в форме теста, есть возможность выбора. Как и в телевизионной игре за правильный ответ ученик получает звезду. Результаты фиксируются на доске.

Чтобы ученик чувствовал себя комфортно, перед началом игры не сообщаю, сколько звезд соответствует той или иной оценке. В конце игры подсчитываем количество звезд, определяем победителя. Когда провожу такое занятие, на уроке у меня бывает помощник. Он заслушивает ответы детей и распределяет звезды.

Помощником может быть любой ученик. Главный критерий – должен иметь хорошие знания по пройденной теме.

В качестве примера привожу фрагмент урока по теме «Автономное существование человека в природе».


«Звездный час».

  1. Предметные: контроль знаний учащихся об автономном существовании человека в природе.

  2. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; контроль и оценка результата своей деятельности.

  3. Регулятивные: создание условий для выработки умения применять полученные знания, развитие сообразительности, памяти, внимания.

  4. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; активное учебное сотрудничество.

  5. Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях автономного существования; формирование чувства уверенности при выходе из экстремальной ситуации.

Ход игры.

  1. Автономное существование в природе – это:

  • когда человек в силу сложившихся условий оказался один на один с природой;

  • переход реки с одного берега на другой в отсутствии моста.

  1. Вас мучит голод, а продуктов питания нет. Как вы определите пригодность растений и ягод к употреблению в пищу:

  • попытаетесь, есть все то, что едят птицы;

  • будете, есть все встречающиеся на пути ягоды, за исключением ярко- красных;

  • возьмете в рот небольшое количество ягод или незнакомых вам растений и, немного пожевав, подождете 5-10 минут, если они вам покажутся вкусными, то будете употреблять в пищу в небольшом количестве.

3.Рядом находите ручей сомнительной чистоты и болотце. Где будете брать воду для приготовления пищи:

  • из ручья

  • из болотца

  • из специально вырытой ямы рядом с болотцем.

  1. Передвигаясь по засушливой местности, вы очень хотите пить. У вас полная фляга воды. Как поступить?

  • беречь воду и пить примерно по чашке в день;

  • утолить жажду, выпив половину имеющейся воды;

  • пить часто, но по одному глотку;

пить только при сильной жажде, промочив рот и выпив один- два глотка.

  1. Внезапно разразилась сильная гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные молнии. Что нужно делать?

  • спрятаться под огромным деревом;

  • укрыться под навесом скалы;

  • найти на местности не выделяющееся укрытие и переждать грозу;

  • остаться на открытой местности, продолжать движение, не обращая внимание на грозу.

  1. Во время движения группы в грозу, ударила молния рядом, и один человек упал. При осмотре его вы заметили на теле обширные красные полосы и явное отсутствие признаков жизни. Что делать?

  • не трогать пострадавшего, ждать, когда он сам придет в сознание;

  • закопать его в землю для отвода электрического тока, полученного в результате удара молнии;

  • растирать спиртом участки тела, на которых видны красные полосы;

  • искусственное дыхание пострадавшему.

  1. Вас несколько человек, и вам нужно не только приготовить пищу, но и обсушиться у костра, согреться. Какой тип костра выберете?

  • «колодец»

  • «шалаш»

  • «таежный»

  • «нодья»

  • «звезда».

  1. От дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как поступить?

  • продолжать движение, не обращая внимания на дым, хотя обстановка позволяет переждать;

  • ползти, прижимаясь к земле, в безопасное место;

  • бежать в поисках безопасного места;

  • укрыться на высоком дереве.

  1. Вы находитесь в лесу и зовете на помощь товарища. Как вы должны кричать, чтобы вас услышали с большого расстояния:

  • пронзительно;

  • громко, но низким тоном;

  • свистеть с помощью пальцев.

  1. Двигаясь по лесу, вы потеряли ориентировку. Как вы поступите?

  • будете двигаться в обратном направлении;

  • сразу же прекратите движение и попытаетесь восстановить ориентировку с помощью компаса или природных признаков;

  • ускорите темп и продолжите движение.

  1. Передвигаясь с шестом по болоту, вы провалились в «окно» (глубокий тинистый водоем, сверху затянутый плавучими растениями и травой). Будете ли вы:

  • делать резкие движения, стараясь держаться на плаву;

  • опираясь на лежащий поперек шест. Примете горизонтальное положение и попытаетесь дотянуться до камыша (ветки, тростника).


Оценивание: «5» - 10 – 11 баллов.

«4» - 8 – 9 баллов

«3» - 5 – 7 баллов


Я.И. Перельман писал, что нужно искать дополнительные занимательные средства, которые побуждают мысль работать. Я считаю, что ребусы, загадки, пословицы, поговорки, викторины, блицтурниры, уроки – путешествия, КВНы вносят новизну в урок, необычность, неожиданность, заставляют пристальнее всматриваться в объект изучения, догадываться, вспоминать, находить выход из создавшейся ситуации. При составлении выше перечисленного я учитываю индивидуальные особенности учащихся, соблюдаю переход от простого к сложному. Но, конечно, составляю варианты различной сложности.

Если во время работы у обучающихся появляется неправильный поиск ответа, то даю правильное направление решения, но не сообщаю сразу правильный ответ. После решения занимательных заданий всегда провожу разбор правильных ответов.

Ребусы и загадки особенно нравится учащимся 5 класса. Их я использую при изучении темы «Чрезвычайные ситуации», при изучении правил дорожного движения, ППБ.

Пословицы и поговорки также полезно использовать на уроках ОБЖ. Применяю я их или в форме игры. Кто больше придумает пословиц или я начинаю пословицы, а дети заканчивают ее. Например, к теме «Экстремальные ситуации в природных условиях» хорошо подходят следующие:

Ожиданием сыт, не будешь.

Имей голову на плечах

Сам не отставай и товарищу помогай.

Сноровка и умение – в беде спасение.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

При изучении темы «Автономное существование человека в природе» в 6 классе использую рассказ Астафьева «Васюткино озеро». Рассказав сюжет, предлагаю детям оказаться на месте главного герои, используя свои знания по теме, помочь мальчику выбраться из леса. Класс делится на 2-3 группы, перед ними ставится задача – выжить и выбраться из данной ситуации.

Каждая группа должна вспомнить, как развести костер, определение сторон горизонта по местным предмета, добыча пищи и воды и многое другое. Роль учителя – координировать деятельность учащихся, следить за работой группы, помогать по мере необходимости. Урок проведенный в такой форме (урок – поиск истины), получается не только занимательным, но и познавательным, т.к. мы живем в зоне лесов и такая ситуация может случиться с любым человеком. Так же при изучении этой темы можно опираться на «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

Урок – путешествие по теме «Акклиматизация в различных климатогеографических условиях» я провожу, опираясь на сказку В.Катаева «Цветик - семицветик».

Учащиеся с закрытыми глазами хором произносят «волшебные слова»: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по- моему вели. Перенеси нас в условия жаркого климата».Открываем глаза.

Часть доски оформляется иллюстрациями с изображением Черного моря, курорта и т. д. Далее с детьми обсуждаем условия данного климата, изменение солнечного, радиационного фона, основные неблагоприятные факторы, влияющие на жизнь человека.

Разобрав данную климатическую зону, совершаем путешествие на Север и в горы, используя слова из сказки.

При проведении таких уроков считаю, что происходит активизация знаний учащихся, дети вынуждены искать аргументы в учебном материале и собственном опыте. Параллельно с учебными, решаются и воспитательные задачи – формируется широта взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться, аргументировано отстаивать свою точку зрения.


Таким образом, все перечисленное выше – это всего лишь малая часть возможных форм проведения нетрадиционных уроков.

Связь традиционного урока и нетрадиционного в системе ОБЖ – это существенный фактор усвоения жизненно – важных знаний и развития личности учащихся.

Урок ОБЖ в школе не считается основным. А между тем, каждая пройденная тема интересна и жизненно необходима.

Мне всегда хотелось, чтобы дети шли на урок с большим желанием и активно работали. А многие учащиеся 5 – 6 классов, переходя из начальной школы в среднее звено, на уроках начинают комплексовать, замыкаться.

Вот тут и на выручку приходят нетрадиционные формы проведения урока.


Применение нетрадиционных форм обучения позволило мне добиться хороших результатов в работе:

  1. Повысилась активность учащихся на занятиях.

  2. Ученики стали более общительные, не боятся высказывать своё мнение, хорошо развита речь.

  3. Хорошие результаты по итогам семестров и года имеют все учащиеся 5-6 классов.



Используемая литература:


  1. С.В.Титов, Г.И. Шабаева «Тематические игры по ОБЖ».

  2. В.Н. Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник 5 и 6 класс.

  3. С.В. Савинова «Нестандартные уроки».




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Карпов Виталий Анатольевич, учитель ОБЖ МКОУ СОШ с.Константиновка Малмыжского района Кировской области

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339813


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства