Рабочая программа по эрзянскому языку (авторы:С.Ю.Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Л.Ф.Ломакина.) 3 класс
Рабочая программа по эрзянскому языку (авторы:С.Ю.Дмитриева, О.В.Кочеваткина, Л.Ф.Ломакина.) 3 класс
Рабочая программа по эрзянскому языку для 3-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов из расчета 2 ч в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая программа по эрзянскому языку для 3-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Класс «3»
Программа разработана
учителем начальных классов
Клёминой Татьяной Семеновной
г Саранск
2014 -2015 г.
Пояснительная записка.
Многоязычное образование в современной школе – одно из приоритетных направлений школьного образования. Знание языков народов, проживающих в одном регионе, воспитывает уважение к культуре, традициям, истории дает основу для развития интеллектуальных и творческих способностей, обогащает личность в процессе самореализации.
Конституция Республики Мордовия в качестве государственных определила русский и мордовские (мокшанский и эрзянский) языки. Эффективность их успешного изучения в школах с полиэтническим контингентом обучающихся предполагает формирование в начальной школе основ владения русским языком и ознакомление с лексико-семантической системой одного из мордовских языков.
Мордовские (мокшанский и эрзянский) языки наряду с русским активно включаются в структуру сознания учащихся, используются в учебной и внеучебной деятельности.
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения второго языка. Имитационные способности учащихся, их природная любознательность и потребность в познании нового способствуют эффективному решению задач, поставленных перед учебным предметом «Эрзянский язык».
В процессе ознакомления с новым средством общения у школьников формируется правильное понимание языка как общественного явления, развиваются интеллектуальные, речевые способности.
Рабочая программа по эрзянскому языку для 3-го класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 часов из расчета 2 ч в неделю.
Реализацию программы обеспечивают следующие нормативные документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
Федеральный государственныйобразовательный стандарт начального общего образования (приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 №373) и Федеральный БУП;
Основная образовательная (общеобразовательная)программа начального общего образования;
Образовательная программа для начальной школы МОУ «СОШ №8»
Декларация прав ребенка;
Конвенция о правах ребенка;
Рекомендательное письмо МО РМ от 12.04.2010 №1718;
Приказ МО РМ «Об утверждении инструкции по разработке рабочих программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия» №904 от 16.08.2011 г.
Программа по изучению эрзянского языка в начальных классах школ с русским или смешанным понациональному составу контингентом обучающихся (первый, второй и третий годы обучения). 2-4 классы. – Ковылкино, «Ковылкинская районная типография», 2006. Авторы - Вальчук Е.В., Дмитриева С.Ю.
Целью преподавания мордовских (мокшанского, эрзянского) языков в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия является воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям школьного образования, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного состава российского общества.
Цель обучения раскрывается в единстве взаимосвязанных компонентов:
воспитательного, образовательного, развивающего и практического.
Воспитательный компонент предусматривает формирование у учащихся уважительного отношения к языку, к культуре мордовского народа.
Развивающий компонент – в целенаправленном формировании интеллектуальных и познавательных способностей.
Реализация образовательного компонента предполагает расширение общеобразовательного кругозора учащихся, их знаний об истории и культуре мордовского народа.
Практический результат заключается в формировании умений устной и письменной речи на эрзянском языке.
Задачи обучения.
На начальной ступени обучения закладываются основы коммуникативной компетенции, позволяющие осуществлять взаимодействие детей на втором языке в разнообразных ситуациях общения. Основными видами коммуникативной компетенции являются речевая и языковая компетенции.
Речевая компетенция реализуется в таких видах речевой деятельности, как
аудирование
говорение
чтение
письмо.
В задачи начального этапа входит формирование базовых навыков аудирования: понимание смысла отдельных слов и реплик собеседника, выделение из речи смысловых единиц, восприятие всего смысла небольших по объему связных высказываний, построенных на изученном лексико-грамматическом материале.
Говорение в начальных классах предполагает создание пассивного и совершенствование активного словарного запаса, умение планировать и конструировать связные высказывания. Обучение навыкам диалогической и монологической речи происходит параллельно.
Чтение. Необходимые навыки работы при чтении включают умение использовать языковую догадку, выбор, опору на чувство языка, умение пользоваться словарем. Характерными особенностями чтения на начальном этапе является прочтение всего текста в медленном темпе, точное понимание основного содержания и наиболее существенных деталей, запоминание содержания для последующего пересказа.
Письменная речь. Ее задачи ограничены выработкой следующих умений: списывание исходного текста с дополнительными заданиями (конструирование словосочетаний по образцу, классификация слов по вопросам и грамматическим признакам, изменение формы слова по образцу); выписывание из текста слов, словосочетаний, простых предложений; запись по памяти; запись под диктовку; самостоятельное письменное высказывание ( 1-5 предложений).
Языковая компетенция представляет собой способность адекватно использовать языковые средства для построения высказываний и текстов в соответствии с нормами языка в устной и письменной речи.
Произношение. Произношение и различение на слух всех звуков эрзянского языка. Произношение звонких и глухих согласных. Произношение гласных под ударением и без ударения. Ударение в словах и во фразе. Членение предложений на смысловые группы. Соблюдение интонации основных коммуникативных типов предложения.
Лексика. Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения в пределах тематики начального этапа, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего ( рецептивного и продуктивного) усвоения и 100 лексических единиц для рецептивного усвоения. Простейшие устойчивые сочетания, оценочная лексика, реплики-клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру мордовского народа. Начальное представление о способах словообразования.
Грамматика. Основные коммуникативные типы предложения. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Общие и специальные вопросы. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами.
Глагол. Образование и употребление глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени.
Имя существительное. Существительные в единственном и множественном числе. Указательная и притяжательная форма имен существительных. Падежи имен существительных.
Имя прилагательное. Прилагательное в сравнительной и превосходной степени.
Имя числительное. Количественные и порядковые числительные.
Место в учебном базисном плане – 68 часов (2 часа в неделю).
Учебник
Дмитриева С.Ю. Эрзянский язык.3 класс: учебник для русскоязычных учащихся.- Саранск: Мордов. кн .изд-во , 2008.-144 с.
Планируемый уровень подготовки обучающихся 3 класса на конец учебного года:
Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка — систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. В состав основных видов УУД входят 4 блока: 1) личностный, 2) регулятивный, 3) познавательный, 4) коммуникативный.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Действия в личностном самоопределении (описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников).
Действия смыслообразования (объяснить, для чего я изучаю эрзянский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке).
Действия нравственно-этического оценивания материала (заполнить языковой портфель (портфолио).
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
• целеполагание (определить цель урока с опорой на наглядность: иллюстрация, слайд, игрушка и т.д.).
• планирование (заполнить таблицу – план для составления рассказа, сказки и др.).
• прогнозирование (предположить, какими знаниями и умениями ты будешь владеть после изучения этой темы).
• контроль (самостоятельно проверить и оценить результаты своей работы по предложенной шкале).
• коррекция (выполнить работу над ошибками).
• оценка (сказать, чему я научился сегодня на уроке, что у меня получилось, а что требует дополнительного изучения).
• саморегуляция (поучаствовать в различных конкурсах на уроке: лучший рассказчик, лучший журналист и др.; поработать в составе проектной группы).
Познавательные универсальные учебные действия
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели («Как спросить по-эрзянски, например, который час?», «Как сравнивать предметы на эрзянском языке?»).
Поиск и выделение необходимой информации (выделить необходимую информацию при чтении и аудировании, найти в информацию о традициях и обычаях мордвы и т.д.).
Осознанное построение речевого высказывания (самостоятельно описать друга/подругу с опорой на графические символы, самостоятельно написать письмо другу с опорой на предложенный план).
Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения (окончить предложения, выбрав один из вариантов предложенной схемы).
Рефлексия деятельности по овладению эрзянским языком (обсудить пройденный на уроке материал: что нового я узнал, что делал на уроке, чему научился, что мне понравилось больше всего и т.д.).
Построение логической цепи суждений (сказать, какое у меня любимое время года и почему).
Установление причинно-следственных связей (прочитать (прослушать) загадку, выбрать отгадку из предложенных рисунков).
Синтез – составление целого из частей (составить слова из букв, предложения из слов, текст из фрагментов).
Коммуникативные универсальные учебные действия
К коммуникативным действиям относятся:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем).
Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.).
Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога;проверить и оценить работу соседа).
Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации (составить монолог, разыграть диалог, написать письмо, заполнить анкету и т.д.).
Формы организации образовательного процесса:
творческая деятельность;
самостоятельная деятельность;
практическая деятельность (выполнение упражнений).
Дидактико-технологическое обеспечение учебного процесса:
разноуровневые тесты,
комплекты заданий;
Дидактико-технологическое оснащение учебного процесса:
учебник «Эрзянский язык для 3 класса для русскоязычных учащихся».- Саранск, Мордов.кн. изд-во,2014
тематические тесты;
таблицы;
Рабочая тетрадь к учебнику «Эрзянский язык для 3 класса для русскоязычных учащихся».- Саранск, Мордов.кн. изд-во,2010.-72 с.
Применяемые технологии:
Игровые
Проблемного обучения
Индивидуального обучения (метод проектов)
Технология коллективных творческих дел
Сказкотерапия
Технология встречных усилий
«Диалог культур»
ИКТ - технологии
Виды контроля:
текущий
тематический
итоговый
Формы контроля:
Фронтальный опрос
Индивидуальный опрос
Самостоятельные работы
Контрольные работы
Обобщение в виде тестирования
Словарные диктанты
Изменения, внесенные в программу.
В поисках инноваций современная школа оставляет без должного внимания традиции и опыт народной педагогики. Народная сказка является сокровищницей народной педагогики. В традиционных социумах именно сказка была мощным средством, использование колоссального потенциала которого позволяло реализовывать программу развития, обучения, воспитания подрастающего поколения.
Введение в данную программу работы с мордовскими народными сказками обусловлено рядом причин:
-мордовский сказочный эпос учащимся практически неизвестен;
-с развитием средств массовой информации снизился интерес к сказкам и у детей, и у родителей;
-на уроках литературного чтения сказочный материал подается недостаточно разнообразно;
- возможности сказки не в полной мере используются для развития у учащихся мышления, памяти, воображения, внимания, творческих способностей;
-не реализуется потенциал сказки как уникального средства психокоррекции личности.
Содержание программы.
3 класс.
Наша школа. (3 часа)
Занятия в школе. Моя учительница. Временные понятия. Счет до 100. Порядковые и количественные числительные.
Знать: названия дней недели, временные понятия.
Уметь: считать до 100, отвечать на вопросы «зяро», «зяроце», « зярдо».
Знать: названия времен года, лексического материала (пси, экше, якшамо, маней, чопода, валдо, пиземе,чипай…)
Уметь: составлять высказывание о каждом времени года по заданному образцу, рассказывать об изменениях в природе.
Моя малая Родина. (7 часов)
Наш город. Саранск – столица нашей республики. Города Мордовии. Природа нашего края. Заповедники Мордовии. Экскурсия в краеведческий музей.
Знать: лексический материал ( ош, веле, прявт, сэрей, алкине, ламо…), о природе родного края, о заповедных местах.
Уметь: отвечать на вопросы «кодамо», «косо», составлять небольшой текст по теме « Мой город», «Моя деревня».
Культурное наследие.( 5 часов)
Традиции и обычаи мордовского народа. Устное народное творчество мордвы: сказки, загадки, считалки, пословицы и поговорки, календарно-обрядовый фольклор. Писатели Мордовии – детям. Журнал « Чилисема».
Знать: об обычаях и традициях мордовского народа, о творчестве детских писателей Мордовии.
Уметь: воспроизводить по памяти небольшие стихотворения на эрзянском языке, произведения устного народного творчества ( считалки, загадки, сказки)