kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа с календарно-тематическим планом 5 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011). Этот вариант предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 5-9 классах из расчета 1 ч в неделю (всего 175 часов).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа с календарно-тематическим планом 5 класс ФГОС»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Тельманская основная общеобразовательная школа»

Благовещенского района

Алтайского края



РАССМОТРЕНО

ЦМО

Председатель

___________ О.Ю. Игнатенко

Протокол №______

от «____»____________2015г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель дир. по УВР _________ Д.З. Тюйматов «____»_________2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

__________Т.И. Гофман Приказ № ____________

от «___» __________2015 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам безопасности жизнедеятельности

для учащихся 5 класса

основное общее образование

базовый уровень

на 2015-2016 учебный год





Рабочая программа составлена на основе Рабочие программы 5-9 классы для общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. – М.: Просвещение, 2011.





п. Тельманский 2015

СОДЕРЖАНИЕ



  1. Пояснительная записка

  2. Содержание

  3. Календарно-тематический план

  4. Планируемые результаты образования

  5. Способы достижения и формы оценки этих результатов

  6. Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса

  7. Лист внесения изменений



























ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.

В стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков современного уровня культуры безопасности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения.

Изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование у учащихся основной школы современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни, антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения. Но при этом ключевая роль принадлежит курсу «Основы безопасности жизнедеятельности».

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи;

  • антиэкстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни человека;

  • профилактика асоциального поведения учащихся;

  • отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование у учащихся модели безопасного поведения в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование потребности в соблюдении требований, предъявляемых к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опасных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих;

  • приобретение учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях и умения адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом своих возможностей;

  • формирования у учащихся антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятельности» при модульном построении содерания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации». Основу содержания данного раздела составляет критика экстремизма и терроризма, формирование у учащихся антитеррористического поведения, навыков безопасного поведения при угрозе совершения террористического акта.

Понятийная база и содержание курса основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации, в том числе:



  • требований к результатам освоения образовательной программы основного общего образования, представленной в Федеральном государственном стандарте общего образования;

  • стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537) и другими нормативно-правовыми актами РФ в области безопасности;

  • стратегии государственной антинаркотической политики РФ до 2020 г. (утверждена Указом Президента РФ от 9 июня 2010 г. №690).

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 105 ч).

Решением органов, осуществляемых управление в сфере образования, курс «Основы безопасности жизнедеятельности» может изучаться как обязательный предмет с 5 по 9 класс, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А.Т. Смирнова.

Тематическое планирование, представленное в рабочей программе, реализует второй вариант планирования, предложенный в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы» (М.: Просвещение, 2011). Этот вариант предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 5-9 классах из расчета 1 ч в неделю (всего 175 часов).

Если образовательное учреждение реализует первый вариант планирования из примерной программы (преподавание предмета ведется в 7-9 классах), данная рабочая программа может быть скорректирована с учетом модульной структуры содержания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». При этом используется материал учебника под редакцией А.Т. Смирнова, 5-9 классы.

Таким образом, предлагаемая рабочая программа рассчитана на 175 ч на пять лет обучения (по 1 ч в неделю), из них 70 ч за два года обучения ( в 5-6 классах по 1 ч в неделю).

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в многообразном мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознания значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознано выполнять правила безопасности жизнедеятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности ее решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

  • формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе экстремизма и терроризма;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесения иного вреда здоровью;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников.









СОДЕРЖАНИЕ

Основы комплексной безопасности

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

Пожарная безопасность.

Безопасность на дорогах.

Безопасность в быту.

Безопасность на водоемах.

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях

Подготовка к активному отдыху на природе
Активный отдых на природе и безопасность

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безо­пасности

Обеспечение безопасности при автономном сущест­вовании человека в природной среде

Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситу­ациях природного, техногенного и социального характера

Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Современный комплекс проблем безопасности соци­ального характера

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению защиты населения стра­ны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Феде­рации по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства

Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.

Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно – правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации

Положения Конституции Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской Федерации о противодействии терроризму и экстремисткой деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (НАК).

Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосистемы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой базы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Духовно – нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения. Влияние уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности на формирование антитеррористического поведения. Профилактика террористической и экстремисткой деятельности.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремисткой деятельности

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошел.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолета. Правила поведения при перестрелке.

Основы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).
Ранние половые связи и их отрицательные послед­ствия для здоровья человека.

Инфекции, передаваемые половым путем и их профилактика.

Правовые аспекты взаимоотношения полов

Семья в современном обществе

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи

Оказание первой помощи

Первая помощь и правила ее оказания.

Средства оказания первой медицинской помощи.

Основные неинфекционные заболевания и их профилактика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях

Первая медицинская помощь при массовых по­ражениях

Комплекс простейших мероприятий по оказанию пер­вой медицинской помощи при массовых поражениях





КАЛЕНДАРНО—ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

( 1 ч. в неделю, всего 35 ч).

5 КЛАСС

урока

Наименование тем

Кол-во часов

Характеристика видов деятельности

Календарные сроки изучения

Примечание

По плану

По факту

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 ч.)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 ч.)

1.Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 ч).

Город как среда обитания.

1 ч

Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации.


Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов.


Различают предметы бытовой химии.

Заполняют дневник безопасности.

Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту.




Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

1 ч




Особенности природных условий в городе.

1 ч




Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

1 ч




Безопасность в повседневной жизни.

1 ч




2. Опасные ситуации техногенного характера (6 ч).

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

1 ч

Характеризуют причины дорожно- транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения.

Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях.


Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту.

Запоминают правила безопасного поведения при пожаре.




Пешеход. Безопасность пешехода.

1 ч




Пассажир. Безопасность пассажира.

1 ч




Водитель.

1 ч




Пожарная безопасность.

1 ч




Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

1 ч




3. Опасные ситуации природного характера (2 ч).

Погодные условия и безопасность человека.

1 ч

Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия.

Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд).

Различают состояние водоёмов в различное время года.

Объясняют правила поведения на водоёмах.

Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.




Безопасность на водоемах.

1 ч




4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч).

Чрезвычайные ситуации природного характера.

1 ч

Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.

Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.




Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

1 ч




Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч)

5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч).

Антиобщественное поведение и его опасность.

1 ч

Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия.

Вырабатывают видам антиобщественного отрицательное отношение к любым поведения.

Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.

Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях.




Обеспечение личной безопасности дома.

1 ч




Обеспечение личной безопасности на улице.

1 ч




6. Экстремизм и терроризм – чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч).

Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения.

1 ч

Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения.

Характеризуют основные виды террористической деятельности.

Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности.

Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте.

Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.

Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение.




Виды экстремистской и террористической деятельности.

1 ч




Виды террористических актов и их последствия.

1 ч




Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

1 ч




Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч.)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5ч.)

7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

О здоровом образе жизни.

1 ч

Объясняют основные положения о здоровом образе жизни.


Распознают виды двигательной активности и закаливания.


Характеризуют сущность рационального питания.




Двигательная активность и закаливание организма – элементы здорового образа жизни.

1 ч




Рациональное питание. Гигиена питания.

1 ч




8.Факторы, разрушающие здоровье (2 ч).

Вредные привычки и их влияние на здоровье.

1 ч

Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности.

Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя.




Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек. (практические занятия).

1 ч




Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи ( 8 ч.)

9. Первая помощь и правила ее оказания (8 ч).

Первая помощь при различных видах повреждений.

1 ч


Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи.







Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах.






Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом.




Первая помощь при различных видах повреждений.

1 ч




Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практическое занятие).

1 ч




Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практическое занятие).

1 ч




Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практическое занятие).

1 ч




Первая помощь при отравлениях (практические занятия).

1 ч




Первая помощь при отравлениях (практические занятия).

1 ч




Первая помощь при отравлениях (практические занятия).

1 ч














ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Личностным результатом изучения предмета является формирование следующих умений и качеств:

  • ценностно-смысловая ориентация обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);

  • ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

• мотивированность и направленность ученика на активное и созидательное участие в общественной и государственной жизни, заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества.

  • ориентация на формирование ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству, на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметным результатом изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

• самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель УД;

• выдвигать версии решения проблемы, осознавать (и интерпретировать в случае необходимости) конечный результат, выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно;

  • определять последовательность промежуточных целей и операций;

  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы;

• вносить необходимые коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия или его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем одноклассниками;

• в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выбранные критерии оценки;

  • выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;


Познавательные УУД:

• проводить наблюдение под руководством учителя;

• осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

• анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

• давать определения понятиям;

  • структурировать знания;

  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных).


Коммуникативные УУД:

  • уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

• самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, договариваться друг с другом и т. д.);

• в дискуссии уметь выдвинуть аргументы и контраргументы;

• учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его;

• понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты;

• уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми, придерживающимися иных позиций;

• оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

• определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.


Предметные результаты изучения курса.


Учащиеся должны

знать:

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности при активном отдыхе в природных условиях;

  • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

  • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

  • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

  • правила поведения при угрозе террористического акта;

  • основные меры по профилактике наркомании.

уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

  • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

  • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.



использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни для:

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

  • общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

  • первичного анализа и использования социальной информации;

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;

  • оказания первой помощи пострадавшим;

  • выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.







СПОСОБЫ ДОСТИЖЕНИЯ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ ЭТИХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, разноуровневые тесты, устный опрос, фронтальный опрос, ситуационные задачи, сообщения, рефераты, игровые ситуации, выполнение рисунков, схем, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

Формы контроля. Текущий контроль проводится систематически на каждом уроке и позволяет выявить степень усвоения изученного учебного материала. Он проводится в форме решения ситуационных задач, индивидуального опроса, работы по карточкам. Также для этого используются контрольные вопросы, разработанные к каждому уроку. Большое внимание уделяется практическим работам. В конце изучения каждого блока предусмотрены проверочные работы, которые проводятся в форме тестирования. Итоговый контроль – экзамен по окончании 9 класса – завершает процесс изучения предмета ОБЖ в основной школе. Основная функция итогового контроля – контролирующая.

Оценка устных ответов учащихся.

Отметка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Отметка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку«5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Отметка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений

но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Отметка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.



Оценка письменных контрольных работ.

Отметка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Отметка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.







ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий учебную программу.

Кто покушается на твои права и свободы: пособие для учащихся. -М.: Просвещение, 2010.

Когда не один противостоишь злу...: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 2010.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник / [ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, Р.А. Дурнев, Е.Н. Аюпов; под ред. А.Т. Смирнова]. - М.: Просвешение, 2007.

Рыбин А.Л. Дорожное движение: безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: пособие для учащихся: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под. Ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Безопасность дорожного движения. Учеб. - наглядное пособие для учащихся. 5-9 классы. В 2 ч. (24 плаката) / А.Л. Рыбин, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2008.

Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного движения: пособие для учителя: 5-9 кл. / А.Л. Рыбин, М.В. Маслов; под ред. А.Т. Смирнова.- М.: Просвещение, 2008.

Сальникова И.В. «Свой?» - «Чужой?» А стоит ли делить?: пособие для учащихся / И.В. Сальникова. - М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А.Т.Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс, учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, под общей редакцией А.Т. Смирнова – 3-е издание – Москва, Просвещение, 2014 год.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5-9 кл.: поурочные разработки / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2010.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Планируемые результаты. Система заданий. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой.- М.: Просвещение, 2013.- 176 с.- (Работаем по новым стандартам).

Терроризм - ты под прицелом: пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 2011.

Средства оснащения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе.

Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).

Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио – и видеофайлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).

Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с учащимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведение кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лабораторную комнату.

В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.

Нормативно- правовые документы.

  • Закон «Об образовании»

  • Конституция Российской Федерации

  • Правила дорожного движения Российской Федерации

  • Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон «О пожарной безопасности»

  • Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

  • Федеральный закон «О противодействии терроризму»

  • Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»


Периодические издания.

Подписки журналов и газет «Основы безопасности жизни», «Основы безопасности жизнедеятельности», «Гражданская защита», «Добрая дорога детства» и др.

Технические средства обучения.

. Компьютер

. Сканер

. Принтер

. Цифр. Фотоаппарат

. Телевизор

. Экран настенный



Средства программного обучения и контроля знаний.

  • Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой помощи»

  • Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях

  • Компьютерное учебное пособие «Безопасность на ули­цах и дорогах»


Стенды, плакаты

Стенды

  • Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

  • Безопасность на улицах и дорогах

  • Криминогенные ситуации

  • Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи

  • Правила поведения при землетрясениях

  • Пожары, взрывы

  • Наводнения и затопления

  • Правила оказания первой помощи

  • Противодействие терроризму и экстремизму в Российс­кой Федерации

  • Обеспечение личной безопасности при угрозе террорис­тического акта

  • Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации



Плакаты (демонстрационные таблицы с методически­ми рекомендациями)

  • Дорожные знаки

  • Пожарная безопасность

  • Безопасность в быту

  • Обеспечение личной безопасности в криминогенных си­туациях

  • Активный отдых на природе

  • Опасные ситуации в природных условиях

  • Безопасность на воде

  • Классификация чрезвычайных ситуаций по характеру источника возникновения

  • Классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера по масштабу их распространения и тяжести последствий

  • Правила безопасного поведения при землетрясении

  • Правила безопасного поведения при наводнении

  • Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте

  • Правила безопасного поведения при аварии на хими­чески опасном объекте

  • Безопасность дорожного движения

  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

  • Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой помощи



Средства индивидуальной защиты

  • Средства защиты дыхания

  • Ватно-марлевые повязки

  • Противопылевые тканевые маски

  • Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)

  • Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)

  • Медицинское имущество

  • Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)

  • Сумки и комплекты медицинского имущества для ока­зания первой помощи

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см

  • Вата медицинская компрессная

  • Косынка медицинская (перевязочная)

  • Повязка медицинская большая стерильная

  • Повязка медицинская малая стерильная

  • Булавка безопасная

  • Жгут кровоостанавливающий эластичный

  • Носилки санитарные

  • Знак нарукавного Красного Креста

  • Лямка медицинская носилочная

  • Флаг Красного Креста



Аудиовизуальные пособия

Учебные видеофильмы на цифровых носителях

  • Действия учащихся по сигналам ГО

  • Средства индивидуальной защиты

  • Гидродинамические аварии

  • Автономное существование человека в природных усло­виях

  • Оползни, сели, обвалы

  • Ураганы, бури, смерчи

  • Наводнения

  • Безопасность на улицах и дорогах

  • Безопасность на воде

  • Безопасность на природе

  • Правила безопасного поведения в быту

  • Поведение при ситуации криминогенного характера

  • Правила безопасного поведения при землетрясениях

  • Правила поведения при угрозе возникновения взрывов

  • Первая помощь при травмах

  • Первая помощь при кровотечениях

  • Применение огнетушителей и правила пользования ими

  • Вредные привычки







ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ

Тема урока

Дата проведения урока по плану

Дата фактического проведения урока












































































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа с календарно-тематическим планом 5 класс ФГОС

Автор: Гофман Анатолий Анатольевич

Дата: 18.11.2015

Номер свидетельства: 254881


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства