ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «ЮИД»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «ЮИД»
Дополнительная общеобразовательная программа «ЮИД» имеет социально-педагогическую направленность, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, направлена на формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности, создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «ЮИД»»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ БЕЛОЯРСКОГО РАЙОНА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
П.ВЕРХНЕКАЗЫМСКИЙ»
Согласовано
Заместитель директора _____________________ ( ФИО)
«____» ___________________ _______ г.
Утверждено
Директор СОШ п. Верхнеказымский
_____________________(ФИО)
«___» _______________ ____ г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
«ЮИД»
Возраст обучающихся 8-12 лет
Срок реализации – 1 год
Автор-составитель:
Рябов Сергей Владимирович,
педагог дополнительного образования.
Принято
на заседании Методического совета
протокол № 1 от «» августа _______ г.
председатель __________________
__________________________(ФИО)
п. Верхнеказымский
2016 год
Пояснительная записка
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная программа «ЮИД» имеет социально-педагогическую направленность, составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, направлена на формирование у обучающихся культуры безопасности жизнедеятельности, создание условий для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.
Отличительные особенности
Отличительные особенности дополнительной общеобразовательной программы «ЮИД» заключаются в создании условий для формирования безопасного образовательного пространства при взаимодействии с сотрудниками ГИБДД. Работа проводится в форме теоретических и практических занятий. Содержание занятий, объем и интенсивность нагрузок зависят от возраста и физического состояния здоровья обучающихся. Программа обучения построена по принципу от «простого к сложному» и углубления теоретических знаний и практических умений на каждом последующем этапе обучения.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
- занятия в свободное время;
- обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
- обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
- использование наглядных пособий, ИКТ и всех средств наглядности;
- доброжелательная и непринужденная обстановка работы кружка.
Актуальность дополнительной общеобразовательной программы
Актуальность дополнительной общеобразовательной программыобусловлена тем, что развитие сети дорог, резкий рост количества транспортных средств породил целый ряд проблем. В последние годы в России наблюдается значительный рост числа детей и подростков, ставших причиной дорожно-транспортных происшествий. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей правилам безопасного поведения на улице и формирование у них специальных навыков.
Цель и задачи программы
Цель программы - профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Пропагандировать среди обучающихся правила дорожного движения Российской Федерации и прививать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
Воспитывать у обучающихся навыки сознательного дисциплинированного поведения на улице, дороге, в транспорте и общественных местах.
Развивать творческие способности детей и подростков.
Активизировать деятельность отряда ЮИД в школе.
Возраст учащихся
Программа рассчитана на обучающихся 8-12 лет.
Срок реализации дополнительной общеобразовательной программы
Срок реализации – 1 год.
Формы и режим занятий
Занятия проводятся во внеурочное время 1 раз в неделю по 1 академическому часу (45 минут).
Количество часов в неделю – 1 час, 39 часов в год.
Количество детей – 15 человек.
Формы проведения занятий: обучение, применение знаний на практике через практические занятия, соревнования, игры, экскурсии, практическая работа по проведению пропаганды безопасности дорожного движения через конкурсы, викторины, шоу-программы.
Ожидаемые результаты, формируемые УУД и способы их проверки
За год обучения планируется достижение следующих личностных результатов:
- оценивать жизненные ситуации (поступки, явления, события) с точки зрения, соблюдения правил дорожного движения;
- объяснять своё отношение к поступкам с позиции общечеловеческих нравственных ценностей;
- делать выбор в предложенных ситуациях, опираясь на знания правил дорожного движения;
- осознавать ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;
- сотрудничать со сверстниками;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях.
За год обучения планируется достижение следующих предметных результатов:
- обобщать и углублять знания по правилам дорожного движения;
- формировать навыки здорового образа жизни;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками игры по ПДД с элементами соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам дорожного движения;
- в доступной форме объяснять правила ПДД, анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять.
За год обучения планируется достижение следующих метапредметных результатов, которые включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные):
Познавательные УУД
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя разные источники информации, свой жизненный опыт;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной деятельности;
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта.
Регулятивные УУД
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения.
Коммуникативные УУД
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаясь принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; задавать вопросы;
- участвовать в работе группы: распределять обязанности, планировать свою часть работы; задавать вопросы, уточняя план действий; выполнять свою часть обязанностей, учитывая общий план действий и конечную цель; осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль и взаимопомощь;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками по принципам взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности.
Способы проверки реализации дополнительной общеобразовательной программы:
1. Беседа.
2. Тестирование.
3. Открытое занятие.
4. Зачетные книжки.
5. Самостоятельная работа.
Формы подведения итогов
Формы подведения итоговреализации дополнительной общеобразовательной программы
1. Открытое занятие.
2. Игра-испытание.
3.Участие в районных соревнованиях "Безопасное колесо».
4. Творческие работы по правилам дорожного движения.
5.Участие в конкурсах различных уровней.
6.Театрализованное представление.
Учебно-тематический план
дополнительной общеобразовательной программы
№
п/п
Название раздела
Количество часов
Формы контроля
Всего
Теория
Прак
тика
1
Улица полна неожиданностей
11
6
5
Педагогическое наблюдение.
Беседа.
Тестирование.
Игры,
театрализованное выступление.
Участие в конкурсах.
2
Наши верные друзья
10
4
6
Педагогическое наблюдение.
Беседа.
Игра.
Тестирование.
Викторина.
Участие в конкурсах.
3
Это должны знать все
18
9
9
Педагогическое наблюдение.
Беседа.
Игра.
Тестирование.
Участие в конкурсах.
Агитбригада
Итого:
39
19
20
Содержание дополнительной общеобразовательной программы
Раздел 1.Улица полна неожиданностей.
Теория: Цели, задачи кружка ЮИД. Знакомство с правилами дорожного движения. Изучение и формулирование правил поведение на улице и в школе. Изучение правил движения пешеходов и транспортных средств.
Практика: Разработка плана схемы «Мой безопасный путь домой». Выявление опасностей на пути и способы их избежать по дороге домой. Правила перехода через дорогу. Посвящение в пешеходы.
Раздел 2. Наши верные друзья.
Теория: Изучение видов и значения дорожных знаков. Знакомство с различными светофоров и их сигналами.
Практика: Решение ситуационных задач. Способы переходов через дорогу и виды пешеходных переходов. Творческая мастерская - рисуем агитационные плакаты. Рассказываем сверстникам о безопасном пути домой. Тестирование на знание знаков дорожного движения.
Раздел 3. Это должны знать все.
Теория: Изучаем правила движения в колонне. Разбираем различные ситуации и определяем места, разрешенные и запрещенные для игр. Разбираем понятие – загородная дорога. Правила поведения пешехода на загородной дороге.
Практика: Отработка знаний по правилам поведение пассажира в общественном и личном транспорте. Практическое занятие и тестирование «Правила поведение в транспорте». Учимся водить велосипед. Прогулка по поселку с целью проверки знаний и соблюдения ПДД. Выполнение практических и теоритических заданий (тестирование и практические задания).
Календарный учебный график
№
п/п
Дата
Форма занятия
Кол-во часов
Тема занятия
Форма контроля
Тема 1. Улица полна неожиданностей. (11 часов)
1
01.09
Теоретическое занятие.
1
Зачем нужно знать Правила Дорожного Движения?
Беседа, опрос.
Педагогическое наблюдение.
2
08.09
Теоретическое занятие.
1
Безопасность на улице.
Беседа.
3
15.09
Практическое занятие.
1
Наш посёлок, где мы живём.
Выполнение практической работы.
4
22.09
Практическое занятие.
1
Опасности на наших улицах.
Беседа, опрос
5
29.09
Практическое занятие.
1
Мы идём в школу.
Тестирование, выполнение практической работы.
6
06.10
Теоретическое занятие.
1
Школа безопасности.
Беседа, опрос
7
13.10
Теоретическое занятие.
1
Движение пешеходов и машин.
Беседа, тестирование,
8
20.10
Практическое занятие.
1
Правила перехода через дорогу.
Выполнение практической работы.
9
27.10
Практическое занятие.
1
Школа безопасности.
Беседа, выполнение практической работы.
10
03.11
КТД
1
Посвящение в пешеходы.
Театрализованное представление
11
10.11
Теоретическое занятие.
1
Добрая дорога.
Беседа, опрос, тестирование.
Тема 2. Наши верные друзья. (10 часов)
12
17.11
Теоретическое занятие.
1
Наши друзья – дорожные знаки.
Беседа, опрос. Педагогическое наблюдение.
13
24.11
Практическое занятие.
1
Знакомство со знаками.
Опрос, тестирование, выполнение практической работы.
14
01.12
Практическое занятие.
1
Дорожные знаки –пешеходам.
Тестирование, выполнение практических работ.
15
08.12
Теоретическое занятие.
1
Светофор и его сигналы.
Беседа, опрос.
16
15.12
Практическое занятие.
1
Виды пешеходных переходов.
Беседа, опрос, тестирование.
17
22.12
Теоретическое занятие.
1
Чтение дорожных знаков.
Беседа, опрос.
18
12.01
Практическое занятие.
1
Творческая мастерская
Выполнение практических работ.
19
19.01
Практическое занятие.
1
Безопасный путь в школу.
Выполнение практических работ.
20
26.01
Практическое занятие.
1
А знаешь ли ты?
Тестирование
21
02.02
Практическое занятие.
1
Почитаем знаки?
Тестирование, выполнение практических работ.
Тема 3. Это должны знать все. (12 часов)
22
09.02
Теоретическое занятие.
1
Правила движения в колонне.
Беседа, викторина.
23
16.02
Теоретическое занятие.
1
Где можно играть?
Беседа, опрос.
24
02.03
Теоретическое занятие.
1
Мы пассажиры общественного транспорта.
Беседа, опрос, игра.
Педагогическое наблюдение.
25
09.03
Практическое занятие.
1
Мы едем, едем, едем…
Опрос, выполнение практических работ
26
16.03
Практическое занятие.
1
Мы пассажиры личного транспорта.
Беседа, опрос.
Выполнение практических работ
27
23.03
Теоретическое занятие.
1
Загородная дорога.
Беседа, опрос.
28
30.03
Теоретическое занятие.
1
Пешеход на загородной дороге.
Беседа, тестирование.
Педагогическое наблюдение.
29
06.04
Практическое занятие
1
Мой друг - велосипед
Тестирование, выполнение практических работ
30
13.04
Практическое занятие.
1
Учимся соблюдать ПДД.
Опрос, выполнение практических работ.
31
20.04
Теоретическое занятие
1
Виды перекрёстков.
Беседа, опрос.
32
27.04
Теоретическое занятие.
1
Разметка улиц и дорог
Беседа, опрос.
33
04.05
Поход.
1
Безопасный путь в школу. Движение пешеходов по улицам, тротуарам и обочине.
Выполнение практических работ.
34
11.05
Теоретическое занятие
1
Подготовка к итоговому занятию.
Беседа, опрос.
35
18.05
Теоретическое занятие
1
Итоговое занятие
Беседа, опрос, тестирование
36
25.05
Творческая мастерская
1
Подготовка к выступлению агитбригады.
Педагогическое наблюдение.
37
01.06
Творческая мастерская
1
Выступление
Агитбригады.
Выполнение практических работ.
38
08.06
Творческая мастерская
1
Подготовка к проведению праздника «Мы – ЮИД»
Выполнение практических работ.
39
15.06
Творческая мастерская
1
Праздник «Мы – ЮИД»
Выполнение практических работ.
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Методическое обеспечение включает в себя:
Методические рекомендации по курсу ОБЖ для проведения уроков ПДД.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51- 433/16).
О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении (Письмо Министерства образования Российской Федерации от 2 апреля 2002 г. № 13-51-28/13).
Сборник программ внеурочной деятельности: 1- 4 классы / под ред. Н.Ф.Виноградовой. – М.: Вентана – Граф, 2013.
http://perekrestok.ucoz.com – Перекресток дорога безопасности.
http://pravdd.ru – Правила дорожного движения.
http://pdd24.ru – Дорога безопасности.
http://www.propaganda-bdd.ru – Центр пропаганды безопасности дорожного движения.
Гордиенко С.А. «Правила дорожного движения для детей » - «Феникс», 2013 год.
Дмитрук В. П. «Правила дорожного движения для школьников»- «Феникс», 2010.
Ежова Н. В. «ПДД в начальной школе» (конспекты занятий по ознакомлению учащихся с ПДД, планирование по профилактике ДДТТ, работа с родителями), - Ростов - на – Дону «Феникс», 2013 .
Ковалько В. И. «Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на дорогу» (сценарии занятий, классные часы и беседы, словарь терминов, игровой материал). Москва, «ВАКО», 2014 .
Учебно-наглядное пособие для учащихся (12 плакатов по ПДД). - Москва, 2012.
Шумилова В.В., Таркова Е.Ф. «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями». - «Учитель», 2008.
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет.- М.: ТЦ «Сфера», 2013.