kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности учащихся 5 – 6 классов на занятиях ОБЖ через применение нестандартных форм проведения урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал содержит описание опыта работы по активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся 5 – 6 классов на занятиях ОБЖ через применение нестандартных форм проведения урока»



Активизация познавательной деятельности учащихся 5 – 6 классов на занятиях ОБЖ через применение нестандартных форм проведения урока.

Карпов Виталий Анатольевич, учитель ОБЖ МКОУ СОШ с.Константиновка Малмыжского района Кировской области.


Проблема современной школы - потеря многими учащимися интереса к учению. Причины различны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов и форм организации учебного процесса и многое другое.

А для осмысленного усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность.

Разные способы организации познавательной деятельности активизируют процесс овладения учащимися знаний безопасности жизнедеятельности, личной безопасности, самосохранения.

Поэтому в последнее время все большую популярность в педагогической практике приобретают нетрадиционные формы урока.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру.

Строгой классификации нет, но в методической литературе выделяют следующие типы:

  • тип интегрированные уроки. Они объединяются по внешнему общему признаку – бинарные уроки.

  • тип – академический. Это уроки- семинары, практикумы, урок-зачет.

  • тип – уроки эмоционального воздействия. Это урок- поиск истины, урок- смотр знаний и т.д.

  • тип – уроки – игры. К ним относятся уроки, построенные в форме сказок, путешествий, телепередач и другие.

Нестандартные уроки формируют у учащихся устойчивый интерес к занятию, снимают напряжение, скованность, свойственную многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, развивают творческую самостоятельность. Позволяют шире вводить элементы занимательности. В процессе проведения нестандартных уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. И, наконец, нетрадиционные формы содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.

Нетрадиционные формы занятий требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы, а от учителя - большой подготовки. Ведь надо заранее подобрать материал, соответствующий теме урока, представить его в интересной, занимательной форме.

Но нельзя превращать учебу в сплошную игру.

Нестандартные уроки завершают изучение темы либо начинают новую.

Основными методами при проведении таких уроков кроме словесного являются проблемными, частично – поисковые и исследовательские. Проблемные методы обучения направлены на организацию поисковой познавательной деятельности учащихся, следствие которой есть овладение учебным материалом.

Проблемные ситуации могут возникать:

как самостоятельный поиск решения на основе неизвестных данных;

на основе связи абстрактного с конкретными представлениями;

как связь знаний с личным опытом ученика;

на основе использования загадок, ребусов и других средств, включающих проблемные ситуации.

Ученики понимают, что у них есть необходимые знания и нужно найти правильный вариант ответа.

Желание, стремление самому искать и предлагать варианты, рождает высокую познавательную активность, придает учебной деятельности творческий характер.

Технология опыта.

Нетрадиционных форм проведения уроков существует много, и в своей педагогической практике я их использую в зависимости от возраста, индивидуально- личностных особенностей класса.

Так как ученики 5 класса еще любят играть, то некоторые уроки провожу в форме игр или соревнований. Например, по теме «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Автономное существование человека в природе».

Заранее сообщаю, в какой форме будет проведено занятие. На уроке класс делится на 2 команды. Учащиеся выбирают капитана, название. Название обязательно должно быть связано с темой урока. Я заранее подбираю материал и вопросы по теме.

Учащиеся рассаживаются группами вокруг сдвинутых столов. Работая вместе, дети вырабатывают умение выслушивать ответы по данной проблеме и выбрать нужный вариант, происходит развитие коммуникативных способностей.

Я считаю, что в процессе деловых игр изучение материала и применение собственных знаний происходит как бы между делом. У учащихся игра вызывает живой интерес к предмету и помогает усваивать материал, помогает снять усталость, усиливает непроизвольное внимание.

В игре ярче раскрываются способности детей, даже застенчивые преображаются.

Об этом и писал В.Ф. Шаталов «Даже молчуны, из которых слова на уроке не вытянуть, в играх случается, становятся такими активными, какими мы их в классно – урочных буднях и представить не в состоянии».

А соревновательный процесс добавляет свой шарм: надо не только выполнить первым и правильно, но и уметь выслушать соперника и адекватно оценить его ответ.

При подведении итогов соревнования или игры даю общую словесную оценку работы групп и выделяю наиболее активных. Обязательно обращу внимание на общую манеру поведения участников, выслушаю от учащихся собственное мнение по форме проведения занятия и учту предложения по усовершенствованию.

Особенно нравится учащимся 5-6 классов проведение урока в форме игры «Звездный час». Ее хорошо проводить при закреплении темы. Так как ребят в классах у нас мало, то участвуют все. Детям заранее сообщаю в какой форме будет проводиться урок и что повторить. Задания подготавливаю в форме теста, есть возможность выбора. Как и в телевизионной игре за правильный ответ ученик получает звезду. Результаты фиксируются на доске.

Чтобы ученик чувствовал себя комфортно, перед началом игры не сообщаю, сколько звезд соответствует той или иной оценке. В конце игры подсчитываем количество звезд, определяем победителя. Когда провожу такое занятие, на уроке у меня бывает помощник. Он заслушивает ответы детей и распределяет звезды.

Помощником может быть любой ученик. Главный критерий – должен иметь хорошие знания по пройденной теме.

В качестве примера привожу фрагмент урока по теме «Автономное существование человека в природе».


«Звездный час».

  1. Предметные: контроль знаний учащихся об автономном существовании человека в природе.

  2. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; контроль и оценка результата своей деятельности.

  3. Регулятивные: создание условий для выработки умения применять полученные знания, развитие сообразительности, памяти, внимания.

  4. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации; активное учебное сотрудничество.

  5. Личностные: усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях автономного существования; формирование чувства уверенности при выходе из экстремальной ситуации.

Ход игры.

  1. Автономное существование в природе – это:

  • когда человек в силу сложившихся условий оказался один на один с природой;

  • переход реки с одного берега на другой в отсутствии моста.

  1. Вас мучит голод, а продуктов питания нет. Как вы определите пригодность растений и ягод к употреблению в пищу:

  • попытаетесь, есть все то, что едят птицы;

  • будете, есть все встречающиеся на пути ягоды, за исключением ярко- красных;

  • возьмете в рот небольшое количество ягод или незнакомых вам растений и, немного пожевав, подождете 5-10 минут, если они вам покажутся вкусными, то будете употреблять в пищу в небольшом количестве.

3.Рядом находите ручей сомнительной чистоты и болотце. Где будете брать воду для приготовления пищи:

  • из ручья

  • из болотца

  • из специально вырытой ямы рядом с болотцем.

  1. Передвигаясь по засушливой местности, вы очень хотите пить. У вас полная фляга воды. Как поступить?

  • беречь воду и пить примерно по чашке в день;

  • утолить жажду, выпив половину имеющейся воды;

  • пить часто, но по одному глотку;

пить только при сильной жажде, промочив рот и выпив один- два глотка.

  1. Внезапно разразилась сильная гроза. Вы видите, что приближаются интенсивные молнии. Что нужно делать?

  • спрятаться под огромным деревом;

  • укрыться под навесом скалы;

  • найти на местности не выделяющееся укрытие и переждать грозу;

  • остаться на открытой местности, продолжать движение, не обращая внимание на грозу.

  1. Во время движения группы в грозу, ударила молния рядом, и один человек упал. При осмотре его вы заметили на теле обширные красные полосы и явное отсутствие признаков жизни. Что делать?

  • не трогать пострадавшего, ждать, когда он сам придет в сознание;

  • закопать его в землю для отвода электрического тока, полученного в результате удара молнии;

  • растирать спиртом участки тела, на которых видны красные полосы;

  • искусственное дыхание пострадавшему.

  1. Вас несколько человек, и вам нужно не только приготовить пищу, но и обсушиться у костра, согреться. Какой тип костра выберете?

  • «колодец»

  • «шалаш»

  • «таежный»

  • «нодья»

  • «звезда».

  1. От дыма лесного пожара вы начинаете задыхаться, он слепит вас. Как поступить?

  • продолжать движение, не обращая внимания на дым, хотя обстановка позволяет переждать;

  • ползти, прижимаясь к земле, в безопасное место;

  • бежать в поисках безопасного места;

  • укрыться на высоком дереве.

  1. Вы находитесь в лесу и зовете на помощь товарища. Как вы должны кричать, чтобы вас услышали с большого расстояния:

  • пронзительно;

  • громко, но низким тоном;

  • свистеть с помощью пальцев.

  1. Двигаясь по лесу, вы потеряли ориентировку. Как вы поступите?

  • будете двигаться в обратном направлении;

  • сразу же прекратите движение и попытаетесь восстановить ориентировку с помощью компаса или природных признаков;

  • ускорите темп и продолжите движение.

  1. Передвигаясь с шестом по болоту, вы провалились в «окно» (глубокий тинистый водоем, сверху затянутый плавучими растениями и травой). Будете ли вы:

  • делать резкие движения, стараясь держаться на плаву;

  • опираясь на лежащий поперек шест. Примете горизонтальное положение и попытаетесь дотянуться до камыша (ветки, тростника).


Оценивание: «5» - 10 – 11 баллов.

«4» - 8 – 9 баллов

«3» - 5 – 7 баллов


Я.И. Перельман писал, что нужно искать дополнительные занимательные средства, которые побуждают мысль работать. Я считаю, что ребусы, загадки, пословицы, поговорки, викторины, блицтурниры, уроки – путешествия, КВНы вносят новизну в урок, необычность, неожиданность, заставляют пристальнее всматриваться в объект изучения, догадываться, вспоминать, находить выход из создавшейся ситуации. При составлении выше перечисленного я учитываю индивидуальные особенности учащихся, соблюдаю переход от простого к сложному. Но, конечно, составляю варианты различной сложности.

Если во время работы у обучающихся появляется неправильный поиск ответа, то даю правильное направление решения, но не сообщаю сразу правильный ответ. После решения занимательных заданий всегда провожу разбор правильных ответов.

Ребусы и загадки особенно нравится учащимся 5 класса. Их я использую при изучении темы «Чрезвычайные ситуации», при изучении правил дорожного движения, ППБ.

Пословицы и поговорки также полезно использовать на уроках ОБЖ. Применяю я их или в форме игры. Кто больше придумает пословиц или я начинаю пословицы, а дети заканчивают ее. Например, к теме «Экстремальные ситуации в природных условиях» хорошо подходят следующие:

Ожиданием сыт, не будешь.

Имей голову на плечах

Сам не отставай и товарищу помогай.

Сноровка и умение – в беде спасение.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

При изучении темы «Автономное существование человека в природе» в 6 классе использую рассказ Астафьева «Васюткино озеро». Рассказав сюжет, предлагаю детям оказаться на месте главного герои, используя свои знания по теме, помочь мальчику выбраться из леса. Класс делится на 2-3 группы, перед ними ставится задача – выжить и выбраться из данной ситуации.

Каждая группа должна вспомнить, как развести костер, определение сторон горизонта по местным предмета, добыча пищи и воды и многое другое. Роль учителя – координировать деятельность учащихся, следить за работой группы, помогать по мере необходимости. Урок проведенный в такой форме (урок – поиск истины), получается не только занимательным, но и познавательным, т.к. мы живем в зоне лесов и такая ситуация может случиться с любым человеком. Так же при изучении этой темы можно опираться на «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого.

Урок – путешествие по теме «Акклиматизация в различных климатогеографических условиях» я провожу, опираясь на сказку В.Катаева «Цветик - семицветик».

Учащиеся с закрытыми глазами хором произносят «волшебные слова»: «Лети, лети лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг, лишь коснешься ты земли быть по- моему вели. Перенеси нас в условия жаркого климата».Открываем глаза.

Часть доски оформляется иллюстрациями с изображением Черного моря, курорта и т. д. Далее с детьми обсуждаем условия данного климата, изменение солнечного, радиационного фона, основные неблагоприятные факторы, влияющие на жизнь человека.

Разобрав данную климатическую зону, совершаем путешествие на Север и в горы, используя слова из сказки.

При проведении таких уроков считаю, что происходит активизация знаний учащихся, дети вынуждены искать аргументы в учебном материале и собственном опыте. Параллельно с учебными, решаются и воспитательные задачи – формируется широта взглядов и ответственность в принятии решений, умение общаться, аргументировано отстаивать свою точку зрения.


Таким образом, все перечисленное выше – это всего лишь малая часть возможных форм проведения нетрадиционных уроков.

Связь традиционного урока и нетрадиционного в системе ОБЖ – это существенный фактор усвоения жизненно – важных знаний и развития личности учащихся.

Урок ОБЖ в школе не считается основным. А между тем, каждая пройденная тема интересна и жизненно необходима.

Мне всегда хотелось, чтобы дети шли на урок с большим желанием и активно работали. А многие учащиеся 5 – 6 классов, переходя из начальной школы в среднее звено, на уроках начинают комплексовать, замыкаться.

Вот тут и на выручку приходят нетрадиционные формы проведения урока.


Применение нетрадиционных форм обучения позволило мне добиться хороших результатов в работе:

  1. Повысилась активность учащихся на занятиях.

  2. Ученики стали более общительные, не боятся высказывать своё мнение, хорошо развита речь.

  3. Хорошие результаты по итогам семестров и года имеют все учащиеся 5-6 классов.



Используемая литература:


  1. С.В.Титов, Г.И. Шабаева «Тематические игры по ОБЖ».

  2. В.Н. Латчук «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник 5 и 6 класс.

  3. С.В. Савинова «Нестандартные уроки».




















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Карпов Виталий Анатольевич, учитель ОБЖ МКОУ СОШ с.Константиновка Малмыжского района Кировской области

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339813

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства