Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса к линии УМК под редакцией Ю.Л.Воробьева
Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса к линии УМК под редакцией Ю.Л.Воробьева
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 класс к линии УМК под редакцией Ю.Л.Воробьева, автор Б.И.Мишин, М.: Дрофа, 2017.
Цели изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности перед Родиной;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологической культуры;
осознание значения и ценности семьи в жизни человека и общества;
воспитания уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Этот курс предназначен для решения следующих задач:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства через осознание значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
формирование понимания личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, от экстремизма и терроризма;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической позиции;
формирование понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий для личности, общества и государства;
умение оказать первую помощь;
умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
овладение основами экологического планирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса к линии УМК под редакцией Ю.Л.Воробьева»
Комитет администрации города Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 17» города Славгорода Алтайского края
Рассмотрено на заседании УМО естественных дисциплин.
Руководитель УМО
естественных дисциплин
Согласовано:
Заместитель директора
по УВР МБОУ «Лицей № 17»
Утверждаю:
Директор МБОУ «Лицей № 17»
Рабочая программа
по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
основного общего образования для 8 класса
на 2017-2018 учебный год
Рабочая программа разработана на основе программы
Основы безопасности жизнедеятельности
к линии УМК под редакцией Ю.Л.Воробьева
(Б.И.Мишин. – М.: Дрофа, 2017)
Составитель: Калинин Николай Николаевич,
учитель основ безопасности жизнедеятельности
Славгород
2017 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе рабочей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 класс к линии УМК под редакцией Ю.Л.Воробьева, автор Б.И.Мишин, М.: Дрофа, 2017.
Цели изучения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» направлен на достижение следующих целей:
воспитание патриотизма, уважения к Отечеству, ответственности перед Родиной;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение правил безопасного поведения на транспорте, на дорогах, в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
формирование основ экологической культуры;
осознание значения и ценности семьи в жизни человека и общества;
воспитания уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.
Этот курс предназначен для решения следующих задач:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства через осознание значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
формирование понимания личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
формирование понимания роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций, от экстремизма и терроризма;
формирование антиэкстремистской и антитеррористической позиции;
формирование понимания необходимости сохранения природы и окружающей среды;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций и их последствий для личности, общества и государства;
умение оказать первую помощь;
умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
овладение основами экологического планирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Содержание учебного материала учитывает возрастные особенности, познавательные интересы и развитие логического мышления обучающихся.
Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» является интегрированным учебным предметом. Она требует овладения обучающимися широким спектром научных и прикладных знаний. Эта дисциплина входит в единую систему непрерывного целенаправленного педагогического учебно-воспитательного процесса.
Планируемые результаты
Выпускник научится:
• классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;
• использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;
• использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с применением бытовых приборов;
• классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при применении бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
• безопасно применять бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;
• безопасно использовать бытовые приборы;
• безопасно использовать средства бытовой химии;
• безопасно использовать средства коммуникации;
• классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;
• предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
• безопасно вести себя в криминогенной ситуации на улице и применять необходимые способы самозащиты;
• безопасно вести себя в криминогенной ситуации в подъезде, лифте, квартире и применять необходимые способы самозащиты;
• безопасно вести себя при карманной краже, попытке мошенничества и применять необходимые способы самозащиты;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;
• безопасно применять первичные средства пожаротушения;
• соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода, велосипедиста, пассажира транспортного средства;
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты;
• характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;
• предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;
• классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
• безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;
• безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;
• комплектовать минимально необходимый набор вещей, документов и продуктов питания на случай эвакуации;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва, при взрыве;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении (попытке похищения) или захвате в заложники и при проведении мероприятий по освобождению заложников;
• адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;
• оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;
• использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;
• классифицировать средства оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при кровотечении;
• извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;
• оказывать первую помощь при ушибах, растяжениях, вывихах, переломах, ожогах, обморожениях и общем переохлаждении, отравлениях, тепловом (солнечном) ударе, укусе насекомых и змей.
Выпускник получит возможность научиться:
• безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;
• анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;
анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;
• предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность;
• владеть основами самоконтроля и самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;
• классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;
• оказывать первую помощь при неинфекционных и инфекционных заболеваниях, остановке сердечной деятельности, коме, поражении электрическим током;
• использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая интернет-ресурсы и другие базы данных;
• усваивать приёмы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
• исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предложения и проводить несложные эксперименты для доказательства предложений по обеспечению личной безопасности;
• творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.
Место предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в базисном учебном плане
При составлении рабочей программы учитывались базисный учебный план по курсу ОБЖ, в соответствие с которым, на изучение курса ОБЖ в 8 классах отводится 35 часов в год (1 час в неделю).
Содержание тем учебного курса
№ п/п
Наименование разделов и тем
Содержание
Количество часов
Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека.
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера
Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Источники ЧС техногенного характера и их последствия.
Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
3
Пожары и взрывы
Пожары.
Взрывы.
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.
Последствия пожаров и взрывов.
Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрыва.
5
3
Аварии с выбросом опасных химически веществ
Опасные химические вещества и объекты.
Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.
Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО.
Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
5
4
Аварии с выбросом радиоактивных веществ
Радиоактивность и радиационно опасные объекты.
Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения и биологические эффекты. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.
4
5
Гидродинамические аварии
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения.
Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий.
Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий.
Правила поведения при угрозе и во время и после гидродинамических аварий
4
6
Нарушения экологического равновесия
Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Характеристика экологической обстановки в России
6
7
Безопасное поведение на улицах и дорогах
Правила для велосипедистов. Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. Водитель – главный участник дорожного движения. Проезд перекрестка. Экстремальные ситуации аварийного характера. Защита при угрозе террористического акта. Оказание первой помощи пострадавшему. Первая помощь при ушибах, растяжениях и вывихах
8
ИТОГО
35
Календарно-тематическое планирование
(8 класс)
№
п.п
Тема урока
Кол-во часов
Элементы содержания
Дата
план
факт
Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека.
Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера(3ч)
1.
Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера.
1
Производственная авария, классификация ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий. Виды аварий и катастроф.
2.
Источники ЧС техногенного характера и их последствия.
1
Основные источники ЧС техногенного характера. Последствия ЧС техногенного характера.
3.
Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.
1
Основные стадии развития техногенных аварий. Причины техногенных происшествий.
Пожары и взрывы(5ч)
4.
Пожары.
1
Основные понятия. Группы возгораемости материалов. Способы прекращения горения. Признаки развития обстановки при пожаре.
5.
Взрывы.
1
Основные определения. Причины взрывов. Признаки наличия взрывчатых веществ.
6.
Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.
1
Условия возникновения пожаров и взрывов. Основные причины пожаров и взрывов.
7.
Последствия пожаров и взрывов.
1
Основные поражающие факторы пожаров и взрывов. Вторичные последствия пожаров и взрывов.
8.
Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрыва.
1
Меры пожарной безопасности. Безопасное поведение при пожаре и угрозе взрыва.
Аварии с выбросом опасных химически веществ(5ч)
9.
Опасные химические вещества и объекты.
1
Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Основные потребители АХОВ.
10.
Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.
1
Основные характеристики АХОВ: стойкость, относительная плотность, скорость токсического воздействия. Классы опасности химических веществ для организма человека.
11.
Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.
1
Основные причины аварий на химически опасных объектах. Характеристики зоны химического заражения. Ингаляционные токсодозы.
12.
Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО.
1
Защитные мероприятия при авариях на ХОО. Правила поведения населения при химических авариях. Средства индивидуальной защиты.
13.
Первая помощь пострадавшим от АХОВ.
1
Мероприятия по оказанию первой помощи пострадавшим от АХОВ.
Аварии с выбросом радиоактивных веществ (4 ч)
14.
Радиоактивность и радиационно опасные объекты.
1
Явление радиоактивности. Виды радиационно опасных объектов.
15.
Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения и биологические эффекты.
1
Ионизирующее излучение. Характеристика основных видов ионизирующего излучения и приемы защиты от них.
16.
Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты.
1
Характеристика очагов поражения при радиационных авариях. Защита от излучения.
17.
Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности
1
Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности.
Гидродинамические аварии (4 ч)
18.
Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения.
1
Гидродинамические аварии и виды гидротехнических сооружений.
19.
Причины и виды гидродинамических аварий.
1
Основные причины и виды гидродинамических аварий.
20.
Последствия гидродинамических аварий.
1
Поражающие факторы гидродинамических аварий, вторичные и остаточные факторы. Прямой и косвенный ущерб.
21.
Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время и после гидродинамических аварий
1
Основные меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.