для профессий среднего профессионального образования
по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии
35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства
23.01.03 Автомеханик
23.01.07 Машинист крана (крановщик)
Рабочая программа рассмотрена
на заседании предметно- цикловой комиссии
и рекомендована к утверждению.
от « ______» ________________2015г., протокол № _______
Председатель ПЦК_______________
пос. Молодежный, 2015г
Рабочая программа учебной дисциплины Безопасность жизнедеятельности разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО (далее – ФГОС) среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии ППКРС
35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства
23.01.03 Автомеханик
23.01.07 Машинист крана (крановщик)
Организация-разработчик:
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Россошанский техникум сельскохозяйственного и строительного транспорта»
Разработчики:
Горловая Л.В. – зам директора по ППО
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Половинкина И.В. – зам директора по ТМР
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Брыкало А.А. – преподаватель ОБЖ и БЖД
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
_
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
условия реализации программы учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
15
1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06. Безопасность жизнедеятельности
название дисциплины
Область применения программы.
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО
35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства
23.01.03 Автомеханик
23.01.07 Машинист крана (крановщик)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована
в дополнительном профессиональном образовании (программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям: машинист крана автомобильного, автомеханик, тракторист- машинист сельскохозяйственного производства.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
указать принадлежность дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
У.1. - организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
У.2.- предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
У.3. - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
У.4.- применять первичные средства пожаротушения;
У.5.- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
У.6.- применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией;
У.7.- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
У.8.- оказывать первую помощь пострадавшим
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
З.1. - принципы обеспечения устойчивости объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе, в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
З.2.- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
З.3.- основы военной службы и обороны государства;
З.4.-задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
З.5.- способы защиты населения от оружия массового поражения;
З.6.- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З.7.- организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на нее в добровольном порядке;
З.8.-основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
З.9. - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
З.10.- порядок и правила оказания первой помощи пострадавшим
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
48
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
32
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
22
контрольные работы
1
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Подготовить сообщения по темам (по выбору обучающихся):
6
Подготовить презентации по темам (по выбору обучающихся):
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета
в этой строке часы не указываются
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплиныОП.06. Безопасность жизнедеятельности
наименование
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
Объем часов
1.
2
3
Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях
10
Тема 1.1 Чрезвычайные ситуации мирного времени
Содержание учебного материала
Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайные ситуации природного происхождения.
Чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.
Чрезвычайные ситуации социального происхождения.
Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций
1
Понятия и общая классификация чрезвычайных ситуаций.
1
2
Практическая работа №1 по теме: Защита и жизнеобеспечение населения в условиях чрезвычайных ситуаций
1
Тема 1.2.Чрезвычайные ситуации военного времени.
Содержание учебного материала
Характеристика ядерного оружия и действий населения в очаге ядерного поражения.
Особенности химического оружия. Действия населения в очаге химического поражения.
Биологическое оружие. Действия населения в очаге биологического поражения.
Защита населения при радиоактивном и химическом заражении местности.
Назначение и задачи гражданской обороны
3
Характеристика оружия массового поражения и действий населения в очаге поражения.
1
4-5
Практическая работа №2 по теме:Использование средств индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения
2
6
Практическая работа №3 по теме:Применение первичных средств пожаротушения
1
7
Практическая работа №4 по теме: Проведение аварийно – спасательных работ и спасение людей
1
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
Подготовить доклады и сообщения по темам (по выбору обучающихся):
1.Правила поведения и действия населения при техногенных ЧС
2. Правила поведения и действия населения при природных ЧС,
3 Действия населения в условиях заражения сильнодействующими ядовитыми веществами.
4. Оповещения населения об угрозе жизни и здоровья людей и о порядке их действия в сложившейся обстановке.
5. Современные обычные средства поражения, используемые при террористических актах.
6. Огнетушащие средства.
Подготовить презентацию по изученным темам
3
Раздел 2. Порядок и правила оказания первой медицинской помощи.
4
Тема 2.1. Первая медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях
Содержание учебного материала
Виды ран. Оказание первой медицинской помощи при ранениях и острой сердечной недостаточности. Способы обработки ран. Сердечный приступ и его признаки.
8
Виды ран. Способы обработки ран.
1
9
Практическая работа №5 по теме:Оказание первой медицинской помощи.
1
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
Подготовить доклады и сообщения по темам(по выбору обучающихся):
1.Виды черепно –мозговой травмы.
2.Профилактика отравлений. Оказание первой медицинской помощи при отравлениях.
3.Травматический шок и его профилактика.
4.Заболевания сердечно – сосудистой системы
2
Раздел 3. Основы военной службы
33
Тема 3.1. Призыв граждан на военную службу.
Содержание учебного материала
Национальная безопасность Российской Федерации.
Основы обороны государства
Вооруженные силы Российской Федерации
Порядок прохождения военной службы
Боевые традиции и символы воинской части
10
Национальная безопасность Российской Федерации.
1
11
Основы обороны государства
1
12-13
Вооруженные силы Российской федерации
2
14
Порядок прохождения военной службы
1
15
Боевые традиции и символы воинской части
1
16
Практическая работа №6 по теме: Составление схемы порядка призыва граждан на военную службу
1
17
Практическая работа №7 по теме: Составление таблицы классификации военной техники
1
18-22
Практическая работа №8 по теме: Строева подготовка
5
23-24
Практическая работа №9 по теме: Огневая подготовка
2
25-28
Практическая работа №10 по теме: Подготовка автомата к стрельбе
4
29-31
Практическая работа №11 по теме: Стрельба из пневматической винтовки
3
Самостоятельная внеаудиторная работа обучающихся
Подготовить доклады или презентации (по выбору обучающихся) по теме: «Награды государства Российского»:
1.Медаль героя советского Союза.
2.Герой России
3.Орден «Победы».
4.Орден Славы.
5. Орден за заслуги перед Отечеством.
6.Орден Святого Георгия.
7.Орден Андрея Первозванного
8.Орден Мужества
9.Орден «За военные заслуги»
10.Орден Почета
11.Орден Дружбы
12.Орден «За морские заслуги»
13.Орден Жукова
11
32
Дифференцированный зачет
1
Всего
32
48
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия
учебного кабинета Безопасности жизнедеятельности;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся
- рабочее место преподавателя
- комплект учебников
- образцы средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи
- средства оказания первой медицинской помощи
- комплект учебно – наглядных пособий «Защита населения от ОМП»
Технические средства обучения:
компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор, экранно – звуковые пособия
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Арустамов Э.А. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. –М.: Издательский центр «Академия», 2013
Дополнительные источники:
Общевоинские уставы Вооружённых Сил Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2009. – 608 с.
Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для общеобразоват. учреждений. –М.: изд-во «Просвещение», 2012
Научно – методический и информационный журнал ОБЖ Основы безопасности жизнедеятельности
Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. – 2-е изд., доп. – М., 2005.
Дуров В.А.Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2005.
Петров С.В.Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2005.
Интернет - ресурсы:
www.edu.ru – портал Российское образование.
www.obzh.ru - образовательный портал
0bj.ru Основы безопасности жизнедеятельности, гражданская оборона, первая помощь
alf-center.com Охрана труда и промышленная безопасность (Санкт-Петербург)
bezopasnost.edu66.ru Информация по обеспечению личной, национальной и глобальной безопасности. Нормативные документы, теория БЖ, наука, психология, методика, культура БЖ, электронная библиотека по БЖ
bgd.udsu.ru Информационно-образовательный портал по безопасности жизнедеятельности
econavt.ru/bait Электронный журнал "Без Аварий и Травм" (БАиТ) посвящен актуальным вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности в сфере производства и на автомобильном транспорте
elib.ispu.ru/library/lessons/Diakov/index.htm Курс лекций по БЖД
gazeta.asot.ru Безопасность Труда и Жизни. Сетевая версия газеты
h-cosmos.ru Портал "Экология, Космос, Знание"
hsea.ru Документы и вакансии по охране труда и промышленной безопасности
infoznak.ru знаки и таблички по технике безопасности и охране труда, плакаты по электробезопасности, знаки пожарной безопасности, журналы, уголки, плакаты по охране труда, перекидные устройства (Санкт-Петербург)
kuhta.clan.su ОБЖ в школе
novtex.ru/bjd Журнал "Безопасность жизнедеятельности"
ohrana-bgd.narod.ru Охрана труда и БЖД
otipb.ucoz.ru Справочник Охрана труда и пожарная безопасность
rpohbv.ru ФГУЗ «Российский Регистр Потенциально Опасных Химических и Биологических Веществ» Роспотребнадзора России
school-obz.org ОБЖ. Информационно-методическое издание для преподавателей
trans-znak.ru ЗНАКИ - предназначенные для охраны жизни людей (Санкт-Петербург)
.
4. Контроль и оценка результатов освоения ДисциплиныКонтрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта программы
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
У.1.- организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычай ных ситуаций;
практические занятия, самостоятельная работа
У.2. - предпринимать профилактические меры для снижения уровня опасностей различного вида и их последствий в профессиональной деятельности и быту;
практические занятия, самостоятельная работа
У.3. - использовать средства индивидуальной и коллективной защиты от оружия массового поражения;
практические занятия, самостоятельная работа
У.4.- применять первичные средства пожаротушения;
практические занятия, самостоятельная работа
У.5.- ориентироваться в перечне военно-учетных специальностей и самостоятельно определять среди них родственные полученной профессии;
У.6. - применять профессиональные знания в ходе исполнения обязанностей военной службы на воинских должностях в соответствии с полученной профессией
практические занятия, самостоятельная работа
У.7.- владеть способами бесконфликтного общения и саморегуляции в повседневной деятельности и экстремальных условиях военной службы;
практические занятия, самостоятельная работа
У.8. - оказывать первую помощь.
практические занятия, самостоятельная работа
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
З.1.- принципы обеспечения устойчивости и объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях, в том числе в условиях противодействия терроризму как серьезной угрозе национальной безопасности России;
тестирование, самостоятельная работа
З.2.- основные виды потенциальных опасностей и их последствия в профессиональной деятельности и быту, принципы снижения вероятности их реализации;
тестирование, самостоятельная работа
З.3.-основы военной службы и обороны государства;
тестирование, самостоятельная работа
З.4.- задачи и основные мероприятия гражданской обороны;
Тестирование, самостоятельная работа
З.5.-способы защиты населения от оружия массового поражения;
практические занятия, самостоятельная работа
З.6.- меры пожарной безопасности и правила безопасного поведения при пожарах;
З.7.-организацию и порядок призыва граждан на военную службу и поступления на неё в добровольном порядке;
тестирование самостоятельная работа
З.8.- основные виды вооружения, военной техники и специального снаряжения, состоящих на вооружении (оснащении) воинских подразделений, в которых имеются военно-учетные специальности, родственные профессиям СПО;
тестирование, самостоятельная работа
З.9. - область применения получаемых профессиональных знаний при исполнении обязанностей военной службы;
тестирование, самостоятельная работа
З.10. - порядок и правила оказания первой помощи.
практические занятия, самостоятельная работа
Итоговая аттестация
Дифференцированный зачет
Разработчики:
ГБПОУ ВО «РТСиСТ» зам директора по ППО Л.В. Горловая