kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Материалы практического и методического характера по тематике преподавания учебного предмета ОБЖ в МБОУ «Индырчская СОШ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формировать предусмотренные го­сударственным образовательным стандартом умения и навыки, точ­нее определять материал, требую­щий более полного закрепления: и практического и методического обобщения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Материалы практического и методического характера по тематике преподавания учебного предмета ОБЖ в МБОУ «Индырчская СОШ»»

Материалы практического и методического характера по тематике преподавания учебного предмета ОБЖ в МБОУ «Индырчская СОШ»

В жизни и деятельности человека очень часто возникают ситуации, способные на­нести ему физический, моральный либо материальный ущерб. Именно с этими явлениями и процессами, способами защиты от их поражаю­щих факторов призван ознакомить учащихся курс ОБЖ. Мож­но обнаружить значительные от­личия содержания курса ОБЖ от курсов других школьных дисциплин, а, следовательно, необходимость оп­ределенных отличий в структуре кур­са, формах организации изучаемо­го материала.

Планирование и отбор содержания уроков курса

  1. Тематическое планирование.

На изучение предмета ОБЖ в 8классе отводится один час в неделю, всего 35часов в год. Я считаю полезным перед началом учебного года составлять календар­ный план проведения уроков с тем, чтобы распределить фактические ча­сы по темам и срокам прохождения. После составления годового плана работы я делаю и тематическое планирование. Система уроков позволяет более ло­гично, рационально организовать образовательный процесс, активнее использовать самостоятельную дея­тельность школьников, поэтапно формировать предусмотренные го­сударственным образовательным стандартом умения и навыки, точ­нее определять материал, требую­щий более полного закрепления: и практического и методического обобщения.

2. Поурочное планирование.

Поурочный план входит неотъем­лемой составной частью в систему уроков. Однако в его структуре должны найти свое отражение осо­бенности конкретного класса. Кро­ме того, подробно разрабатывается логический стержень изучаемой те­мы, подбираются наиболее подходя­щие формы и методы образователь­ного процесса. Определяются дей­ствия учителя и предполагаемая ре­акция на эти действия со стороны учащихся.

3. Классификация методов пре­подавания.

Выделяется три группы методов обучения - словесные, наглядные и практические.

Применяя словесные методы, учи­тель передает знания учащимся в форме монолога или диалога, ил­люстрирует свою речь наглядны­ми пособиями, но основным источ­ником знания, тем не менее, оста­ется слово.

При использовании наглядных методов ведущую роль в передаче знаний играет наблюдение учащих­ся. Учитель главным об­разом направляет внимание уча­щихся, уточняет правильность их восприятия.

Практические методы предусма­тривают источником знаний ре­зультаты, полученные учащимися в процессе исследования, практиче­ской работы. Слово учителя также необходимо при организации дан­ного типа занятий: инструктаж, проверка результатов работ, по­мощь в подведении итогов, общее руководство ходом работы.

При изучении объектов исполь­зуются возможности чувственного восприятия - рисунки, слайды, фо­тографии, модели, картографиче­ский материал.

Выделяются:

Рецептивный уровень, характе­ризующийся монологом учителя и прослушиванием излагаемого тек­ста учащимися.

Репродуктивный уровень, ха­рактеризующийся наличием об­ратной связи со стороны учаще­гося, то есть организацией вопросно-ответной формы изложения ма­териала.

Эвристический уровень отлича­ется снижением активной роли учителя на уроке. При использова­нии данного метода тщательно про­думанные вопросы учителя, подво­дят учеников к пониманию того или иного фактора или процесса, изучаемого на уроке.

Исследовательский уровень определяется следующими условиями.

1. Учитель на уроке занят только контролем выполнения заданий, управлением процессом усвоения материала, текущим инструктажем.

2. Учащиеся самостоятельно вы­полняют задания, приводящие их к новому знакомству с материалом урока. С другой стороны, избыточ­ное разнообразие применяемых методов рассеивает восприятие учащихся и они теряют возмож­ность воспринимать логику изуча­емого материала.

4. Методическая характеристика уроков:

1. Вводный урок

Характеристика. Урок этого ти­па полностью посвящается построе­нию логической структуры курса го­да или объемного и сложного разде­ла программы. Урок ставит своей це­лью создание у учащихся надлежа­щей психологической установки на предстоящую учебную работу, рас­крытие роли получаемой в будущем информации для выживания в усло­виях современного мира, жизнен­ной ценности курса (раздела).

2. Объяснительный урок

Характеристика. Данный урок це­ликом посвящается изучению ново­го материала.

3. Учетно-повторительный урок

Характеристика. Проводится в кон­це каждого крупного раздела для кон­троля степени его усвоения учащими­ся. Может иметь различную форму: от контрольной работы до зачета.

4. Комбинированный урок

Характеристика. Имеет несколь­ко дидактических целей и включает в себя все задачи учебного процесса: повторение пройденного материала, изучение нового материала, его ос­мысление, анализ, а также его закреп­ление, запоминание и применение.

6. Основные формы уроков. Методическая характеристика .

I. Фронтальная

При фронтальной форме прове­дения урока занятие проводится со всем классом в полном его составе. Задания и материал не варьируют­ся. При фронтальных контрольных и практических работах применя­ются равнозначные по уровню слож­ности задания.

2. Групповая

Групповая форма учебного про­цесса подразумевает два различных варианта организации урока

При первом варианте класс услов­но разделяется на группы по уров­ню возможностей и способностей школьников.

Второй вариант наиболее прием­лем при проведении практических работ. Он предусматривает деление класса на группы, включающие в себя учащихся различных уровней подго­товленности.

3. Индивидуальная форма учебной работы

Индивидуальная форма организа­ции учебного процесса предполагает точное дозирование объема и сложно­сти информации исходя из способно­стей, возможностей и подготовлен­ности каждого конкретного ученика. У нас в школе тоже есть ученики с которыми приходится работать индивидуально.

Основные методы работы с материалом курса

Методы работы с учебным мате­риалом для удобства изложения и восприятия подразделены на пять крупных групп:

• речевые; • наглядные; • практические; • контрольные; • мнемонические.

Речевые методы в основном могут быть использованы на таких уроках изу­чения нового материала, где основной задачей является освоение учащимися теоретических знаний.

1. Рассказ

2. Лекция

3. Беседа

4. Доклад

5. Применение технических средств обучения (ТСО)

8. Практическая работа

Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Практиче­ские работы ставят своей задачей обеспечить освоение учащимися на­выков и умений, основанных на при­менении теоретических знаний. Таких уроков в моём тематическом планировании 11 из 35.

В зависимости от уровня познава­тельной активности учащихся прак­тическая работа может быть органи­зована тремя разными способами.

а) По образцу. При данном спосо­бе организации практической рабо­ты учащиеся выполняют задание по новому материалу, уже имея в своей тетради или на доске выполненное задание такого же типа.

б) По алгоритму. В данном случае учащимся необходимо дать деталь­ное описание порядка выполнения практической работы. Желательно -пошаговое описание.

в) Самостоятельная (проблемная). В данном типе практических работ порядок исполнения операций, вы­бор способов решения возникающих проблем, методы и подходы к вы­полнению заданий - все определя­ется самостоятельно учащимися (группой учащихся).

9. Самостоятельная работа

Индивидуальный метод. Целью самостоятельных работ в курсе ОБЖ является именно самостоятельное получение теоретических знаний при пользовании различными источни­ками информации.

Контрольные методы применяют­ся как самостоятельные комплексы для организации учетно-контрольных уро­ков. Целью явля­ется выяснение уровня усвоения учебной информации учащимися. У меня таких уроков восемь.

10. Программированное обучение. Тесты

Индивидуальный метод. Реша­ет задачи контроля знания термино­логии или простых теоретических вопросов.

11. Контрольная работа

Фронтальный или индивиду­альный метод. Обычно контроль­ная работа планируется па целый учебный час. Такой контрольный тест у меня 1урок в конце года.

12. Экспресс-опрос

Индивидуальный метод. Обыч­но экспресс-опрос применяется в составе комбинированного урока для выборочной проверки подго­товки домашнего задания.

13. Опрос

Фронтальный и индивидуаль­ный метод. Ставит своей задачей проконтролировать усвоение учеб­ного материала у максимально воз­можного количества учащихся при минимальном расходе времени урока.С отвечающих учени­ков требуется комментарий к их от­ветам (рисункам). С оставшейся ча­сти класса запрашивается анализ ошибок, допущенных отвечающими.

14. Репродуктивное домашнее задание

Фронтальный, групповой или индивидуальный метод. Обычный тип домашнего задания, предусма­тривающий внеклассное повторение и закрепление изученного на уроке материала. Домашнее зада­ние данного типа может проверять­ся как на следующем уроке, так и отсрочено - на уроках учетно-контрольного типа.

15. Превентивное (опережаю­щее) домашнее задание

Фронтальный, групповой или индивидуальный метод.Превентивное домашнее задание не требует специальной проверки. Степень знакомства учащихся с ма­териалом контролируется при об­суждении текущей темы урока по уровню и содержанию задаваемых ими вопросов.

16. Конспект

Индивидуальный метод. Метод учебной деятельности, применимый в случаях, когда информация трудно­доступна, или ее источником явля­ются периодические издания. Ис­пользуется для того, чтобы эта ин­формация была в любой момент под руками у ученика, а так же для бо­лее глубокого запоминания им учеб­ного материала.

17. Реферат

Индивидуальный метод. Рефе­ратом называется учебная научная работа, ставящая своей основной целью научить школьников исполь­зованию дополнительной литерату­ры. Другая цель - более глубокое знакомство с материалом какой-ли­бо учебной темы. Рефераты должны проверяться и рецензироваться учителем.

Веду уроки ОБЖ в МБОУ «Индырчская СОШ» и в моей рабочей программе отведено 35 часов. 11часов из которых отведено практике, котороя может быть органи­зована тремя разными способами (см.8 раздел), 24 часа методологического характера, куда включены разные формы и методы уроков.(см.6 раздел) Сюда включается 8 контрольных работ по разделам и один урок итоговая работа в форме теста.

НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА

ВСЕГО ЧАСОВ

ПРАКТИКА

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

10 часов

5 часов

2. ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ

11часов

1час

3. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

14 часов

5 часов


35

11


Тематическое планирование

Приложение №1

п/п

Тема урока

Количество



ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

(10 часов)



1

Пожары в жилых и общественных зданиях. Их причины и последствия № 1

1

2

Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. (практическое занятие)

1

3

Права ,обязанности и ответстственность граждан в области пожарной безопасности (практическое занятие)

1

4

Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей

1

5

Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров (практическое занятие)

1

6

Велосипедист-водитель транспортного средства (практическое занятие)

1

7

Безопасное поведение на водоемах в различных условиях

1

8

Безопасный отдых на водоемах

1

9

Оказание помощи терпящим бедствие на воде (практическое занятие)

1

10

Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека.Правила безопасного поведения при неблагоприятной обстановке.

1


ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА И БЕЗОПАСНОСТЬ (11часов)


11

Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

1

12

Аварии на радиационно опасных объектах № 2

1

13

Обеспечение радиационной безопасности населения

1

14

Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия № 3

1

15

Обеспечение химической защиты населения

1

16

Пожары и взрывы на пожаровзрывоопасных объектах экономики и их возможные последствия

1

17

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах

1

18

Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия № 4

1

19

Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях

1

20

Организация оповещения населения о ЧС техногенного характера

1

21

Эвакуация населения (практическое занятие)

1


ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (14 часов)


22

Инженерная, радиационная и химическая защита населения от ЧС техногенного характера (практическое занятие)

1

23

Общие понятия о здоровье как основной ценности человека № 5

1

24

Индивидуальное здоровье человека,его физическая , духовная и социальная сущность.

1

25

Репродуктивное здоровье- составляющая здоровья человека и общества № 6

1

26

ЗОЖ как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества

1

27

ЗОЖ и профилактика основных неинфекционных заболеваний № 7

1

28

Вредные привычки и их влияние на здоровье

1

29

Профилактика вредных привычек  8

1

30

Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Итоговая контрольная работа по ОБЖ за курс 8 класс

1

31

Первая мед.помощь пострадавшим и ее значение (практическое занятие)

1

32

Первая медицинская помощь при отравлениях АХОВ (практическое занятие)

1

33

Первая мед.помощь при травмах (практическое занятие)

1

34

Первая мед.помощь при утоплении (практическое занятие)

1

35

Эссе или реферат на тему: «Здоровый образ жизни».

1

Контрольные работы. Приложение №2


Контрольная работа № 1.Тема: Пожары и взрывы.

Контрольная работа № 2 Тема: Аварии с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ.

Контрольная работа № 3 Тема: Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

Контрольная работа № 4 Тема: «Гидродинамические аварии».

Контрольная работа № 5Тема: «Нарушение экологического равновесия».

Контрольная работа № 6 Тема: «Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Контрольная работа № 7 Тема: «Физическая культура и закаливание».

Контрольная работа  8 Тема: «Основы репродуктивного здоровья подростков».

Итоговая контрольная работа по ОБЖ за курс 8 класс





Приложение №3

Дополнительная общеобразовательная рабочая программа «Юные друзья пожарных».

Учебно-тематический план

Наименование раздела

количество часов

1.

ЮДП: цели и задачи. Начальная диагностика.

2

2.

Историческая справка о развитии пожарной охраны в России.

2

3.

Причины возникновения пожаров в жилье и общественных зданиях.

7

4.

Основные причины пожаров и меры предосторожности в окружающей среде.

4

5.

Противопожарный режим в детском учреждении.

3

6.

Пожарная техника и костюм пожарного.

4

7.

Огнетушители и их предназначение.

2

8.

Знаки пожарной безопасности.

4

9.

Основы медицинских знаний.

6

Итого:

34


Из 34 часов на практические часы отводится 18часов.

Материал подготовил учитель физической культуры и ОБЖ Степанов Николай Петрович


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Степаов Николай Петрович

Дата: 05.04.2018

Номер свидетельства: 465075


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства