Материалы практического и методического характера по тематике преподавания учебного предмета ОБЖ в МБОУ «Индырчская СОШ»
Материалы практического и методического характера по тематике преподавания учебного предмета ОБЖ в МБОУ «Индырчская СОШ»
Формировать предусмотренные государственным образовательным стандартом умения и навыки, точнее определять материал, требующий более полного закрепления: и практического и методическогообобщения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Материалы практического и методического характера по тематике преподавания учебного предмета ОБЖ в МБОУ «Индырчская СОШ»»
Материалы практического и методического характера по тематике преподавания учебного предмета ОБЖ в МБОУ «Индырчская СОШ»
В жизни и деятельности человека очень часто возникают ситуации, способные нанести ему физический, моральный либо материальный ущерб. Именно с этими явлениями и процессами, способами защиты от их поражающих факторов призван ознакомить учащихся курс ОБЖ. Можно обнаружить значительные отличия содержания курса ОБЖ от курсов других школьных дисциплин, а, следовательно, необходимость определенных отличий в структуре курса, формах организации изучаемого материала.
Планирование и отбор содержания уроков курса
Тематическое планирование.
На изучение предмета ОБЖ в 8классе отводится один час в неделю, всего 35часов в год. Я считаю полезным перед началом учебного года составлять календарный план проведения уроков с тем, чтобы распределить фактические часы по темам и срокам прохождения. После составления годового плана работы я делаю и тематическое планирование. Система уроков позволяет более логично, рационально организовать образовательный процесс, активнее использовать самостоятельную деятельность школьников, поэтапно формировать предусмотренные государственным образовательным стандартом умения и навыки, точнее определять материал, требующий более полного закрепления: и практического и методическогообобщения.
2. Поурочное планирование.
Поурочный план входит неотъемлемой составной частью в систему уроков. Однако в его структуре должны найти свое отражение особенности конкретного класса. Кроме того, подробно разрабатывается логический стержень изучаемой темы, подбираются наиболее подходящие формы и методы образовательного процесса. Определяются действия учителя и предполагаемая реакция на эти действия со стороны учащихся.
3. Классификация методов преподавания.
Выделяется три группы методов обучения - словесные, наглядные и практические.
Применяя словесные методы, учитель передает знания учащимся в форме монолога или диалога, иллюстрирует свою речь наглядными пособиями, но основным источником знания, тем не менее, остается слово.
При использовании наглядных методов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащихся. Учитель главным образом направляет внимание учащихся, уточняет правильность их восприятия.
Практические методы предусматривают источником знаний результаты, полученные учащимися в процессе исследования, практической работы. Слово учителя также необходимо при организации данного типа занятий: инструктаж, проверка результатов работ, помощь в подведении итогов, общее руководство ходом работы.
При изучении объектов используются возможности чувственного восприятия - рисунки, слайды, фотографии, модели, картографический материал.
Выделяются:
Рецептивный уровень, характеризующийся монологом учителя и прослушиванием излагаемого текста учащимися.
Репродуктивный уровень, характеризующийся наличием обратной связи со стороны учащегося, то есть организацией вопросно-ответной формы изложения материала.
Эвристический уровень отличается снижением активной роли учителя на уроке. При использовании данного метода тщательно продуманные вопросы учителя, подводят учеников к пониманию того или иного фактора или процесса, изучаемого на уроке.
Исследовательский уровень определяется следующими условиями.
1. Учитель на уроке занят только контролем выполнения заданий, управлением процессом усвоения материала, текущим инструктажем.
2. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, приводящие их к новому знакомству с материалом урока. С другой стороны, избыточное разнообразие применяемых методов рассеивает восприятие учащихся и они теряют возможность воспринимать логику изучаемого материала.
4. Методическая характеристика уроков:
1. Вводный урок
Характеристика. Урок этого типа полностью посвящается построению логической структуры курса года или объемного и сложного раздела программы. Урок ставит своей целью создание у учащихся надлежащей психологической установки на предстоящую учебную работу, раскрытие роли получаемой в будущем информации для выживания в условиях современного мира, жизненной ценности курса (раздела).
2. Объяснительный урок
Характеристика. Данный урок целиком посвящается изучению нового материала.
3. Учетно-повторительный урок
Характеристика. Проводится в конце каждого крупного раздела для контроля степени его усвоения учащимися. Может иметь различную форму: от контрольной работы до зачета.
4. Комбинированный урок
Характеристика. Имеет несколько дидактических целей и включает в себя все задачи учебного процесса: повторение пройденного материала, изучение нового материала, его осмысление, анализ, а также его закрепление, запоминание и применение.
6. Основные формы уроков. Методическая характеристика .
I. Фронтальная
При фронтальной форме проведения урока занятие проводится со всем классом в полном его составе. Задания и материал не варьируются. При фронтальных контрольных и практических работах применяются равнозначные по уровню сложности задания.
2. Групповая
Групповая форма учебного процесса подразумевает два различных варианта организации урока
При первом варианте класс условно разделяется на группы по уровню возможностей и способностей школьников.
Второй вариант наиболее приемлем при проведении практических работ. Он предусматривает деление класса на группы, включающие в себя учащихся различных уровней подготовленности.
3. Индивидуальная форма учебной работы
Индивидуальная форма организации учебного процесса предполагает точное дозирование объема и сложности информации исходя из способностей, возможностей и подготовленности каждого конкретного ученика. У нас в школе тоже есть ученики с которыми приходится работать индивидуально.
Основные методы работы с материалом курса
Методы работы с учебным материалом для удобства изложения и восприятия подразделены на пять крупных групп:
Речевые методы в основном могут быть использованы на таких уроках изучения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний.
1. Рассказ
2. Лекция
3. Беседа
4. Доклад
5. Применение технических средств обучения (ТСО)
8. Практическая работа
Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Практические работы ставят своей задачей обеспечить освоение учащимися навыков и умений, основанных на применении теоретических знаний. Таких уроков в моём тематическом планировании 11 из 35.
В зависимости от уровня познавательной активности учащихся практическая работа может быть организована тремя разными способами.
а) По образцу. При данном способе организации практической работы учащиеся выполняют задание по новому материалу, уже имея в своей тетради или на доске выполненное задание такого же типа.
б) По алгоритму. В данном случае учащимся необходимо дать детальное описание порядка выполнения практической работы. Желательно -пошаговое описание.
в) Самостоятельная (проблемная). В данном типе практических работ порядок исполнения операций, выбор способов решения возникающих проблем, методы и подходы к выполнению заданий - все определяется самостоятельно учащимися (группой учащихся).
9. Самостоятельная работа
Индивидуальный метод. Целью самостоятельных работ в курсе ОБЖ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источниками информации.
Контрольные методы применяются как самостоятельные комплексы для организации учетно-контрольных уроков. Целью является выяснение уровня усвоения учебной информации учащимися. У меня таких уроков восемь.
10. Программированное обучение. Тесты
Индивидуальный метод. Решает задачи контроля знания терминологии или простых теоретических вопросов.
11. Контрольная работа
Фронтальный или индивидуальный метод. Обычно контрольная работа планируется па целый учебный час. Такой контрольный тест у меня 1урок в конце года.
12. Экспресс-опрос
Индивидуальный метод. Обычно экспресс-опрос применяется в составе комбинированного урока для выборочной проверки подготовки домашнего задания.
13. Опрос
Фронтальный и индивидуальный метод. Ставит своей задачей проконтролировать усвоение учебного материала у максимально возможного количества учащихся при минимальном расходе времени урока.С отвечающих учеников требуется комментарий к их ответам (рисункам). С оставшейся части класса запрашивается анализ ошибок, допущенных отвечающими.
14. Репродуктивное домашнее задание
Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Обычный тип домашнего задания, предусматривающий внеклассное повторение и закрепление изученного на уроке материала. Домашнее задание данного типа может проверяться как на следующем уроке, так и отсрочено - на уроках учетно-контрольного типа.
15. Превентивное (опережающее) домашнее задание
Фронтальный, групповой или индивидуальный метод.Превентивное домашнее задание не требует специальной проверки. Степень знакомства учащихся с материалом контролируется при обсуждении текущей темы урока по уровню и содержанию задаваемых ими вопросов.
16. Конспект
Индивидуальный метод. Метод учебной деятельности, применимый в случаях, когда информация труднодоступна, или ее источником являются периодические издания. Используется для того, чтобы эта информация была в любой момент под руками у ученика, а так же для более глубокого запоминания им учебного материала.
17. Реферат
Индивидуальный метод. Рефератом называется учебная научная работа, ставящая своей основной целью научить школьников использованию дополнительной литературы. Другая цель - более глубокое знакомство с материалом какой-либо учебной темы. Рефераты должны проверяться и рецензироваться учителем.
Веду уроки ОБЖ в МБОУ «Индырчская СОШ» и в моей рабочей программе отведено 35 часов. 11часов из которых отведено практике, котороя может быть организована тремя разными способами (см.8 раздел), 24 часа методологического характера, куда включены разныеформы и методы уроков.(см.6 раздел) Сюда включается 8 контрольных работ по разделам и один урок итоговая работа в форме теста.
НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА
ВСЕГО ЧАСОВ
ПРАКТИКА
1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
10 часов
5 часов
2. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ
11часов
1час
3. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
14 часов
5 часов
35
11
Тематическое планирование
Приложение №1
№
п/п
Тема урока
Количество
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
(10 часов)
1
Пожары в жилых и общественных зданиях. Их причины и последствия № 1
1
2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. (практическое занятие)
1
3
Права ,обязанности и ответстственность граждан в области пожарной безопасности (практическое занятие)
1
4
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей
1
5
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров (практическое занятие)
1
6
Велосипедист-водитель транспортного средства (практическое занятие)
1
7
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях
1
8
Безопасный отдых на водоемах
1
9
Оказание помощи терпящим бедствие на воде (практическое занятие)
1
10
Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.Правила безопасного поведения при неблагоприятной обстановке.
1
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (11часов)