Якушкин Юрий Алексеевич преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности МОУ СШ №102 г.ВОЛГОГРАД.
Программа ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА для подготовки учащихся 8 классов по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» по теме «БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Предлагаемый элективный курс составлен для учащихся 8-х классов общеобразовательных учреждений и предназначен для развития познавательных интересов учащихся. Учебная программа предлагаемого курса рассчитана на 17 учебных = часов и составлена с учетом учебной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Наша жизнь полна неожиданностей, и , к сожалению, порой неприятных. Ежегодно во всем мире в дорожно-транспортных происшествиях гибнет людей больше, чем в результате военных действий. И чем больше появляется на дорогах машин, чем больше скорость, с которой они двигаются, - тем выше вероятность аварий. В недалеком будущем машины станут еще быстрее, манёвреннее и совершеннее. А значит, повысятся требования и к водителям. С одной стороны, их число непрерывно растет, с другой – их навыки и умения часто оказываются недостаточными для уверенной и безопасной езды. К сожалению, учебное время, выделенное учебной программой ОБЖ по вопросам безопасности на дорогах, очень мало и не позволяет в достаточной степени рассмотреть многие опасные ситуации на улицах и дорогах и дать практические рекомендации по безопасному поведению на дорогах. Данный элективный курс посвящен изучению трех основных тем. Во-первых, механическим транспортным средствам, во-вторых, лицам, которые ими управляют, т.н. водителям, а также оказанию первой медицинской помощи при ДТП. Цель настоящего элективного курса состоит в том, чтобы воспитать у учащихся культуру безопасного поведения на улицах и дорогах. Предлагаемый элективный курс для обучения «Безопасность на дорогах» направлен на развитие познавательных интересов учащихся в безопасном поведении и выработке умений предвидеть возможность возникновения опасных ситуаций на улице и дороге, и с сознанием дела их избегать. Теоретические знания «законов улиц и дорог» - только первый шаг, важно научиться применять их в жизни. Изучение данного курса может помочь учащимся для дальнейшего обучения при получении водительского удостоверения.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - ознакомление учащихся с опасностями, угрожающими человеку на современной дороге; - воспитание у учащихся культуры безопасности в повседневной жизни; - формирование у обучающихся основных понятий об опасных и экстремальных ситуациях на улицах и дорогах; - формирование у обучающихся представления о возможных последствиях опасных ситуаций на дорогах для здоровья и жизни человека; - выработка у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности окружающих; - приобретение навыков способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях; - формирование у обучающихся способности адекватно реагировать на различные опасные ситуации с учетом приобретенных навыков и своих возможностей.
ТРЕБОВАНИЯ К УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ По окончании обучения по программе элективного курса «Безопасность на дорогах» учащиеся должны знать: - возможные опасные ситуации на дорогах, причины их возникновения; - основы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортном происшествии; - правила безопасного поведения на улицах и дорогах; - основные положения правил дорожного движения. учащиеся должны владеть навыкам: - обеспечение личной безопасности на дорогах и в транспорте; - приемов оказания первой медицинской помощи при характерных ранениях и травмах при дорожно-транспортных происшествиях. ВИДЫ КОНТРОЛЯ Предварительная проверка. Проводится до начала изучения или в процессе изучения нового материала. Определяется наличие и качество знаний, умений навыков учащихся, если преподавателю неизвестен уровень их подготовки. Текущий контроль знаний. Вопросы для текущего контроля готовятся заранее. Вопросы задаются с целью проверки знаний различных опасных факторов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях требующих правильного решения. Тесты. Тестовые задания по содержанию вопросов и уровню их сложности должны позволить провести проверку знаний без допол6нительных затрат времени и предоставить возможность учащимся одновременно самостоятельно подготовиться к контрольным работам или самостоятельно проверить правильность усвоения пройденного материала. Проверочные или контрольные работы. Служат для контроля за качеством усвоения учащимися пройденного материала. Практические задания. Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи. Служат для проверки практических навыков по оказанию помощи и взаимопомощи. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. № п/п | Наименование раздела | Наименование темы | Кол-во часов | 1 | Улица - дороги | 1.1. Улица. Дороги, двор. 1.2. Дорожные знаки, дорожная разметка 1.3. Перекрестки и пешеходы 1.4. Пешеход | 4 | 2 | Водитель | 2.1. Водитель. Факторы повышенного риска. Водительский расчет и ориентирование. 2.2. Внимание. Реакция водителя, эмоциональные качества. Навыки. 2.3. Типичные обстоятельства и действия водителя. | 3 | 3 | Виды транспорта | 3.1. Велосипед, мопед, мотоцикл. 3.2. Автомобиль. 3.3. Городской общественный транспорт. 3.4. Пассажир. | 4 | 4 | Опасные ситуации на дороге | 4.1. Опасные ситуации на дороге и маневрирование. | 1 | 5 | Законодательство о дорожном движении | 5.1. Правила дорожного движения. 5.2. Кодекс РФ об административных правонарушениях. Уголовный кодекс РФ. | 2 | 6 | Отработка практических навыков по оказанию первой помощи пострадавшим при ДТП | Практические занятия по оказанию доврачебной само- и взаимопомощи: - оказания первой помощи при травмах опорно-двигательного аппарата, черепно-мозговых травмах, травмах живота. -остановка кровотечений, экстренная реанимационная помощь. - правила и способы транспортировки пострадавших. | 3 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ 1. Улица – дороги. Улица, дороги, двор. Определения и понятия. Как себя вести во дворе. Дорожные знаки, дорожная разметка. Перекрестки и пешеходы. Светофоры и регулировщик. Железнодорожный переезд. Правила перехода улиц и дорог. Пешеход. Советы пешеходу. Пешеход на проезжей части. Обязанности пешехода. 2. Водитель. Водитель. Факторы повышенного риска для водителя. Психофизиологические основы труда водителя. Зрение, водительский расчет и ориентирование. Внимание. Время, реакция водителя. Эмоциональные качества водителя. Водительские навыки. Типичные обстоятельства и действия водителя. Основные «законы» безопасного движения. 3. Виды транспорта. Велосипед, мотовелосипед, мопед, мотоцикл. Автомобиль. Виды автомобилей. Тип автомобиля. Номерной знак автомобиля. Устройство автомобиля (ремень безопасности, подготовки, фары). Специальные автомобили. Городской общественный транспорт. Трамвай. Автобус. Троллейбус. Такси. Пассажир. Обязанности пассажиров. Правила для пассажиров. 4. Опасные ситуации на дороге. Опасные ситуации на дороге и маневрирование. Предупреждающие сигналы. 5. Законодательство о дорожном движении. Правила дорожного движения. Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения. Кодекс РФ об административных правонарушениях (извлечения). Уголовный кодекс РФ (извлечение). 6. Отработка практических навыков по оказанию первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП. Практические занятия по оказанию доврачебной само- и взаимопомощи проводятся по методикам и рекомендациям, приведенным в учебных пособиях: «Основы медицинских знаний» пробный учебник для средних училищ, Москва, Просвещение, 1991г.; А.Ю. Аксельрод «скорее «скорой», М., Медицина, 1990г.; В.Н. Латчук и др. методические пособия «Основы безопасности жизнедеятельности», М., Дрофа, 2002г.; А.Т. Смирнов и др. «Основы безопасности жизнедеятельности», учебник для 11 кл., М. Просвещение, 2005г.; Е.Л. Вишневская и др. «Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний».,9 кл., М., Русское слово, 1995г. ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОГРАММЫ. 1. Правила дорожного движения РФ – М., Транспорт, 2007 2. М.П. Фролов, В.Ф. Спиридонов. Безопасность на улицах и дорогах., Учебное пособие для 5-6 кл.-Тула,2000. 3. М.П. Фролов, В.Ф. Спиридонов. Безопасность на улицах и дорогах., Учебное пособие для 9-11 кл., Тула, 2000. 4. А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 5 кл., М., Аст., 2005. 5. И.К. Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 7-8 кл., М., Просвещение, 2000. 6. В.Н. Латчук и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические материалы., М., Дрофа, 2002. 7. Е.Л. Вишневская и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья. Учебное пособие для 9 кл., М., Русское слово, 1995. 8. А.Ю. Аксерольд. Скорее скорой., М., Медицина, 1990. 9. А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл., М., Просвещение, 2005. 10. Основы медицинских знаний. Пробный учебник для средних училищ., М., Просвещение, 1991.
ЛИТЕРАТУРА, РЕКОМЕНДОВАННАЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ. 1. Правила дорожного движения РФ., Транспорт, 2007. 2. А.Т. Смирнов и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 5 кл., М., Аст., 2005. 3. И.К. Топоров. Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник для 7-8 кл., М., Просвещение, 2000. 4. Е.Л. Вишневская и др. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и охрана здоровья. Учебное пособие для 9 кл., М., Русское слово, 1995. 5. В.Т. Пономарев. Энциклопедия безопасности. М., Сталкер., 1997. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ. 1. Пешеход на улицах и дорогах. Безопасность пешехода. 2. Общественный транспорт. Общие обязанности пассажира. 3. Дорога, ее элементы. Дорожная разметка и дорожные знаки как средства регулирования дорожного движения. 4. Водитель велосипеда и мопеда на улицах и дорогах. Общие обязанности водителей. 5. Особенности оказания первой доврачебной помощи при дорожно-транспортном происшествии. 6. Ответственность водителей, пешеходов и должностных лиц за нарушение правил дорожного движения ПРОЕКТНАЯ РАБОТА. 1. Подготовка, оформление и защита реферата перед учащимися по одной из представленных преподавателем тем. 2. Подготовка, отработка и проведение практического занятия в одном из классов начальной школы. Тема занятия представляется преподавателем. Приложение №1 Методика проведения и оценки приобретенных практических навыков. Важной особенностью при закреплении знаний и отработке умений и навыков является организация проведения и проверка практических навыков учащихся. На основании этих проверок создается точное и верное представление об умении каждого обучаемого решить быстро и правильно поставленную задачу. Оценка практических навыков учащихся позволяет выявить школьников, правильно выполняющих практические задания, а также тех, у кого возникли затруднения, чтобы организовать с ними дополнительные занятия; определить способность каждого слушателя ориентироваться в повседневной опасной, экстремальной, чрезвычайной или неотложной ситуации и принимать адекватные меры. Во время практических занятий должна быть постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за работой обучаемых и помогает им сосредоточить внимание на отработке основных элементов того или иного навыка. Проверку практических навыков можно производить как индивидуально, так и по группам (например по 2-3 человека). При этом рекомендуется руководствоваться следующими правилами: - обучаемый должен продемонстрировать выполнение действий от начала до конца (иногда учащиеся пытаются подменить выполнение действия рассказом о нем); - во время демонстрации приема обучаемым необходимо убедиться в правильности выполнения каждого этапа практического действия (упражнения); - если вы что-то говорите обучаемому во время показа, это может только подсказка, как действовать дальше; - если во время показа обучаемый допускает серьезную ошибку, остановите его и укажите на допущенную ошибку; - если допущенная ошибка не слишком существенна, позвольте продолжить показ; обучаемый может исправить ее в ходе дальнейших действий; - если допущенная ошибка свидетельствует о полном непонимании всей процедуры, поправьте ошибку и дайте обучаемому возможность еще раз прочитать учебник, учебное пособие и потренироваться; если ошибка относится к разряду легкоустранимых, попросите обучаемого исправить недостаток и сразу производите повторную проверку. Результаты контроля и оценки, знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации проведения элективного курса. На основании этого анализа и сделанных выводов необходимо внести коррективы в методическую систему обучения учащихся.
Приложение №2 Практические задания (ситуационные задачи). Задача 1. Вам предстоит пройти пешком из одной части города в другую. Ваши действия при движении по улице и дороге. Задача 2. Вы едете в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае), в транспорте возник пожар. Ваши действия. Задача 3. Вы находитесь в легковом автомобиле, возник пожар. Ваши действия. Задача 4. вам предстоит поездка на автомобиле. Вспомните основные правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать при следовании на легковом и грузовом автомобиле. Задача 5. вы попали в дорожно-транспортное происшествие. Ваши действия с целью уменьшения факторов риска для жизни и здоровья. Задача 6. Автомобиль, в котором вы едете неожиданно заглох на железнодорожном переезде. Ваши действия. Задача 7. Вы находитесь в салоне транспортного средства. Какие основные правила поведения вы должны соблюдать? Задача 8. Вы двигаетесь на велосипеде (мопеде). Ваши действия при маневрировании. Задача 9. Грузовой и легковой автомобили едут с одинаковой скоростью. Который из них остановится после торможения раньше и почему? Задача 10. Вы оказались очевидцем дорожно-транспортного происшествия. Ваши действия и их последовательность. Приложение №3. Вопросы для проверки качества усвоения материала. 1. Что такое дорога? 2. Зачем дорогу разделили на обочину и проезжую часть? Для чего нужна обочина? 3. Какие еще, кроме асфальта, бывают покрытия дорог? 4. Почему тротуары делают выше проезжей части? 5. Чем отличается улица с односторонним движением от улицы с двусторонним? На какой улице труднее пешеходу и почему? 6. В чем опасность игр во дворе? 7. Где кататься на роликах, скейте, велосипеде? 8. Что такое осевая линия? 9. Что такое островок безопасности? 10. Предназначение дорожной разметки и дорожных знаков. 11. На что указывает форма и расцветка дорожных знаков? 12. В чем разница между «пешеходным переходом» и «пешеходной дорожкой»? 13. Разрешается ли пешеходу переходить проезжую часть дороги при отсутствии обозначенного пешеходного перехода? 14. В чем разница между информационно-указательным знаком «пешеходный переход» и предупреждающим знаком «пешеходный переход»? 15. Чем руководствуется пешеход – требованиям стационарного (постоянного) дорожного знака или требованиям временного знака на стойке? 16. Чем руководствуется пешеход – требованиям временного дорожного знака или дорожной разметки, если их требования противоречат друг другу? 17. Разрешается ли переходить дорогу в том месте, где установлен предписывающий дорожный знак «пешеходная дорожка»? 18. Разрешается ли переходить дорогу в том месте, где установлен предупреждающий дорожный знак «пешеходный переход»? 19. В каком месте разрешается одновременное движение велосипедистов и пешеходов? 20. В чем разница между «разделительной линией» и «разделительной полосой»? 21. Какие бывают переходы? 22. Зачем нужны транспортные развязки на разных уровнях? 23. Почему для светофора выбрали именно красный, желтый и зеленый цвета? 24. Если регулировщик стоит к тебе грудью, что это означает? 25. Какое положение регулировщика соответствует красному сигналу светофора? 26. что должен делать пешеход при желтом сигнале светофора? 27. Чем опасен переход через железную дорогу? 28. В чем разница между узкой и широкой проезжими частями дорог с двусторонним движением машин? 29. Можно ли переходить дорогу при отсутствии обозначенных пешеходных переходов? 30. В чем разница между дорожными разметками: разделительная полоса и разделительная линия? 31. Как регулируемый пешеходный переход превратить в нерегулируемый пешеходный переход? 32. Какие условия, обеспечивающие безопасность на дороге, должен выполнять пешеход при переходе проезжей части? 33. Какая разница между дорожными разметками регулируемого пешеходного перехода и нерегулируемого? 34. На каких дорогах пешеход перед началом перехода смотрит только налево? 35. В каком месте на дороге пешеход смотрит направо? 36. Для чего пешеход перед переходом дороги смотрит налево и направо? 37. Каковы основные причины дорожно-транспортных происшествий? 38. Почему растет число аварий на дорогах? 39. Почему зимой возрастает число ДТП? 40. Почему чаще других в авариях страдают пожилые люди? 41. Какие виды современного общественного транспорта вы знаете? 42. Какие опасности подстерегают пассажира при посадке в общественный транспорт? 43. Какие правила безопасности надо соблюдать в процессе движения в общественном транспорте? 44. Каким опасностям подвергается пассажир при высадке из общественного транспорта? 45. Как правильно обойти стоящий на дороге автобус, трамвай, троллейбус? 46. В чем преимущество троллейбуса перед другими видами общественного транспорта? 47. В чем преимущество и недостаток трамвая? 48. Кто называется пассажира? 49. Как определить места остановок транспортных средств? 50. Почему опасно отвлекаться от проблемы безопасности в зоне остановок маршрутных транспортных средств? 51. Что запрещено пассажиру? 52. Правила поведения в салоне транспортных средств. 53. Чем опасен для пешехода стоящий транспорт? 54. В чем разница между посадочной площадкой, расположенной на одном уровне с проезжей частью дороги и посадочной площадкой, приподнятой над проезжей частью? 55. Почему опасно входить в переполненный транспорт? 56. С какой стороны проезжей части дороги разрешается производить посадку? 57. Чем отличаются дорожные разметки желтого цвета: ломанная линия от сплошной прямой линии? 58. Почему опасно в транспорте прижиматься к двери? 59. Почему нельзя выпрыгивать из кузова автомобиля до его полной остановки? 60. Как происходит процесс деятельности водителя при управлении транспортным средством? 61. Каким нагрузкам подвергается организм водителя? 62. Что называется полем зрения человека? 63. Какова роль глазомера в работе водителя? 64. От чего зависит дальность обзора водителя? 65. Какое значение имеет шум для работы водителя? 66. Чем достигается уменьшение мышечной нагрузки водителя? 67. Какова роль вестибулярного аппарата в работе водителя? 68. Что называется вниманием? 69. Какова роль произвольного внимания? 70. При каких условиях сохраняется длительная устойчивость внимания? 71. Чем обеспечивается возможность распределения внимания водителя? 72. Что такое переключение внимания? 73. Какие факторы ухудшают внимание? 74. Что называется временем реакции? 75. Какова средняя величина времени реакции на появление отдельных препятствий на дороге? 76. От чего зависит величина времени реакции? 77. Где пешеходы могут переходить проезжую часть улицы? 78. С какого возраста можно детям выезжать на велосипеде на проезжую часть улицы? 79. На какой дороге запрещается движение пешеходов? 80. Какой сигнал светофора запрещает движение? 81. Где следует переходить дорогу, если обозначенного пешеходного перехода нет? 82. Сколько пассажиров можно перевозить велосипедисту? 83. Что согласно ПДД у велосипедиста должно быть исправным? 84. Разрешена ли буксировка велосипеда другим велосипедом или мопедом? 85. Что означает сочетание красного и желтого сигнала светофора? 86. Где должны идти одиночные пешеходы по дороге вне населенного пункта? преподаватель – организатор основ безопасности жизнедеятельности Якушкин Юрий Алексеевич. МОУ «СШ № 102 г. ВОЛГОГРАД.
Программа
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 10 - 11 классов «ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ, АВАРИЯХ И КАТАСТРОФАХ »
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предполагаемый элективный курс составлен для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений и предназначен для развития познавательных интересов и практических навыков учащихся. Учебная программа предполагаемого курса рассчитана на 34 учебных часа и составлена с учетом учебной программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». Наша жизнь полна неожиданностей, и, к сожалению, порой неприятных. Ещё не редки случаи гибели и травматизма людей в результате дорожно-транспортных происшествий, пожаров, других производственных аварий и катастроф, встречи один на один с природой… Каждый человек в быту, на работе, в природе может попасть в такие ситуации, для которых характерны новизна и неожиданность их возникновения, длительное и интенсивное воздействие неблагоприятных факторов окружающей или производственной среды, а иногда и непосредственная угроза самой жизни. Такие ситуации, выходящие за рамки обычных, принято называть опасными или экстремальными. К сожалению, учебное время, выделенное учебной программой ОБЖ по разделу «Опасные и чрезвычайные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения» не позволяет в достаточной степени рассмотреть многие опасные ситуации и дать практические рекомендации по безопасному поведению. Цель настоящего элективного курса состоит в том, чтобы воспитать у учащихся культуру безопасности в повседневной жизни и предложить рекомендации по поведению в возникших экстремальных ситуациях. Предлагаемый элективный курс для профильного обучения «Правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, авариях и катастрофах» направлен на развитие познавательных интересов и практических навыков, учащихся в безопасном поведении и выработке умений предвидеть возможность возникновения опасных и экстремальных ситуаций в быту, на производстве, на улице, в природе и с сознанием дела их избегать. Данный курс может оказать большую помощь учащимся в будущей трудовой деятельности, а также желающим связать свою жизнь с системой МЧС РФ (пожарные, спасатели и т.д.) Цели задачи: - Ознакомление учащихся с опасностями, угрожающими человеку в современной, повседневной жизни; - Воспитание у учащихся культуры безопасности в повседневной жизни; - Формирование у обучающихся основных понятий об опасных и экстремальных ситуациях в повседневной жизни; - Формирование у обучающихся представления о возможных последствиях экстремальных и опасных ситуаций для здоровья и жизни человека; - Выработка у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих; - Приобретение навыков способных сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни условиях; - Формирование у обучающихся способности адекватно реагировать на различные опасные и экстремальные ситуации с учетом приобретенных навыков и своих возможностей; - Изучение основных положений законодательства РФ в области обеспечения безопасности; - Изучение правил оказания первой доврачебной помощи; - Овладение способами защиты от чрезвычайных ситуаций; - Воспитание ценностного отношений к человеческой жизни и здоровью; Требования к умениям и навыкам. По окончании обучения по программе профильного элективного курса «Правила безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях, авариях и катастрофах» Учащиеся должны знать: - Возможные опасные и экстремальные ситуации в природе и правила безопасного поведения; - Различные опасные и экстремальные ситуации, возникающие на производстве и рекомендации по правилам безопасного поведения; - Опасные ситуации на транспорте и правила безопасности; - Правила и порядок действий при возникновении опасных и экстремальных ситуаций в различных областях повседневной жизни; - Основы оказания первой доврачебной помощи пострадавшим в экстремальных ситуациях; - Основные положения законодательства в области чрезвычайных ситуаций; - Основные задачи и структура государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Виды контроля. Предварительная проверка. Проводится до начала изучения или в процессе изучения нового материала. Определяется наличие и качество знаний, умений и навыков учащихся, если преподавателю неизвестен уровень их подготовки. Текущий контроль знаний. Вопросы для текущего контроля готовятся заранее. Вопросы задаются с целью проверки знаний различных опасных факторов, определений, приемов, правил и способов поведения в ситуациях требующих правильного решения.
Тесты. Тестовые задания по содержанию вопросов и уровню их сложности должны позволить провести проверку знаний без дополнительных затрат времени и предоставить возможность учащихся одновременно самостоятельно подготовиться к контрольным работам или самостоятельно проверить правильность усвоения пройденного материала. Проверочные или контрольные работы. Служат для контроля за качеством усвоения учащимися пройденного материала. Практические задания. Выполнение нормативов по оказанию первой медицинской помощи. Служат для проверки практических навыков при действиях в экстремальных ситуациях и по оказанию первой помощи и взаимопомощи. Учебно-тематическое планирование. № п.п | Наименование раздела | Наименование темы | Кол-во часов | Теория | Практика | 1. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РС ЧС) | 1.1. РСЧС, её структура и задачи | 1 | - | 2. | Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности | 2.1. Конституция РФ, основные законы по вопросам обеспечения безопасности граждан | 1 | - | 3. | Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время | 3.1. Опасности возникающие приведении военных действий или вследствие этих действий. 3.2. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в ЧС мирного и военного времени. 3.3. Организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от ЧС в мирное и военное время. | | | 4. | Чрезвычайные ситуации природного характера | 4.1. ЧС природного характера. Их последствия. 4.2. Действия при угрозе возникновения и при возникновении ЧС природного характера | 1 | 1 | 5. | Дорожно транспортные происшествия | 5.1. Дорожно-транспортные происшествия. Характерные травмы. 5.2. Действия при ДТП | 1 | 1 | 6. | Производственные аварии и катастрофы | 6.1. ЧС техногенного характера. Основные причины аварий и катастроф. | 1 | | 7. | Пожары и взрывы | 7.1. Пожары и взрывы. Причины и последствия. 7.2. Безопасное поведение и действия при пожарах и угрозах взрывов. | 1 | 1 | 8. | Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АЗОВ) | 8.1. Химически опасные объекты и последствия при авариях на них. 8.2. Действия при авариях с выбросом аммиака, хлора. 8.3. Действия при разливе ртути в школе. 8.4.Медицинская помощь при поражении АХОВ | 2 | 2 | 9. | Аварии с выбросом радиоактивных веществ | 9.1. Радиационно-опасные объекты и радиационные аварии. Последствия аварий. 9.2. Поведение и действия при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности. | 1 | 1 | 10. | Гидродинамические аварии | 10.1. Гидродинамические аварии и гидродинамические сооружения. Последствия гидродинамических аварий. 10.2. Правила поведения и действия при угрозе и во время гидродинамических аварий. | 2 | | 11. | Нарушение экологического равновесия | 11.1. Характеристика экологической обстановки в регионе. Загрязнение атмосферы, почв, природных вод. | 1 | | 12. | Террористические акты. | 12.1.Как себя вести во время террористического акта. | 1 | 1 | 13. | Первая медицинская помощь при массовых поражениях. | 13.1.Последствия стихийных бедствий и катастроф. Первая помощь при стихийных бедствиях, катастрофах. | 1 | | 14. | Инфекционные заболевания. | 14.1. Действия при инфекционных заболеваниях | 1 | | 15. | Действия в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. | 15.1. Опасности в быту. 15.2. Действия в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. | 1 | 1 | 16. | Отработка практических навыков по безопасному поведению в экстремальных ситуациях. | Практические занятия по отработке навыков безопасного поведения в экстремальных ситуациях и оказания доврачебной самопомощи и взаимопомощи: - отработка способов остановки кровотечения; - первая помощь при черепно-мозговой травме; - первая помощь при травме опорно-двигательного аппарата; - первая помощь при травмах позвоночника; - правила пользования аптечкой индивидуальной АИ - 2 - правила и способы транспортировки пострадавших | | 7 |
Содержание учебной программы 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Предназначение задачи РСЧС по защите населения от чрезвычайных ситуаций. Структура РСЧС. 2. Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности. Конституция РФ, основные законодательные и нормативно-правовые акты РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства. 3. Гражданская оборона как система мер по защите населения в военное время. Опасности возникающие приведении военных действий или вследствие этих действий. Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. организация защиты учащихся общеобразовательных учреждений от чрезвычайных ситуаций в мирное и военное время. 4. Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации природного характера, их последствия. Защита населения от их последствий. Действия при угрозе возникновения и при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера. 5. Дорожно-транспортные происшествия. Дорожно-транспортные происшествия, их основные причины. Характерные травмы. Действия при возникновении дорожно-транспортных происшествий. 6. Производственные аварии и катастрофы. Чрезвычайные ситуации техногенного характера. Основные причины аварий и катастроф. 7. Пожары и взрывы. Пожары и взрывы. Причины и возможные последствия пожаров и взрывов. Безопасное поведение при пожаре и угрозе взрывов. 8. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ) Химические вещества и химически опасные объекты. Возможные последствия при авариях на химически опасных объектах (ХОО) Правила поведения и действия при авариях на ХОО с выбросом аммиака и хлора. Правила поведения и действия при разливе ртути в школе и других помещениях. Основы первой медицинской помощи при поражении аварийно химически опасными веществами. 9. Аварии с выбросом радиоактивных веществ. Радиационно-опасные объекты и радиационные аварии. Последствия Радиационных аварий. Характеристика очагов поражения. Характер поражения людей и животных, радиационного загрязнения растений и продовольствия. Правила поведения и действия при радиационных авариях и радиоактивном заражении местности. 10. Гидродинамические аварии. Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Правила поведения и действия при угрозе и во время гидродинамических аварий. 11. Нарушение экологического равновесия. Экология и экологическая безопасность. Характеристика экологической обстановки в регионе. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы, почв, природных вод. 12. Террористические акты. Как себя вести во время террористического акта. 13. Первая медицинская помощь при массовых поражениях. последствия стихийных бедствий и катастроф. Действие поражающих факторов на человека. Комбинированные поражения. Первая медицинская помощь при стихийных бедствиях, катастрофах. 14. Инфекционные заболевания. Действия при инфекционных заболеваниях. 15. Действия в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. Опасности в быту. Безопасное поведение и меры профилактики травм дома. Ситуации аварийного характера в жилище. Средства бытовой химии. Правила поведения и действия в условиях негативных и опасных факторов бытового характера. 16. Отработка практических навыков по безопасному поведению в экстремальных ситуациях. Практические занятия по отработке практических навыков безопасного поведения и оказания само- и взаимопомощи проводятся по методикам и рекомендациям приведенным в учебных пособиях: - А.М. Костров «Гражданская оборона», Москва, Просвещение 1991г. - А.Ю. Аксельрод «Скорее «скорой»» (пособие по оказанию первой медицинской помощи), Москва, Медицина 1990г. - «Основы медицинских знаний», пробный учебник для средних училищ, Москва, Просвещение 1991г. - методические пособия В.Н. Латчук и др. «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва, Дрофа 2005г. - методические пособия А.Т.Смирнов и др. «Основы безопасности жизнедеятельности», Москва, Просвещение 2005г.
Литература, использованная при подготовке программы 1. Основы безопасности жизнедеятельности. Программно – методические материалы. М: Дрофа, 2002г. 2. В.Н. Латчук и др. Основы безопасности и жизнедеятельности. Методические материалы. М: Дрофа, 2002г. 3. В.Н. Латчук и др. Основы безопасности и жизнедеятельности. Учебники 10-11 кл. М: Дрофа, 2005г. 4. И.К.Топоров. Основы безопасности и жизнедеятельности. Учебники для 5-11 классов. М: Просвещение , 2001г. 5. А.Т. Смирнов Основы безопасности и жизнедеятельности. Учебники для 5-11 классов. М: Просвещение , 2001г. 6. А.М. Костров. Гражданская оборона М: Просвещение , 1991г. 7. А.Ю.Аксельрод. «Скорее «скорой»» Москва, Медицина, 1990г. 8. Основы медицинских знаний. Пробный учебник для средних училищ. М: Просвещение, 1991г. 9. Правила дорожного движения РФ. М. Транспорт, 2007г. 10. Конституция РФ. 11. Федеральные законы. 12. А.А. Александров. Пожарная безопасность. М: Приов, 1998г 13. Е.Л. Вишневская и др. Основы безопасности и жизнедеятельности. Учебные пособия для 4-5, 6-8, 9, 10-11 кл. М: Русское слово, 1995г. 14. Э. Бэскинд. Энциклопедия личной безопасности. М: Аквариум, 1994г. 15. А.В. Виноградов, В.В. Шаховец, Медицинская помощь в чрезвычайных ситуациях. М: Военные знания 16. В.В. Вознесенский, А.П. Зайцев. Сильнодействующие ядовитые вещества. Технические жидкости. Ртуть. М: Военные знания, 1996г. 17. Ю. Енгелфрид и др. Как защитить себя от опасных веществ в быту. М: Издательство МГУ, 1994г. 18. А.П. Зайцев. Помощь пострадавшим. Защитные меры. М. Военные знания, 1996г. 19. П.П.Кукин и др. Радиационная безопасность в жизнедеятельности человека. Курск, 1995г. 20. С.К. Шойгу и др. Учебник спасателя. М: МЧС России, 1997г. 21. Личная безопасность. Энциклопедия для детей. М: Аванта +, 2001г.
Литература, рекомендованная для учащихся. 1. Коллектив авторов. Основы безопасности и жизнедеятельности. Учебники: 5-11 классы, М: Просвещение, 2005г. 2. Коллектив авторов. Основы безопасности и жизнедеятельности. Учебники: 5-11 классы, М: Дрофа, 2004г. 3. И.К.Топоров. Основы безопасности и жизнедеятельности. Учебники для: 5-9, 10-11 классы, М: Просвещение, 2001г. 4. Личная безопасность. Энциклопедия для детей. М: Аванта +, 2001г. 5. Личная безопасность. Азбука быта. Смоленск, Русич, 1997г. 6. В.Т. Пономарев. Энциклопедия безопасности. М: Сталкер, 1997г. 7. А.М. Костров. Гражданская оборона. М: Просвещение, 1991г. Темы рефератов. 1. Как бороться со страхом и тревогой в экстремальных и обычных условиях. 2. Как избежать опасного излучения при пользовании некоторыми бытовыми приборами и оргтехникой. 3. Особенности поведения при отдыхе на природе. Возможные опасности и как их исключить. 4. Особенности поведения при возникновении пожаров в квартире, на рабочем месте, в общественном месте. 5. Особенности оказания первой доврачебной помощи в природных условиях 6. Оказания первой доврачебной помощи при чрезвычайных ситуациях. 7. Пешеход на улицах и дорогах. Безопасность пешехода. 8. Водитель велосипеда и мопеда на улицах и дорогах. Общие обязанности водителей. 9. Опасные природные явления и чрезвычайные ситуации природного характера. 10. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера. 11. Общие меры, принимаемые в нашей стране, по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций природного характера. 12. Производственная деятельность человека и опасность техногенного характера. 13. Техногенные чрезвычайные ситуации и их классификации. 14. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. 15. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. 16. Организация эвакуации населения из зон чрезвычайных ситуаций. 17. Чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области защиты от чрезвычайных ситуаций. 18. Условия и история создания гражданской обороны. Задачи гражданской обороны по защите населения. Проектная работа. 1. Подготовка, оформление и защита реферата перед учащимися по одной из представленных преподавателем тем. 2. Подготовка, отработка и проведение практического занятия в одном из классов начальной школы. Тема занятия представляется преподавателем.
Приложение № 1 Методика проведения и оценки приобретенных и практических навыков. Важной особенностью при закреплении знаний и отработке умений и навыков является организация проведения и проверка практических навыков учащихся. На основании этих проверок создается точное и верное представление об умении каждого обучаемого решить быстро и правильно поставленную задачу. Оценка практических навыков учащихся позволяет выявить школьников, правильно выполняющих практические задания, а так же тех, у кого возникли затруднения, чтобы организовать с ними дополнительные занятия; определить способность каждого слушателя в повседневной опасной, экстремальной, чрезвычайной или неотложной ситуации и принимать адекватные меры. Во время практических занятий должна быть постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за работой обучаемых и помогает им сосредоточить внимание на отработке основных элементов того или иного навыка. Проверку практических навыков можно производить как индивидуально, так и по группам (например по 2-3 человека). При этом рекомендуется руководствоваться следующими правилами: - Обучаемый должен продемонстрировать выполнение действия от начала до конца (иногда учащиеся пытаются подменить выполнение действия рассказом о нём); - Во время демонстрации приема обучаемым необходимо убедиться в правильности выполнения каждого этапа практического действия (упражнения); - Если вы что-то говорите обучаемому во время показа, это может быть только подсказка, как действовать дальше; - Если во время показа обучаемый допускает серьезную ошибку, остановите его и укажите на допущенную ошибку; - Если допущенная ошибка не слишком существенна, позвольте продолжить показ; обучаемый может исправить ее в ходе дальнейших действий; - Если допущенная ошибка свидетельствует о полном не понимании всей процедуры, поправьте ошибку и дайте обучаемому еще раз прочитать учебник, учебное пособие и потренироваться; если ошибка относится к разряду легкоустранимых, попросите обучаемого исправить недостаток и сразу производите повторную проверку. Результаты контроля и оценки, знаний, навыков и умений являются важной составляющей для анализа организации проведения элективного курса. На основании этого анализа и сделанных выводов необходимо внести коррективы в методическую систему обучения учащихся Приложение № 2 Практические задания (ситуационные задачи) Задача 1. Вы смотрите телевизор, вдруг пропало изображение, слышно сильное Гудение, ощущается запах гари. Ваши действия? Задача 2. Загорелся телевизор. Ваши действия? Задача 3. В вашей квартире начался пожар. Ваши действия? Задача 4. Вы зашли в подъезд дома. В подъезде сильный запах дыма. Ваши действия? Задача 5. В вашей квартире ощущается сильный запах газа. Ваши действия? Задача 6. Сильный запах газа в подъезде. Ваши действия? Задача 7. Вы, находясь дома, услышали звуки сирены и прерывистые гудки. Ваши действия? Задача 8. Вас в здании застало землетрясение. Ваши действия? Задача 9. Вы получили сигнал об угрозе затопления или наводнения. Ваши действия? Задача 10. Произошел взрыв на атомной электростанции (АЭС), возникла угроза радиоактивного заражения. Ваши действия? Задача 11. В вашем районе проживания произошел выброс ядовитых веществ (аммиак, хлор). Ваши действия? Задача 12. В помещении произошел розлив ртути. Ваши действия? Задача 13. Вы попали в дорожно-транспортное происшествие. Ваши действия с целью уменьшения факторов риска для жизни и здоровья. Задача 14. Вы попали в железнодорожную катастрофу. Ваши действия с целью уменьшения факторов риска для жизни и здоровья. Задача 15. Вас захватили в заложники. Какие правила личной безопасности необходимо соблюдать, чтобы снизить угрозу для вашей жизни? Задача 16. Во время прогулки по лесу в пожароопасный период вы уловили запах дыма и определили, что попали в зону лесного пожара. Ваши действия? Задача 17. По системе оповещения РСЧС получен сигнал о приближении урагана. Ваши действия при угрозе и во время урагана? Задача 18. Во время отдыха на природе вас застала гроза. Ваши действия? Задача 19. Вам предстоит пройти пешком из одной части города в другую. Ваши действия по обеспечению личной безопасности при движении по улице? Задача 20. Вам часто приходится работать с компьютером. Основные правила личной безопасности, которые необходимо соблюдать при работе с компьютером. Задача 21. Дома вам часто приходится иметь дело с препаратами бытовой химии. Перечислите основные меры безопасности, которые необходимо соблюдать при пользовании препаратами бытовой химии. Задача 22. Во время новогоднего праздника у вас на елке загорелась электрогирлянда. Ваши действия? Задача 23. Вы увидели на дороге перевернутую цистерну, из которой вытекает жидкость или клубиться пар. Ваши действия? Задача 24. Вы обнаружили попадание ядовитых жидкостей на одежду или открытые участки тела. Ваши действия? Приложение № 3 Вопросы для проверки качества усвоения материала. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) 1. Основные задачи, решаемые РСЧС? 2. Какими основными правами обладают граждане РФ в области защиты от чрезвычайных ситуаций? 3. Основные обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций? 4. С какой целью создана РСЧС? 5. Из каких подсистем и уровней состоит РСЧС? 6. Где создают и из чего состоят территориальные подсистемы РСЧС? 7. Кто создает функциональные подсистемы РСЧС? 8. Какие функциональные подсистемы вы знаете? 9. Какой орган координирует деятельность РСЧС на федеральном уровне? 10. Назовите координирующие органы РСЧС на региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях? 11. Какой федеральный орган в России решает задачи безопасности жизнедеятельности населения? 12. Назовите постоянно действующие органы управления РСЧС на федеральном, региональном, территориальном, объектовом и местном уровнях. 13. Какие силы и средства объединяет РСЧС? Из чего они состоят? 14. Каким федеральным законом определены права и обязанности граждан в области защиты от чрезвычайных ситуаций? Нормативно-правовые акты по обеспечению безопасности. 1. Какие права и свободы провозглашает Конституция РФ в области обеспечения безопасности граждан? 2. Как закон РФ «О безопасности» определяет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства? 3. Какие основные цели определяет закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»? 4. Какую цель преследует закон «О пожарной безопасности»? 5. Назовите основные задачи закона «О безопасности дорожного движения». 6. С какой целью принят закон «Об обороне»? 7. Какие задачи определяет закон «О гражданской обороне»? Гражданская оборона. 1. Опасности, возникающие при ведении военных действий. Задачи гражданской обороны. Как осуществляется управление гражданской обороной? Предназначение гражданской обороны Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на федеральном, региональном, территориальном и объектовом уровнях. Как подается сигнал «Внимание всем!» и что необходимо делать по нему? Как оповещается население об угрозе ЧС? Действия населения при угрозе ЧС? Что относится к вспомогательным средствам оповещения? Обязанности учащихся в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Структура организации ГО школы.
Чрезвычайные ситуации природного характера. 1. Чрезвычайные ситуации природного характера. Общая характеристика, их классификация. 2. Природные ЧС геологического происхождения, их последствия, мероприятия по защите населения. 3. Природные ЧС метеорологического происхождения. Их последствия. 4. Природные ЧС гидрологического происхождения. Их последствия. 5. Лесные и торфяные пожары. Их последствия. 6. Профилактика лесных и торфяных пожаров. 7. Правила поведения при землетрясении. 8. Безопасное поведение при обвалах, оползнях, селях. 9. Правила поведения при угрозе и возникновении ураганов, бурь, смерчей. 10. Действия при наводнении.
Дорожно-транспортные происшествия. 1. Виды современного общественного транспорта. 2. Какие правила безопасности надо соблюдать в процессе движения в транспорте? 3. Как правильно обойти стоящий на дороге автобус, трамвай, троллейбус. 4. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. 5. Характерные травмы при ДТП. 6. Как происходит процесс деятельности водителя при управлении транспортным средством? 7. Каким нагрузкам подвергается организм водителя? 8. Что запрещено пассажиру? 9. Почему зимой возрастает число ДТП? 10. Почему чаще других в авариях страдают пожилые люди? 11. Почему растет число аварий на дорогах? 12. Какие условия обеспечивающие безопасность на дороге, должен выполнять пешеход при переходе проезжей части? 13. Почему для светофора выбрало именно красный, желтый и зеленый цвета? 14. Действия при ДТП. Производственные аварии и катастрофы. 1. Почему не каждая авария (катастрофа) перерастает в чрезвычайную ситуацию? 2. Признаки ЧС техногенного характера 3. Типы и виды аварий и катастроф. 4. Какие аварии и катастрофы могут возникнуть в нашем регионе? 5. Основные причины аварий и катастроф
Пожары и взрывы. 1. Основные причины пожаров. 2. Определите разницу между терминами «Огонь» и «Пожар». 3. Какие предприятия относятся к взрыво - и пожароопасным объектам? 4. Поражающие факторы и последствия взрывов. 5. Что такое паника и почему она опасна при пожарах? 6. Какие правила пожарной безопасности следует соблюдать, чтобы избежать пожара? 7. Правила поведения при пожаре. 8. Какие типы огнетушителей вы знаете? 9. Как необходимо двигаться в задымленном помещении? 10. Способы эвакуации людей с верхних этажей зданий. Аварии с выбросом АХОВ. 1. Какие предприятия относятся к химически опасным объектам? 2. Какие вещества относятся к АХОВ? 3. Химически опасные объекты нашего города. Какие АХОВ применяются на этих объектах? Чем они опасны? 4. Что нужно сделать по сигналу «Внимание всем!» и после оповещения о химической аварии? 5. Какие вы знаете средства индивидуальной защиты от АХОВ? 6. Правила безопасности при движении при зараженной местности. 7. Что нужно делать в зоне заражения АХОВ при отсутствии средств индивидуальной защиты? 8. Какие меры вы предпримете при подозрении на поражение АХОВ? 9. Правила поведения при авариях с выбросом хлора. 10. Правила поведения при авариях с выбросом аммиака. 11. Правила поведения при разливе ртути. 12. Что в первую очередь надо сделать с пострадавшим от ядовитых газов? 13. Как надо действовать при попадании ядовитых веществ на открытые участки тела? 14. Что нужно делать при попадании ядовитых жидкостей на одежду?
Аварии с выбросом радиоактивных веществ. 1. Какие объекты являются радиационноопасными? 2. Какие могут быть последствия аварий на АЭС? 3. Что такое радиоактивное заражение, чем оно опасно? 4. Как действует радиация на организм человека? 5. В чем заключаются неотложные действия населения при оповещении о заражении местности? 6. Какие правила необходимо соблюдать при проживании и передвижении в зоне радиоактивного заражения? 7. О каких народных средствах очищения организма в условиях радиоактивного заражения вы знаете? 8. Безопасные дозы облучения. Дозы облучения, вызывающие лучевую болезнь различной степени. Гидродинамические аварии. 1. Назовите основные гидротехнические сооружения, функционирующие в нашем регионе. 2. Возможные причины аварий на ГТС. 3. Назовите основные последствия аварий на ГТС. 4. Действия населения в случае гидродинамической аварии. 5. Рекомендации по действиям населения при угрозе затопления. Нарушения экологического равновесия. 1. Какие предприятия региона наносят вред окружающей среде? 2. Какие вещества наиболее сильно загрязняют атмосферу, воду, почву? 3. Способы очистки воды в быту. Террористические акты. 1. Как себя вести если ты оказался заложником? 2. Поведение при взрыве на улице. 3. Действия при стрельбе в помещении. 4. Действия при взрыве в помещении. 5. Действия при пожаре в помещении. 6. Как себя вести в перепуганной толпе. 7. Как себя вести на улице.
Массовые поражения. 1. В чем заключается суть первой медицинской помощи при массовых поражениях. 2. Последствия стихийных бедствий и катастроф. 3. Действия поражающих факторов на человека 4. Комбинированные радиационные поражения. 5. Первая помощь при стихийных бедствиях и катастрофах. 6. Медицинские средства индивидуальной защиты. 7. Основные виды, классификация травм. 8. Принципы, методы первой медицинской помощи. Инфекционные заболевания. 1. Назовите наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания. 2. Назовите основные возбудители инфекционных заболеваний. 3. Что такое иммунитет? Его виды. 4. Пути передачи инфекции. 5. Меры профилактики инфекционных заболеваний.
Правила безопасного поведения в быту. 1. Какие чрезвычайные ситуации могут возникнуть в быту? 2. Причины электротравм. 3. Правила безопасности при использовании электроприборов. 4. Причины затопления жилья и его последствия. 5. Основные причины утечки газа. 6. Что относится к средствам бытовой химии и чем они опасны? 7. Причины разрушений зданий. 8. Какие существуют государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности? Их задачи, телефоны, возможности? 9. От чего может возникнуть пищевое отравление? 10. Правила работы с компьютером. Преподаватель ОБЖ МОУ СШ №102 Якушкин Юрий Алексеевич г.Волгоград |