ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНКЕРА» «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА»
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНКЕРА» «ВО СЛАВУ ОТЕЧЕСТВА»
Пояснительная записка.
В настоящее время в России формируется гражданское общество, государство, утвердилась рыночная экономика. Все это привело к изменению в системе образования. самореализация личности в период обучения в школе и после него, социализация ее в обществе, адаптация к изменениям на рынке труда является итогом воспитательного учебного процесса
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Название программы. Программа деятельности детского
разновозрастного военно-патриотического объединения «Юнкера»
«Во славу Отечества» .
2. Автор программы:
преподаватель-организатор ОБЖ
Демиденков Виталий Матвеевич
Т ерритория, представившая программу:
Брянская область, Рогнединский район, п.Рогнедино.
4. Адрес организации: 242770. Брянская область, Рогнединский район,
п.Рогнедино, ул. Первомайская д.1
5. Телефон/факс: 84833121324.
6. Форма проведения:
- деятельность детского военно-патриотического объединения «Юнкера» «Во славу Отечества» по выполнению программ военно-патриотического характера и участие в молодежных общественных движениях;
- занятие в кружках и секциях;
- участие в сборах, соревнованиях, конкурсах, лагерях и днях воинской Славы;
- организация караулов у Поста №1;
- военно-спортивные игры «Зарница» и «Орленок».
7. Специализация- подготовка к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, развитие творческих и лидерских способностей, гражданско-патриотических качеств личности, пропаганда здорового образа жизни.
8. Условие участие – обучение в 6-11 классах школы.
9. Цель программы – формирование общей культуры личности, адаптация обучающихся к жизни в обществе, приобщение к физкультуре и спорту, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.
10. Сроки реализации –до 6 лет.
11. Место проведения: МБОУ-«Рогнединская СОШ».
12. Количество участников и состав -до 70% от общего числа обучаемых в школе, до 100% детей из «группы риска».
13. Социальные партнеры:
- «Центр развития творчества детей и юношества» п, Рогнедино;
- МБОУ ДОД « Детская школа искусств» п. Рогнедино;
- районная газета «Новый путь»;
- Совет ветеранов войны, военной службы и труда;
- Совет ветеранов Афганистана и участников др. военных конфликтов;
- «Районный центр культуры, досуга и библиотечного обслуживания»;
- районный спорткомитет;
- детская спортивная школа;
- краеведческий музей;
- православный приход «Фрола и Лавра».
14. Результаты деятельности за последние годы.
Члены объединения- победители районных финалов ДЮП (движение юных патриотов) на протяжении последних 5 лет. Призеры областных финалов ДЮП (движение юных патриотов), победители и призеры областного конкурса «Лидер года» среди командиров юнармейских взводов. Победители в тактической игре на местности на 22 областном финале ДЮП. Победители и призеры районных олимпиад по ОБЖ (основам безопасности жизнедеятельности).
15. Критерий результативности и ожидаемый результат.
Результативность реализации Программы измеряется степенью готовности и стремлением детей к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, их умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело служению Отечеству.
Ожидаемый результат:
- положительная динамика роста духовности, нравственности, патриотизма у детей;
- повышение уровня образовательной, духовной, нравственной, политической и правовой культуры;
- подъем социальной активности и уровня социализации и самореализации подростков;
- минимизация негативных проявлений в детской и подростковой среде, снижение уровня правонарушений;
- профессиональная профориентация;
- увеличение количества детей охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время в России формируется гражданское общество, правовое государство, утвердилась рыночная экономика. Все это привело к изменению в системе образования.
Самореализация личности в период обучения в школе и после него, социализация её в обществе, адаптация к изменениям на рынке труда являются итогом учебно-воспитательного процесса.
Изменения, происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе, активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей учебно-воспитательного процесса.
Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как основополагающие направления в образовании.
Школа, выполняя социальный заказ, должна способствовать формированию гражданина и патриота России, помочь ребенку удовлетворить свои образовательные запросы, выработать положительную систему мировоззрения. Сформировать высокую гражданственность и патриотизм невозможно без целенаправленной воспитательной работы, без вовлечения детей и подростков в общественную деятельность.
Патриотизм интегрирует в своем содержании социальные, духовные, культурные, этнические и другие компоненты. Проявляясь в первую очередь как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.
Сравнительный анализ содержания и направленности гражданственности и патриотизма, гражданско-патриотического и военно-патриотического воспитания свидетельствуют о том, что при оптимальном подходе, предполагающем возможность и целесообразность их интегрирования в единое целое, можно констатировать: основа для этого имеется. Этой основой является социальная направленность как гражданского, так и патриотического воспитания. Отсюда выражается цель гражданско-патриотического воспитания: формирование гражданина-патриота Отечества, обладающего высшими социально-ориентированными качествами, готовностью и способностью реализовать их для позитивного изменения социальной среды, развития и укрепления общества и государства. Естественно, что условием такой социализации личности является ее самореализация в качестве полноценного субъекта жизнедеятельности в социуме, основанная на проявлении его индивидуальных особенностей, удовлетворении личных потребностей, интересов.
Наиболее оптимальным направлением интеграции гражданского и патриотического воспитания является соединение ярко выраженного социального и правового компонента гражданского воспитания с духовно-нравственной составляющей патриотического воспитания.
Школа на данном этапе развития страны является тем государственным учреждением, которое может и должно объединить вокруг себя все «институты» воспитания, создать воспитательное пространство, в котором и пройдет формирование будущих Граждан России. Наша задача в гражданском воспитании создать все условия для формирования и развития личности, обладающей общественно необходимыми нравственными ценностями, высоким патриотическим сознанием, чувством верности своему Отечеству, готовой выполнять гражданский и долг.
В настоящее время в школе сложились объективные предпосылки для дальнейшего развития военно-патриотического направления. В течение шести лет работает детский военно-патриотический кружок «Патриот». Возраст участников от 12 до 17 лет. Деятельность данного военно-патриотического кружка показала следующие результаты: кружок являются лучшим в военно-спортивной работе с детьми и молодежью, команды школы победители и призеры районных, областных соревнований «Зарница», «Орленок», областных смотров-конкурсов военно-патриотических объединений, клубов и кружков.
Программа деятельности разновозрастного военно-патриотического объединения «Юнкера» «Во славу Отечества», определяет основные функции, направления, методы и формы военно-патриотического воспитания. Способствует привлечению учащихся к деятельности объединения.
Участники программы:
Учащиеся 6-11 классов школы.
Участники кружков патриотической направленности.
Педагоги школы.
Родители (законные представители) учащихся.
Другие заинтересованные лица.
Постановка проблемы.
Образовательное учреждение призвано сформировать гражданскую позицию каждого учащегося, его готовность и способность к выполнению своего конституционного долга и обязанности по защите Родины. Государство заинтересовано в том, чтобы выпускники школы имели четкую гражданскую позицию, были патриотами России. Насыщенность и разнообразие мероприятий этого направления, их количество и качество, активное участие в них учащихся, педагогов и родителей показывают заинтересованность всех участников образовательного процесса в реализации данного направления.
По опросам учащихся, педагогов и родителей было выявлено, что:
- Значимость проводимых мероприятий:
для «себя» - 86%
для окружающих – 71%
- Принимали участие в мероприятиях:
по собственной инициативе – 69%
по принуждению – 31%
- Возраст наиболее активных участников:
5-6 классы – 78%
7-9 классы – 67%
10-11 классы – 52 %
Таким образом, мы видим, что общественная активность учащихся почти стабильна, все классы школы принимают активное участие во всех мероприятиях. Активное, осознанное участие во всех делах школы, направленных на формирование гражданско-патриотических качеств личности, и одновременно средний уровень гражданственности вызывают особую тревогу. Эта проблема на сегодняшний день является наиболее актуальной для нашей школы. Было принято решение о создании программы деятельности разновозрастного военно-патриотического детского объединения «Юнкера» «Во славу Отечества».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Цель: формирование общей культуры личности обучающихся, адаптация учащихся к жизни в обществе, подготовка к служению Отечеству на военном и гражданском поприще, охрана здоровья, приобщение к физической культуре и спорту, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.
Задачи:
-формирование у детей и подростков национального самосознания, ценностного отношения к личности, обществу, государству, к идеям и ценностям их возрождения и развития;
- приобщение детей к системе фундаментальных, особенно традиционных ценностей, отражающих богатство своеобразие истории и культуры своего Отечества, народа, формирование потребности в духовно-нравственных и культурных ценностях и в их дальнейшем развитии.
- создание конкретных условий для проявления духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма, достойного выполнения общественного, государственного долга различными группами детей с учётом их интересов, потребностей в различных сферах деятельности и общении.
- воспитание положительного уважения к труду, как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства.
- формирование и развитие потребности в духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
- положительная динамика возрастания уровня духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма у детей и подростков,
- подъем образовательной, духовной, нравственной, политической и правовой культуры,
- повышение социальной активности и уровня социализации и самореализации детей и подростков,
- минимизация негативных проявлений в детской и подростковой среде, снижение уровня правонарушений.
- увеличение количества детей и подростков, охваченных мероприятиями по гражданско-патриотическому воспитанию.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ.
Мы считаем, что личность может полноценно развиваться только в коллективе. Именно коллектив учащихся, отношения внутри него, позиции взрослых по отношению к данному сообществу позволяют ребенку пройти первый этап социализации. В коллективе личность развивается. Коллектив формирует личность. Школа – это государство в Государстве: она воспитывает ребенка, основываясь в своей деятельности на документах международного, российского, местного уровней, выполняет заказ Государства – формирование гражданина; одновременно – учебное заведение имеет свои особенности, систему традиционных дел, особый психологический климат.
Ведущими условиями реализации программы являются следующие:
Высокий уровень психолого-педагогических знаний, общей культуры всех участников воспитательного процесса (педагоги, учащиеся, родители (законные представители) учащихся);
Ответственное отношение к выбору целей педагогической деятельности и оценки её результативности;
Постоянный творческий поиск форм, методов, приемов, средств по реализации целей;
Создание микроклимата доброжелательности, демократичности, гласности, что обеспечивается выбором в качестве доминанты деятельности педагогики сотрудничества;
Учет возрастных особенностей учащихся.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных в плане определения его границ и психологического содержания. Существует множество точек зрения на развитие подростков, на формы и методы воспитательной работы с ними. Для школы близок подход – воспитательная работа по типу кружковой. Основной целью является создание условий для социализации детей и подростков в окружающем мире через интеграцию основного и дополнительного образования с выходом на профессиональную подготовку. Объединяются три вида деятельности: учебная, кружковая и внеурочная. Данный подход позволяет охватить большое количество детей и подростков, мотивируя их на успешное обучение, вовлекая их как во внеурочные мероприятия, так и в деятельность в составе объединения.
Научные знания позволяют человеку действовать свободно и ответственно, т.е. под влиянием рационального импульса изнутри, а не воздействие извне.
Ситуация разновозрастного объединения учащихся делает реальной возможность создания небольшого сплоченного коллектива на почве наличия общих интересов и увлечений.
Совместное творчество учащихся, педагогов и родителей позволяет направить учебно-воспитательную деятельность на формирование четкой гражданской позиции школьников. Непременно нужно учитывать особенности подросткового возраста – стремление к взрослости, самостоятельности, потребность в общественном признании. Руководитель - исполняет роль консультанта. Равного среди равных, это позволяет подросткам осознать свою личную ответственность за результат дела.
Деятельность подростков должна быть общественно значимой, направленной на реализацию собственных проектов. В своем сообществе подросток должен иметь условия для проявления себя в разных ролях и позициях: командира и подчиненного, генератора идей и творческого исполнителя, партнера и конкурента.
Основные функции военно-патриотической работы:
Познавательно-обучающая (направлена на углубление знаний истории российского государства, состава и структуры его Вооруженных сил, прохождения военной службы).
Культурологическая (принимает на себя воспитательную функцию, обеспечивает приобщение учащихся к воинской славе России и российским воинским традициям).
Развивающая (обеспечивает формирование и совершенствование физических и духовно-нравственных сил и способностей учащихся).
Адаптивная (обеспечивает жизнестойкость личности в различных условиях жизнедеятельности).
Преобразующая (ориентирована на удовлетворение запросов не только личности, но и общества).
Прогностическая (учет вероятных изменений общества и государства).
Работа по патриотическому воспитанию будет организована путем внедрения активных форм работы, передовых технологий и методик, а также на основе единых принципов:
Принцип научности, состоящий в ориентации на рекомендации и выводы, выработанные мировой и отечественной наукой и практикой.
Принцип непрерывности, предусматривающий постоянное воздействие на психологию учащихся не только в учебное время, но и в не учебное время.
Принцип интеграции, проявляющийся в сближении и связи всех образовательных дисциплин для приобретения целостных общественно-политических знаний, воспитания духовно-нравственных качеств личности.
Принцип практической ориентации (преобладание практических занятий с тренажерами, техникой, встречи с ветеранами, сборы на базе воинских частей, походы по местам боевой славы…).
В военно-патриотической работе используются: учебные кабинеты, музеи школы, района, области, учебные поля, памятники, специальное оборудование, оружие, макеты, спортивные городки, тир, тренажеры, аудио-видео аппаратура, учебные пособия, произведения литературы и искусства.
Основные методы и их воздействие:
Метод убеждения (путь преимущественного воздействия на сознание для выработки общественно значимых нравственных представлений, понятий и взглядов).
Метод формирования активного отношения к Родине и практической готовности к ее защите (путь преимущественного воздействия на волю учащихся).
Метод стимулирования и торможения как внешней, так и внутренней деятельности (путь преимущественного воздействия на чувства учащихся).
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Мероприятия систематизированы по следующим основным направлениям.
Информационно-аналитическое. Анализ исследований гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания с применением анкетирования, тестирования, мониторинга, использование результатов в практической деятельности в целях улучшения воспитательно-образовательного процесса. Обновление и обогащение содержания гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания, определение и использование более эффективных форм и методов приобщения подрастающего поколения к высшим ценностям, их духовному освоению.
Нормативно-правовое. Разработка и доработка уже имеющегося нормативно-правового механизма взаимосвязи и взаимодействия с социальными партнёрами по гражданско-патриотическому воспитанию.
Организационно-методическое. Совершенствование программ, проектов и методик по организации и проведению гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания в его различных формах, использование всего многообразия педагогических методов и средств с учётом особенностей той или иной категории учащихся, достижение позитивных результатов.
Обеспечение взаимодействия с различными социальными институтами. Обеспечение взаимосвязи и взаимодействия с различными учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, военными организациями и д.р. Регулярное участие в совещаниях, мероприятиях по вопросам развития духовности, нравственности, гражданственности и патриотизма, повышение эффективности этой деятельности.
Подготовка и повышение квалификации кадров. Организация системы подготовки классных руководителей, способных эффективно решать задачи воспитания духовности, нравственности, гражданственности, патриотизма. Проведение семинаров, практикумов по гражданско-патриотическому и духовно-нравственному воспитанию.
Финансово-экономическое обеспечение. Привлечение попечительского совета, бюджетных средств учреждения и района к решению проблем повышения эффективности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания.
Деятельность разновозрастного военно-патриотического объединения «Юнкера» «Во славу Отечества» строится с учетом образовательных программ, имеющих целью военную и спортивную подготовку.
В соответствии с программами комплексной юнармейской подготовки взводов военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок» Объединения Движения юных патриотов учреждений образования Брянской области учащиеся в зависимости от возраста разбиваются на 2 ступени.
На первой ступени идет формирование взводов (отрядов) военно-спортивной игры (ВСИ) «Зарница». Избираются командиры и их заместители, создается совет командиров, избирается актив. Закладываются основы военно-патриотического воспитания с учетом психологических, физических особенностей школьников и органически дополняет и расширяет предметы по физической культуре, истории, трудовому обучению, изобразительному искусству и музыки школьной программы.
На второй ступени обучения формируются взвода (отряды) военно-спортивной игры (ВСИ) «Орленок». Обеспечивается освоение учащимися общеобразовательных программ основного общего образования, условия становления и формирования личности обучающегося, развитие его склонностей, интересов и способностей к социальному самоопределению. В этом обучающимся поможет детское разновозрастное военно-патриотическое объединение «Юнкера» «Во славу отечества», возможность получения дополнительного образования. Мероприятия, занятия в кружках и секциях, внеклассная работа направлены на формирование гражданских качеств личности, патриотических чувств.
По окончании учебного года и в период каникул устраиваются практические занятия, военизированные и спортивные профильные смены, которые проводятся в рамках деятельности разновозрастного военно-патриотического объединения «Юнкера» «Во славу Отечества», дополнительных образовательных программ.
Предусматривается участие в школьных, районных, областных, соревнованиях военно-спортивного направления. Результатом деятельности разновозрастного военно-патриотического объединения «Юнкера» «Во славу Отечества», усвоения дополнительных образовательных программ является:
- высокая результативность участия членов объединения в различных конкурсах и смотрах.
- личностный рост членов объединения.
- сдача нормативов на спортивный разряд.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Количественные показатели: (Сроки проведения: 1 раз в год). Методы: анкетирование, беседа, анализ мероприятий, охват общественности, количество конкретных дел.
Показатели уровня развития детского коллектива (Сроки проведения: 1 раз в год).
Показатели социального развития личности (Сроки проведения: 1 раз в год).
Показатели общественного мнения (Сроки проведения: 1 раз в год). Методы: анкетирование участников учебно-воспитательного процесса, социальных партнеров заинтересованность социальных партнеров, отклик в средствах массовой информации.
Технологические показатели (Сроки проведения: по завершению мероприятий) Методы: анализ мероприятий, уровень организации деятельности в целом и отдельных мероприятий, четкость и эффективность управления.
Экономические показатели (Сроки проведения: по завершению этапа проекта) соотношение затрат с социально-педагогическим эффектом, привлечение дополнительных материально-технических ресурсов.
ПЛАН РАБОТЫ ДЕТСКОГО РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНКЕРА»
ЦЕНТР «ЗАРНИЦА»
( 6,7,8 классы – первая ступень)
№
Перечень разделов, тем.
Всего часов
Теория
Практика
1
Организационный сбор
3
3
-
2
Техника безопасности (Инструктаж по технике безопасности на занятиях).
3
3
-
3
Ориентирование на местности. Топография. Инструктаж по технике безопасности. Топографические знаки, чтение карты. Компас, азимут. Масштаб, план, схема, карта. Движение по азимуту. Ориентирование по маркированной трассе. Ориентирование в заданном направлении. Ориентирование по выбору. Ориентирование по местным предметам, по солнцу, луне и т.д. Практические занятия, участие в соревнованиях различных уровней.
21
6
15
4
Преодоление технически сложных участков маршрута. Работа с веревками, карабинами, спусковыми и подъемными устройствами. Инструктаж по технике безопасности. Организация спуска, подъема, траверса склона с помощью технических средств – основная веревка, карабины, страховочные системы, спусковые и подъемные устройства. Узлы – назначение, способы вязки, применение. Организация переправ через труднопроходимые объекты с помощью технических средств. Организация спасательных работ. Практические занятия. Участие в соревнованиях различных уровней.
21
3
18
5
Физическая подготовка. Инструктаж по технике безопасности. Выполнение физических упражнений.
21
3
18
6
Огневая подготовка. Инструктаж по технике безопасности. Устройство пневматической винтовки. Основы теории стрельбы. Определение средней точки попадания. Приемы и техника стрельбы. Практические занятия. Устройство автомата Калашникова. Сборка-разборка автомата. Практические занятия.
21
3
18
7
Основы рукопашного боя. Инструктаж по технике безопасности. Основные приемы защиты от ударов сверху, снизу, прямо, сбоку, освобождение от захватов.
15
1
14
8
История России. Дни воинской Славы. Ратные страницы истории.
12
12
-
9
Защита от оружия массового поражения. Инструктаж по технике безопасности. Надевание общевойскового защитного комплекта. Ведение радиационной разведки. Прибор химической разведки ВПХР. Практические занятия.
12
6
6
10
Военно-медицинская подготовка. Аптечка. Укомплектованность. Основы анатомии. Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение. Виды. Способы остановки кровотечений. Переломы, ушибы. Солнечный, тепловой удары. Обморожение. Оказание доврачебной помощи. Виды повязок. Практические занятия.
12
6
6
11
Строевая подготовка. Строевая стойка. Повороты на месте и в движении. Приветствие. Выход из строя. Перестроение. Движение строевым и походным шагом. Практические занятия.
33
6
27
12
Организация и проведение общешкольных мероприятий военно-патриотической направленности.
36
-
36
ИТОГО:
210
70 ч.в год
Методическое обеспечение:
программа юнармейской подготовки взводов батальона военно-спортивной игры «Зарница» Объединения движения юных патриотов учреждений образования Брянской области.
ЦЕНТР «ДОСУГ» (1 и 2 ступени)
№
Название
Сроки
1
Декада, посвященная Дню поселка и освобождению Брянщины.
Мероприятия, посвященные Дню знаний, Дню поселка и Дню освобождения Брянщины
Экскурсия в музей: «Партизанское движение на Рогнединской землей».
Участие в заочном конкурсе музеев по патриотическому воспитанию.
Урок мужества в музее.
Школьный этап олимпиад.
Октябрь
3
Участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Районный этап школьных олимпиад.
Акция «Памятник» - уборка и обновление памятников и захоронений участников ВОВ и партизанского движения.
Реализация программы «Семья».
Ноябрь
4
Районный этап школьных олимпиад.
Акция «Милосердие» (оказание помощи ветеранам и их семьям).
Выездные экскурсии.
Реализация программы «Здоровье».
Декабрь
5
Неделя «Музей и дети».
Мероприятия посвященные месячнику оборонно – массовой работы:
-спортивные соревнования;
- конкурсы и викторины;
- встречи с ветеранами;
- Строевой смотр взвода «Юнкера»;
Январь
6
Месячник военно-патриотической работы. Концерт и военно-спортивный праздник.
Поздравление ветеранов боевых действий в Афганистане.
Районный и областной конкурс патриотической песни: «Пою мое Отечество».
Конкурс чтецов «Живая классика».
Февраль
7
«Формирование здорового образа жизни»-выявление психологического климата во взводах и классах.
Встречи со служащими подразделений ГО и ЧС.
Секция «Родословие».
Март
8
«Всемирный День здоровья»-формирование здорового образа жизни.
Классные часы: знакомство с Постановлением администрации Брянской области от 1.08.2008г. №727
«О мерах выполнения Федерального Закона «О Днях воинской славы и памятных датах России».
Апрель
9
Уроки мужества.
Встречи и поздравление ветеранов войны.
Митинги памяти.
Финал взводов ДЮП.
Коллективное творческое дело: «Этот день вы приближали, как могли».
Акция «Памятник».
«Память жива»-экскурсия.
Май
10
«Международный День защиты детей»- мероприятия.
Праздник поэзии посвященный Н.И. Рыленкову.
Торжественные мероприятия ко Дню памяти и скорби.
Выезд на экскурсии в музеи Брянской и Смоленской области.
Подготовка агитбригад «Венок славы».
Июнь - август
ЦЕНТР «ОРЛЕНОК»
( 9,10,11 классы – 2 ступень)
№
Перечень разделов, тем.
Всего часов
Теория
Практика
1
Организационный сбор
3
3
-
2
Техника безопасности (Инструктаж по технике безопасности на занятиях).
3
3
-
3
Ориентирование на местности. Топография. Инструктаж по технике безопасности. Топографические знаки, чтение карты. Компас, азимут. Масштаб, план, схема, карта. Движение по азимуту. Ориентирование по маркированной трассе. Ориентирование в заданном направлении. Ориентирование по выбору. Ориентирование по местным предметам, по солнцу, луне и т.д. Практические занятия, участие в соревнованиях различных уровней.
21
6
15
4
Преодоление технически сложных участков маршрута. Работа с веревками, карабинами, спусковыми и подъемными устройствами. Инструктаж по технике безопасности. Организация спуска, подъема, траверса склона с помощью технических средств – основная веревка, карабины, страховочные системы, спусковые и подъемные устройства. Узлы – назначение, способы вязки, применение. Организация переправ через труднопроходимые объекты с помощью технических средств. Организация спасательных работ. Практические занятия. Участие в соревнованиях различных уровней.
21
3
18
5
Физическая подготовка. Инструктаж по технике безопасности. Выполнение физических упражнений.
21
3
18
6
Огневая подготовка. Инструктаж по технике безопасности. Устройство пневматической винтовки. Основы теории стрельбы. Определение средней точки попадания. Приемы и техника стрельбы. Практические занятия. Устройство автомата Калашникова. Сборка-разборка автомата. Практические занятия.
21
6
15
7
Основы рукопашного боя. Инструктаж по технике безопасности. Основные приемы защиты от ударов сверху, снизу, прямо, сбоку, освобождение от захватов.
15
1
14
8
История России. Дни воинской Славы. Ратные страницы истории.
12
12
-
9
Защита от оружия массового поражения. Инструктаж по технике безопасности. Надевание общевойскового защитного комплекта. Ведение радиационной разведки. Прибор химической разведки ВПХР. Практические занятия.
12
6
6
10
Военно-медицинская подготовка. Аптечка. Укомплектованность. Основы анатомии. Понятие о ране. Виды ран. Кровотечение. Виды. Способы остановки кровотечений. Переломы, ушибы. Солнечный, тепловой удары. Обморожение. Оказание доврачебной помощи. Виды повязок. Практические занятия.
12
6
6
11
Строевая подготовка. Строевая стойка. Повороты на месте и в движении. Приветствие. Выход из строя. Перестроение. Движение строевым и походным шагом. Практические занятия.
33
6
27
12
Организация и проведение общешкольных мероприятий военно-патриотической направленности.
36
-
36
ИТОГО:
210
70 ч.в год
Методическое обеспечение: программа юнармейской подготовки взводов батальона военно-спортивной игры «Орленок» Объединения движения юных патриотов учреждений образования Брянской области.
ПЛАН
УЧЕБЫ АКТИВА ОБЪЕДИНЕНИЯ
Тема
Общее количество часов
Теоретические
Практические
История Движения юных патриотов в стране и области. Задачи и предназначение военно-патриотических игр «Зарница» и «Орленок».
Разное.
8
2
6
История родной школы.
Годы учебы в ней героя Советского Союза Асташина.
8
4
4
Коллектив. Этапы развития коллектива. Игры на сплочение коллектива.
10
3
7
Социальное проектирование. Разработка и реализация проектов
14
4
10
Организация спортивно-массовых оздоровительных мероприятий.
14
4
10
Большая психологическая игра. Проведение различных акций.
5
3
2
Учеба вожатого и командиров взводов ДЮП
20
10
10
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в 2013-2019 г.г. поэтапно.
Механизм реализации
Ожидаемый результат
Полученный результат
1 этап 2013-2015 г. г.
Цель:
Организация аналитической деятельности.
Изучение литературы и нормативно-правовой базы по военно-патриотическому воспитанию.
Проектирование деятельности по военно-патриотическому направлению. Создание экспериментальных дополнительных образовательных программ.
Формирование нормативно-правовой базы по военно-патриотическому воспитанию.
Создание банка методических разработок.
Исследование социального окружения школы, привлечение военных специалистов для работы с детьми.
Мониторинг уровня «гражданственности» и «патриотизма» у учащихся школы.
Диагностика гражданской позиции педагогов, определение их соответствия проводимой ими работе.
Диагностика индивидуальных особенностей учащихся и их родителей.
Проведение традиционных школьных мероприятий военно-патриотической тематики и оценка их с точки зрения важности и значимости для всех участников учебно-воспитательного процесса.
Организация работы кружков и секций военно-патриотической направленности.
Создание и реализация социальных проектов.
Использование передовых научных разработок в работе по военно-патриотическому воспитанию.
Использование возможностей социума.
Выявления уровня «гражданственности» и «патриотизма».
Выявление возможностей и уровня гражданской позиции педагогов и родителей учащихся.
Корректировка целей и задач в соответствии с полученными результатами исследования семьи.
Формирование активной гражданской позиции.
Физическое, психологическое и духовное становление участников объединения.
Включение в активную общественную жизнь, осознание значимости данных дел.
Конкурс методических разработок среди педагогов школы. Создание банка интересных дел. Проведение открытых мероприятий.
Расширение круга социальных партнеров.
2 этап. 2015-2017 г.г.
Цель:
Апробация выбранных форм и методов военно-патриотического воспитания. Создание долгосрочных (до 3лет) дополнительных образовательных программ.
Выбор наиболее эффективных форм и методов, внедрение их в практику школы.
Приобретение позитивного социального опыта.
Выбор и реализация наиболее значимых для учащихся проектов и мероприятий.
Мониторинг изменения уровня «гражданственности» и «патриотизма» у учащихся школы, выявление причин его изменения.
Увеличение числа подростков (6-11 классы), занятых в работе военно-патриотического объединения «Юнкера».
Внедрение разнообразных видов и форм. А также средств и методов, целью которых является развитие у подростков гражданского, национального самосознания, стимулирование у них личностного отношения к историческим и современным событиям и деятелям, стремления к выработке необходимых свойств и качеств защитника Отечества; Военно-историческая подготовка; подготовка по основам безопасности жизнедеятельности; прикладная физическая подготовка; подготовка по ОВС
Выявления уровня «гражданственности» и «патриотизма».
Гражданское становление подростков.
3 этап 2017-2019 г.г.
Цель:
Систематизация полученного результата реализации данной программы.
Оценка эффективности деятельности военно-патриотического объединения «Юнкера» «Во славу Отечества».
Определение задач на следующий период развития.
Подведение итогов по реализации программы.
Определение задач на следующий этап развития.
СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ
Штаб реализации программы:
Директор школы.
Руководитель (преподаватель-организатор ОБЖ),
Совет командиров.
Центр «Зарница»
Центр «Орленок»
Центр «Досуг»
Члены объединения
СХЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
Пост № 1 Стела семи Героев
МБОУ ДОД «Детская школа искусств»
Районный спортивный комитет
Совет ветеранов Афганистана
Детская спортивная школа
Областной штаб ДЮП Департамента образования Брянской области
Православный приход «Фрола и Лавра»
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.
Конвенция ООН «О правах ребенка», 1989 г.
Конституция Российской Федерации.
Федеральный Закон «Об образовании», 2000 г.
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», 1989 г.
Федеральный Закон «О днях воинской славы России», 1995 г.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Приказ Министерства Образования РФ от 18.04.2004 г. № 1490.
Методические рекомендации Министерства Образования России о взаимодействии образовательного учреждения с семьей, 2001 г. Издательство ООО «Школьная пресса».
Материалы секции XV Международных Рождественских образовательных чтений «Военно-патриотическое воспитание молодёжи»- М., 2007 г.-272с. Под общей редакцией В.И. Лутовина.
С.А. Шмаков «Уроки детского досуга», М., 1998 г. Издательство «Педагогика».
Профильная программа комплексной подготовки взводов батальона военно-спортивной игры «Зарница» Объединения Движения юных патриотов учреждений образования Брянской области. 2004 г.
Программно-целевое управление развитием образования, М., 1999 г. Издательство «Педагогика».
Лазарев В.С. Системное развитие школы. – М., 2002 г. Издательство «Мнемозина».
Управление развитием школы. / Под ред. М.М. Поташника и В.С. Лазарева. – М., 1995 г.
Программа комплексной юнармейской подготовки взводов батальона
военно-спортивной игры «Орленок» Объединения Движения юных
патриотов учреждений образования Брянской области. 2004 г.
Программа Брянской области по патриотическому воспитанию.
16. Программа Рогнединского района по патриотическому воспитанию.
ЭМБЛЕМА
ДЕТСКОГО РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЮНКЕРА»