kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по обж в профельнном 10 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа предназначена для обучения в кадетских классах и кадетских корпусах.содержит расширенную,углубленную подготовку учаихся в обдасти бкультуры безопасности,включает элементы повторения пройденного материала.решение ситуационных задач и трис.gjpdjkztn gjkyjcnm. j[dfnbnm ghfrnbxtcrbq b ntjhbnbxtcrbq rehc j,; pf 10 rkfcc/

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по обж в профельнном 10 классе »







Пояснительная записка

Учебная программа для 10-х классов

Программа для 10-х классов предназ­начена для углубленного изучения тем в об­ласти безопасности жизнедеятельности учащимися с учетом их потребностей в повышении уровня культуры в области бе­зопасности жизнедеятельности для сниже­ния отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Данная программа реализует положения государственного образователь­ного стандарта второго поколения.

Изучение «Основ безопасности жизнеде­ятельности» в 10-х классах предусмот­рено Федеральным базисным учебным пла­ном для общеобразовательных учреждений Российской Федерации на профильном уровне в объеме 70 ч (из расчета по 2 ч в неделю в ).

Программа выстроена по трем логичес­ки взаимосвязанным модулям и шести входящим в них разделам:

Модуль I (M-I). Основы безопасности лич­ности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел II. (M-III). Защита населения Российской Фе­дерации от чрезвычайных ситуаций.

Модуль II Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

Раздел III. Основы здорового образа жизни.

Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

Модуль III (M-III). Обеспечение военной бе­зопасности государства

Раздел V. Основы обороны государства.

Раздел VI. Основы военной службы.

Изучение каждого модуля завершается написанием реферата. Темы рефератов даны в методическом пособии «Основы безо­пасности жизнедеятельности» (А.Т. Смир­нов и др.).

Данная учебная программа предусмат­ривает формирование у учащихся умений и навыков, а также ключевых компетенций в области безопасности жизнедеятельнос­ти. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» являются следующие умения и навыки:

  • умение самостоятельно и мотивиро­ванно организовывать свою познавательную деятельность в области безопасности жиз­недеятельности;

  • умение использовать элементы при­чинно-следственного и структурно-функ­ционального анализа для прогноза возник­новения различных опасных и чрезвычай­ных ситуаций (природного, техногенного и социального характера);

  • умение анализировать свое поведение в повседневной жизни и в различных опас­ных и чрезвычайных ситуациях, в том чис­ле при угрозе совершения террористичес­кого акта; вносить определенные корректи­вы в свое поведение для повышения уровня культуры в области безопасности жизнеде­ятельности и защищенности своих жизнен­но важных интересов от внешних и внутрен­них угроз;

  • умение формировать свою жизненную позицию в области безопасности жизнедеятельности на основе самовоспитания и самообучения;

  • навыки в проектной деятельности по организации и проведению учебно-исследовательской работы по обеспечению личной безопасности в повседневной жизни в условиях чрезвычайных ситуаций;

  • навыки в поиске нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;

  • ключевые компетенции в понимании своего гражданского долга как гражданина Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности России, в том числе и по вооруженной защите Российской Федерации;

  • ключевые компетенции в осуществлении осознанного выбора своей будущей профессиональной деятельности, связанной с защитой жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз и направлении продолжения своего образования.

Изучение основ безопасности жизнедеятельности в 10 клас­се направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание у обучаемых ответственности за личную безопас­ность, безопасность общества и государства; ответственного отно­шения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности; ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды как основы в обеспечении безопасности жизнедея­тельности личности, общества и государства;

  • развитие духовных и физических качеств личности, обеспечи­вающих безопасное поведение человека в условиях опасных и чрез­вычайных ситуаций природного, техногенного и Социального харак­тера; потребности вести здоровый образ жизни; необходимых моральных, физических и психологических качеств для выполнения конституционного долга и обязанности гражданина России по защи­те Отечества;

  • освоение знаний: о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального ха­рактера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной сис­теме защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени; об обязанностях граждан по защите государства;

  • формирование умений: оценки ситуаций, опасных для жизни и здоровья; безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуа­циях; использования средств индивидуальной и коллективной защи­ты; оказания первой медицинской помощи при неотложных состоя­ниях.

Реализация указанных целей обеспечивается содержанием про­граммы, которая систематизирует знания в области безопасности жизнедеятельности, полученные учащимися в основной общеобразовательной школе, и способствует формированию у них цельного представления в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства.

Структурно программа состоит из трех разделов и тринадцати тем.

Раздел I «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвы­чайных ситуациях» предназначен для систематизации и углубления знаний обучаемых в вопросах обеспечения личной безопасности че­ловека и организации в Российской Федерации защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени, по­лученных при изучении основ безопасности жизнедеятельности в 5—9 классах. Раздел состоит из двух обобщающих тем: «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения», «Гражданская оборона — состав­ная часть обороноспособности страны».

Раздел II «Основы медицинских знаний и здорового образа жиз­ни» предназначен для формирования у обучаемых знаний о здоровом образе жизни, основных инфекционных и неинфекционных заболе­ваниях, средствах их профилактики и правилах оказания первой ме­дицинской помощи. Раздел состоит из четырех тем.

Раздел III «Основы военной службы» предусматривает изучение основных положений, раскрывающих содержание обязательной под­готовки молодежи к военной службе. Раздел состоит из семи тем, в которых последовательно раскрывается содержание обязательной подготовки граждан к военной службе. В процессе изучения тематики раздела учащиеся получат начальные знания в области обороны, озна­комятся с основными положениями Военной доктрины Российской Федерации; получат сведения о Вооруженных Силах Российской Фе­дерации, их структуре и предназначении для обеспечения националь­ной безопасности страны; уяснят роль и значение военно-патриоти­ческого воспитания молодежи в деле подготовки граждан России к выполнению конституционного долга по защите Отечества.

  • методы и формы обучения:

Для организации познавательной деятельности учащихся на уроках ОБЖ целесообразно использовать разнообразные методы и формы обучения. Перцептивные: (словесные, наглядные, практические) рассказ, лекция, беседа, семинары демонстрация, практические занятия. Соревнования. Ролевые игры.

Логические: (индуктивные и дедуктивные) логическое изложение и восприятие учебного материала учеником. (Анализ ситу­ации).

Гностический: объяснительно-репродуктивный, информационно поисковый, исследовательский. (Реферат. Доклад. Проектное задание)

Кибернетический: управления и самоуправления учебно-познавательной деятельностью.

Контроля и самоконтроля (устный, письменный).

Стимулирования и мотивации.

Самостоятельной учебной деятельности.

Фронтальная форма обучения, активно управляет восприятием информации, систематическим повторением и закреплением знаний учениками.

Групповая форма обеспечивает учёт дифференцированных запросов учащихся.

Индивидуальная работа в наибольшей мере помогает учесть особенности темпа работы каждого ученика.

  • предполагаемые результаты:

В результате учебного процесса учащиеся получают весь комплекс знаний умений и навыков запланированного учебного процесса;

  • общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий

В учебном процессе используются методы рассказа, показа, тренировок при изучении тем практической направленности. Информационная тематика предполагает большее использование на занятиях анализа ситуаций, объяснительно-репродуктивной, информационно поисковой, исследовательской деятельности учащихся..

При проведении занятий предполагается достаточно широкое использование мультимедийного материала.

  • логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

Практически вся тематика ОБЖ базируется на знаниях получаемых учащимися при изучении других общеобразовательных предметов. Поэтому на уроках ОБЖ непременно используется межпредметная связь: физкультура-ЗОЖ; история-ОВС; биология-ЗОЖ, оказание ПМП; география-выживание в природе, химия-опасные в-ва,экологическая безопасность; физика-природные явления, техногенные аварии и катастрофы.

  • система оценки достижений учащихся;

Деятельность учащихся на уроках ОБЖ оценивается с позиций современных образовательных технологий: личностного подхода в обучении, развивающего обучения и успешности деятельности учащихся. Задания носят развивающий характер. Оценивание имеет форму стимулирования обучения и саморазвития школьника в рамках возможностей учащихся.

  • инструментарий для оценивания результатов;

Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.

  • приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.


  1. Учебно-тематический план

модуля, раздела, темы



Наименование модулей, разделов, тем

Количество часов

M-I

Основы безопасности личности, общества и государства

18

P-I

Основы комплексной безопасности

16

Тема 1

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

7

Тема 2

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций

4

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности социального характера

5

Р- II

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций

2

Тема 4

Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства

2

M-II

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни

6

P-III

Основы здорового образа жизни

6

Тема 5

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

2

Тема 6

Здоровый образ жизни и его составляющие

4

M-III

Обеспечение военной безопасности государства

47

P-V

Основы обороны государства

19

Тема 7

Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

7

Тема 8

Вооруженные силы Российской Федерации - защита нашего Отечества

3

Тема 9

Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск

7

Тема 10

Боевые традиции Вооруженных сил России

2

P-VI

Основы военной службы

27

Тема 11

Размещение и быт военнослужащих

3

Тема 12

Суточный наряд, общие обязанности лиц суточного наряда

3

Тема 13

Организация караульной службы

3

Тема 14

Строевая подготовка

6

Тема 15

Огневая подготовка

9

Тема 16

Тактическая подготовка

3


Контрольно-проверочное занятие

2


Всего часов

70





Поурочное планирование учебной программы ОБЖ 10 класс


П/П

Наименование

раздела и темы урока

Кол-во часов




Наглядные пособия и технические средства

Виды

контроля

Повторение

План

дата

Вид занятия

Виды

деятельности

и

формы

1

2

3

4

5

6

7

8

9


P-I Основы комплексной безопасности

13








Тема 1Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

5







1

1.1Автономное пребывание человека в природной среде

1.1.2 Подготовка к добровольной автономии

1|1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки

схемы


фронтальный опрос

причины автономии

2

1.2Обеспечение личной безопасности на дорогах

1/1


беседа

коллектив-ная

ПДД

фронтальный опрос

правила поведения в условиях автономии

3

1.3Правила личной безопасности при пожаре

1/1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Обеспече-ние личной безопасности на дорогах

4

1.4Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

1/1


беседа

коллектив-ная



Правила личной безопаснос-ти при пожаре

5

1.5Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

1.6 Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности

1/1


лекция

коллектив-ная



Обеспечение личной безопаснос-ти в криминогенных ситуациях


Тема 2Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций








6

2.1 Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия

1/1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Уголовная ответствен-ность за участие в террористи-ческой деятельнос-ти

7

2.2Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера

1/1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Чрезвычай-ные ситуации природного характера

8

2.3 Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия

1/1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки


фронтальный опрос

обеспечение личной безопаснос-ти в условиях чрезвычай-ных ситуаций природного характера

9

2.4 Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера

1/1


беседа

коллектив-ная

плакаты

рисунки


контрольное задание фронтальный опрос

Чрезвычай-ные ситуации техногенно-го характера


Тема 3Современный комплекс проблем безопасности социального характера








10

3.1 Военные угрозы национальной безопасности России

1/1


лекция

коллектив-ная

схемы, диаграммы,

таблицы

фронтальный опрос

обеспечение личной безопаснос-ти в условиях чрезвычай-ной ситуации техногенно-го характера

11

3.2 Характер современных войн и вооруженных конфликтов

1/1


лекция

коллектив-ная

схемы, диаграммы,

таблицы


Военные угрозы националь-ной безопаснос-ти России

12

3.3 Международный терроризм - угроза национальной безопасности России

3.4 Виды террористических актов, их цели и способы осуществления

1/1


лекция

коллектив-ная

схемы, диаграммы,

таблицы


Характер современ-ных войн

13

3.5 Наркотизм и национальная безопасность России

1/1


лекция

коллектив-ная

схемы, диаграммы,

таблицы

контрольное задание фронтальный опрос

Виды террористи-ческих актов


Р-II Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций









Тема 4Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства








14

4.1Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности человека

1/1


лекция

индивидуальная работа с законода-тельством

Конститу-ция РФ, законодат. РФ

фронтальный опрос

Наркотизм и националь-ная безопас-ность России

15

4.2Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи

1/1


беседа

коллектив-ная

схемы, диаграммы

контрольное задание

обеспече-ние безопаснос-ти человека


P-III Основы здорового образа жизни

6








Тема 5Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний

2








16


5.1 Сохранение и укрепление здоровья - важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности


1/1



беседа


коллектив-ная


схемы,



фронтальный опрос

(РСЧС), ее структура и задачи

17

5.2 Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

1/1


беседа

индивидуальная, характеристика ИЗ

схемы, диаграммы,

таблицы

фронтальный опрос

контрольное задание

Сохранение и укрепление здоровья


Тема 6Здоровый образ жизни и его составляющие

4







18

6.1 Здоровый образ жизни

1/1


беседа

коллектив-ная


фронтальный опрос

Основные инфекцион-ные заболевания

19

6.2 Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека

1/1


лекция

коллектив-ная

индивидуальная



Здоровый образ жизни

20

6.3 Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

1/1


беседа

индивидуальная

схемы, диаграммы

фронтальный опрос

Биологические ритмы

21

6.4 Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

1/1


беседа

индивидуальная

схемы, диаграммы

фронтальный опрос контрольное задание

Значение двигатель-ной активности


P-V Основы обороны государства

19








Тема 7Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны

7







22

7.1 Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи

1/1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Вредные привычки


23


7.2 Основные виды оружия и их поражающие факторы


1



лекция


коллектив-ная



плакаты

рисунки



фронтальный опрос


Граждан-ская оборона

24

7.3 Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Основные виды оружия

25

7.4 Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени

1/1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Оповеще-ние и информирование населения

26

7.5 Средства индивидуальной защиты

1/1



индивидуальная

плакаты

рисунки

СИЗ

нормативы

Инженер-ная защита населения


27


7.6Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации


1



лекция


коллектив-ная



плакаты



фронтальный опрос

Средства индивиду-альной защиты

28

7.7Организация гражданской обороны в образовательном учреждении

1/1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки

схемы

фронтальный опрос контрольное задание

аварийно-спасатель-ные и другие неотложные работы



Тема 8 Вооруженные силы Российской Федерации - защита нашего Отечества

3







29

8.1 История создания Вооруженных сил Российской Федерации

1


лекция

коллектив-ная




Граждан-ская оборона

30

8.2Памяти поколений - дни воинской славы России

1


лекция

индивидуальная

плакаты



История создания ВС РФ

31

8.3 Состав Вооруженных сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооруженными силами Российской Федерации

1


лекция

коллектив-ная


схемы

фронтальный опрос контрольное задание

дни воинской славы России


Тема 9Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск

7







32

9.1 Сухопутные войска, их состав и предназначение

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки



Состав Вооружен-ных сил РФ

33

9.2 Военно-воздушные силы

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Сухопутные войска

34

9.3 Военно-морской флот

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Военно-воздушные силы

35

9.4Ракетные войска стратегического назначения

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Военно-морской флот

36

9.5 Воздушно-десантные войска

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

РВСН

38

9.6 Космические войска

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос

Воздушно-десантные войска

39

9.7Другие войска

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

рисунки


фронтальный опрос контрольное задание

Космичес-кие войска


Тема 10Боевые традиции Вооруженных сил России

2







40

10.1 Патриотизм и верность воинскому долгу - качества защитников Отечества

1


беседа

коллектив-ная


произведе-ния х\литерату-ры, истории

фронтальный опрос

Состав Вооружен-ных сил РФ


41


10.2 Дружба и войсковое товарищество -основа боевой готовности частей и подразделений


1



беседа


коллектив-ная


произведе-ния х\литерату-ры, истории

контрольное задание

Патриотизм


P-VI Основы военной службы

28








Тема 11Размещение и быт военнослужащих

3







42

11.1 Размещение военнослужащих

1


лекция

коллектив-ная


Устав внутренней службы РФ

фронтальный опрос

Дружба и войсковое товарище-ство

43

11.2 Распределение времени и повседневный порядок

1


лекция

коллектив-ная


плакаты

Устав внутренней службы РФ


фронтальный опрос

Размещение военнослу-жащих

44

11.3 Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих

1


лекция

коллектив-ная


Устав внутренней службы РФ

фронтальный опрос контрольное задание

Повседнев-ный порядок


Тема 12Суточный наряд. Обязанности лиц суточного наряда

3







45

12.1 Суточный наряд, общие положения

1


лекция

коллектив-ная


Уставы ВС РФ

письменное задание

Укрепление здоровья военнослу-жащих

46

12.2 Обязанности дневального по роте

1


самостоят.

работа

индивидуальная

Уставы ВС РФ

самостоя-тельная работа

Суточный наряд

47

12.3 Обязанности дежурного по роте

1


самостоят.

работа

индивидуальная

Уставы ВС РФ

контрольное задание

Обязаннос-ти дневального по роте


Тема 13Организация караульной службы

3







48

13.1 Организация караульной службы, общие положения

1


лекция


Уставы ВС РФ

фронтальный опрос

Обязаннос-ти дежурного по роте

49

13.2 Часовой - лицо неприкосновенное

1


самостоят.

индивидуальная

Уставы ВС РФ

самостоя-тельная работа

Организа-ция караульной службы

50

13.3 Обязанности часового

1


самостоят.

работа

индивидуальная

Уставы ВС РФ

контрольное задание

Часовой


Тема 14Строевая подготовка

6







51

14.1 Строи и управление ими

1


практичес-кое

коллектив-ная

Уставы ВС РФ, плакаты,

рисунки


самостоя-тельная работа

Обязаннос-ти часового


52


14.2 Строевые приемы и движение без оружия


1



практичес-кое


индивидуально-групповая


Уставы ВС РФ плакаты

рисунки, практичес-кий показ, тренировка


зачёт

Строи и управление ими

53

14.3 Выполнение воинского приветствия без оружия на месте и в движении

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

Уставы ВС РФ практичес-кий показ, тренировка

зачёт

Строевые приемы и движение без оружия

54

14.4 Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

Уставы ВС РФ практичес-кий показ, тренировка

зачёт

Выполне-ние воинского приветствия без оружия на месте и в движении

55

14.5 Строи отделения, развернутый строй, походный строй

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

Уставы ВС РФ практичес-кий показ, тренировка

зачёт

Выход из строя и возвраще-ние в строй

56

14.6 Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

Уставы ВС РФ практичес-кий показ, тренировка

зачёт

Разверну-тый строй, походный строй


Тема 15Огневая подготовка

9







57

15.1 Назначение и боевые свойства автомата Калашникова

1


лекция

индивидуально-групповая

Наставле-ние по стрельбе, плакаты,

самостоя-тельная работа

Выполне-ние воинского приветствия

58

15.2 Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова (практическое занятие)

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

плакаты практичес-кий показ, тренировка

выполнение норматива

Назначение и боевые свойства АК

59-65

15.3Приемы и правила стрельбы из автомата (практические занятия)

7


практичес-кое

индивидуально-групповая

плакаты практичес-кий показ, тренировка

выполнение норматива

Порядок неполной разборки и сборки


Тема 16Тактическая подготовка

3







66

16.1 Современный бой


1


лекция

коллектив-ная


Уставы ВС РФ, плакаты, практичес-кий показ

фронтальный опрос

Назначение и боевые свойства АК

67

16.2 Обязанности солдата в бою

1


самостоят.

работа

индивид.

Уставы ВС РФ, плакаты, практичес-кий показ

фронтальный опрос

Современ-ный бой

68

16.3Действия солдата в бою

1


практичес-кое

индивидуально-групповая

плакаты практичес-кий показ, тренировка

выполнение норматива

Обязаннос-ти солдата

69-70

Контрольно- проверочное занятие

2





Тест. контрольная работа



Всего часов

70










3.Содержание тем учебного курса

Модуль I. Основы безопасности личности, общества и государства

Раздел I. Основы комплексной безопасности - 13

Tема 1. Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни - 5

1.1. Автономное пребывание человека в природной среде
Автономное пребывание человека в природе. Добровольная и вы­нужденная автономия. Причины, приводящие человека к автономному существованию в природе. Способы подготовки человека к автономному существованию в природной среде. Практическая подготовка к автономному пребыванию в природной среде

Ориентирование на местности. Способы определения сторон горизон­та. Определение своего местонахождения и направления движения на мес­тности. Подготовка к выходу на природу. Порядок движения по маршруту. Определение места для бивака и организация бивачных работ. Разведение костра, приготовление пищи на костре, меры пожарной безопасности.

1.2. Обеспечение личной безопасности на дорогах

Основные причины дорожно-транспортного травматизма. Роль «человеческого фактора» в возникновении ДТП. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Уровень культуры водителя и безопасность на дорогах.

1.3. Пожарная безопасность

Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные по­следствия. Основные причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области по­жарной безопасности.

Правила личной безопасности при пожаре Профилактика пожаров в повседневной жизни. Соблюдение мер пожарной безопасности в быту. Правила безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.

1.4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях
Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте. Пра­вила безопасного поведения в местах с повышенной криминогенной опасностью.

1.5. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

Наиболее опасные террористические акты. Правила поведения при возможной опасности взрыва. Обеспечение личной безопас­ности в случае захвата в заложники. Обеспечение безопасности при перестрелке.

1.6. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности

Уголовная ответственность за подготовку и совершение терро­ристического акта (совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей). Уголовная ответственность за захват заложников; заведомо ложное сообщение об акте терроризма; организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем.

Тема 2. личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций - 4

2.1.Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их воз­никновения и возможные последствия.

2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера

Рекомендации населению по правилам безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера: геологи­ческого, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения.

2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

2.4. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера

Рекомендации населению по безопасному поведению в случае воз­никновения аварии на радиационно опасном, на химически опасном, на взрывопожароопасном, на гидротехническом объектах.


Тема 3. Современный комплекс проблем безопасности социального характера - 4

3.1. Военные угрозы национальной безопасности России

Военные угрозы национальной безопасности России. Националь­ные интересы России в военной сфере, защита ее независимости, су­веренитета, территориальной целостности, обеспечение условий для мирного, демократического развития государства.

3.2. Характер современных войн и вооруженных конфликтов Воору­женный конфликт, локальная война, региональная война, крупномас­штабная война

3. 3. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России

Терроризм — общие понятия и определения. Характеристика сов­ременной террористической деятельности в России. Международный терроризм как социальное явление.

3.4. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления
Основные виды терроризма по средствам, используемым при осу­ществлении террористических актов, а также в зависимости от того, против кого направлен террор и какие перед ним поставлены цели.
Основные черты, которые характеризуют современный терроризм.

3.5. Наркотизм и национальная безопасность России
Наркотизм как преступное социальное явление по незаконному распространению наркотиков среди населения ради получения прибыли. Основные составляющие наркотизма.

Раздел II. Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций - 2

Тема 4. Нормативно-правовая база Российской Федерации по обеспечению безопасности личности, общества и государства - 2

4.1. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности

Положения Конституции Российской Федерации, основные законы Российской Федерации, положения которых направлены на обеспечение безопасности граждан (Федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О безопасности», «О пожарной безопас­ности», «О гражданской обороне», «О противодействии терроризму» и др.). Краткое содержание основных положений законов, права и обязанности граждан.

4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, ее предназначение, структура и основные задачи.


Раздел III. Основы здорового образа жизни - 6

Тема 5. Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний - 2

5.1. Сохранение и укрепление здоровья важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности

Здоровье человека, общие понятия и определения. Здоровье индиви­дуальное и общественное. Здоровье духовное и физическое. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека в процессе жизнедеятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья — социальная потребность общества.

5.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профи­лактика

Инфекционные заболевания, причины их возникновения, механизм передачи инфекций. Классификация инфекционных заболеваний. По­нятие об иммунитете, экстренной и специфической профилактике.

Наиболее характерные инфекционные заболевания, механизм передачи инфекции. Профилактика наиболее часто встречающихся инфекционных заболеваний.


Тема 6. Здоровый образ жизни и его составляющие - 4

6.1. Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека.
Общие понятия о режиме жизнедеятельности, и его значение для здоровья человека. Пути обеспечения высокого уровня работоспособ­ности. Основные элементы жизнедеятельности человека (умственная и физическая нагрузка, активный отдых, сон, питание и др.), рациональ­ное сочетание элементов жизнедеятельности, обеспечивающих высо­кий уровень жизни. Значение правильного режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его физических и духовных качеств.

6.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека
Основные понятия о биологических ритмах человека. Влияние биологических ритмов на уровень жизнедеятельности человека. Учет влияния биоритмов при распределении нагрузок в процессе жизне­деятельности для повышения уровня работоспособности.

6.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека

Значение двигательной активности для здоровья человека в про­цессе его жизнедеятельности. Необходимость выработки привычек к систематическим занятиям физической культурой для обеспечения высокого уровня работоспособности и долголетия.

6.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

Вредные привычки и их социальные последствия. Курение и упот­ребление алкоголя — разновидность наркомании. Наркомания — это заболевание, возникающее в результате употребления наркотиков и психотропных веществ. Профилактика наркомании.


Раздел V. Основы обороны государства - 19

Тема 7. Гражданская оборона — составная часть обороноспособности страны - 7

7.1. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.

Гражданская оборона, история ее создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий.

Организация управления гражданской обороной. Структура управ­ления и органы управления гражданской обороной.

7.2. Современные средства поражения, их поражающие факторы
Ядерное оружие, поражающие факторы ядерного взрыва. Химичес­кое оружие, классификация отравляющих веществ (ОВ) по предназна­чению и воздействию на организм.

Бактериологическое (биологическое) оружие. Современные сред­ства поражения, поражающие факторы.

Мероприятия, проводимые по защите населения от современных средств поражения.

7.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуа­циях военного и мирного времени

Система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Поря­док подачи сигнала «Внимание всем!». Передача речевой информации о чрезвычайной ситуации, примерное ее содержание, действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях.

7.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мир­ного и военного времени

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназна­чение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях (занятие целесообразно проводить в имеющихся защитных сооружениях).

7.5. Средства индивидуальной защиты

Основные средства защиты органов дыхания и правила их исполь­зования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики.

7.6. Организация проведения аварийно-спасательных и других не­отложных работ в зоне чрезвычайных ситуаций

Предназначение аварийно-спасательных и других неотложных работ, проводимых в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и основное содержание аварийно-спасательных работ, организация санитарной обработки людей после пребывания их в зонах зараже­ния.

7.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательном уч­реждении

Организация гражданской обороны в общеобразовательном учреж­дении, ее предназначение. План гражданской обороны образователь­ного учреждения. Обязанности учащихся.

Тема 8. Вооруженные Силы Российской Федерации — защита нашего Отечества - 3

8.1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации
Организация вооруженных сил Московского государства вXIV—XVвв.

Военная реформа Ивана Грозного в середине XVI в. Военная реформа Петра I, создание регулярной армии, ее особенности. Военные реформы в России во второй половине XIX в., создание массовой армии.

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназна­чение.

8.2. Память поколений — дни воинской славы России

Дни воинской славы России — дни славных побед, сыгравших ре­шающую роль в истории государства.

Основные формы увековечения памяти российских воинов, от­личившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России.

8.3. Состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Руковод­ство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации

Виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, специальные войска, военные округа и флоты. Руководство и уп­равление Вооруженными Силами Российской Федерации.

Тема 9. Виды Вооруженных Сил Российской Федерации и рода войск - 7

9.1. Сухопутные войска

Сухопутные войска, их состав и предназначение. Вооружение и военная техника сухопутных войск.

9.2. Военно-воздушные Силы

Военно-воздушные Силы (ВВС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВВС.

9.3. Военно-морской флот

Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

9.4. Ракетные войска стратегического назначения
Ракетные войска стратегического назначения (PBСH), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника.

9.5. Воздушно-десантные войска
Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

9.6. Космические войска

Космические войска, их состав и предназначение.

9.7. Другие войска

Пограничные органы Федеральной службы безопасности Рос­сийской Федерации, Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Войска гражданской обороны МЧС России.

Тема 10. Боевые традиции Вооруженных Сил России - 2

10.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества

Патриотизм — духовно-нравственная основа личности военнослу­жащего — защитника Отечества, источник духовных сил воина.

Преданность своему Отечеству, любовь к Родине, стремление служить ее интересам, защищать от врагов — основное содержание патриотизма.

Воинский долг — обязанность Отечеству по его вооруженной защи­те. Основные составляющие личности военнослужащего — защитника Отечества, способного с честью и достоинством выполнить воинский долг.

10.2. Дружба и войсковое товарищество — основа боевой готовности частей и подразделений

Особенности воинского коллектива, значение войскового товарищества в боевых условиях и повседневной жизни частей и подразделений.

Войсковое товарищество — боевая традиция Российской армии и флота.

Раздел VI. Основы военной службы - 28

Тема 11. Размещение и быт военнослужащих - 3

11.1. Размещение военнослужащих, распределение времени и повсе­дневный порядок. Содержание помещений; противопожарная защита; охрана окружающей среды.

11.2. Распределение времени в воинской части, распорядок дня.

Подъем, утренний осмотр и вечерняя поверка, завтрак, обед и ужин, учебное занятие.

Увольнение из расположения части. Посещение военнослужа­щих.

11.3. Сохранение и укрепление здоровья военнослужащих.

Тема 12. Суточный наряд - 3

12.1. Общие обязанности лиц суточного наряда. Суточный наряд. Общие положения.

12.2. Дневальный по роте, общие обязанности дневального по роте.

12.3. Дежурный по роте. Основные обязанности дежурного по роте.

Тема 13. Организация караульной службы - 3

13.1 Организация караульной службы, общие положения.

13.2. Часовой, неприкосновенность часового.

13.3. Основные обязанности часового.

Тема 14. Строевая подготовка - 6

14.1. Строи и управление ими.

14.2. Строевые приемы и движение без оружия. Строевая стойка, повороты на месте и в движении.

14.3. Выполнение воинского приветствия на месте и в движении.

14.4. Выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него.

14.5. Строи отделения. Развернутый строй, походный строй.

14.6. Выполнение воинского приветствия в строю на месте и в движении.

Тема 15. Огневая подготовка - 10

15.1. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова. Автомат Калашникова, работа частей и механизмов автомата, его чистка.

15.2. Порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Смазка и хранение. Подготовка автомата к стрельбе.

15.3. Приемы и правила стрельбы из автомата. Меры безопасности при стрельбе.

Тема 16. Тактическая подготовка - 3

16.1. Современный бой. Основные виды боя.

16.2. Обязанности солдата в бою. Обязанности солдата в бою,

16.3. Действия солдата в бою. Действия солдата в бою, передвижения солдата в бою. Команды, подаваемые на пере­движение в бою, и

порядок их выполнения. Выбор места для стрельбы, самоокапывания и маскировки.


  • требования к знаниям и умениям обучающихся:

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности вы­пускник корпуса должен знать:

  • основные правила безопасного поведения в повседневной жизни
    и в условиях чрезвычайной ситуации, а также правила личной безопас­ности при угрозе террористического акта;

  • организацию защиты населения в Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и орга­низационные основы борьбы с терроризмом;

  • основные принципы здорового образа жизни;

  • правила оказания первой медицинской помощи;

  • основы обороны государства и военной службы;

  • боевые традиции Вооруженных Сил России, государственные и военные символы Российской Федерации.

Выпускники старших классов должны уметь:

  • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опас­ных ситуаций по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • грамотно действовать при возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состо­яниях;

  • выполнять основные действия, связанные с будущим прохож­дением воинской службы (строевые приемы, воинское приветствие, неполная разборка и сборка автомата Калашникова, стрельба из авто­мата и т.д.);


  • пользоваться справочной литературой для целенаправленной под­готовки к военной службе с учетом индивидуальных качеств.

Приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни будут способствовать обеспечению личной бе­зопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе при угрозе террористического акта или при захвате в заложники; выработке убеждений и потребности в соб­людении норм здорового образа жизни; владению навыками в области гражданской обороны; формированию психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву.


  • формы и вопросы контроля:

- Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов.

1. Автономное пребывание человека в природной среде.

2. Обеспечение личной безопасности на дорогах.

3. Правила личной безопасности при пожаре

4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях

5. Правила личной безопасности при угрозе террористического акта

6. Уголовная ответственность за участие в террористической деятельности

7. Чрезвычайные ситуации природного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

8. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.

9. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия.

10. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации техногенного характера

11. Военные угрозы национальной безопасности России.

12. Международный терроризм - угроза национальной безопасности России.

13. Виды террористических актов, их цели и способы осуществления.

14. Наркотизм и национальная безопасность России.

15. Законы и другие нормативно-правовые акты Российской Федерации по обеспечению безопасности человека.

16. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), ее структура и задачи.

17. Сохранение и укрепление здоровья - важнейшая составляющая подготовки молодежи к военной службе и трудовой деятельности.

18. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика.

19. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

20. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека.

21. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек.

22. Гражданская оборона, ее предназначение и основные задачи.

23. Основные виды оружия и их поражающие факторы.

24. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

25. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

26. Средства индивидуальной защиты.

27. Организация проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации

28. История создания Вооруженных сил Российской Федерации.

29. Памяти поколений - дни воинской славы России.

30. Виды Вооруженных сил Российской Федерации и рода войск.

31. Боевые традиции Вооруженных сил России.

32. Размещение и быт военнослужащих.

33. Обязанности лиц суточного наряда.

34. Обязанности дневального по роте.

35. Обязанности дежурного по роте.

36. Обязанности часового.

37. Строевые приемы и движение без оружия.

38. Назначение и боевые свойства автомата Калашникова.

39. Обязанности солдата в бою.

40. Действия солдата в бою.



  • возможные виды самостоятельной работы учащихся:

- работа с учебником;

- анализ ситуации;

- сообщение;

- доклад;

- реферат;

- проект;

- творческие работы.




4.Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе


Выпускники должны

знать/понимать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;

  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;

  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • предназначение, структуру и задачи РСЧС;

  • предназначение, структуру и задачи гражданской обороны;

  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;

  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицин­ского освидетельствования, призыва на военную службу;

  • историю Вооруженных Сил Российской Федерации и Дни воин­ской славы России;

  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федера­ции;

  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;

  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особен­ности прохождения военной службы (по призыву и по контракту) и альтернативной гражданской службы;

  • нормы международного гуманитарного права;

  • требования, предъявляемые к уровню подготовленности при­зывников;

  • основные виды воинской деятельности;

  • строи отделения и порядок управления ими;

  • назначение и боевые свойства автомата Калашникова;

  • правила ухода за автоматом, порядок его хранения и сбережения;

  • правила подготовки автомата к стрельбе;

  • приемы и правила стрельбы из автомата;

  • основы современного общевойскового боя;

  • общие обязанности солдата в бою;

  • основные способы передвижения солдата в бою;

  • способы ориентирования на местности и движения по азимутам;

  • основные цели и задачи военно-профессиональной ориентации;

  • государственные и военные символы Российской Федерации;

  • боевые традиции Вооруженных Сил России;

  • классы сходных воинских должностей;

  • общие требования к безопасности военной службы;

  • порядок обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих;

  • общую организацию подготовки офицерских кадров для Воору­женных Сил Российской Федерации и правила приема в образовательные учреждения военного профессионального образования;

  • правила безопасности при обращении с оружием и при организа­ции учебных стрельб;

  • средства массового поражения и их поражающие факторы;

  • защитные сооружения гражданской обороны и правила их ис­пользования;

  • порядок размещения и условия быта военнослужащих;

уметь:

  • применять основные способы защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защи­ты;

  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осоз­нанное самоопределение по отношению к военной службе.

  • выполнять строевые приемы на месте и в движении;

  • производить неполную разборку и сборку автомата Калашникова;

  • вести стрельбу из автомата по неподвижным и появляющимся це­лям;

  • ориентироваться на местности по карте и двигаться в заданную точку по азимуту;

  • пользоваться индивидуальными средствами защиты;

  • использовать приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля;

  • выполнять элементы строевой и тактической подготовки;

выполнять физические упражнения в объеме требований, предъявляемых к молодому пополнению воинских частей и кан­дидатам, поступающим в высшие военно-учебные заведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ведения здорового образа жизни; оказания первой медицинской помощи;

вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соот­ветствующих служб экстренной помощи;

формирования у себя психологической и физической готовности к прохождению военной службы по призыву, к обучению по про­граммам подготовки офицеров запаса на военных кафедрах обра­зовательных учреждений высшего профессионального образова­ния.

- вопросы изучаемых разделов учебника ОБЖ;

- самостоятельные работы;

- контрольные задания;

- тестирование.



5.Перечень учебно-методического обеспечения


Для обучения используется учебно-методический комплект, который включает в себя:

  • Программа по курсу ОБЖ: авторы А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, «просвещение»2006-2008 г.

  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.

Учебные пособия:

  • Шойгу С.К., Воробьев Ю.Л., Фалеев М.И. Основы безопасности жизнедеятельности – 10 класс / Мультимедийный учебник TeachProтм , - М.,

Федеральный центр науки и высоких технологий ВНИИ ГОЧС МЧС России, 2005;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

  • Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К.. Вангородский С.Н. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Дрофа, 2008;

  • ОБЖ. Основы безопасности жизни: Учебно-методический журнал.2004-2008 - №№ 1-12;

  • Основы безопасности жизнедеятельности: Информационно-методическое издание для преподавателей. 2004-2008 - №№ 1-12;

  • Библиотека журнала «Основы безопасности жизнедеятельности». 2006-2010;

  • Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. – Мурманск, Кольский научно-внедрический центр «Валеос», 1993.


6.Список литературы (основной)

  • Фролов М.П., Литвинов Е.Н., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Астрель-АСТ, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для учащихся 10 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., Ижевский П.В.. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, -М., Просвещение, 2008;

  • Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Смирнов А.Т. , Мишин Б.И., -М., Просвещение, 2004;

  • Основы подготовки к военной службе. Методические материалы и документы. Книга для учителя / Составители Васнев В.А., Чинённый С.А., -М., Просвещение, 2004;

  • Тупикин Е.И., Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: Тестовый контроль качества знаний старшеклассников: 10-11 класс: Пособие для преподавателей, -М., Дрофа, 2007;

  • Смирнов А.Т. , Васнев В.А. Основы военной службы: учебное пособие, -М., Дрофа, 2004.



(дополнительной)

1.     Андрейчук В.И. Как себя защитить. – Л.: ГДОИФК. 1990.

2.     Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной школе. – М.: Провящение,1985.

3.     Витренко Н.С., Костров А.М., Подготовка учащихся общеобразовательных школ по гражданской обороне: Учебное пособие по гражданской обороне. –М.: Энергоатомиздат,1986.

4.     Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М. Мысль, 1983.

5.     Гостюшин А.В. Энциклопедия экстремальных ситуаций. -М: Зеркало, 1994.

6.     На службе Отечеству: Кн. для чтения по общественно государственной подготовке солдат(матросов), сержантов(старшин) Вооруженных Сил Российской Федерации. – М.: Русь РКБ, 1998.

7. Никифоров Ю.Б. Аутотренинг + физкультура. – М.: Советский спорт, 1989.

8. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. – М: Воениздат 1994.

9. Орлов Б.Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР.-М.: Высшая школа, 1990.

10. Основы медицинских знаний учащихся: Пробный учебник для средних учебных заведений / Под редакцией М.И. Гоголева. – М.: Просвещение,1991.

11. Первая доврачебная помощь: Учебное пособие. –М.: Медицина, 1989.

12. Сорокин Ю.К. Атлетическая подготовка допризывника. –М.: Советский спорт, 1990.

13. Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебное пособие для преподавателей. СПб., 1992.

14. Топоров И.К. Окружающий мир и Основы безопасности жизнедеятельности. Учеб для учащихся 10-11 кл. –М.: Просвящение, 1999.

15. Цивилюк Г.Е. Азы личной безопасности. –М: Просвящение, 1997.

16. Чеурин Г.С. Школа экологического выживания: Пособие по курсу ОБЖ. – Алматы. Рауан. 1994.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
рабочая программа по обж в профельнном 10 классе

Автор: чистяков антон дмитриевич

Дата: 05.10.2015

Номер свидетельства: 236360


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства