Внеклассное занятие по ОБЖ КВН по пожарной безопасности «От маленькой искры большой пожар бывает» для 5 – 7 классов
Внеклассное занятие по ОБЖ КВН по пожарной безопасности «От маленькой искры большой пожар бывает» для 5 – 7 классов
Цель: формирование знаний обучающихся по противопожарной безопасности через игровую форму деятельности, способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся и переносу полученных знаний в реальную жизнь. Задачи: - закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности; - тренировать у учащихся умение находить решения в чрезвычайных ситуациях; - учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях; - развивать: память, речь, внимание, воображение, мышление; - воспитывать: дружелюбие, взаимовыручку, взаимопомощь, дисциплинированность
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное занятие по ОБЖ КВН по пожарной безопасности «От маленькой искры большой пожар бывает» для 5 – 7 классов»
МКС (К) ОУ«Краснинская школа-интернат VIII вида»
Внеклассное занятие по ОБЖ
КВН по пожарной безопасности
«От маленькой искры большой пожар бывает»
для 5 – 7 классов
Провела:
учитель ОБЖ Васильева Е.В.
с. Красное, 2015
Внеклассное занятие по ОБЖ по пожарной безопасности
5-7 классы КВН «Юные друзья пожарных».
Цель: формирование знаний обучающихся по противопожарной безопасности через игровую форму деятельности, способствовать активизации мыслительной деятельности обучающихся и переносу полученных знаний в реальную жизнь.
Задачи:
- закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности;
- тренировать у учащихся умение находить решения в чрезвычайных ситуациях;
- учить видеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях;
(На заднем плане домик с надписью «Кошкин дом». Появляется старуха Шапокляк, напевая свою песенку.)
Шапокляк. Так, что бы такого сделать плохого.
(Осматривается, поднимает спичечный коробок. Трясет. Слышно как гремят спички.)
- О, спички, так-так. Сейчас я костерочек разведу.
(Шапокляк достает спички и пытается поджечь мусор.
В это время появляется тетя Кошка.)
Тетя Кошка. Ой, бабушка, что это Вы делаете?!
Шапокляк (испуганно). Ой, напугала-то, что это ты кричишь, на пожаре, что ли?!
Тетя Кошка. Не останови я Вас – не миновать пожара.
Шапокляк. Да ладно, пожара. И, во-первых, я никакая не бабушка, а гражданка Шапокляк, а во-вторых, какой пожар из-за одной спички?!
Тетя Кошка. Не скажите!
Ростом спичка – невеличка,
Не смотрите, что мала.
Эта маленькая спичка
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем играть нельзя!
Шапокляк. Ух, ты! А я и не знала, что эта спичка такая хулиганка. Теперь я поняла.
(Напевает на мотив частушек.)
То, что спички не игрушка,
Знает каждый, знают все.
Не давайте спички, детям,
А то быть большой беде. Ух!
(Обращается к тете Кошке.)
- А Вы, мадам, кто такая будете?
Тетя Кошка. Меня зовут тетя Кошка. Поэт Самуил Яковлевич Маршак про меня написал сказку, которая называется «Кошкин дом».
Шапокляк. Так это у Вас, тетя Кошка, дом сгорел?
- А еще меня учит, как со спичками обращаться!
Тетя Кошка. Да, был такой случай. Но теперь я умею правильно обращаться с огнем. А сегодня ко мне придут ребята, у которых будут проверяться знания правил пожарной безопасности, пройдет игра КВН «Юные друзья пожарных». И вы, гражданка Шапокляк, можете остаться с нами и многому научиться.
Шапокляк. Ну что же останусь, уговорили, авось пригодится. А где же твои ребята?
Тетя Кошка. А вот и они. Встречайте!
- Здравствуйте, дорогие ребята! Уважаемые гости!
Приветствую вас участников и болельщиков нашей увлекательной, но не развлекательной, а серьезной и воспитательной игры: КВН «Юные друзья пожарных». Сегодня мы встретились, чтобы закрепить знания по пожарной безопасности.
Вы должны быть сильными, знать, как правильно вести себя и действовать при пожаре, какие меры необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.
Помните! Спасаясь сам – спасай других!
Говорим – огонь нам друг!
Но врагом он станет вдруг,
Если мы о нем забудем,
Отомстит он сразу людям.
Пожалеете о том
Вы в сражении с огнем.
Тут он страшен и суров –
И от дома куча дров.
Сегодня в КВН играют 3 команды из ребят 5, 6, 7 классов, по 6 человек в команде, давайте их поприветствуем.
(Звучит музыка «Мы начинаем КВН») Слайд 2.
Тетя Кошка.
- Команды займите свои места.
Капитаны, представьте свои команды.
Приветствие команд:
Команда «Искорка!» - 5 класс
Наш девиз:
- При пожаре не сидим,
Набираем «01»!
Команда «Огнетушитель!» - 6 класс
Наш девиз:
-Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя!
3. Команда «Огонек!» - 7 класс
Наш девиз:
-Легче, чем пожар тушить,
Нам его предупредить!
Тетя Кошка.
- Вот мы и познакомились с командами.
К КВНу готовы?
- Да!
Я надеюсь на вас друзья,
Слушаем внимательно,
Работаем старательно!
Объявляю КВН открытым.
1 конкурс «Разминка». Слайд 3.
Тетя Кошка.
- Я буду загадывать загадки, по три загадки каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает по 1баллу.
Загадки:
1. Вот так мошка – осиновая ножка!
На стог села – все сено съела. (Спички.)
2. Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь.)
3. По деревне прошел, ничего не осталось. (Пожар.)
4. В маленьком амбаре держат 100 пожаров. (Спички.)
5. Красная корова всю солому поела. (Огонь.)
6. Маленькая, удаленькая, а большую беду приносит. (Искра.)
7. От огня происхожу, от огня и умираю. (Уголь.)
8. Стоит дом, пятьдесят сестричек в нем. Посоветую я детям, не играйте с домом этим! (Спичечный коробок.)
9. Шипит и злится, воды боится, с языком, а не лает, без зубов, а кусает. (Огонь.)
2 конкурс «Безопасность в доме». Слайд
Тетя Кошка.
- Чтобы не случилась в твоем доме беда,
Советы родителей и взрослых слушай всегда.
Приложение 1.
(Командам раздаются рисунки, на которых изображена комната в квартире).
Задание: рассмотрите рисунок и в течение 3 мин. отыщите на рисунке опасные предметы, от которых может случиться пожар. Обведите красным карандашом.
Слайд
Игра со зрителями: игра – загадка «Это я, это я, это все мои друзья!»
Тетя Кошка.
- Я буду читать четверостишия. После каждого четверостишия, если вы считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если уверены, что действия неправильны, то молчите.
-Кто, задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережет родную школу
От коварного огня?
Учащиеся.
- Это я, это я, это все мои друзья!
-Кто поджег траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
А сгорел гараж знакомых
И строительный забор?
(Ребята молчат.)
-Кто соседской детворе
Объясняет во дворе,
Что игра с огнем недаром
Завершается пожаром?
Учащиеся.
- Это я, это я, это все мои друзья!
-Кто украдкой в уголке
Жег свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушел!
(Ребята молчат.)
3 конкурс «Ваши действия при пожаре». Слайд
Тетя Кошка.
- Пожарные всегда спешат на пожар, но дорога каждая минута. До того, как приедут пожарные, мы многое сумеем спасти, затушить пожар, если будем правильно действовать.
Предлагаемые ситуации:
5 класс команда «Искорка»
- Если ты смотришь телевизор и вдруг видишь: он загорелся… Ваши действия?
(Обесточить, накрыть влажной тканью, при необходимости позвонить «01» и вызвать пожарный наряд.)
- Если ты нашел спички… Действия?
- Если ты увидел, как маленькие дети играют со спичками… Действия?
- Можно ли прятаться в шкафу или под столом во время пожара?
(Нет, нужно как можно скорее покинуть помещение.)
- Можно ли поджигать тополиный пух?
(Нет.)
- Можно ли жечь листву и мусор возле дома или в огороде?
(Нет.)
6 класс команда «Огнетушитель»
- Как правильно покинуть задымленное помещение?
(Приложив к носу и рту влажную ткань, ползком.)
- Можно ли использовать лифт во время пожара в доме?
(Нет.)
- Назовите возможную причину пожара.
(Игра со спичками. Удар молнии. Разведение костров на улице без взрослых. Короткое замыкание. Курение. Использование неисправных электроприборов.)
- Что нужно спасать во время пожара в первую очередь: деньги, документы или себя?
(Во время пожара не нужно пытаться спасать имущество, нужно спасать свою жизнь.)
- Можно ли заниматься тушением огня, не вызвав предварительно пожарных?
(Нет.)
- Можно ли во время пожара устраивать сквозняк, открывая одновременно все окна и двери?
(Нет.)
7 класс команда «Огонек»
- Что нужно делать, если в доме запахло газом?
(Немедленно сообщить взрослым. Позвонить от соседей в МЧС, открыть окна, чтобы помещение проветрилось. Не зажигать огонь и не трогать никакие электроприборы, даже выключатели света. Срочно покинуть помещение, обратившись за помощью к соседям, если рядом нет родителей.)
- Кашу Саша решил на сковороде подогреть,
При этом в соседней комнате песни попеть.
Заигрался Саша и бдительность потерял,
Правила пожарной безопасности не соблюдал.
И вот огоньки заскакали кругом,
И вспыхнул, как щепочки, бабушкин дом!
- На сковороде загорелось масло… Действия?
(Отключить плиту, накинуть влажное полотенце.)
- На тебе горит одежда… Действия?
(Надо упасть на пол (землю, траву, снег), накрыться влажной тканью, бежать нельзя.)
- Увидел человека с горящей одеждой… Действия?
(Догнать, накрыть тканью, уронить на пол, тушить огнетушителем нельзя.)
- От чего гибнут люди при пожаре?
(От огня, от дыма, от ядовитых газов, от завалов. Когда горит изоляция проводов, синтетика, выделяется отравляющий газ, поражающий организм человека. Достаточно 1-2 вдохов, и человек теряет сознание, а потом к нему подбирается огонь.)
- Доврачебная помощь при ожогах. Ваши действия?
(Если ожог незначительный, надо подставить пораженное место под струю холодной воды на 10-15 минут. Если ожог сильный, осложнен пузырями, им охвачена большая площадь, надо наложить стерильную салфетку, дать пострадавшему обезболивающее, доставить его в больницу.)
Тетя Кошка. Уважаемая гражданка Шапокляк, представьте, что Вы идете по улице и видите – из окна валит дым, и появился огонь. Что Вы будете делать?
Шапокляк. Я-то, я-то? Что-что, убегу, а то подумают, что я подожгла.
Тетя Кошка. Да разве так можно? Нужно же помочь.
Шапокляк. А, помочь! А… Тогда я буду помогать выносить ценные вещи: телевизор, видик, ковры, шубы…
Тетя Кошка. Да, нет, что Вы такое говорите. Ребята, что нужно сделать, если видите: начинается пожар?
Тетя Кошка. Правильно, нужно сразу позвонить по телефону «01» в пожарную часть, сказать, что горит, сообщить точный адрес и свою фамилию, после чего приступить к ликвидации пожара и эвакуации людей до приезда пожарных.
Шапокляк. Нужно записать:
Если вдруг увидишь дым,
Что-то загорается,
Позвони по «01»,
Сразу все уладится!
- Какой номер интересный.
Тетя Кошка.
- Ребята, почему телефон пожарной службы – 01?
(Потому что «01» - простой, его всякий запомнит, «01» - номер короткий, «01» - номер удобный, его легко набрать даже в темноте.)
Тетя Кошка. Совершенно верно. Во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждет. Поэтому и номер самый короткий, всего две цифры – можно набрать быстро. Этот номер «01» можно набрать по телефону даже в темноте – последняя цифра на диске и первая.
Шапокляк. Уважаемая тетя Кошка, а давайте проверим, правильно ли наберет этот номер команда «Искорка» в такой ситуации: пожар, телефон-автомат, кругом темно.
4 конкурс «Примите вызов». Слайд
Тетя Кошка.
- Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай сигнал –
Смело трубку в руки взять,
«01» сумей набрать
И назвать еще потом
Город, улицу, и дом,
И квартиру, где живете,
И с каким она замком,
И еще сказать: «Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою».
- Итак, уважаемая команда «Искорка», перед вами стоит телефон, ваша задача: завязать себе глаза повязкой, добраться до телефона, набрать «01», вернуться к команде, передать повязку следующему.
(Фоном звучит веселая мелодия, проходит конкурс «Примите вызов»).
Шапокляк. Молодцы, справились с заданием.
Пусть каждый помнит гражданин
Пожарный номер «01».
Тетя Кошка. Ну что же, мы набрали номер «01», усложняем задачу, а теперь нужно сообщить четко и точно, что горит, точный адрес и свою фамилию. Это задание выполнят команды «Огнетушитель» и «Огонек».
Шапокляк. И сейчас мы проверим, как вы (обращается к командам) будете сообщать о пожаре, а чтобы передать сообщение четко, нужно говорить правильно и быстро. Каждый из вас получает по листочку, на котором написана скороговорка. Приложение 2
Тетя Кошка. Ну вот, мои милые друзья, вы будете действовать так: подбегаете к телефону, снимаете трубку, громко, быстро и четко произносите 2 раза скороговорку, после – свой домашний адрес и фамилию. Кладете трубку, возвращаетесь к команде и сдаете эстафету следующему участнику.
Не забывайте: от точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро и правильно по адресу прибудут пожарные команды. Приготовились, начали!
Тетя Кошка. Итог этого конкурса один:
Если где-то задымится,
Если что-то загорится,
По тревоге как один,
Позвоним по… (дети хором: «01»).
И ближайшему району
Позвоним по телефону.
Где горит и что горит,
И кто об этом говорит!
5 конкурс «Блиц - турнир». Слайд
Тетя Кошка. А сейчас мы проведем блиц – турнир я задам по 2 вопроса каждой команде. За каждый правильный ответ команда получает по жетону.
Вопросы команде «Искорка»:
- Где еще может возникнуть пожар?
(На природе, в лесу.)
- Чем опасны лесные пожары?
(Гибнет все живое.)
Тетя Кошка. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от костра, чтобы лес загорелся.
Дети взяли в руки спички –
Нет жилья у бедной птички.
После страшного огня
Не осталось даже пня.
Вопросы команде «Огнетушитель»:
- Назовите причины лесных пожаров.
(Нельзя играть с огнем в лесу, разжигать костер без взрослых, поджигать сухую траву, уходя из леса потушить костер.)
- Если пожар в лесу все-таки начался, что нужно делать?
(Немедленно выбегать из леса.)
Вопросы команде «Огонек»:
- В какую сторону нужно выбегать из леса при пожаре?
(Стараться бежать в ту сторону, откуда дует ветер.) И выйдя из леса, что нужно сделать?
(Сообщить о пожаре взрослым.)
- Назовите виды лесных пожаров.
(Верховой, низовой, почвенный.)
Тетя Кошка. Молодцы ребята. Ловко справились и с этим заданием. Переходим к следующему конкурсу.
6 конкурс «Загадочный». Слайд
Тетя Кошка.
- Каждая команда получила по карточке с заданиями нужно в течение 3 минут выполнить это задание. Приложение 3
Пока команды выполняют задание, проведем игру со зрителями.
Слайд
Игра со зрителями: игра – загадка «Это я, это я, это все мои друзья!» Вы будете дружно отвечать на мои вопросы, если вы считаете, что нужно поступить именно так, говорите хором: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если уверены, что действия неправильны, то молчите.
- Кто, почуяв запах гари,
Сообщает о пожаре?
- Кто из вас, почуяв дым,
Говорит: «Пожар! Горим!»
- Кто из вас шалит с огнем
Утром, вечером и днем?
- Кто, почуяв газ в квартире,
Позвонит по ноль – четыре?
- Кто костры не поджигает,
И другим не разрешает?
- Кто от маленькой сестрички
Прячет, дети, дома спички?
- Признавайтесь-ка мне в том,
Кто из вас шалит с огнем?
7 конкурс «Конкурс капитанов». Слайд
Тетя Кошка. Капитанам команд по очереди нужно дать правильное объяснение пословицам и поговоркам. По две пословицы каждому. За каждый правильный ответ капитан получает по жетону. Приложение 4
1. Дыма без огня не бывает.
2. Пожар снежком не погасишь.
3. Искру туши до пожара, беду отводи до удара.
4. Где дым, там и огонь.
5. Малая искра города прожигает, а сама прежде всех погибает.
6. Затопила печку, а сама на крылечко.
Тетя Кошка. Молодцы капитаны.
Тетя Кошка. И так переходим к заключительному конкурсу нашего КВНа.
Отгадайте загадку:
С огнем бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники.)
Правильно, это пожарные, которые по первому нашему сигналу приедут на пожар и потушат его.
8 конкурс «Пожарные учения». Слайд
(Каждая команда выполняет свое задание)
1. Команда «Искорка».
- Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, вылив ведро с водой.
Эстафета 1. Каждый ребенок из команды должен с двумя ведрами добежать до домика, имитировать выливание воды на домик, а затем вернуться к своей команде и передать ведра следующему игроку и т.д.
2. Команда «Огнетушитель».
- Часто для спасения людей и тушения пожара пожарным приходится ловко пользоваться пожарной лестницей.
Эстафета 2. Каждый ребенок из команды бежит до гимнастической лестницы и залезает на нее, после этого возвращается к своей команде и передает эстафету другому игроку, так повторяется до тех пор, пока вся команда не выполнит задание.
3. Команда «Огонек».
- При пожаре дым опаснее огня. Стоит вдохнуть его несколько раз, и может закружиться голова. Нужно лечь на пол, так как дым поднимается кверху.
Эстафета 3. Команде необходимо проползти под дугой и в обруч, спасаясь от дыма, до условленного места.
4. Общая эстафета «Преодоление задымленной зоны».
Каждая команда должна пройти на корточках («гусиным шагом») задымленное помещение до выходной двери, дышать через тряпку, дверь закрыть после выхода последнего участника.
Штрафные баллы начисляются при каждой ошибке: движение не «гусиным шагом», кто-то дышит не через тряпку, дверь после выхода команды не закрыта.
Шапокляк.
В жаркий бой с огнем коварным
Не пойдешь без тренировки.
Тот, кто хочет быть пожарным,
Должен сильным стать и ловким.
Тетя Кошка. И ребята сегодня это доказали. Они были не только сильными и ловкими, но и веселыми, и находчивыми. А главное, ребята знают правила пожарной безопасности. Но вот наш КВН подошел к концу.
Я и ты за все в ответе,
Так не забудьте об одном:
Не стоит никому на свете
Шутить с огнем, играть с огнем!
Итог.
Тетя Кошка.
- Будьте осторожны с огнем, неукоснительно соблюдайте правила пожарной безопасности.
Подведение итогов.
Церемония награждения (звучит музыка). Слайд
Команды выходят на сцену. Вручение почетных грамот.
Тетя Кошка.
- Самое главное, ребята, чтобы вы поняли, что многие несчастные случаи, связанные с пожаром, можно предотвратить, соблюдая правила пожарной безопасности.
Шапокляк и Тетя Кошка (вместе).
Правила пожарные без запинки знайте!
Правила пожарные строго соблюдайте!
Тетя Кошка.
- Всем спасибо! До новых встреч!
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Максиняева М. Р. : Конкурсы, викторины, ребусы. Занятия по ОБЖ со школьниками /М. Р. Максиняева. - Творческий Центр «Сфера» г.Москва, 2006.
Павлова О. В., Попова Г.П. Пожарная безопасность. Конспекты занятий и классных часов в 5-11 классах (игры, тесты, практикумы, анализ ситуаций, «круглый стол») / О. В. Павлова, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2006.
Павлова О. В., Попова Г. П., Шевченко Г. Н. Пожарная безопасность в начальной школе. Конспекты занятий и классных часов / О. В. Павлова, Г. П. Попова, Г. Н. Шевченко – Волгоград: Учитель, 2006.
Титов С. В., Шабаева Г. И. Тематические игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя / С. В. Титов, Г. И. Шабаева. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
Синякова В. А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. 4 класс / В. А. Синякова. – М., 2010.
Приложения
приложение
Команда «Искорка».
Соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила пожарной безопасности и действий при пожаре.
1. Огонь нельзя оставлять
2. Если увидишь пламя
3. Вызывай пожарных
4. От огня
5. Из горящего помещения
6. Опасней всего при пожаре
а) по телефону «01».
б) нельзя прятаться.
в) без присмотра.
г) зови на помощь взрослых.
д) дым.
е) надо быстро уйти.
Команда «Огнетушитель».
Соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила безопасного обращения с электроприборами.
1. Не включай электроприборы…
2. Не пытайся починить электроприбор…
3. Не пользуйся электроприборами…
4. Не пользуйся электроприборами…
а) когда сидишь в ванне.
б) с оголёнными проводами.
с) если он включен в розетку.
д) мокрыми руками.
приложение
Команда «Огонек».
Соедини начало фраз с их окончаниями, и ты получишь правила безопасного обращения с электроприборами.