"Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-гражданин"
"Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-гражданин"
Курс «Я – гражданин России», цель которого состоит в расширении общественно-значимых знаний ребёнка о самом себе с дополнением знаний по истории – о нашем далёком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, о его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённый минимум историко-общественных знаний, тем быстрее он займёт личностно-гражданскую позицию, тем более адекватно и активно он будет действовать в сложной противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я – моя страна – мой мир».
Цель курса конкретизируют следующие задачи: - содействие ребёнку в понимании особенностей общественных отношений в семье, в городе или деревне, в селе – в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;
-воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории своей страны;
-помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определённые права и требующему исполнения определённых обязанностей; - воспитание основ правового сознания;
-воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
Просмотр содержимого документа
«"Рабочая программа внеурочной деятельности "Я-гражданин" »
Рабочая учебная программа
Составлена на основе авторской программы Н.Я.Чутко по курсу «Я – гражданин России»,
Пояснительная записка
(1час в неделю, 35часов)
Курс «Я – гражданин России», цель которого состоит в расширении общественно-значимых знаний ребёнка о самом себе с дополнением знаний по истории – о нашем далёком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, о его становлении и развитии с опорой на опыт и уроки прошлого. Чем сознательнее ребёнок усвоит определённый минимум историко-общественных знаний, тем быстрее он займёт личностно-гражданскую позицию, тем более адекватно и активно он будет действовать в сложной противоречивой, далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я – моя страна – мой мир».
Цель курса конкретизируют следующие задачи: - содействие ребёнку в понимании особенностей общественных отношений в семье, в городе или деревне, в селе – в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; -воспитание патриотизма через осознание ребёнком сопричастности истории своей страны;
-помощь в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определённые права и требующему исполнения определённых обязанностей; - воспитание основ правового сознания;
-воспитание толерантности, уважения к ценностям иных народов, культур, вероисповеданий, понимания неповторимости и уникальности каждого человека;
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определённых фактов и понятий, но в основном в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребёнка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Факты и представления – при их осмыслении – содействуют формированию более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний. Курс «Я – гражданин России» состоит из двух частей. Первая часть изучается в 3 классе. Для учащихся составлен учебник-хрестоматия Н.Я. Чутко «Я – гражданин России (Я – моя страна – мой мир)», в котором авторский текст соединён с отрывками из документальных источников, литературных произведений, рассказов, сказок, мифов. Данный учебник представляет собой вариант актуализированного материала для учителя современной модернизирующейся школы. Он помогает организовать содержательный современный урок по курсу «Мы и окружающий мир», сформировать необходимые знания и представления будущему гражданину России, качественно усвоить изучаемый материал, пробудить интерес к истории родной страны, мира. По жанру это учебник – хрестоматия, поскольку включает в себя определённое количество информации, которая выходит за рамки программы, но способствует социализации младших школьников через домашнее чтение, индивидуальное выборочное чтение, проектную деятельность. Учебник представляет собой сборник увлекательных исторических рассказов, документов, легенд. На изучение материала по данному курсу в 3 классе программой отведено 35 часов.
Учебно–тематический план
№
пп
Наименование раздела
Всего часов
Содержание курса
Требования к уровню подготовки обучающихся к концу третьего класса
1
Я живу в России
8
Современная карта России. Москва – столица России. Россия-многонациональное государство. Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные – на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребёнка – младшего школьника.
- владеть общеучебными умениями:
- наблюдения, слушания, чтения;
- классификации и обобщения;
- самопроверки и самоконтроля (в их соответствии структурно-содержательным особенностям учебной деятельности);
- пересказа, его анализа. Как и анализа ответа товарищей;
- значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, личность, общество, гражданин страны, гражданин мира; родина, столица, государство. Народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы и ценности; история, предыстория, достоверное и версии в истории;
Уметь:
- использовать источники изучения прошлого (вещественные, устные, письменные) для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- ориентироваться в периодах нашей предыстории и истории, событиях до нашей эры и нашей эры, в конкретных датах (в их вековом и годовом исчислении);
- пользоваться картой (определение границ России, крупных её городов);
- рассказывать о родной стране, столице, приводить примеры исторических и культурных памятников страны;
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво).
2
Без прошлого нет настоящего и будущего
9
Человек – самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних , древних греков, библейские представления.
3
Как далёкая Россия становится близкой
6
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта).
4
Россия и мир
12
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля – наш общий дом. «Чудеса света» (искусство наука, культура – на примере России и ряда других стран). Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.
Учебно-методическое обеспечение
Ресурсное обеспечение программы
Литература основная и дополнительная
Программы внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2011
Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Технические средства обучения.
1. Персональный компьютер.
2. Мультимедийный проектор.
3. Интерактивная доска.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы курса
Обучащийся научится:
- понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны; родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники; международное сотрудничество; история, предыстория;
- ориентироваться в историческом времени;
- определять на карте границы и крупные города России;
- рассказывать о родной стране, своем городе (селе);
- различать символы государства - флаг, герб России и флаг, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
- уважительно относиться к защитникам Родины;
- читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
- различать художественную и научно-популярную литературу;
- анализировать ответы товарищей;
- осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучащийся получит возможность научиться:
-понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира; народы России, международные праздники; общечеловеческие проблемы и ценности; достоверное и версии в истории;
- приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
- различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
- анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
- на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Календарно – тематический план
курса «Я – гражданин России» 3 класс
№
п/п
Наименование
разделов и тем
Кол-во
часов
Дата
Коррек
ти
ровка
Тип
урока
Основные
вопросы
Наглядные
пособия.
Интернет
ресурсы
1
2
3
4
5
6
7
8
Я живу в России 8 часов
1
Я живу в России. От Москвы и до окраин.
1
комб
Современная карта России. Москва – столица России. Россия – многонациональное государство
Карта РФ
2
Москва – столица России.
1
комб
ИКТ
3
Россия – многонациональное государство.
1
комб
Народы России (расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные – на отдельных примерах).
ИКТ
4
Народы России. Из истории народов России.
1
комб
Обратить внимание на то, как в сказках разных народов раскрываются черты национального характера.
Учебник. Сказки народов
5
Общее и особенное народов России. О расах, языках и религиях народов России.
1
комб
Расы, языки, религия, разность традиций, обычаев – (на отдельных примерах). Наши праздники (общероссийские, национальные, региональные
ИКТ
6
Праздники России.
1
комб
Государственные праздники. Праздники твоего народа. Стихи, песни о праздниках.
Книга Веры Инбер
«Как я была маленькая»
7
Гражданин России
1
комб
Права и обязанности граждан России, ребёнка – младшего школьника.
Конституция РФ
8
Самое необычное на Земле
1
комб
Без прошлого нет настоящего и будущего 9 часов
9
Самое необычное на Земле
1
комб
Человек – самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым.
Энциклопедия
ИКТ
10
Как настоящее связано с прошлым
1
комб
Энциклопедия
ИКТ
11
Наука о происхождении и становлении человека
1
комб
Религия и мифы. Профессия антрополог. История – это наука.
Детская энциклопедия
12-13
Религиозно-мифологические представления о происхождении мира и человека.
2
комб
Древнегреческие представления о происхождении мира и человека
Мифы и эпос народов мира
14
Библейские представления о происхождении мира и человека
1
комб
Представления о происхождении мира, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии). Представления древних , древних греков, библейские представления.
Сказки и мифы о сотворении мира. ИКТ
15-16
Библия. Всемирный потоп
2
комб
Библия в пересказе для детей
17
Резервное время
1
Как далёкая Россия становится близкой 6 часов
18
Как воскресить прошлое. Археология.
1
комб
Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Письменность. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта).
Христианские праздники ИКТ
19
Зерно - свидетель
1
комб
20
Как воскресить прошлое. Этнография. Как Илья из Мурома богатырём стал
1
комб
21
Как воскресить прошлое. Топонимика. Имена и фамилии.
1
Энциклопедия
22
Письменность. Как было написано первое письмо
1
23
Время и пространство в истории. Календарь
1
Календарь
ИКТ
Россия и мир 11 часов
24
Мы все разные
1
Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля – наш общий дом. «Чудеса света» (искусство наука, культура – на примере России и ряда других стран).
ИКТ
25-26
Чудеса света
2
ИКТ
Атлас чудес света
27-28
Сохранить прекрасное, вечное.
2
29
Общечеловеческие проблемы. Сохранить мир.
1
30
Общечеловеческие проблемы. Здоровье людей и природа
1
Глобус
ИКТ
31-32
Международное сотрудничество. Долг и голод.
2
Общечеловеческие проблемы (сохранение мира и здоровья, экологическое сознание), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. Международное сотрудничество.