Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»
Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»
Актуальность разработки данной программы элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях» продиктована тем, что в наше время практически каждый человек по воле случая, по своей неопытности, а иногда даже сознательно может попасть в сложную экстремальную ситуацию и остаться один на один с природой. В зависимости от климатических условий одна и та же ситуация имеет различные последствия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»»
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»
«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
_______________________
Е.И. Вишневская
Протокол № _____
от «____»_________20__г.
«Согласовано»
Заместитель директора
поУВР МОУ «СОШ №24»
________________________
С.А. Геращенко
30 августа 2016 г.
«Утверждаю»
Директор
МОУ «СОШ №24»
_______________________
Е.Ю. Шарга
Приказ №164
от 30 августа 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях»
Учитель: _________________________________
11 класс
Рассмотрено на заседании педагогического совета
Пр. № 1от 30.08.2016 г.
г. Саратов
2016- 2017 учебный год
I. Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:
Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68-ФЗ, в ред. 19 декабря 2016 года);
Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 года №Пр-271);
Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года №1312 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 01 февраля 2012 года №74 с изм., вступившими в силу с 01 сентября 2012 года);
Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года);
Письма Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Письма Минобразования Саратовской области от 04 июля 2016 года №01-26/4543 «О перечне рекомендуемых в 2016-2017 учебном году программ элективных предметов для профильного обучения, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся и модели психолого-педагогического сопровождения процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения»;
Учебного плана МОУ «СОШ №24» Кировского района г. Саратова;
Примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под ред. Воробьева Ю.Л. - М.: АСТ, Астрель, 2011.;
Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение элективного курса по учебному плану образовательного учреждения и рассчитана на изучение курса основ выживания в экстремальных ситуациях в течение 16 часов учебного времени. Количество учебных часов в неделю – 0,5.
Актуальность разработки данной программы элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях» продиктована тем, что в наше время практически каждый человек по воле случая, по своей неопытности, а иногда даже сознательно может попасть в сложную экстремальную ситуацию и остаться один на один с природой. В зависимости от климатических условий одна и та же ситуация имеет различные последствия. В безлюдной местности даже самые обычные жизненные потребности превращаются в трудноразрешимую проблему. Жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев: образования, профессиональных навыков, материального положения, а совсем от других – солнечной радиации, силы ветра, температуры воздуха. Также от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасательный водоисточник; замерзают, не сумев построить укрытие из снега, и не сумев добыть огонь; погибают от голода в лесу, кишащем дичью; становятся жертвами ядовитых животных, не зная как оказать первую медицинскую помощь.
В условиях нашего края этих непредвиденных ситуаций может встретить каждый, так как на территории Саратовской области расположены знойные степи, леса, приволжские горы и болотистые места. Характерны высокие амплитуды температур: жаркое лето и суровая зима.
Учебная программа, занимая видное место в системе общего образования, ставит цель – формирование знаний, умений и навыков выживания человека в экстремальных ситуациях.
Задачи:
- продолжить формирование представления школьников об экстремальных ситуациях;
- обучить умениям, навыкам как следует вести себя в сложных ситуациях;
- подготовить к преодолению различных трудностей;
-изучить, исследовать и практиковать поведение человека во время безвыходных ситуаций.
Сроки реализации данной программы:2016-2017 учебный год
Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 34 ч на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе. В соответствии с календарным графиком, на изучение электива в 1 классе отводится 16 часов.
Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, творческие работы, практические работы, участие в конкурсах, конференциях и др.
1. Ведение. Психология выживания. Знакомство с курсом, что изучает курс, постановка цели, задачи.Программа затрагивает вопросы по психологии выживания, какую одежду носить во время экстремальной ситуации, что брать с собой, составление плана выживания и правил как вести себя в экстремальной ситуации. Факторы риска, формирования плана выживания.
Необходимо знать, где искать еду, как узнать, что можно есть, а что нельзя, как собирать съедобные растения и ловить животных, а также знать, какие растения и животные ядовиты и опасны. Знать способы приготовления пищи в экстремальной ситуации. Знакомство с нетрадиционными продуктами питания. Ознакомление с силками и западнями для ловли диких животных, с рыбной ловлей и с необычным использованием обычных вещей. Также изготовление самодельного снаряжения и примитивной одежды, обуви. Создание искусственных экстремальных ситуаций для прохождения практики и приобретения навыков выживания по добыче еды.
Вода. Каждый должен знать, где искать воду,как ее можно получить, если придется выживать вдали от цивилизации, знать методы добывания, очистки и фильтрования воды, как ее транспортировать, знать правила минимизации потерь воды и уметь бороться с обезвоживанием организма, закрепляя свои знания практическими занятиями, экспериментами, опытами.
Огонь. Обязательно нужно знать, как добывать огонь с помощью окружающих природных материалов со спичкой и без нее. Знакомство со способами добывания огня и с основными принципами разжигания и поддерживания огня, с типами костров, которые наиболее приемлемыми в условиях нашего края. Полученные знания закрепить на практике.
Укрытия. Очень важно уметь найти укрытие или построить его самостоятельно для защиты от ветра, холода и влаги, изучить принципы строительства укрытий, какие типы укрытия строить, учитывая природные условия, рельеф, время года своей местности, своего района и все это практиковать во время выходов на природу.
Итоговый контроль по разделу «Золотые правила». Для проверки и закрепления знаний и для приобретения опыта организуется выход на местность для добычи огня и строительства зимних укрытий
3. Подача сигналов и навигация. Знакомство с картами, пользоваться с картами, уметь читать их ориентироваться по ним и без них, используя естественные ориентиры, применять карт на практике и уметь составлять топографическую карту, карту-схему. Развитие умения находить стороны света по созвездиям. Практиковать все это в дневное и в ночное время. Знать сигналы бедствия.
4. Оказание первой доврачебной помощи. Знакомство с первой доврачебной помощью в экстремальной ситуации, с общими принципами, с медицинской аптечкой и с правилами ее применения. Уметь пользоваться природными лекарственными средствами, знакомство с основами эффективных действий при оказании первой медицинской помощи.
Знать определение признаков клинической смерти и делать на практике сердечно-легочную реанимацию. Уметь оказать первую помощь при потере сознания, коме и при различных ранениях, травм, переломов, ожогов и обморожениях. Уметь в экстренных случаях принять роды, знать простые правила переноски пострадавшего и закрепить знания с помощи практических занятий.
5. Преодоление препятствий, возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. Углубить знания по технике преодоления препятствий. Знакомство с типами узлов, с применением узлов, практиковать вязку узлов, технику преодоления препятствий. Знакомство с послеаварийным переходом и импровизированными плотами.
Умение вести себя при встрече с хищными зверями. После чего проводится практическое занятие по технике преодоления препятствий. Выход на природу.
6. Обобщение. Курс обобщается защитой творческих проектов и исследовательских работ. В конце учебного года организуется одно или двухдневный поход для закрепления и обобщения знаний, умений, навыков.
Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:
Формы обучения учащихся на уроке:
общеклассная, групповая, парная, индивидуальная.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);
Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы);