Возрастной диапазон: для младшего школьного возраста
Пояснительная записка
Безопасность дорожного движения – одна из основных проблем сохранения жизни и здоровья граждан страны. Из года в год стремительно растет число транспорта. Сегодня, когда воспитанник с раннего детства знакомится со сложной техникой и становится участником дорожного движения, встает проблема его обучения основам безопасного поведения на улицах и дорогах, необходимость сознательного выполнения им требований правил дорожного движения. Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. К этому приводит незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Избежать опасностей на улицах и дорогах можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с раннего возраста, подготовки его к пожизненной «профессии» участника движения, пешехода. Иногда приходится видеть аварийные ситуации на дорогах, где виновниками являются как водители, так и пешеходы, среди которых есть дети. Главная причина здесь в том, что у детей двойственное отношение к автомобилю. С одной стороны, они боятся этих громадных рычащих машин проносящихся на большой скорости мимо них, с другой – они лишены страха и готовы перебежать перед машиной дорогу, не понимая, что водитель остановиться или свернуть в сторону просто не в состоянии. За каждой из дорожных трагедий – судьба ребенка и горе родителей.
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми. Программа «Красный, желтый, зеленый» для того, чтобы воспитанники успешно усвоили правила дорожного движения, узнали историю возникновения правил дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.
Программа нацелена на формирование целостной системы знаний, на обеспечение психологического и интеллектуального развития учащихся.
Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. На данных занятиях воспитанники: приобретают знания и навыки поведения на улице; усваивают правила движения по дороге; учатся понимать сигналы светофора и жесты регулировщика; усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах; учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем; знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, указателей и линий разметки проезжей части дороги.
Отдельные темы, включенные в программу, содержат теоретическую и практическую части. В теоретическую часть включены необходимые сведения по Правилам дорожного движения на заданную тему и беседы по основам безопасного поведения на дорогах в дни школьных каникул, в связи с сезонными изменениями дорожной обстановки или инфраструктуры населенного пункта и микрорайона. Практическая часть заключается в работе воспитанников над дидактическими материалами по заданной теме, экскурсиях, прогулках по улицам и дорогам микрорайона, местам массового отдыха детей, а также в работе с сюжетно-ролевыми играми с использованием изготовленных учащимися имитационных и дидактических материалов по правилам безопасного поведения на улицах и дорога.
С первых занятий дети знакомятся с историей ПДД. Это помогает воспитанникам понять значение и важность того или иного правила. Практические занятия помогают воспитанникам увидеть наглядно, как выполняются правила дорожного движения водителями и пешеходами, познакомиться с работой сотрудников ГИБДД.
Для работы по ПДД включены разнообразные формы профилактических мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма: беседы с сотрудниками ГИБДД, просмотр кинофильмов по ПДД, проведение конкурсов, викторин, выпуск стенгазет, информационных листовок, организовывать праздники, выступления агитбригад и др.
Знания и навыки, полученные воспитанниками на первом году обучения, расширяются в последующие годы обучения. Даётся дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих воспитанников на примерах из повседневной жизни. Данные занятия помогут воспитанникам систематизировать, расширить и углубить знания по безопасности движения, сформируют у них уважение к общему закону дорог и улиц, воспитают дисциплинированных пешеходов, пассажиров, а возможно, и будущих водителей.
Цель : воспитание у детей безопасного поведения на дороге, формирование навыков соблюдения ПДД для сохранения жизни и здоровья;
Задачи программы
- научить детей культуре поведения на дорогах и улицах;
- совершенствовать формы и методы работы с воспитанниками по безопасности дорожного движения
- пропагандировать ПДД для всех категорий участников движения, закреплять на практике ПДД.
Данная программа – это действительно нетрадиционный подход в обучении младших школьников правилам дорожного движения. Программа предусматривает систематическую работу в трех направлениях:
знакомство с историей ПДД
развитие практических навыков
применение их в реальной жизни.
Сроки реализации программы 4 года, форма обучения 2 часа в неделю
Ожидаемые результаты
Сокращение количества ДТП с участием обучающихся
Увеличение количества воспитанников, входящих в состав отряда ЮИД
Повышение уровня теоретических знаний по ПДД
Освещение результатов деятельности в школьных СМИ (постоянно действующий уголок безопасности дорожного движения)
Для реализации программы необходимо следующее:
Материально-техническое
обеспечение
Дидактико-методическое
обеспечение
Компьютеры с наличием доступа в Интернет, локальная сеть
Аудиоаппаратура
Сканер
Принтер
Ксерокс
Проектор
Мультимедийная установка
подборка информационной и справочной литературы
разработки обучающих программ
практический материал
СD, DVD
видеоматериал
наглядные пособия
дидактический материал
ресурсы Интернет
диагностические методики для определения уровня ЗУН
Формы обучения воспитанников ПДД:
Форма проведения занятий: комбинированная, теоретическая и практическая часть, исследовательская деятельность, разработка проектов, работа в творческих группах.
- тематические занятия
- игровые занятия
- ознакомление с новым материалом
- занятия –дискуссии
- занятия- лекции
-занятия- коррекции
- практические занятия в «городах безопасности»
- конкурсы, соревнования, викторины на лучшее знание ПДД
- настольные, дидактические и подвижные игры, беседы
- оформление маршрутных листов «Школа – дом»;
- конкурсы рисунков и стенгазет
- игра «Безопасное колесо»;
- посвящение первоклассников в пешеходы
- проведение уроков по ПДД
Совместная работа с отделом ГИБДД
Встреча сотрудников ГИБДД с воспитанниками на классных часах.
Встреча сотрудников ГИБДД с родителями воспитанников.
Совместное планирование деятельности с ГИБДД.
Работа с родителями
Проведение родительских собраний по тематике ПДД
Составление и распространение памяток воспитанник и дорога
Привлечение специалистов из числа родителей для проведения мероприятий информационного характера
Совместные праздники, конкурсы
Формы подведения итогов
Защита проектов, диагностирование ( входная, промежуточная, итоговая) ,итоговая аттестация, тесты.
Задачи
1 год обучения
2 год обучения
3 год обучения
4 год обучения
Обучающие
-Обеспечить каждому воспитаннику требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;
- Обучить добросовестному выполнению правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
- Обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;
- Сформировать привычку здорового образа жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
- Обучить способам оказания самопомощи и первой медицинской помощи;
- Знакомство учащихся с историей правил дорожного движения.
- Сформировать умение применять на практике полученные знания, обеспечив тем свою собственную безопасность;
- Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребенка в условиях общения с дорогой.
Развивающие
- Развивать у воспитанников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
- Развивать внимательность и вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;
- Развить способность к публичным выступлениям, общению с участниками дорожного движения во время рейдов;
- Развивать дорожную грамотность детей.
- Повысить интерес воспитанников к велоспорту;
-Совершенствовать навыки ориентировки на дороге.
- Развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;
- Развивать ответственность воспитанников за свое поведение на дорогах.
Воспитательные
- Воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;
Воспитать чувство единения в команде, взаимовыручки, умения прийти на помощь, оказать моральную поддержку;
Воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения
Воспитывать самостоятельность в принятии правильных решений на улицах и дорогах;
к концу каждого года воспитанники должны
1 год
2 год
3 год
4 год
Знать
правила перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
правила перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
Правила:
перехода регулируемых и нерегулируемых перекрестков;
перехода проезжей части с односторонним и двусторонним движением транспорта и трамвайными путями.
.
что такое остановочный и тормозной путь, как он изменяется и от каких факторов зависит;
Правила:
перехода дорог с двусторонним и односторонним движением;
перехода улиц и дорог при высадке из общественного транспорта;
перехода железной дороги.
все безопасные места перехода проезжей части в микрорайоне школы;
все виды перекрёстков и правила перехода проезжей части на них;
все сигналы светофора и их значение;
правила перехода проезжей части;
правила посадки и высадки из автобуса, троллейбуса.
Уметь
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
вести себя правильно при посадке и высадке из общественного транспорта;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
определять опасные и безопасные участки дорог и улиц;
дисциплинированно вести себя на посадочных площадках, при входе, выходе и в салоне общественного транспорта.
ориентироваться в дорожной обстановке при переходе улиц и дорог с двусторонним и односторонним движением, наличием трамвайных путей;
переходить железнодорожные пути;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
осуществлять посадку и высадку из общественного транспорта.
применять на практике основные правила перехода проезжей части;
перейти улицу, дорогу с односторонним движением;
выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку.
Учебно-тематическое планирование
1год
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
всего
теория
практика
1
Введение. Основные направления работы.
4
2
2
2
История появления автомобиля.
6
3
3
3
Дорога. Азбука дороги
20
10
10
4
Пешеход.
14
7
7
5
Правила дорожного движения.
16
8
8
6
Дородные знаки.
14
7
7
Итого:
72
36
36
Краткое содержание программы
1год обучения
Раздел 1. Введение. Основные направления работы. (4 часа)
Теория. Как мы знаем ПДД?
Практика. Практические основы курса.
Раздел 2. История появления автомобиля (6 часов)
Теория. Как появился первый автомобиль; из чего можно сделать автомобили; остановочный путь автомобиля.
Практика. Виды транспорта; обучающие игры по ПДД; примеры дорожно-транспортных происшествий с детьми.
Раздел 3. Дорога. Азбука дороги. (20 часов)
Теория. Азбука дороги; проезжая и пешеходная дороги; правила поведения на дороге; перекрестки и их виды; перекресток и пешеход.
Практика. Мы идем в школу. Мы идем из школы; правила поведения вблизи проезжей части; игры на улице. Чем они опасны?; регулирование дорожного движения; веселый перекресток.
Раздел 4. Пешеход. (14 часов)
Теория. Основные правила поведения на улице и дороге; мы – пешеходы; организация движения, технические средства регулирования движения.
Практика. Как правильно переходить улицу; лучший пешеход; места для игр; автоград – город дисциплинированных.
Раздел 5. Правила дорожного движения. (16 часов)
Теория. Виды транспортных средств и их тормозной путь; обязанности водителей, пешеходов и пассажиров; общие требования к водителям велосипедов
Практика. Разметка проезжей части дороги; моё первое средство передвижения – велосипед; настольные игры по ПДД.
Раздел 6. Дородные знаки. (4 часа)
Теория. История возникновения дорожных знаков; предупреждающие; запрещающие; знаки сервиса и др; островки безопасности и осевые линии.
Практика. Предписывающие; информационно-указательные; путешествие в страну дорожных знаков.
2 год
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Введение. Основные направления работы
2
1
1
2
История появления ПДД
12
6
6
3
Я перехожу дорогу
14
7
7
4
Светофор и дорожные знаки
11
6
5
5
Детский дорожно-транспортный травматизм
15
8
7
6
Виды транспортных средств
18
9
9
Итого:
72
37
35
Краткое содержание программы
2год обучения
Раздел 1. Введение. Основные направления работы(2 часа)
Теория. Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах.
Практика. Определение опасных и безопасных участков дорог и улиц.
Раздел 2. История появления ПДД (12часов)
Теория. Появление первых ПДД; постовые и регулировщики; деление улицы для водителей и пешеходов; первый транспорт на улицах сел и городов.
Практика. Дорожная грамотность в современных дорожных условиях.
Раздел 3. Я перехожу дорогу (14 часов)
Теория. Перекрестки и опасные повороты транспорта; регулировщик и его сигналы; правила перехода железной дороги; пешеходные переходы.
Практика. Правила перехода проезжей части дороги; нерегулируемые перекрестки; безопасность пешеходов; правила перехода улиц и дорог.
Раздел 4. Светофор и дорожные знаки (11 часов)
Теория. Светофор и дорожные знаки; дорожные знаки и дорожная разметка; дорога и её элементы; сигналы, регулирующие дорожное движение.
Практика. Дорожные знаки и их группы. Сигналы регулирования дорожного движения; язык дорожных знаков; правила поведения на дороге; история появления светофора.
Раздел 5. Детский дорожно-транспортный травматизм (15часов)
Теория. Причины дорожных аварий; основные правила поведения учащихся на улице и дороге, детский дорожно-транспортный травматизм; безопасное поведение на тротуарах и обочинах; улица глазами водителей.
Практика. Оказание первой медицинской помощи при ПДД; безопасный маршрут; дорога и места для игр.
Раздел 6. Виды транспортных средств (18 часов)
Теория. Виды транспортных средств; остановочный и тормозной путь автомобиля, скорость движения; правостороннее движение транспортных средств и пешеходов; виды автотранспортных средств и их тормозные свойства.
Практика. Правила езды на велосипеде; поведения в личном о общественном транспорте; игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах; поездка на автобусе, троллейбусе, трамвае и других видах транспорта.
3 год
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Я знаток дорожных знаков
10
5
5
2
Безопасность пешехода
13
7
6
3
Я и мой велосипед
9
5
4
4
Я – пассажир
13
7
6
5
Понятия и термины ПДД
27
14
13
Итого:
72
38
34
Краткое содержание программы
3 год обучения
Раздел 1. Я знаток дорожных знаков (10 часов)
Теория. История возникновения дорожных знаков; дорожные знаки и их группы, светофор; типы перекрестков
Практика. Государственная инспекция безопасности дорожного движения; дорожно-патрульная служба; игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах; занятия на специальной школьной площадке.
Раздел 2. Безопасность пешеходов (13 часов)
Теория. Основные правила поведения учащихся на улице, дороге; безопасность пешеходов; правила перехода проезжей части дороги; движение учащихся группами и в колонне.
Практика. Правила безопасного поведения на улицах и дорогах; игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах; памятка пешехода.
Раздел 3. Я и мой велосипед (9 часов)
Теория. История появления велосипеда; правила движения на велосипеде; от велосипеда к мопеду и мотоциклу.
Практика. Правила езды на велосипеде; памятка юного велосипедиста.
Раздел 4. Я – пассажир (13 часов)
Теория. Правила поведения пассажиров на посадочных площадках и в транспорте; значение номерных знаков; перевозка учащихся на грузовых автомобилях; поведение пассажиров после ДТП; ответственность за нарушение; причины возникновения ДТП.
Практика. Виды транспорта; перевозка людей; основные виды травм и первая помощь при них; поведение пассажиров при неизбежности ДТП; правила поведения в транспорте; мероприятие “Я пассажир”.
Раздел 5. Понятия и термины ПДД (27 часов)
Теория. Опасные места в жилой зоне; движение группами и в колонне. Железнодорожные переезды; остановочный и тормозной путь автомобиля; перекрёстки и их виды; дорожная разметка; предупредительные сигналы водителя; железная дорога; труд водителя.
Практика.Проект «Понятия и термины ПДД»; наш путь в школу и новые маршруты. Проверка знаний ПДД; причины возникновения ДТП; правила перехода железной дороги; правила перехода улицы на перекрёстках; оборудование автомобилей специальными сигналами и приборами; разбор дорожной ситуации на макете; ситуации на дороге; предупредительные сигналы; игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
4 год
№ п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Мой друг велосипед
14
7
7
2
Современный транспорт.
18
9
9
3
Что такое ДТП?
16
8
8
4
В стране дорожных знаков
15
7
8
5
Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах.
9
5
4
Итого:
72
36
36
Краткое содержание программы
4год обучения
Раздел 1. Мой друг велосипед (14часов)
Теория. История появления велосипеда; от велосипеда к мопеду и мотоциклу; знание правил движения на велосипеде; сигналы велосипедиста; движение на велосипеде группой; обязанности велосипедистов.
Практика. Правила движения на велосипеде; создание буклета “Юный велосипедист, запомни!”; оказание первой медицинской помощи пострадавшим при несчастных случаях на велосипеде; перевозка людей на велосипеде.
Раздел 2. Современный транспорт (18часов)
Теория. Виды транспорта; значение номерных знаков; железная дорога; оценка дорожных ситуаций; остановочный и тормозной путь автомобиля.
Практика. Правила поведения в транспорте. Мероприятие “Я пассажир”; проведения дня безопасности дорожного движения в классе; практические занятия на специально размеченной площадке.
Раздел 3. Что такое ПДД? (16 часов)
Теория. Причины возникновения ДТП; основные понятия и термины ПДД; правила перехода железной дороги; перекрёстки и их виды; правила перехода улицы на перекрёстках; дорожная разметка.
Практика. Создание буклета “Помни, пешеход!”; практические упражнения, тренирующие глазомер; игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах; проверка знаний ПДД.
Раздел 4. В стране дорожных знаков (15 часов)
Теория. История возникновения дорожных знаков; дорожные знаки и их группы; светофор и дорожные знаки; пешеходный переходы, их виды и правила пользования; островки безопасности и осевые линии.
Практика. Мероприятие: “Я знаток дорожных знаков”; сигналы регулирования дорожного движения; выбрать наиболее безопасный маршрут к другу, в магазин, на спортивную площадку; человек с жезлом на перекрёстке.
Раздел 5. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. (9 часов)
Теория. Как должен поступить пешеход, если …; правила дорожного движения; выход на улицы города и поселка; виды светофоров; Опасные места в жилой зоне.
Практика. Викторина “Как ты думаешь, почему”?; наблюдение за дорожным движением; игра: “Регулировщик движения”; Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах; наш путь в школу и новые маршруты.
Используемые источники:
Ковалько В. И. Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2006 – 192с. – (Мастерская учителя)
Сюньков В.Я. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности»: 1-4 кл.: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1997.
Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие для учащихся начальной школы. 2 части. СПб.: ИД «МиМ», 1997.
Жульнев Н.Я. Правила и безопасность дорожного движения для 1 – 4 класса. – М.: изд. «Ливр», 1997.
«Безопасность на улицах и дорогах». 1, 2, 3 классы, А.М.Якупов.
«Безопасность на улицах и дорогах». Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б.Стряпкина, М.Д.Маханева.
Дети и дорожное движение (пособие для учителя). Составитель К.В.Агадюнова.- М.: Просвещение, 1978г.
Дорожная азбука.- М., 1974.
Методическое пособие для учителей школ по безопасности дорожного движения. Составители: О.Морозов, В.Фаляхова. Казань, 1992.
Из истории уличного движения. Техника молодежи, 1977, №4.
Материалы газеты «Добрая дорога детства».
Правила дорожного движения. – М., НИП 1993.
Почемучка.- М.: Педагогика, 1987.
Региональный стандарт обучения детей городских школ правилам безопасного поведения на дорогах./Под редакцией Р.Н.Минниханова, И.А.Халиуллина. Казань, 1995.
«Советы дяди Степы». 3-4 класс, Р.П.Бабина.
Энциклопедия «Все обо всем».
Энциклопедия «Что? Где? Когда?».
Воронова Е.А. Красный. Желтый. Зеленый. ПДД во внеклассной работе / Е.А. Воронова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Орлов Ю.Б. Правила дорожного движения: Учеб. пособие для 4-6 кл. – М.: Просвещение, 1991.
Рублях В.Э., Овчаренко Л.Н. Изучение правил дорожного движения в школе: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1981.