kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность разработки данной программы элективного курса «Выживание  в экстремальных ситуациях» продиктована тем, что в наше время практически каждый человек по воле случая, по своей неопытности, а иногда даже сознательно может попасть в сложную экстремальную ситуацию и остаться один на один с природой. В зависимости от климатических условий одна и та же ситуация имеет различные последствия.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу по ОБЖ в 11 классе «Выживание в экстремальных ситуациях»»

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №24»


«Рассмотрено»

Руководитель ШМО


_______________________

Е.И. Вишневская

Протокол № _____

от «____»_________20__г.


«Согласовано»

Заместитель директора

поУВР МОУ «СОШ №24»

________________________

С.А. Геращенко

30 августа 2016 г.


«Утверждаю»

Директор

МОУ «СОШ №24»

_______________________

Е.Ю. Шарга

Приказ №164

от 30 августа 2016 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях»



Учитель: _________________________________

11 класс






Рассмотрено на заседании педагогического совета

Пр. № 1от 30.08.2016 г.









г. Саратов

2016- 2017 учебный год

I. Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 06 апреля 2015 года №68-ФЗ, в ред. 19 декабря 2016 года);

  • Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» (утв. Указом Президента РФ от 4 февраля 2010 года №Пр-271);

  • Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки РФ от 9 марта 2004 года №1312 (в ред. приказа Минобрнауки РФ от 01 февраля 2012 года №74 с изм., вступившими в силу с 01 сентября 2012 года);

  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 24 ноября 2015 года);

  • Письма Минобрнауки РФ от 28 октября 2015 года №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»;

  • Письма Минобразования Саратовской области от 04 июля 2016 года №01-26/4543 «О перечне рекомендуемых в 2016-2017 учебном году программ элективных предметов для профильного обучения, элективных курсов для предпрофильной подготовки обучающихся и модели психолого-педагогического сопровождения процессов личностного и профессионального самоопределения обучающихся в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения»;

  • Учебного плана МОУ «СОШ №24» Кировского района г. Саратова;

  • Примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под ред. Воробьева Ю.Л. - М.: АСТ, Астрель, 2011.;

Программа составлена в соответствии с объемом учебного времени, отводимого на изучение элективного курса по учебному плану образовательного учреждения и рассчитана на изучение курса основ выживания в экстремальных ситуациях в течение 16 часов учебного времени. Количество учебных часов в неделю – 0,5.


Актуальность разработки данной программы элективного курса «Выживание в экстремальных ситуациях» продиктована тем, что в наше время практически каждый человек по воле случая, по своей неопытности, а иногда даже сознательно может попасть в сложную экстремальную ситуацию и остаться один на один с природой. В зависимости от климатических условий одна и та же ситуация имеет различные последствия. В безлюдной местности даже самые обычные жизненные потребности превращаются в трудноразрешимую проблему. Жизнь человека становится зависимой не от привычных критериев: образования, профессиональных навыков, материального положения, а совсем от других – солнечной радиации, силы ветра, температуры воздуха. Также от наличия или отсутствия водоемов, животных, съедобных растений. Люди гибнут от зноя и жажды, не подозревая, что в трех шагах находится спасательный водоисточник; замерзают, не сумев построить укрытие из снега, и не сумев добыть огонь; погибают от голода в лесу, кишащем дичью; становятся жертвами ядовитых животных, не зная как оказать первую медицинскую помощь.

В условиях нашего края этих непредвиденных ситуаций может встретить каждый, так как на территории Саратовской области расположены знойные степи, леса, приволжские горы и болотистые места. Характерны высокие амплитуды температур: жаркое лето и суровая зима.

Учебная программа, занимая видное место в системе общего образования, ставит цель – формирование знаний, умений и навыков выживания человека в экстремальных ситуациях.

Задачи:

- продолжить формирование представления школьников об экстремальных ситуациях;

- обучить умениям, навыкам как следует вести себя в сложных ситуациях;

- подготовить к преодолению различных трудностей;

-изучить, исследовать и практиковать поведение человека во время безвыходных ситуаций.


Сроки реализации данной программы: 2016-2017 учебный год

Количество часов, отведенное на изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации в целом выделяет 34 ч на изучение основ безопасности жизнедеятельности в 11 классе. В соответствии с календарным графиком, на изучение электива в 1 классе отводится 16 часов.


Инструментарий для оценивания результатов: устные ответы, тестирование, контрольные работы, мониторинги, самостоятельные работы, творческие работы, практические работы, участие в конкурсах, конференциях и др.

Используемые педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающая, проектная, игровая, исследовательская, проблемная, тестового контроля, выполнение нормативов.

II. Содержание учебного предмета


1. Ведение. Психология выживания. Знакомство с курсом, что изучает курс, постановка цели, задачи. Программа затрагивает вопросы по психологии выживания, какую одежду носить во время экстремальной ситуации, что брать с собой, составление плана выживания и правил как вести себя в экстремальной ситуации. Факторы риска, формирования плана выживания.

Факторы выживания, тактика выживания.

2. Золотые правила.

Еда. Импровизированные инструменты, одежда, обувь, оружие.

Необходимо знать, где искать еду, как узнать, что можно есть, а что нельзя, как собирать съедобные растения и ловить животных, а также знать, какие растения и животные ядовиты и опасны. Знать способы приготовления пищи в экстремальной ситуации. Знакомство с нетрадиционными продуктами питания. Ознакомление с силками и западнями для ловли диких животных, с рыбной ловлей и с необычным использованием обычных вещей. Также изготовление самодельного снаряжения и примитивной одежды, обуви. Создание искусственных экстремальных ситуаций для прохождения практики и приобретения навыков выживания по добыче еды.

Вода. Каждый должен знать, где искать воду, как ее можно получить, если придется выживать вдали от цивилизации, знать методы добывания, очистки и фильтрования воды, как ее транспортировать, знать правила минимизации потерь воды и уметь бороться с обезвоживанием организма, закрепляя свои знания практическими занятиями, экспериментами, опытами.

Огонь. Обязательно нужно знать, как добывать огонь с помощью окружающих природных материалов со спичкой и без нее. Знакомство со способами добывания огня и с основными принципами разжигания и поддерживания огня, с типами костров, которые наиболее приемлемыми в условиях нашего края. Полученные знания закрепить на практике.

Укрытия. Очень важно уметь найти укрытие или построить его самостоятельно для защиты от ветра, холода и влаги, изучить принципы строительства укрытий, какие типы укрытия строить, учитывая природные условия, рельеф, время года своей местности, своего района и все это практиковать во время выходов на природу.

Итоговый контроль по разделу «Золотые правила». Для проверки и закрепления знаний и для приобретения опыта организуется выход на местность для добычи огня и строительства зимних укрытий

3. Подача сигналов и навигация. Знакомство с картами, пользоваться с картами, уметь читать их ориентироваться по ним и без них, используя естественные ориентиры, применять карт на практике и уметь составлять топографическую карту, карту-схему. Развитие умения находить стороны света по созвездиям. Практиковать все это в дневное и в ночное время. Знать сигналы бедствия.

4. Оказание первой доврачебной помощи. Знакомство с первой доврачебной помощью в экстремальной ситуации, с общими принципами, с медицинской аптечкой и с правилами ее применения. Уметь пользоваться природными лекарственными средствами, знакомство с основами эффективных действий при оказании первой медицинской помощи.

Знать определение признаков клинической смерти и делать на практике сердечно-легочную реанимацию. Уметь оказать первую помощь при потере сознания, коме и при различных ранениях, травм, переломов, ожогов и обморожениях. Уметь в экстренных случаях принять роды, знать простые правила переноски пострадавшего и закрепить знания с помощи практических занятий.

5. Преодоление препятствий, возможные опасности в пути и меры по их предупреждению. Углубить знания по технике преодоления препятствий. Знакомство с типами узлов, с применением узлов, практиковать вязку узлов, технику преодоления препятствий. Знакомство с послеаварийным переходом и импровизированными плотами.

Умение вести себя при встрече с хищными зверями. После чего проводится практическое занятие по технике преодоления препятствий. Выход на природу.

6. Обобщение. Курс обобщается защитой творческих проектов и исследовательских работ. В конце учебного года организуется одно или двухдневный поход для закрепления и обобщения знаний, умений, навыков.


Для усвоения основных знаний применяются следующие формы, методы обучения:

Формы обучения учащихся на уроке:

общеклассная, групповая, парная, индивидуальная.

Методы обучения:

  1. Словесные (рассказ, беседа, лекция с элементами беседы);

  2. Наглядные (демонстрация плакатов, учебных видео роликов, электронных презентаций, материальной базы);

  3. Эвристические – (саморазвитие учащихся, активная познавательная деятельность);

Практические (отрабатывание нормативов, решение теоретических и практических задач).

Оборудования: карты, атласы, рисунки, фотографии, веревки, репшнуры, карабины, седла, грудные обвязки, компасы, фонари, часы, ножи, спички, лупы, медицинская аптечка, подручные средства и т. д.

III.Планируемые результаты освоения предмета

В результате изучения курса ученик должен:

Требования к знаниям – ученик должен знать:

- основы безопасности и жизнедеятельности;

- как вести себя в безвыходных ситуациях;

- знать теоретические основы полученных знаний, чтобы применить их на практике.

Требования к умениям – ученик должен уметь:

- выходить из экстремальных ситуаций, преодолеть трудности;

- жить в походных условиях в группе и в одиночестве;

- уметь выбирать место ночлега, разжигать костер и готовить пищу;

- оказать первую медицинскую помощь;

- проводить наблюдения, опыты, эксперименты;

- преодолеть психический страх, быть готовым психологически к непредвиденным ситуациям;

- ориентироваться на собственные силы, на резервы собственного организма;

- применять подручные средства, чтобы спасти свою жизнь или жизнь других людей.

Требования к навыкам – ученик должен приобрести навыки:

- ориентирования в природе с компасом, без компаса, с картой, без карты, с помощью звезд и с помощью естественных ориентиров;

-добычи пищи, добычи огня, строительства укрытий;

-изготовления примитивной одежды, обуви;

- сотрудничества и взаимопомощи;

- выживания.

Результат изучения элективного курса:

- у учащихся сформируется самостоятельность, терпимость, сила воли;

- вырабатываются такие качества, как коллективизм и дружба, ответственность и взаимопонимание, ловкость, настойчивость и находчивость;

- ученики становятся уверенными, выносливыми в преодолении трудностей;

- формируется и психологически и физически всесторонне развитый, здоровый человек, готовый к жизни в реальном мире;

-участник научно-практических и исследовательских конференций;

-формируется профессионал в поисково-исследовательской деятельности, будущий ученый-исследователь.


IV. Календарно-тематическое планирование


по выживанию в экстремальных ситуациях


Учитель ____________________________


Класс 11


Количество часов на год:

Всего 16 ч.; в неделю 0,5 ч.

Плановых контрольных уроков 2, зачётов 2 ч., тестов__________ ч.

Административных контрольных уроков ________ ч.


Планирование составлено на основе:

Примерной программы среднего общего образования по основам безопасности жизнедеятельности под ред. Воробьева Ю.Л. - М.: АСТ, Астрель, 2011.

Календарно-тематический план

п/п

Тема урока

Количество часов

Дата проведения

план

факт

I. Введение (1 ч.)

1

Что изучает элективный курс. Опасные и экстремальные ситуации в природе.

Факторы риска, формирования плана выживания. Факторы выживания, тактика выживания.

1


10,9

II. Золотые правила (7 ч.)

2

Еда. Нетрадиционные продукты питания

1


24,9

3

Использование для питания дикорастущих съедобных растений, ядовитые растения и грибы

1


8,10

4

Ловля диких животных. Силки и западни. Рыбная ловля

1


22,10

5

Необычное использование обычных вещей. Изготовление самодельного снаряжения и примитивной одежды, обуви. Изготовление инструментов и оружия

1


12,11

6

Вода. Минимизация потерь воды. Транспортировка и поиск воды. Методы добычи воды. Фильтрация воды

1


26,11

7

Огонь. Очаги и костры. Типы костров.

Добывание огня без спичек

1


8,12

8

Укрытия. Выбор места. Типы укрытий. Строительству укрытий из подручного материала

1


22,12

III. Подача сигналов и навигация (2 ч.)

9

Подача сигналов бедствия. Карты. Чтение и ориентирование по карте

1


19,01

10

Естественные ориентиры. Ориентирование по солнцу и часам. Ночное ориентирование

1


16,02

IV. Оказание первой доврачебной помощи (4 ч.)

11

Первая помощь в экстремальной ситуации. Общие принципы. Использование природных лекарственных средств.

1



12

Сердечно-легочная реанимация. Первая помощь при потере сознания, коме

1



13

Первая помощь при различных ранениях и травм, переломов, ожогов и обморожениях

1



14

Практическое занятие при первой медпомощи. Переноска пострадавшего

1



V. Преодоление препятствий, возможные опасности в пути и меры по их предупреждению (2 ч.)

15

Веревки и узлы. Петли, обвязки и связки. Послеаварийный переход. Импровизированные плоты

1



16

Как вести себя при встрече с хищными зверями

1





V. Учебно-методическое и информационное обеспечение

  1. Бубнов В.Г., Бубнова Н.В. Атлас добровольного спасателя: Учебное пособие. -АСТ,Астрель, М.: 2004.

  2. Воробьева Ю.Л. Основы безопасности и жизнедеятельности: Учебники, 6-9 классы. - М.: АСТ, Астрель, 2013.

  3. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности» - М.: гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.

  4. Питер Дарман Выживание в экстремальных ситуациях. М.; «Формула-Пресс», русское издание, 1999.

  5. Салчак С.С. Поисково-спасательные работы. - ЦДЮТ РТ, Кызыл: 2005.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Тарасов Владимир Викторович

Дата: 15.06.2017

Номер свидетельства: 422049

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства