Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность по теме "Здоровье-это здорово»»
Проект «Здоровье-это здорово»
Продолжительность проекта: с января по май 2015 года.
Тип проекта: познавательный, здоровьесберегающий.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Возраст детей: 6-7 лет.
Значимая проблема, на решение которой рассчитан проект.
Формирование жизнеспособного подрастающего поколения - одна из главных задач развития страны. Здоровье – не всё, но всё без здоровья ничто! Если есть здоровье – человек радуется, спокойно живет, работает, учится, ходит в детский сад. Без здоровья нельзя жить, любить, нельзя быть красивым, обаятельным. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в дошкольном учреждении. Катастрофическое состояние здоровья детей требует систематической работы по здоровье сбережению, оптимальному использованию материального, интеллектуального, творческого ресурсов дошкольного учреждения. Необходимость комплексного подхода к организации здоровье сберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому, понимая государственную значимость работы по формированию, укреплению, сохранению здоровья своих воспитанников, коллектив детского сада целенаправленно работает над созданием благоприятного здоровье сберегающего пространства, ищет новые современные методы и приемы, адекватные возрасту дошкольников, использует в работе передовой опыт.
Самый драгоценный дар, который человек получил от природы – это здоровье. Какой совершенной не была бы медицина, она не может избавить каждого от болезней. «Здоровье каждому человеку даёт физкультура, закаливание, здоровый образ жизни!» - эти слова принадлежат великому отечественному хирургу, учёному, академику Н. М. Амосову.
Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач нашего дошкольного учреждения.
Дошкольный возраст считается важным для физического, психического и умственного развития ребёнка. В этот период закладываются основы его здоровья. Так как дошкольное учреждение является первой ступенью общественного воспитания, то именно на нас возлагаются как воспитательные, так и оздоровительные задачи. Основной задачей оздоровительной работы в дошкольном учреждении заключается в укреплении здоровья, физического и психического развития дошкольника. В дошкольном возрасте необходимо формировать у детей осознанное отношение к своему здоровье, понимание необходимости бережно относиться к своему организму, правила заботы о нём и стимулировать развитие навыков личной гигиены.
Цель проекта: обеспечить детей необходимой информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранить и укрепить здоровье.
Задачи проекта:
Образовательные:
- формировать у детей представление о составляющих ЗОЖ и факторах, разрушающих здоровье;
- использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учётом комплексно-тематического планирования;
- повысить педагогическую компетентность и родителей в вопросах ЗОЖ.
Оздоровительные:
- сохранение и укрепление здоровья детей;
- побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью;
- продолжать учить следить за своим внешним видом;
- воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей.
Взаимосвязь образовательных областей в работе над проектом «Здоровье-это здорово»:
• Познавательное развитие;
• Речевое развитие;
• Социально-коммуникативное развитие;
• Физическое развитие;
• Художественно-эстетическое развитие.
Ожидаемые результаты по проекту.
Для детей.
1. Сформированные навыки ЗОЖ.
2. Сформированная гигиеническая культура.
3. Наличие потребности в ЗОЖ, изменение отношения к своему здоровью.
4. Создание цикла НОД по теме: «Здоровье-это здорово».
Для родителей.
1. Создание цикла консультаций для родителей по сохранению и укреплению здоровья детей.
2. Активное участие в жизнедеятельности Дошкольных групп.
Для педагогов.
1. Повышение профессионального уровня педагогов в вопросах ЗОЖ.
2. Качественное освоение педагогами инновационных технологий оздоровления детей.
Этапы реализации проекта «Здоровым ».
Здоровьесберегающие технологии, используемые в проекте:
Цветотерапия
Музыкотерапия
Арттерапия
Сказкотерапия
Игротерапия
Песочная терапия
Фитонцид-терапия
Релаксация
Психогимнастика
Дыхательная гимнастика
Зрительная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Профилактика плоскостопия
Профилактика нарушения осанки
Массаж и самомассаж
Физкультминутки
Гимнастика пробуждения
Стретчинг
Ритмопластическая гимнастика
Су-Джок терапия
Пилатес
Степплатформы
Упражнения йоги
Зверобатика
Фитбол мячи
Террекур
Плавание
Театрализованная деятельность
Подготовительный этап.
o Сбор и систематизация информации по теме «Здоровье-это здорово».
o Проведение опроса среди детей «Что такое здоровье?».
o Изучение методической литературы по теме «Здоровье-это здорово».
o Сообщение на родительском собрании: «Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщение их к здоровому образу жизни».
o Подготовка методического материала: рассказов, стихов, загадок, кроссвордов, мультфильмов,просмотр диафильмов.
o Подбор иллюстраций, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр по данной теме.
Подбор художественной литературы по данной теме.
Основной этап.
Социально-коммуникативное развитие:
Создание игровых ситуаций:
o Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Поликлиника», «Вылечим куклу», «Мишка заболел», «Научим куклу мыть руки», «Доктор Айболит в гостях у ребят», «Аптека».
o Дидактические игры: «Полезные и вредные привычки», «Собери картинку», «Съедобное-несъедобное», «В страну здоровяков», «Азбука здоровья», «Магазин», «Полезно-неполезно».
Познавательное и речевое развитие:
o Беседа с детьми по темам: «Что такое режим дня и из чего он состоит?», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно закаляться», «Гигиена тела», «Гигиена рта», «Грязные руки грозят бедой», «Береги зрение с детства», «Чтобы зубы не болели», «Движение вместо лекарств», «Режим дня», «О полезных и вредных привычках», «Почему люди болеют», «Гуляем и играем», «Закаляемся», «Почему случаются опасные травмы», «Опасные домашние предметы».
o Беседа-размышление с детьми «Что такое здоровый образ жизни»
o Чтение рассказов Т.А. Шорыгиной «Про девочку Таню и о её режиме дня», «Кто с закалкой дружит, никогда не тужит», «Чистота-залог здоровья», «Полезные и вредные привычки».
o Чтение произведений К.И. Чуковского «Мойдодыр», «Айболит».
o Чтение стиха А. Барто «Девочка чумазая».
o Рассматривание иллюстраций о здоровом образе жизни.
Мультсеансы:
o «Мойдодыр», «Айболит»;
o «Смешарики» из серии «Азбука здоровья»: «Распорядок», «Быть здоровым здорово», «Личная гигиена», «Кому нужна зарядка», «Горький вкус справедливости», «Скажи микробам «Нет!», «Если хочешь быть здоров»;
o «Королева зубная щётка», «Здоровый образ жизни», «Митя и микробус».
Разгадывание кроссворда «Что помогает нам быть здоровым».
Художественно-эстетическое развитие:
o Рисование «Овощи и фрукты, полезные для здоровья», «Осенние витамины».
o Аппликация «Витамины в банке».
o Лепка «Витаминный вклад»
o Конструирование «Стадион», «Каток», «Больница для кукол».
Физическое развитие:
o Физкультминутки, музыкальные минутки, релаксация;
o Утренняя гимнастика, гимнастика пробуждения, пальчиковая гимнастика;
o Закаливание: воздушное и обширное умывание, ежедневное полоскание горла травами, принятие воздушных ванн, хождение босиком по полу и гимнастическому коврику, омывание ног;
o Физкультурные занятия, комплексы по профилактике плоскостопия и нарушения осанки, подвижные игры и игровые упражнения по желанию детей;
o Спортивные досуги и развлечения с участием родителей: «Ловкие и умелые», «Забавы Бабы Яги», «Весёлые старты», результативное участие родителей с детьми в районном мероприятии, посвящённом Всемирному
дню снега.
o Организация детского спектакля о здоровом образе жизни, с участием приглашённых артистов.
Консультации для родителей:
o «Красивая осанка-здоровая спина», «Значение физической культуры в жизни ребёнка», «Позаботимся о здоровье детских ног», «Роль физических упражнений в развитии детей», «Воспитание навыков здорового образа жизни в семье», «Физическая готовность ребёнка к школе», «Роль физкультурно-игровой среды в психическом воспитании ребёнка»;
o Сообщение на родительском собрании «Преемственность детского сада и семьи по физическому воспитанию детей»;
Оформление приёмной группы папками-передвижками по теме ЗОЖ.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Физкультурный уголок в группе.; 2. Спортивный зал; 3. Спортивный участок на территории МДОБУ. 4. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь. 5. Методический инструментарий (картотека подвижных игр, схемы бесед, занятий, сценарий спортивного развлечения и т.д.). 6. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”
Заключительный этап:
Результативное участие воспитанников в спортивном мероприятии, организованном в Центре Дополнительного Образования, которое было посвящено здоровому образу жизни;
Проведение Дня здоровья;
Оформление проекта «Здоровье-это здорово» и ознакомление родителей с его результатами.
Приложение№ 1
В январе 2016года в нашей группе состоялось родительское собрание.
Приветствуем всех, кто время нашел
И в сад к нам на собрание о здоровье пришел
зима пусть стучится ветрами в окно,
Но в группе у нас и светло и тепло
Мы здесь подрастаем, взрослеем мы здесь
И набираем естественно вес
Всегда мы здоровы, с зарядкой дружны,
Нам спорт с физкультурой как воздух нужны.
Задачи:
1. Пропагандировать здоровый образ жизни.
2. Повысить уровень знаний родителей в области закаливания организма детей дома и в детском саду.
3. Способствовать созданию атмосферы радости и веселья.
Забота о здоровье – одна из важнейших задач каждого человека. Среди всех земных благ здоровье – ценный дар, данный человеку природой, заменить который нельзя ничем.
«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов».
В центре работы по сохранению и укреплению здоровья детей должна находиться:
во-первых, семья, включающая всех ее членов и условия проживания;
во-вторых, дошкольное образовательное учреждение, где ребенок проводит большую часть своего активного времени.
Поэтому задача воспитателей вести среди родителей просветительную работу о закаливании, обучать их конкретным приемам и методам оздоровления и укрепления детского организма, начиная с раннего возраста посредствам бесед, консультаций, родительских собраний.
Режим дня – это система распределения периодов сна и бодрствования, приемов пищи, гигиенических и оздоровительных процедур, занятий и самостоятельной деятельности детей. Бодрое, жизнерадостное и в то же время уравновешенное настроение детей в большой мере зависит от строгого выполнения режима дня.
Запаздывание еды, сна, прогулок отрицательно сказывается на нервной системе детей: они становятся вялыми или, наоборот, возбужденными, начинают капризничать, теряют аппетит, плохо засыпают и спят беспокойно. Один из немаловажных отличительных признаков воспитания в детском саду от домашнего - это режим дня в детском саду.
Зарядка самое лучшее средство взбодриться на весь день. И в детском саду зарядке отводится самое лучшее время – утро.
Каждый день ребенка начинается с утренней гимнастики, ведь утренняя зарядка каждому нужна как подзарядка. Она тонизирует мышцы и все системы организма, настраивает ребенка позитивно на весь последующий день. Чтобы дети получали заряд бодрости и хорошего настроения, зарядка проходит под музыку с различными предметами.
Рациональное питание –это разнообразное питание с учетом индивидуальных особенностей человека, его возраста, физических нагрузок, климатических и сезонных особенностей окружающей среды. Рациональное питание является важнейшим условием человека и его работоспособности.
С пищей человек получает все необходимые элементы, требующихся для роста и развития и обеспечивающие организм энергией, необходимые для жизнедеятельности.
Правила закаливания детей. Памятка для родителей
Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких температур воздуха и за счет этого предотвратить частые заболевания.
При закаливании детей следует придерживаться таких основных принципов:
• проводить закаливающие процедуры систематически,
• увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,
• учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры,
• начинать закаливание в любом возрасте,
• никогда не выполнять процедуры, если малыш замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка,
• избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,
• правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,
• закаляться всей семьей,
• закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем,
• в помещении, где находится ребенок, никогда не курить.
Делайте эти закаливающие процедуры вместе всей семьей!
Приложение№2
Дидактические игры:
« Подбери предметы»
Цель: Воспитывать способность группировать предметы; закреплять знания о предметах личной гигиены;
Ребёнку предлагают рассмотреть лежащие на столе картинки, выбрать из предложенных картинок необходимые.
«Кому что нужно»
Цель: Учить детей из частей составлять целое. Развивать воображение.
Ребятам предлагают сложить картинку из частей. На каждой картинке изображены предметы личной гигиены (картинки разрезаны на части).
« Кто больше назовёт полезных продуктов питания»
Цель игры: Учить детей по контуру подбирать реалистическое изображение.
Ребёнку предъявляют несколько картинок с реалистическим изображением, и их контурные изображения. Предлагают рассмотреть картинки и назвать, что изображёно на картинке, полезный этот продукт или нет.
« Что вредно, а что полезно для зубов»
Цель игры: Упражнять в правильном использовании обобщающих слов;
Играют четверо детей. У каждого набор из 7 картинок, на которых изображены различные продукты (например, мороженое, горячий чай, леденцы, орехи, чупсы, морковка, яблококолимон
Ведущий показывает картинку, ребята должны отобрать из имеющихся у каждого из них набора картинок те, которые соответствуют правильному ответу.
Детям представляют 5 – 6 предметов (картинок) с изображением различных предметов. Затем ребятам предлагают закрыть глаза, в это время педагог убирает одну картинку, оставшиеся картинки меняет местами. Дети должны сказать, что изменилось.
« Подбери нужное»
Цель: Развивать зрительное восприятие, память. Учить детей практически применять полученные ранее знания;
Детям предлагают рассмотреть предложенные картинки и «найти» недостающую часть изображения (например, хвостик от рыбки, которая полезна для зубов, листочки от морковки, …) среди предложенных картинок.
Приложение№ 3
Конспект занятия
в подготовительной группе
по формированию здорового
образа жизни
«Если хочешь быть здоров»
Цели:
· Способствовать формированию у детей потребности быть здоровым.
· Продолжать расширять представления о здоровом образе жизни.
· Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, воображение, упражнять в умении самостоятельно, грамматически правильно и полно отвечать на вопросы.
· Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье.
Ход занятия:
1. Вы любите путешествовать? Предлагаю, сегодня нам отправимся в путешествие. Нас пригласили в чудесную страну. Эта страна находится совсем близко от нас, но попасть в неё не просто. Только подготовленные могут туда войти. Как вы думаете у нас получится? Вам интересно, что это за страна? Но всё не так просто, жители этой страны зашифровали название. Чтобы узнать, надо разложить эти карточки в порядке возрастания и прочесть полученное слово (получается слово здоровье
воспитатель: Ребята, сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о здоровье. На какое слово похоже слово «здоровье»? Правильно, слово «здоровье» похоже на слово «здравствуй». Когда люди здороваются, они желают друг другу здоровья. Давайте поздороваемся и мы. Воспитатель предлагает детям встать в круг. теперь девочки поздоровались, как принцессы, а мальчики ,как принцы. Воспитатель: “Хочешь себе здоровья – здоровайся со всеми” Воспитатель: А как это сделать без слов, при помощи рук? Дети показывают (рукопожатием, объятиями, похлопыванием по плечу)
Я расскажу я вам старую легенду: «Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать, каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если все это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека – его здоровье. Стали думать, решать – куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие – за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать??? (в самого человека)». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот не каждый может найти и сберечь бесценный дар богов.
Вопрос: Ребята, а вы чувствуете себя здоровыми? Послушайте себя. Что значит быть здоровым? А как ты считаешь? А ты здоров? Почему?
2д/у «Доскажи пословицу»
Здоровье в порядке – спасибо зарядке
Если хочешь быть здоров – закаляйся
В здоровом теле – здоровый дух
Чисто жить – здоровым быть.
3. Про неё говорят, что она залог здоровья (чистота)
Правильно. А что поможет нам содержать наше тело в чистоте? (Гигиенические процедуры). А какие гигиенические процедуры вы знаете? (ответы детей)
Игра с элементами самомассажа.
Умываемся мы чисто, Вытираемся мы быстро! Так опрятны, аккуратны, Что смотреть на нас приятно.
Сейчас мы узнаем, помните ли вы, какие предметы гигиены помогают нам содержать наше тело в чистоте.
Игра «Чудесный мешочек» (с предметами гигиены) Дети садятся на ковёр по-турецки и по очереди достают из мешочка разные предметы и рассказывают, для чего они нужны.
4А теперь детки сами расскажут о здоровье(стихи)
Если хочешь быть здоровым, Правильно питайся! Ешь побольше фруктов разных, Спортом занимайся!
Мы на завтраке сидим, Кашу дружно мы едим, Знает каждый среди нас Ум без завтрака погас
Каше рисовой « Привет!», Винегрету тоже. Я их съел - доволен я, Организм мой тоже!
Суп с горохом и капустой- Будет в животе не пусто. И бульончик припивай- Язва и гастрит, прощай!
Маша ела кириешки И сказала: « Вкусно!», А в больницу как попала, Так сказала: « Грустно».
Вы не пейте газировки, Не балуйте с чипсами. Соки, фрукты, каша, хлеб - Вот хороший вам обед.
Витаминный, натуральный Сок фруктовый мы попьем, а потом на олимпиаде Все рекорды мы побьем!
За здоровую еду Я проголосую Потому что без неё я всегда тоскую
5А теперь поиграем с гостями(доскажи словечко)
Стать здоровым ты решил. Значит, выполняй……(режим).
Утром в семь звенит настырно. Наш веселый друг…. (будильник).
На зарядку встала вся. Наша дружная …...(семья).
Режим, конечно, не нарушу – Я моюсь под холодным …..(душем).
Поверьте, мне никто не помогает, Постель я сам …..(застилаю).
заниматься я стараюсь очень: С лентяем спорт дружить…. (не хочет).
Всегда я мою руки с мылом, Не надо звать к нам ….(Мойдодыра).
После обеда можно спать, А можно во дворе ….(играть).
И в мороз, и в жару. На улице играть…. (люблю).
Мяч, скакалка и ракетка, Лыжи санки и коньки – Лучшие друзья….(мои).
После ужина веселье: В руки мы берем гантели, С папой спортом занимаемся, Маме нашей….(улыбаемся).
Мама от нас не отстает: В руки скакалку она ….(берет).
Смотрит к нам в окно луна, Значит, спать давно….(пора).
Я бегу скорей под душ, Мою и глаза, и уши. Ждет меня моя кровать. “Спокойной ночи!” – Надо….(спать).
6 Физкультминутка
Все выходят по порядку - (ходьба на месте) Раз – два – три - четыре! Дружно делают зарядку - Раз – два – три - четыре! Руки выше, ноги шире! Влево, вправо, поворот, Наклон назад, Наклон вперёд.
На носочки поднимайся, Приседай и выпрямляйся. Ножки в стороны, Ножки вкось, Ножки вместе, Ножки врозь.
Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем. А потом их развернем. И к себе скорей прижмем. А потом быстрей, быстрей. Хлопай, хлопай веселей.
7Ребята , а теперь вы хлопнете в ладоши, когда услышите правильный ответ:
Здоровый человек – это … человек ( хлопают в ладоши, когда нужный ответ)
Крепкий;
Сильный;
Бледный;
Неуклюжий;
Весёлый;
Ловкий;
Сутулый;
Румяный;
Стройный;
Добрый.
8. Ой, загадка.
На лице она цветёт,
И от радости растёт.
Если ты её подаришь, То счастливей каплю станешь. Она мигом обернётся, И к тебе скорей вернётся…………..(Улыбка) Правильно. А когда мы улыбаемся? (когда у нас хорошее настроение, когда нам радостно, весело)
А хорошее настроение это ещё один компонент здоровья! Поэтому почаще улыбайтесь..
9Д/Игра «Садовники здоровья» Ребята, я предлагаю вам стать садовниками и вырастить чудо-дерево (на столе карточки с продуктами, дети выбирают нужные, вешают их на дерево). Вопрос: Почему на дереве выросла морковь? Чем полезно молоко? И тд.
-Да вы оказывается у меня умные ребята! А как вы думаете, зачем мы сейчас пойдем на прогулку?(дышать свежим воздухом и веселиться)
А ещё, чтобы наше дыхание было правильным, нужно делать дыхательную гимнастику. Я вам предлагаю её сделать. Встаньте пожалуйста. Мы сейчас с вами будем индейцами. Но чтобы правильно выполнять это упражнение, послушайте правило: вдыхать нужно только носиком, а выдыхать можно и носиком, и ротиком. Следите за плечами, они не должны подниматься. Вдыхаем носиком и на выдохе произносим боевой клич индейцев(сначала с детьми, потом все вместе с гостями)
А вы знаете, что только добрые и веселые люди- бывают здоровыми и поэтому у вас и у наших гостей должно быть всегда хорошее настроение .
Мультфильм «Смешарики»
Спасибо всем !
Приложение №4
Перспективный план по театрализации в ортопедической группе с оздоровительными технологиями
№п/п
Месяц
Название
Цель
Оздоровительные технологии
1
сентябрь
«В гостях у лесовичка»
Подводить детей к созданию образа герая,испоьзуя для этого движения.Укрепление опорно-двигательного аппарата.
Побуждать импровизировать на тему любимых сказок.Развитие психофизических качеств(силы,выносливость,гибкость)
Солевые мешочки, мячи,скакалки,обручи,упражнения с предметами,ребристая доска.
18
май
«Поиграем с пальчиками»
Расширять и уточнять представления детей о видах кукольных театров. Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью.
Пальчиковый театр
19
Июнь
Летний спортивный праздник
Воспитывать культуру речевого общения.Формировать и совершенствовать двигательные навыки.
Дорожка «здоровья»с различными раздражителями для стоп.
Приложение№5
Оздоровительные мероприятия - Анкета для родителей
Уважаемые родители.
Вам предоставляется ряд оздоровительных мероприятий по закаливанию, повышению иммунитета, профилактике простудных заболеваний для детей подготовительной группы в ДОУ «Красная Шапочка»,группа «Всезнайки».
Государственный образовательный стандарт дошкольного образования на 015-2017 г,, утвержден приказом Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики вот 17.07.2015 года №_326
Типовая образовательная программа дошкольного образования «Вот рождения к школы» (составители Арутюнян Л.Н., Сипачева Э.В., Губанова Н.В. и др.), рекомендованная Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики (приказ № 409 вот 18.08.2015г.), утверждена на заседании научно-методического совета Донецкого ИППО (протокол № 4 вот 08.06.2015г.)
Аверина И. Э. Физкультурные минутки и динамические паузы ДОУ. М., 007. С. 144
Александрова Э. Ю. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья». Волгоград: Учитель, 007. С. 151
Белая К. Ю., Зимянина Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. М., 006. С. 94
Вайнер Э. Н. Валеология: Учебник для вузов. Вайнер Э. Н. М. : Флинта: Наука, 005. С. 416
Гаврютина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. М., 010. С. 160
Голицына Н. С., Шумовая И. М. Воспитание основ здорового образа жизни в малышей. - М. : Издательство «Скрипторий 003», 008. С. 120
Дронова Т. Н. Воспитание, образование и развитие детей 5-7 лет в детском саду: метод. Руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга» - 3 изд. - М. : Просвещение, 006. С. 191