№ темы | Дата | Название разделов Модуль, раздел, тема урока | Характеристика видов деятельности учащихся | Виды контроля | Дом. Задан параграф. |
| | Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа) | | |
| | Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 часов) | | |
1 | 1.09-4.10. | Тема 1 Человек, среда его обитания, безопасность человека (5ч) | | |
| 1.1.Город как среда обитания. 1.2.Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища. 1.3.Особенности природных условий в городе. 1.4.Взаимоотношения людей, проживающих вгороде, и безопасность. 1.5.Безопасность в повседневной жизни | Сравнивают особенности жизнеобеспечения городского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электрических и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Заполняют дневник безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту | Инд.опр. тест Фрон.опр Фрон.опр тест | §1.1 вопросы и задания, дневник безопасности §1.2 вопросы и задания, дневник безопасности §1.3 §1.4 §1.5 |
2 | 6.10-22.11 Тема 2 Опасные ситуации техногенного характера (6 ч) | Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движения и правила безопасного поведения участников дорожного движения. Запоминают правила безопасного поведения на дорогах. Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре | Инд опр Инд опр Фронт .опр Инд опр Инд опр тест | §2.1 §2.2 §2.3 §2.4 §2.5 §2.6 |
| | 2.1.Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. 2.2.Пешеход. Безопасность пешехода. 2.3.Пассажир. Безопасность пассажира. 2.4.Водитель. 2.5.Пожарная безопасность. 2.6.Безопасное поведение в бытовых ситуациях |
3 | 24.11-6.12. Тема 3 Опасные ситуации природного характера (2 ч) | | |
| | 3.1.Погодные условия и безопасность человека. 3.2.Безопасность на водоёмах | Характеризуют основные опасные погодные условия в местах своего проживания и их последствия. Различают меры безопасного поведения в условиях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд). Различают состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила поведения на водоёмах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде | Фронт.опрос Фронт.опрос | §3.1 §3.2 |
4 | 8.12-20.12. Тема 4 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 ч) | | |
| | 4.1.Чрезвычайные ситуации природного характера. 4.2.Чрезвычайные ситуации техногенного характера | Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения. Анализируют правила своего возможного поведения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации | | §4.1 §4.2 |
| Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч) | | |
5 | 22.12-24.01 Тема 5 Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3ч) | | |
| | 5.1.Антиобщественное поведение и его опасность. 5.2.Обеспечение личной безопасности дома. 5.3.Обеспечение личной безопасности на улице | Характеризуют основные виды антиобщественного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице. Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опасных ситуациях | Фронт.опрос Фронт.опрос Фронт.опрос | §5.1 §5.2 §5.3 |
6 | 26.01-21.02. Тема 6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч) |
| | 6.1. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения. 6.2. Виды экстремистской и террористической деятельности. 6.3. Виды террористических актов и их последствия. 6.4. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористической деятельности. Формулируют свои правила поведения в повседневной жизни, чтобы не стать правонарушителями, и записывают их в дневник безопасности. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности. Характеризуют ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение | | §6.1 §6.2 §6.3 §6.4 |
Фронт.опрос Инд опрос Инд.опрос |
| Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч) | | |
| Раздел 4. Основы здорового образа жизни ( 5 ч) | | |
7 | 23.02-14.03 Тема 7.Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч) |
| | 7.1. О здоровом образе жизни 7.2. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья. 7.3. Рациональное питание. Гигиена питания | Объясняют основные положения о здоровом образе жизни. Распознают виды двигательной активности и закаливания. Характеризуют сущность рационального питания | Инд.опрос Инд.опрос Фронт.опрос | §7.1 §7.2 §7.3 |
8 | 16.03-4.04. Тема 8. Факторы, разрушающие здоровье (2 ч) | | |
| | 8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье. 8.2. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) | Объясняют пагубность влияния вредных привычек на здоровье школьника, его умственные и физические способности. Вырабатывают отрицательное отношение к курению и употреблению алкоголя | Инд.опрос Практ раб | §8.1 §8.2 |
| Раздел 5. Основы медицинских знании и оказание первой помощи (8 ч) | | |
9 | 6.04-30.05 Тема 9.Первая помощь и правила её оказания (8 ч) | | |
| | 9.1. Первая помощь при различных видах повреждений. 9.2. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия). 9.3. Первая помощь при отравлениях (практические занятия) | Характеризуют предназначение и общие правила оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказанию первой помощи при отравлениях никотином и угарным газом | Практ раб Практ раб Практ раб | §9.1 §9.2 §9.3 |
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (25 ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (25 ч) |
1 | Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч) 1.1.Природа и человек. 1.2. Ориентирование на местности.\ 1.3.Определение своего местонахождения и направления движения на местности. 1.4.Подготовка к выходу на природу. 1.5.Определение места для бивака и организа ция бивачных работ. 1.6.Определение необходимого снаряжения для похода | Объясняют необходимость сохранения окружающей природной среды. Определяют основные особенности для безопасного пребывания человека в природной среде. Характеризуют основные способы ориентирования на местности. Вырабатывают навыки работы с картой. Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу. Начинают вести дневник безопасности, в котором в течение года описывают различные ситуации, случающиеся с человеком в природных условиях |
2. | Активный отдых на природе и безопасность (5 ч) 2.1.Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. 2.2.Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности. 2.3.Подготовка и проведение лыжных походов. 2.4.Водные походы и обеспечение безопасности на воде. 2.5.Велосипедные походы и безопасность туристов. | Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Сравнивают основные меры безопасности при пеших походах на равнинной и горной местности. Объясняют, какие факторы необходимо учитывать при подготовке к лыжному походу. Характеризуют основные особенности подготовки к водному туризму. Объясняют особенности подготовки к велосипедному туризму. Объясняют, какие существуют возрастные ограничения для юных велотуристов |
3. | Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности (6 ч) 3.1. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутреннем) и выездном туризме. 3.2.Акклиматизация человека в различных климатических условиях. 3.3.Акклиматизация в горной местности. 3.4.Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта. 3.5.Обеспечение личной безопасности на вод ном транспорте. 3.6.Обеспечение личной безопасности на воз душном транспорте | Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме. Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях Характеризуют особенности акклиматизации человека в горах. Анализируют порядок обеспечения личной безопасности при следовании к местам отдыха различными видами транспорта. Составляют план своих действий при возникновении опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Характеризуют средства безопасности, имеющиеся на борту самолёта, и запоминают правила их использования |
4. | Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч) 4.1.Автономное существование человека в при роде. 4.2.Добровольная автономия человека в природной среде. 4.3.Вынужденная автономия человека в природ ной среде. 4.4.Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существова НИИ. | Характеризуют виды автономного существования человека в природной среде. Анализируют обстоятельства, при которых человек может попасть в условия вынужденной автономии в природной среде. Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в природной среде. В дневнике безопасности формулируют качества, которыми должен обладать человек для успешного выхода из условий вынужденной автономии в природной среде. Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде |
5. | Опасные ситуации в природных условиях (4 ч) 5.1. Опасные погодные явления. 5.2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях. 5.3. Укусы насекомых и защита от них. 5.4. Клещевой энцефалит и его профилактика | Характеризуют опасные погодные явления, случающиеся в своём регионе, и анализируют их последствия. Запоминают диких животных и насекомых, обитающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные представляют при встрече с ними. Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми. Объясняют меры профилактики клещевого энцефалита |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
6. | Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) 6.1. Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях. 6.2. Оказание первой помощи при травмах. 6.3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге . 6.4. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых | Характеризуют основные правила личной гигиены, которые необходимо соблюдать в походной жизни. Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге. Сравнивают порядок по оказанию первой помощи при укусах змей и насекомых |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч) |
7. | Здоровье человека и факторы, на него влияющие (6 ч) 7.1. Здоровый образ жизни и профилактика утомления. 7.2. Компьютер и его влияние на здоровье. 7.3Влияние неблагоприятной окуружающей среды на здоровье человека. 7.4.Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека. 7.5. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека. 7.6. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ. | Объясняют положение о том, что здоровый образ жизни — индивидуальная система поведения человека. Характеризуют влияние основных неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье человека. Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. Находят в сети Интернет и в средствах массовой информации, в книгах из библиотеки примеры заболевания наркоманией подростков и анализируют их. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
№ темы | Дата | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся | Виды контроля | Домаш. задание |
| | Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 ч) |
| | Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) |
1. | 1.09-20.09. | Тема 1. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч) |
| Различные природные явления. 1.2. Общая характеристика природных явлений. 1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации природного характера | Характеризуют и анализируют основные природные явления геологического, метеорологического, гидрологического и биологического происхождения. Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Анализируют, в чём их сходство и различия | Беседа Инд опрос тест | §1.1 §1.2 §1.3 |
2. | 22.09-11.10 | Тема 2. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (3 ч) |
| 2.1. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия. 2.3.Правила безопасного поведения населения при землетрясении. 2.4.Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов | Характеризуют чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций геологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся | Фронт.опрос Инд.опрос Инд.опрос | §2.1 §2.3 §2.4 |
3. | 13.10-25.10 | Тема 3. Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч) |
| 3.1. Ураганы и бури, причины их возникновения, возможные последствия. 3.3. Смерчи | Характеризуют чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи). Объясняют причины возникновения чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения | Фронт.опрос Инд.опрос | §3.1 §3.3 |
4. | 27.10-6.12 | Тема 4. Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (5 ч) |
| 4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины. 4.3. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения 4.4. Сели и их характеристика. 4.6. Цунами и их характеристика. 4.8. Снежные лавины | Объясняют и характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины). Моделируют в паре выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях гидрологического происхождения, характерных для региона проживания учащихся | Фронт.опрос Практ.раб Фронт.опрос Инд.провер тест. | §4.1 §4.3 §4.4 §4.6 §4.8 |
5. | 8.12-27.12 | Тема 5. Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 ч) |
| 5.1. Лесные и торфяные пожары и их характеристика. 5.3. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения. 5.4. Эпизоотии и эпифитотии | Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-социального происхождения, характерных для региона проживания учащихся. Анализируют причины возникновения природных пожаров и чрезвычайных ситуаций биолого-социального происхождения | Фронт.пров. Инд.пров. тест | §5.1 §5.3 §5.4 |
| | Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч) |
2 | 12.01-31.01 | Тема 2. Защита населения от чрезвычайных ситуаций геологического происхождения (Зч) |
| 2.2. Защита населения от последствий землетрясений. 2.5. Последствия извержения вулканов. Защита населения. 2.6. Оползни и обвалы, их последствия. Защита населения | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера. Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера. Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях природного характера. Анализируют причины возникновения землетрясений, наводнений, оползней, обвалов, ураганов, бурь, цунами, селей | Фронт.пров Инд.пров. тест | §2.2 §2.5 §2.6 |
3 | 2.02 -7.02 | Тема 3. Защита населения от чрезвычайных ситуаций метеорологического происхождения (1ч) |
| 3.2. Защита населения от последствий ураганов и бурь | | Фронт.пров. | §3.2 |
4 | 9.02-28.02 | Тема 4. Защита населения от чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (3 ч) |
| 4.2. Защита населения от последствий наводнений 4.5. Защита населения от последствий селевых потоков. 4.7. Защита населения от цунами | Выписывают в дневник безопасности рекомендации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнения и других чрезвычайных ситуаций природного характера. Записывают в дневнике безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновения селя в нескольких ситуациях (во время нахождения в помещении, в горах и т. д.). Составляют план личной безопасности при возникновении цунами с учётом характеристик этого явления | Фронт.пров. Фронт.пров. тест | §4.2 §4.5 §4.7 |
5. | 2.03-7.03 | Тема 5. Защита населения от природных пожаров (1ч) |
| 5.2. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения | Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров. Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависимости от условий погоды и цели похода в лес | Фронт.пров. | §5.2 |
| | Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч) |
6. | 9.03-4.04 | Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч) |
| 6.1.Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремистскую деятельность. 6.2.Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористического поведения | Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания и представляющее одну из самых серьёзных угроз национальной безопасности России. Вырабатывают отрицательное отношение к любым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность | Фронт.пров. Фронт.пров. | §6.1 §6.2 |
| | Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч) |
| | Раздел 4 .Основы здорового образа жизни (3 часа) |
7 | 6.04-25.04 | Тема 7. Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (3 ч) |
| 7.1. Психологическая уравновешенность. 7.2. Стресс и его влияние на человека. 7.3. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте | Характеризуют общие понятия о стрессе и психологической уравновешенности в системе здоровья. Анализируют состояние своего здоровья. Описывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здорового образа жизни | Фронт.пров. Инд.пров тест | §7.1 §7.2 §7.3 |
| | Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) | | |
8. | 27.04-30.05 | Тема 8 . Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) |
| | 8.1. Общие правила оказания первой помощи. 8.2. Оказание первой помощи при наружном кровотечении. 8.3. Оказание первой помощи при ушибах и переломах. 8.4. Общие правила транспортировки пострадавшего | Характеризуют общие правила оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при ушибах и переломах. Отрабатывают втроём (впятером) правила транспортировки пострадавшего. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике | Практ.раб. Практ.раб. Практ.раб. Практ.раб | §8.1 §8.2 §8.3 §8.4 |
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
| Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч) |
| Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч) |
1 | Пожарная безопасность (3 ч) 1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. 1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. 1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах | Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возгорания, оказания помощи младшим, престарелым и т. д. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС России, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте (стадион, кинотеатр) и записывают их в дневник безопасности |
2 | Безопасность на дорогах (3 ч) 2.1.Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. 2.2.Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. 2.3.Велосипедист — водитель транспортного средства | Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасно- -о поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда |
3 | Безопасность на водоёмах (3 ч) 3.1.Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях. 3.2.Безопасный отдых на водоёмах. 3.3.Оказание помощи терпящим бедствие на воде | Характеризуют состояние водоёмов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах. Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде. .Отрабатывают в паре правила само- и взаимо помощи терпящим бедствие на воде |
4. | Экология и безопасность (2 ч) 4.1.Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. 4.2.Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке | Ищут в Интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой |
5. | Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия (5 ч) 5.1.Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. 5.2.Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. 5.3.Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия 5.4.Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. 5.5.Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия | Характеризуют причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во вре мя характерной чрезвычайной ситуации техно генного характера, возможной в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей |
| Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) |
6 | Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 ч) 6.1.Обеспечение радиационной безопасности населения. 6.2.Обеспечение химической защиты населения. 6.3.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. 6.4.Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
7. | Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа) 7.1.Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. 7.2.Эвакуация населения. 7.3. Мероприятия по нженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила безопасного поведения в условиях различных чрезвычайных ситуаций техногенного характера |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч) |
8. | Здоровый образ жизни и его составляющие (8 ч) 8.1.Здоровье как основная ценность человека. 8.2.Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. 8.3.Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. 8.4.Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества. 8.5.Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. 8.6.Вредные привычки и их влияние на здоровье. 8.7.Профилактика вредных привычек. 8.8.Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности | Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социальную составляющие. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Анализируют собственные поступки и их влияние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики неинфекционных заболеваний и вредных привычек, записывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч) |
9. | Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч) 9.1.Первая помощь пострадавшим и её значение. 9.2.Первая помощь при отравлениях аварийно-химически опасными веществами (практическое занятие). 9.3.Первая помощь при травмах (практическое занятие). 9.4.Первая помощь при утоплении (практическое занятие) | Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении. По итогам изучения раздела «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
№ темы | Тематическое планирование | Характеристика видов деятельности учащихся |
Модуль 1 . Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч) |
1. | Национальная безопасность в России в современном мире (4 ч) 1.1.Современный мир и Россия. 1.2.Национальные интересы России в современном мире. 1.3.Основные угрозы национальным интересами безопасности России. 1.4.Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России | Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны. Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности Рос- сии. Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России |
2 | Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность России (4 ч) 2.1.Чрезвычайные ситуации и их классификация. 2.2.Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия. 2.3.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины. 2.4.Угроза военной безопасности России | Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести последствий. Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные последствия. Определяют отрицательное влияние чрезвычайных ситуаций на национальную безопасность России. Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. Объясняют существующие (внешние и внутренние) угрозы национальной безопасности России |
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч) |
3. | Организационные основы по защите населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (3 ч) 3.1.Единая государственная система предупреж дения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). 3.2.Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. 3.3.МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. | Анализируют права и обязанности граждан Российской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образовательным учреждением, по защите учащихся и персонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите населения от чрезвычайных ситуаций в современных условиях |
4. | Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч) 4.1.Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 4.2.Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций. 4.3.Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций. 4.4.Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения | Характеризуют основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени. Анализируют систему мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия. Моделируют рациональное размещение объектов экономики и поселений людей по территории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. |
Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч) |
5. | Терроризм и экстремизм: их причины и последствия (2 ч) 5.1.Международный терроризм — угроза национальной безопасности России. 5.2.Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления | Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России. Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях |
6. | Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (3 ч) 6.1.Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. 6.2.Общегосударственное противодействие терроризму. 6.3.Нормативно-правовая база противодействия наркотизму. | Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму. Формулируют основные направления по формированию антитеррористического поведения. Выводы записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой информации на конкретных примерах готовят сообщение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма». |
7. | Организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации (2 ч) 7.1.Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации. 7.2.Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации. | Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации. Анализируют примеры деятельности Национального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной защиты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему «Деятельность Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков» России (ФСКН России)» и её положительные результаты» |
8. | Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости (2часа) 8.1. Правила поведения при угрозе террористического акта. 8.2 Профилактика наркозависимости. | Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков. По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (9 ч) |
9. | Здоровье — условие благополучия человека (3 ч) 9.1. Здоровье человека как индивидуальная, так и общественная ценность. 9.2. Здоровый образ жизни и его составляющие. 9.3. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России | Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья. Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России |
10. | Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (3 ч) 10.1. Ранние половые связи и их последствия. 10.2. Инфекции, передаваемые половым путём. 10.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе | Характеризуют основные факторы, разрушающие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП |
11. | Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (Зч) 11.1. Брак и семья. 11.2. Семья и здоровый образ жизни человека. 11.3. Основы семейного права в Российской Федерации | Анализируют основы семейного права в Российской Федерации. Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества. Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч) |
12. | Оказание первой помощи (2 ч) 12.1. Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя). 12.2. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ | Отрабатывают в паре приемы в оказании первой помощи при массовых паражениях населения и при передозировке в приеме психоактивных веществ, различные способы транспортировки пострадавших |