Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОП 09 Безопасность жизнедеятельности для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«Вельский индустриально-экономический колледж»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГАПОУ АО «Вельский
индустриально-экономический
колледж»
_____________ Н.В. Орлов
«____»_____________2019 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
Оп. 09. Безопасность жизнедеятельности
Вельск
2019
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОП.09 Безопасность безопасности жизнедеятельности для специальностей 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет ( в промышленности) разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-259, Примерной программой «Безопасность жизнедеятельности» для профессиональных образовательных организаций. – М.: Академия, 2015.
Организация-разработчик: ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Автор:
Сударушкин Эдуард Владимирович, преподаватель ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
на заседании методической цикловой комиссии
_________________________________________
протокол № от « » 2019 года.
Председатель М(Ц)К ____________________
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины 4
2. Структура и содержание учебной дисциплины 6
3. Условия реализации рабочей программы учебной
диСциплины 21
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины 26
5..ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЧАСТИ ФОРМ И МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ
28
6.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ЧАСТИ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ
31
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.09 Безопасность жизнедеятельности
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины общеобразовательного цикла ОП.09 Основы безопасности жизнедеятельности для специальности , 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в промышленности) разработана в соответствии с Фундаментальным ядром основного общего образования, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. № 413, письмом Минобрнауки России от 17 марта 2015 г. N 06-259, Примерной программой «Безопасность жизнедеятнельности» для профессиональных образовательных организаций. – М.: Академия, 2015.
Содержание рабочей программы учебной дисциплины разработано с учетом получаемых специальностей среднего профессионального образования.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в образовательных организациях среднего профессионального образования.
Общая характеристика учебной дисциплины
Дисциплина ОП. 09 Безопасность жизнедеятельности относится к обязательной части и входит в состав базового общепрофессионального цикла ППССЗ для специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (в промышленности)
Рабочая программа предусматривает проведение традиционных уроков, чтение установочных лекций, практических работ, обобщающих уроков.
Приоритетными формами учебных занятий считаются комбиниро-ванные уроки, теоретические уроки с элементами практического занятия.
Формы организации учебного процесса по учебной дисциплине ОП.09 Безопасность жизнедеятельности
Формы учебных занятий
Методы обучения
Технология
Лекция
Объяснительно-иллюстративный
Мультимедийная
Практическая работа
Поисковый
Игровая
Теоретические уроки с элемен-тами практического занятия
Частично-поисковый
Здоровьесберегающая
В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работой.
Исходя из принципов современного образования реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения и сотрудничества на уроке.
При реализации программы учебной дисциплины используются активные и интерактивные формы сотрудничества: «преподаватель – студент», парная и групповая работа, что в свою очередь также влияет на формирование УУД.
Освоение курса сопровождается текущим и промежуточным контролем, включающими в себя тесты и проверочную работу по разделам.
Форма промежуточной аттестации: дифференцированный зачет, который включает в себя контрольный тест, охватывающий ключевые темы, термины курса.
1.3. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к общепрофессиональному циклу ППССЗ
1.4. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» – вооружить будущих выпускников теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
- разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
- принятия решений по защите населения и территорий от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятия мер по ликвидации их воздействий;
- выполнения конституционного долга и обязанности по защите Отечества в рядах Вооружённых Сил Российской Федерации;
- своевременного оказания доврачебной помощи.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Результаты
Требования к результатам
(по ФГОС СОО)
Планируемые результаты изучаемой дисциплины
Личностные
1)российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
1)развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;
2) готовность к служению Отечеству, его защите;
3)формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;
4) исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);
5)воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью, как к индивидуальной и общественной ценности;
6) освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
Метапред-метные
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
(в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645)
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
9. Предметные результаты освоения основной образовательной программы устанавливаются для учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.
1) овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;
2) овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
3) формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
4) приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;
5)развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
6)формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
7) формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характер-ным признакам их появления, а также на основе анализа специаль-ной информации, получаемой из различных источников;
8) развитие умения применять полученные теоретические знания на практике: принимать обосно-ванные решения и вырабатывать план действий в конкретной опас-ной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
9)формирование умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения;
10) развитие умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях;
11) освоение знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни;
12) приобретение опыта локализации возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации;
13) формирование установки на здоровый образ жизни;
14)развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки;
Предметные
1) сформированность представлений о месте химии в современной научной картине мира; понимание роли химии в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
2) владение основополагающими химическими понятиями, теориями, законами и закономерностями; уверенное пользование химической терминологией и символикой;
3) владение основными методами научного познания, используемыми в химии: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; умение обрабатывать, объяснять результаты проведенных опытов и делать выводы; готовность и способность применять методы познания при решении практических задач;
4) сформированность умения давать количественные оценки и производить расчеты по химическим формулам и уравнениям;
5) владение правилами техники безопасности при использовании химических веществ;
6) сформированность собственной позиции по отношению к химической информации, получаемой из разных источников.
1)сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;
2)получение знания основ государственной системы, российского законодательства, направленного на защиту населения от внешних и внутренних угроз;
3)сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;
4) сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;
5) освоение знания распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
6) освоение знания факторов, пагубно влияющих на здоровье человека;
7) развитие знания основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
8) формирование умения предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;
9) развитие умения применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
10) получение и освоение знания основ обороны государства и воинской службы: законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан; прав и обязанностей гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставных отношений, быта военнослужащих, порядка несения службы и воинских ритуалов, строевой, огневой и тактической подготовки;
11) освоение знания основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;
12) владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике;
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося 68 часа, в том числе:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 62 часа
- самостоятельная работа обучающихся – 6 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
68
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
62
в том числе:
практические занятия
26
Самостоятельная работа студента (всего)
6
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета 2
2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП. 09 «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Гражданская оборона
25
Тема 1.1.
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Содержание учебного материала
2
репродуктивный
1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Тема 1.2. Организация гражданской обороны
Содержание учебного материала
1
1
1
1
1
1
репродуктивный
1. Ядерное оружие.
2. Химическое и биологическое оружие.
3. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения.
4. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.
5. Приборы радиационной и химической разведки и контроля.
6. Правила поведения и действия людей в зонах радиоактивного, химического заражения и в очаге биологического поражения.
Практические занятия
3
1. Средства индивидуальной защиты от оружия массового поражения. Отработка нормативов по надевания противогаза и ОЗК.
2. Средства коллективной защиты от оружия массового поражения.
3. Приборы радиационной и химической разведки и контроля.
Тема 1.3.
Защита населения и территорий при стихийных бедствиях
Содержание учебного материала
1
1. Защита при землетрясениях, извержениях вулканов, сходе лавин, селях, оползнях
ознакомительный
Практические занятия
2
2. Отработка действий при наводнениях, лесных, степных и торфяных пожарах,ураганах, бурях, грозах.
Тема 1.4.
Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на транспорте
Содержание учебного материала
2
Практические занятия
1. Отработка действий при автомобильных и железнодорожных авариях (катастрофах). авариях (катастрофах) на воздушном и водном транспорте.
ознакомительный
Тема 1.5.
Защита населения и территорий при авариях (катастрофах) на производственных объектах
Содержание учебного материала
1
1
1
1. Защита при авариях (катастрофах) на пожароопасных объектах.
репродуктивный
2. Защита при авариях (катастрофах) на взрывоопасных объектах.
3. Защита при авариях (катастрофах) на гидродинамических опасных объектах.
Практические занятия
3
1. Отработка порядка и правил действий при возникновении пожара, пользовании средствами пожаротушения.
2. Отработка действий при возникновении аварии с выбросом сильно действующих ядовитых веществ.
3. Отработка действий при возникновении радиационной аварии.
Тема 1.6. Обеспечение безопасности при неблагоприятной социальной обстановке
Содержание учебного материала
1
1
1
1. Обеспечение безопасности при нахождении на территории ведения боевых действий и во время общественных беспорядков.
репродуктивный
2. Обеспечение безопасности в случае захвата заложником.
3. Обеспечение безопасности при обнаружении подозрительных предметов, угрозе совершения и совершённом теракте.
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику
1
Раздел 2.
Основы военной службы
35
Тема 2.1. Вооружённые Силы России на современном этапе
Содержание учебного материала
1
1
1
1
1. Состав и организационная структура Вооружённых Сил.
репродуктивный
2. Виды Вооружённых Сил и рода войск.
3. Воинская обязанность и комплектование Вооружённых Сил личным составом.
4. Порядок прохождения военной службы.
Тема 2.2.
Уставы Вооружённых Сил России
Содержание учебного материала
1
1
1
1
1. Военная присяга. Боевое знамя воинской части.
репродуктивный
2. Внутренний порядок, размещение и быт военнослужащих.
3. Суточный наряд роты.
4. Караульная служба. Обязанности и действия часового.
Самостоятельная работа обучающихся: проработка конспектов, ответы на вопросы по учебнику, изучение нормативных документов, Общевоинских уставов ВС РФ
3
Тема 2.3.
Строевая подготовка
Содержание учебного материала
1
1. Строи и управления ими.
репродуктивный
Практические занятия
8
1. Строевая стойка и повороты на месте..
2. Движение строевым и походным шагом, бегом, шагом на месте.
3. Повороты в движении.
4. Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении.
5. Выход из строя и постановка в строй, подход к начальнику и отход от него.
6. Построение и перестроение в одношереножный и двухшереножный строй, выравнивание, размыкание и смыкание строя, повороты строя на месте.
7. Построение и отработка движения походным строем.
8. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.
Тема 2.4.
Огневая подготовка
Содержание учебного материала
1
1
1. Материальная часть автомата Калашникова.
репродуктивный
2. Подготовка автомата к стрельбе. Ведения огня из автомата.
Практические занятия
3
1. Неполная разборка и сборкам автомата.
2. Отработка нормативов по неполной разборке и сборке автомата.
3. Принятие положение для стрельбы, подготовка автомата к стрельбе, прицеливание.
Тема 2.5.
Медико-санитарная подготовка
Содержание учебного материала
1
1
1
1
1
1
1
1
1. Общие сведения о ранах, осложнения ран, способах остановки кровотечения и обработки ран.
ознакомительный
2. Порядок наложения повязки при ранениях головы, туловища, верхних и нижних конечностей.
репродуктивный
3. Первая (доврачебная) помощь при ушибах, переломах, вывихах, растяжениях связок и синдроме длительного сдавливания.
4. Первая (доврачебная) помощь при поражении электрическим током, ожогах
5. Первая (доврачебная) помощь при перегревании, переохлаждении организма, при обморожении и общем замерзании.
12. Измерение силы землетрясений с помощью различных шкал. Последствия землетрясений в зависимости от их силы;
13. Действия человека при угрозе землетрясения, при внезапном землетрясении, после его окончания;
14. Оползни. Причины возникновения, признаки и возможные последствия оползней;
15. Порядок действий при оползнях. Профилактические мероприятия;
16. Сели. Причины возникновения, признаки и возможные последствия селей;
17. Порядок действий при селях. Профилактические мероприятия;
18. Снежные лавины. Причины возникновения, признаки и возможные последствия лавин;
19. Действия человека при угрозе схода лавины, при приближении лавины и при попадании в нее. Профилактические мероприятия;
20. Гидрологические чрезвычайные ситуации, их причины и разновидности. Последствия данных ЧС;
21. Действия человека при угрозе возникновения наводнения, в случае объявления эвакуации, при внезапном наводнении;
22. Цунами. Причины возникновения, основные особенности поражающего действия и признаки приближающегося цунами;
23. Действия человека при обнаружении признаков приближающегося цунами, при приближении волны и при попадании в волну;
24. Метеорологические чрезвычайные ситуации. Виды ветра. Измерение силы ветра с помощью шкалы Бофорта;
25. Ураганы, бури. Особенности и характер поражающего действия и возможные последствия.
26. Снежные и пыльные бури. Особенности действия человека при попадании в снежную или пыльную бурю;
27. Смерч. Особенности этого природного явления. Поведение человека при возникновении смерча;
28. Порядок действий при объявлении штормового предупреждения, при внезапном урагане и после его окончания;
29. Молнии. Виды молний и их поражающее действие;
30. Правила безопасного поведения человека во время грозы. Оказание первой помощи человеку, пострадавшему в результате удара молнии;
31. Разновидности лесного пожара и их особенности, способы и средства тушения лесных пожаров;
32. Торфяные пожары, их особенности, способы и средства тушения;
33. Степные пожары, их особенности, способы и средства тушения;
34. Причины и поражающие факторы пожаров и взрывов и их последствия для человека;
35. Средства тушения пожара и способы их применения, порядок действий при возникновении пожара, правила противопожарной безопасности, организационные мероприятия по обеспечению пожарной безопасности;
36. Пожар на предприятии, в общественном здании, в детском учреждении, в жилом доме. Поражающие факторы пожара, средства и способы тушения пожаров, правила противопожарной безопасности;
37. Аварии на транспорте (автомобильном, железнодорожном, авиационном, метро). Причины. Правила поведения человека при угрозе или возникновении аварийной ситуации, меры предосторожности;
38. Первая медицинская помощь пострадавшим в транспортных авариях;
39. Общественный транспорт. Правила поведения при проезде в общественном транспорте. Действия в экстремальной ситуации при аварии (пожаре);
40. Аварии на железнодорожном транспорте. Правила поведения в вагоне поезда. Действия в экстремальной ситуации (пожар в вагоне);
41. Авиакатастрофы. Правила поведения при взлёте и посадке самолета. Действия в экстремальной ситуации – разгерметизация салона, возникновение пожара на борту самолёта, аварийная посадка на землю, на воду;
42. Катастрофы на водном транспорте. Действия в экстремальной ситуации (кораблекрушение). Высадка с судна на воду;
43. Аварии на радиационно-опасных объектах. Причины. Методы ликвидации. Поведение человека в данной ЧС. Защита населения от радиации;
44. Аварии на химически-опасных объектах. Причины. Методы ликвидации. Поведение человека в данной ЧС. Защита от АХОВ;
45. Аварии на химически- и радиационно-опасных объектах. Причины аварий, поражающие факторы, действия человека в случае возникновения подобных аварий;
46. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и водителя на дороге, пассажира железнодорожного, авиационного транспорта и метрополитена;
47. Виды радиационно-опасных (РОО) и химически-опасных (ХОО) объектов, причины, поражающие факторы и последствия техногенных аварий и катастроф с выбросом химических и радиоактивных веществ;
48. Определение радиоактивного излучения, экспозиционной, поглощенной и эквивалентной доз облучения, единицы измерения этих доз, величину безопасных, опасных и аварийных доз облучения, последствия их получения;
49. Порядок действий при возникновении угрозы аварии или при внезапной аварии на РОО и ХОО. Правила безопасного поведения на загрязненной радиоактивными или химическими веществами местности;
50. Виды защитных сооружений гражданской обороны и их назначение;
51. Виды и особенности оружия массового поражения (ядерного, химического и биологического), поражающие факторы;
52. Проблемы хранения и уничтожения химического оружия;
53. Биологическое оружие. Способы и признаки применения, пути проникновения, противоэпидемические мероприятия;
54. Специфика, способы применения ОМП. Новые виды оружия;
55. Способы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях: сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях; эвакуация и рассредоточение населения; порядок действий при объявленной эвакуации населения; защитные сооружения ГО;
56. Определения очага химического и очага ядерного поражения, понятия «отравляющие вещества» и классификацию отравляющих веществ по тактическому назначению, виды биологических средств поражения;
57. Средства индивидуальной защиты; действия населения и ГО после выхода из очага радиационного, химического или биологического поражения: санитарная обработка;
58. Сигналы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, способы и средства защиты населения от последствий техногенных аварий и катастроф и от оружия массового поражения;
59. Определение, сущность и особенности понятий «эвакуация» и «рассредоточение», порядок действий при объявленной эвакуации населения;
60. Виды защитных сооружений ГО и их назначение, требования к защитным сооружениям ГО;
62. Сущность и классификацию ЧС социального характера, их возможные разновидности на территории РФ;
63. Духовная безопасность. Виды сект и их отличия от мировых религий. Способы воздействия сект на психику человека. Защита от сект воли и имущества человека;
64. Сущность современного религиозного экстремизма;
65. Терроризм. Основные террористические организации, их цели и задачи. Виды террористических воздействий и применяемые средства;
66. Террористический акт, взрыв на улице. Меры предупреждения и поведение человека в случае возникновения данной ЧС;
67. Истоки и характерные особенности современного терроризма, методы и средства, применяемые современными террористами, правила безопасного поведения при контакте с террористами;
68. Действия человека при обнаружении взрывного устройства и в случае возникновения теракта;
69. Правила безопасного поведения и способы защиты жизни и здоровья при массовых беспорядках;
70. Характеристика чрезвычайных ситуаций военного времени и их поражающих факторов;
71. Международное сотрудничество страны в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и охраны окружающей среды.
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы безопасности жизнедеятельности» № 39
пособие для студентов учреждений СПО/ Н.В.Косолапова, Н.А.Прокопенко, Е.Л.Апобежимова-4-е изд., испр. М.:Академия,2015.-144с. ISBN 978-
5-4468-2388-8
Для преподавателя
1)Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных федеральными конституционными законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2009. — № 4. — Ст. 445.
2)Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11-ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ) «Об образовании в Российской Федерации».
3)Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
4)Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”».
5)Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
6)Гражданский кодекс РФ (Ч. 1) (утвержден Федеральным законом от 30.11.94 № 51-ФЗ (в ред. от 11.02.2013, с изм. и доп. от 01.03.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 32 (Ч. 1). — Ст. 3301.
7)Гражданский кодекс РФ (Ч. 2) (утвержден Федеральным законом от 26.01.96 № 14-ФЗ) (в ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 5 (Ч. 2). — Ст. 410.Гражданский кодекс РФ (Ч. 3) (утвержден Федеральным законом от 26.11.01 № 146-ФЗ) (в ред. от 05.06.2012) // СЗ РФ. — 2001. — № 49. — Ст. 4552.
8)Гражданский кодекс РФ (Ч. 4) (утвержден Федеральным законом от 18.12.06 № 230-ФЗ) (в ред. от 08.12.2011) // СЗ РФ. — 2006. — № 52 (Ч. 1). — Ст. 5496.
9)Семейный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 29.12.1995 № 223-ФЗ) (в ред. от 12.11.2012) // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
10)Уголовный кодекс Российской Федерации (утвержден Федеральным законом от 13.06.1996 № 63-ФЗ) (в ред. от 07.12.2011 ; с изм. и доп., вступающими в силу с 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — Ст. 2954.
11)Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 04.03.2013, с изм. от 21.03.1013) // СЗ РФ. — 1998. — № 13. — Ст. 1475.
12)Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. от 11.02.2013) // СЗ РФ. — 1994. — № 35. — Ст. 3648.
13)Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (в ред. от 04.03.2013) // СЗ РФ. — 1997. — № 30. — Ст. 3588.
14)Федеральный закон от 25.07.2002 № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (в ред. от 30.11.2011) // СЗ РФ. — 2002. — № 30. — Ст. 3030.
15)Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. — 1996. — № 23. — Ст. 2750.
16)Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 25.06.2012, с изм. от 05.03.2013) // СЗ РФ. — 2002. — № 2. — Ст. 133.
17)Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012) // СЗ РФ. — 2011. — N 48. — Ст. 6724.
18)Указ Президента РФ от 05.02.2010 № 146 «О Военной доктрине Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2010. — № 7. — Ст. 724.
19)Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (в ред. от 18.04.2012) // СЗ РФ. — 2004. — № 2. — Ст. 121.
20)Приказ министра обороны РФ от 03.09.2011 № 1500 «О Правилах ношения военной формы одежды и знаков различия военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков и особой церемониальной парадной военной формы одежды военнослужащих почетного караула Вооруженных Сил Российской Федерации» (зарегистрирован в Минюсте РФ 25.10.2011 № 22124) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2011. — № 47.
21)Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по оказанию первой помощи» (в ред. от 07.11.2012) (зарегистрирован в Минюсте РФ 16.05.2012 № 24183) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. — 2012.
22)Приказ министра обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.02.2010 № 96/134 «Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах» (зарегистрировано Минюстом России 12.04.2010, регистрационный № 16866).
23) Кобяков Ю.П.Физическая культура. Основы здорового образа жизни. — М., 2012.
24)Косолапова Н.В.,Прокопенко Н. А.,Побежимова Е.Л.Безопасность жизнедеятельности: практикум: учеб. пособие для учреждений нач. проф. образования. — М., 2013.
25)Митяев А.Книга будущих командиров. — М., 2010.
26)Назарова Е.Н.,Жилов Ю.Д.Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для студ. Высш. Учеб. Заведений. — М., 2013.
Общевойсковые уставы Вооруженных Сил РФ (ред. 2013 г.) — Ростов н/Д, 2013.
Справочники, энциклопедии
1)Изотова М.А.,Царева Т.Б.Полная энциклопедия орденов и медалей России. — М., 2008.
2)Ионина Н.А.100 великих наград. — М., 2009.
3)Каменев А.И.Энциклопедия русского офицера. — М., 2008.
4)Каторин Ю. Ф.Танки: иллюстрированная энциклопедия. — М., 2011.
5)Лубченков Ю.Н.Русские полководцы. — М., 2009.
Интернет-ресурсы
1)www.mchs.gov.ru(сайт МЧС РФ).www.mvd.ru(сайт МВД РФ).www.mil.ru(сайт Минобороны).www.fsb.ru(сайт ФСБ РФ).
2)www.dic.academic.ru(Академик. Словари и энциклопедии).3)www.booksgid.com(Воо^ Gid. Электронная библиотека).
www.pobediteli.ru(проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны»). www. 9)monino. ru (Музей Военно-Воздушных Сил).
10)www.simvolika.rsl.ru(Государственные символы России. История и реальность). www. militera. lib. ru (Военная литература).
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и приёма нормативов, а также сдачи обучающимися экзамена.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Освоенные умения:
- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
- применять первичные средства пожаротушения;
- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной специальности;
- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной специальностью;
- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
- оказывать первую помощь пострадавшим.
Усвоенные знания:
- принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
- основы военной службы и обороны государства;
- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
- способы защиты населения от оружия массового поражения;
- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные специальностям СПО;
- область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим.
Формы контроля обучения:
– домашние задания проблемного характера;
– практические задания по работе с информацией, документами, литературой;
– подготовка и защита индивидуальных и групповых заданий проектного характера.
Формы оценки результативности обучения:
- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка.
- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка
Методы контроля направлены на проверку умения учащихся:
– выполнять условия здания на творческом уровне с представлением собственной позиции;
– делать осознанный выбор способов действий из ранее известных;
– осуществлять коррекцию (исправление) сделанных ошибок на новом уровне предлагаемых заданий;
– работать в группе и представлять как свою, так и позицию группы;
методы оценки результатов обучения:
– мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся
– формирование результата итоговой аттестации по дисциплине на основе суммы результатов текущего контроля.
5. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Обучающиеся инвалиды и (или) обучающиеся с ОВЗ учатся в инклюзивной учебной группе, изучая учебную дисциплину в те же сроки обучения, что и остальные обучающиеся.
Таким образом, рабочая программа дисциплины ОУД.11 Биология адаптируется для инвалидов и лиц с ОВЗ в части методов обучения и форм контроля, оценки результатов обучения с учетом их индивидуальных особенностей, информационного обеспечения обучения.
5.1. Методы обучения инвалидов и лиц с ОВЗ
Выбор методов обучения, осуществляется преподавателем, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ОВЗ.
Метод
обучения
Деятельность обучающихся
Объяснительно-иллюстративное обучение
Восприятие, осмысление, запоминание информации. Овладение практическими навыками и умениями, выполнение самостоятельных работ по образцу, овладение способами деятельности
Монологический метод
Наблюдение, слушание, запоминание;
мысленное участие в решении учебной проблемы;
выполнение действий по образцу
Показательный метод
Слушание и наблюдение.
Восприятие образца поиска путей решения проблем.
Отработка умений постановки вопроса.
Диалоговый
метод
Активное участие в решении учебных проблем.
Формулировка проблем, выдвижение гипотез и возможное решение проблем.
Алгоритмический метод
Восприятие инструктажа по выполнению задания.
Усвоение алгоритма и образца действий.
Выполнение задания
Обучение с опорой на поэтапное формирование действий
Усвоение материала по этапам, начиная со знакомства с действиями и условиями их осуществления и кончая выполнением действий с объяснением их «про себя»
Проблемный метод
Проблемное усвоение учебной информации, самостоятельное решение проблемных ситуаций, поиск новых знаний, выдвижение познавательных задач
Эвристический
Участие в формулировке основной проблемы, в делении ее на подпроблемы;
Поиск путей решения проблем;
Выдвижение и обоснование гипотез;
Решение проблем
Исследовательский метод
Активная творческая самостоятельная работа по поиску путей решения проблем, по сбору информации.
Решение проблем
5.2. Формы контроля, оценки результатов обучения
5.2.1. Организация входного контроля
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока
Содержание входного
контроля успеваемости
Формы и процедуры входного
контроля успеваемости для инвалидов
и лиц с ОВЗ
№ 1-2
определение способностей, особенностей восприятия обучающегося и его готовности к освоению учебного материала
устанавливаются с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа
5.2.2. Организация текущего контроля успеваемости
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока
Содержание текущего
контроля успеваемости
Формы и процедуры текущего контроля успеваемости для инвалидов
и лиц с ОВЗ
№3-35
позволяет своевременно выявить затруднения и отставание в обучении и внести коррективы в учебную деятельность
осуществляется преподавателем и/или обучающимся инвалидом или обучающимся с ОВЗ в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, выполнения индивидуальных работ и домашних заданий, или в режиме тренировочного тестирования в целях получения информации о выполнении обучаемым требуемых действий в процессе учебной деятельности; правильности выполнения требуемых действий; соответствии формы действия данному этапу усвоения учебного материала; формировании действия с должной мерой обобщения, освоения (в том числе автоматизированности, быстроты выполнения) и т.д.
5.2.3. Организация промежуточной аттестации
у инвалидов и лиц с ОВЗ по учебной дисциплине
№ урока
Содержание
промежуточной аттестации
Формы и процедуры промежуточной аттестации для инвалидов и лиц с ОВЗ
№ 36
оценивает умения, знания, практический опыт обучающихся и освоенные ими компетенции
осуществляется в форме зачета. Форма промежуточной аттестации для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости рекомендуется предусмотреть для них увеличение времени на подготовку к зачетам и экзаменам, а также предоставлять дополнительное время для подготовки ответа на зачете/экзамене. Возможно установление образовательной организацией индивидуальных графиков прохождения промежуточной аттестации обучающимися инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости для обучающихся инвалидов и обучающихся с ОВЗ промежуточная аттестация может проводиться в несколько этапов. Для этого рекомендуется использовать рубежный контроль, который является контрольной точкой по завершению изучения раздела или темы дисциплины, междисциплинарного курса, практик и ее разделов с целью оценивания уровня освоения программного материала. Формы и срок проведения рубежного контроля определяются преподавателем (мастером производственного обучения) с учетом индивидуальных психофизических особенностей обучающихся.
6. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В ХОДЕ ВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Заболевания
Способы создание безбарьерной среды
в ходе учебного занятия
ДЦП
В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре
В учебной аудитории (лаборатории) выделяются места у дверного проема для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, увеличена ширина прохода между рядами столов. Освобождение от занятий по физической культуре
Двусторонняя сенсоневральная тугоухость 3 степени
Учебная аудитория (лаборатория), в которой обучаются студенты с нарушением слуха, оборудована компьютерной техникой, аудиотехникой, видеотехникой (мульти-медийный проектор, телевизор), электронной доской, мультимедийной системой. Особую роль в обучении слабослышащих также играют видеоматериалы. Освобождение от занятий по физической культуре
Заболевание кишечника болезнь Крона
Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи и посещения туалетной комнаты. Освобождение от занятий по физической культуре
Ювенильный аккилозир, скацилоартрит
Использование на учебных занятиях персонального компьютера для ведения записей лекционного материала, выплнения практических работ. Освобождение от занятий по физической культуре
S-талассемия ср.ст.тяж
Освобождение от занятий по физической культуре
Сахарный диабет
Обеспечение во время учебных занятий дополнительных перерывов для приёма пищи. Освобождение от занятий по физической культуре