kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Роль и значение НВП и ОБЖ в повышении уровня бдительности и приобретения навыков противостояния опасности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная военная подготовка должны являться составной частью государственной системы.

Просмотр содержимого документа
«Роль и значение НВП и ОБЖ в повышении уровня бдительности и приобретения навыков противостояния опасности»

Роль и значение НВП и ОБЖ в повышении уровня бдительности и приобретения навыков противостояния опасности

Введение.

      Современная политическая обстановка в мире к сожалению далека от идеальной. На сегодняшний день в мире существует более 130 горячих точек.

Обостряется борьба за природные ресурсы, растет количество террористических актов. Все это накладывает особую ответственность на такие предметы как НВП и ОБЖ в необходимости повышения у обучающихся уровня бдительности и приобретения навыков противодействия опасности. Это направление является основным  в работе кабинета НВП колледжа экономики и финансов. Особенно актуальным оно стало в этом учебном году в связи с такой знаменательной датой, как 64-летие Победы и на фоне проводимой в Вооруженных Силах Республики Казахстан военной реформы.

       Какие же задачи решает предмет НВП и какие навыки противодействия опасности приобретают обучающиеся на занятиях? Рассмотрим, что изучают обучающиеся и какими знаниями они должны обладать, изучив предмет «Начальная военная подгнотовка».

 

Основная часть:

Начальная военная подготовка является составной частью государственной системы подготовки граждан Республики Казахстан к военной службе в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Ставропольского края.

Начальная военная подготовка является обязательным предметом изучения учащейся молодежи допризывного и призывного возраста в общеобразовательных школах всех типов, средних специальных учебных заведениях (колледжах) и профессионально-технических школах (профессиональных школах) независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

Начальная военная подготовка молодежи проводится в целях:

— изучения молодежью положений Конституции РФ, основ обороны государства;

— изучения роли Вооруженных Сил Республики Казахстан, их характера и особенностей, значения воинской службы как почетной обязанности граждан РФ, основных требований военной присяги, уставов Вооруженных Сил РФ;

— ознакомление с вооружением и военной техникой воинских частей, с размещением и жизнью личного состава;

— приобретения необходимых военных знаний и практических навыков;

— освоения основ безопасности жизнедеятельности человека в чрезвычайных ситуациях.

    Требование к уровню подготовки обучающихся.

На изучение начальной военной подготовки отводится 78 учебных часов на первый учебный год и 62 часа на второй.

Занятия по начальной военной подготовке проводятся в объеме 2-х часов в неделю во время всего периода обучения.

Занятия по начальной военной подготовке с девушками проводятся совместно с юношами за исключением занятий, проводимых на УПС. Совместные и раздельные занятия с юношами и девушками представляются в перечнях 1 и 2.

С целью контроля знаний, полученных на занятиях по начальной военной подготовке, в конце второго семестра обучения проводится обязательная контрольная работа по итогам первого учебного года, в третьем семестре проводится зачет, второй учебный год оканчивается проведением учебно-полевых сборов с юношами и занятий  по медицинской подготовке с девушками.

Начальная военная подготовка осуществляется как на теоретических, так и на практических занятиях. Теоретические занятия проводятся преимущественно в форме рассказа и беседы с использованием дидактического материала и технических средств обучения. Практические занятия направлены на закрепление изучаемого материала с исполь­зованием вооружения и военно-технического имущества, приборов и другого оборудования.

Содержание и структура учебного предмета включает вводное занятие, главы по основам военного дела, гражданской обороне и медицинских знаний.

При проведении вводного занятия особое внимание обращается на роль подготовки молодежи к военной службе и защите Республики Казахстан, на необходимость концентрации моральных, нравственных, психологических и физических сил для выполнения требований учебной программы начальной военной подготовки.

Основы военного дела являются базовой частью учебной программы начальной военной подготовки и состоят из следующих глав:

— Вооруженные Силы на страже суверенитета РФ;

— Уставы Вооруженных Сил РФ;

— Тактическая подготовка;

— Огневая подготовка;

— Строевая подготовка;

— Военная топография.

В процессе изучения основ военного дела преподаватель начальной военной подготовки решает одну из главных задач воспитания и обучения молодежи — формирование мировоззрения гражданственности у обучаемой молодежи, убежденности в необходимости защиты суверенитета РФ, сознательной готовности к ответственному отношению военной службе.

На каждом занятии необходимо добиваться осмысления обучаемой молодежью роли и значения военной присяги, развивать здоровый интерес к Вооруженным Силам Республики Казахстан, их традициям, особенностям службы в видах и родах войск, к военной профессии, стимулировать стремление молодежи к получению военных знаний, а также разъяснять, что уставы Вооруженных Сил РФ — это свод законов, регламентирующий жизнь и быт Вооруженных Сил, а выполнение требований уставов — это обязанность каждого военнослужащего.

Тактическая подготовка является одним из основополагающих глав обучения. Она обеспечивает комплексное изучение содержания учебного материала начальной военной подготовки. Темы занятий по тактической подготовке направлены на изучение основ общевойскового боя, обучение действиям в бою, приобретение навыков применении оружия и гранат для уничтожения живой силы и боевых машин противника. В ходе занятий обучаемые получают прочные навыки по технике применения оружия и ручных осколочных гранат. Для практических занятий по тактической подготовке необходимо предусмотреть наличие макетов винтовок, учебных автоматов (пулеметов), а также сумок для учебных гранат (болванок). Учащиеся должны быть одеты так, чтобы могли совершать практические приемы и действия на местности.

Основное внимание при проведении занятий по огневой подготовке должно быть обращено на меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами. В ходе занятий обучаемые изучают основы устройства стрелкового оружия, порядок их подготовки к стрельбе и правила стрельбы, порядок сбережения и хранения.

Занятия по строевой подготовке проводятся на специальной площадке (на плацу). При проведении практических занятий особое внимание обращается на методику обучения учащихся: показ строевого приема преподавателем — организатором в целом и по элементам разучиваемых строевых приемов и тренировка обучаемых.

Привитие навыков к обучаемым в выполнении элементов строевой подготовки  продолжается и на занятиях по другим предметам, а также на мероприятиях внеклассной работы по начальной военной подготовке.

Занятия по военной топографии — предусматривают обучение учащихся  ориентированию на незнакомой местности без карты, определению на ней своего местоположения и выбору маршрута движения к цели по заданному азимуту с помощью компаса.

Занятия по гражданской обороне и основам медицинских знаний знакомят обучаемых с мероприятиями, осуществляемыми в мирное и военное время по защите населения Республики Казахстан от последствий стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф и применения противником современных средств поражения. Кроме того, с правилами проведения спасательных и других неотложных аварийно-восстановительных работ в районах возникновения чрезвычайных ситуаций и очагах поражения, а также способами и приемами оказания первой медицинской помощи людям, получившим ранения и травмы.

         После изучения всей программы начальной военной подготовки учащиеся должны знать:

—       ответственность и обязанность граждан по защите РК в соответствии с требованиями Конституции и законов РК;

—       назначение и характер вооруженных сил РК;

—       требования военной присяги ВС РК;

—       общие обязанности военнослужащих, сущность и значение воинской дисциплины, навыки выполнения обязанностей дневального и часового;

—       обязанности солдата в бою, способы и приемы уничтожения противника;

—       приемы и правила стрельбы и метания ручных гранат;

—       основные мероприятия Гражданской обороны по защите населения и экономики РК;

Должны уметь:

—       определять стороны горизонта, азимут и его направление;

—       правильно выполнять команды в строю, строевые приемы на месте и в движении;

—       пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

—       оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим на поле боя, при проведении спасательных работ в чрезвычайных ситуациях.

На контрольных занятиях учащиеся (юноши) выполняют следующие нормативы (упражнения, приемы, действия):

—       на тактической подготовке – обнаружение целей, определение их места положения относительно ориентиров и местных предметов и доклад о результатах наблюдения; выбор огневой позиции (места) для стрельбы, трассировку окопа, передвижение на поле боя перебежками и переползанием; упражнения  по метанию ручной противотанковой гранаты по цели.

—       по огневой подготовке – нормативы по изготовке к стрельбе лежа с упора и разряжению оружия, кроме того, проверяется знания учащимися устройства автомата Калашникова и метание ручной противотанковой гранаты по цели.

—       по строевой подготовке – строевую стойку, повороты на месте и в движении, строевой шаг, отдание воинской чести на месте и в движении, подход к начальнику и отход от него, постановка в строй;

—       по Гражданской обороне – нормативы по надеванию индивидуальных средств защиты органов дыхания и кожи, по использованию неисправным противогазом и наложению повязок;

По согласованию с начальниками гарнизонов командирами воинских частей (военно-учебных заведений) в период учебно-полевых сборов организуется проведение боевых стрельб из АК-74 (выполнение начального упражнения из автомата). В этом учебном году планируется проведение боевых стрельб с учащимися 1 и 2 курса в мае 2009 года.

Планирование начальной военной подготовки в учебных заведениях осуществляется в соответствии с требованиями настоящей Программы. Оно должно быть направлено на качественную подготовку юношей к службе в Вооруженных силах РК, обеспечивать полное выполнение программы, комплексное изучение всех ее разделов в тесной связи с другими предметами обучения.

         В учебном заведении составляется понедельный план прохождения начальной военной подготовки на весь учебный год, а занятия по начальной военной подготовке включаются в общее расписание учебного заведения с указанием часов отводимых на этот предмет.

В целях организованного проведения занятий и привития студентам практических навыков в выполнении требований Уставов вооруженных сил РК в учебном заведении указом директора учебного заведения формируются учебные группы, именуемые учебными взводами и отделениями, а из числа студентов назначаются командиры взводов и отделений. Занятия по НВП начинаются с построения учебного взвода в двухшереножном строю и доклада о готовности к занятиям. На занятиях по начальной военной подготовке взаимоотношения между студентами и преподавателем – организатором начальной военной подготовки строится применительно к требованиям Уставов Вооруженных сил РК.

         Учащиеся обязаны на занятия прибывать подготовленными и аккуратно одетыми.

В целях улучшения практических навыков по НВП  проводились секционные занятия по стрелковому спорту. Занимающиеся  стрельбой учащиеся получили хорошие базовые данные по огневой подготовке, что они постоянно подтверждают на  соревнованиях всех уровней, занимая призовые места. Занятия в стрелковой секции проводятся 2 раза в неделю, а в ходе подготовки к соревнованиям и до 5 раз в неделю.

         Пройдя курс НВП обучающиеся получают минимальный уровень навыков противодействию опасности на поле боя, повысить этот уровень они смогут на дополнительных занятиях в военно-спортивных секциях или отслужив в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

         Другим важным предметом в повышении у обучающихся уровня бдительности и приобретения навыков противодействия опасности является ОБЖ. Его проходят не все группы и программы каждый год меняются.

 Вот например какой программный материал изучали обучающиеся банковских групп 2 курса в этом учебном году.

 Организационные основы обеспечения безопасности  и жизнедеятельности.

1.Введение. Цель содержание и задачи курса, его значение в подготовке специалистов. Определение основных понятий: безопасность жизнедеятельности, гражданская оборона, объект народного хозяйства.

Влияние темпов научно-технического прогресса, масштабов научно-технической и производственной деятельности с использо­ванием сложных технических систем, увеличение риска их эксплуатации — реальная угроза для здоровья и жизни людей, окружающей среды.

Постоянные комиссии по чрезвычайным ситуациям при Кабинете Министров Республики Казахстан, областных и городских маслихатах (администрациях). Цели и основные задачи по действиям в чрезвычайных ситуациях.

Организация единой государственной системы по обеспечению безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Сущность и содержание морально-психологической подготовки населения.

2. Роль и задачи ГО в обеспечении жизнедеятельности населения. ГО учебного заведения.

ГО учебного заведения, организационная структура, силы и. средства. Общие принципы организации и структуры учреждений ГО. Организационная структура ГО объекта народного хозяйства. Порядок создания, организация, оснащение и возможности невоенизированных формирований ГО. Территориальные и объективные формирования общего назначения    и    служб,    специальные    и    специализированные

формирования.  Организация  оповещение  населения   и   ОНХ   о чрезвычайных ситуациях.

3. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени.

Определение, причины возникновения и классификация чрез­вычайных ситуаций. Стихийные бедствия, производственные авария, катастрофы, военные конфликты, их краткаяхарактеристика.

4. Очаги поражения. Характеристика очагов поражения.

Характеристика очагов поражения. Возникающих в результате стихийных бедствий — землетрясении, наводнений, оползней, снежных лавин, селевых потоков и др. применительно котрасли народного хозяйства. Первичные и вторичные поражающие факторы.

Характеристики очагов поражения при авариях на АЭС, производствах с применением СДЯВ.



Ударная волна, световое излучение проникающая радиация, электромагнитные импульсыи их краткая характеристика.

Особенности прямого и косвенного воздействия на человека, сооружения, оборудования. Краткая характеристика очагов поражения, возникающих при применении современных средств поражения.

5. Источники радиации. Естественная радиоактивность.

Лекция — Радиоактивное заражение местности при ядерных взрывах и авариях.

Характер поражения людей и животных, загрязнение радионуклидами сельхозрастений,продовольствия и воды. Экологические последствия аварий, катастроф, стихийных бедствий, а также применения современных средств поражения.

 6. Краткая характеристика СДЯВ. Очаг химического заражения. Виды СДЯВ, их характеристика.

Сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ), определение, виды. Краткая характеристика наиболее распространенных СДЯВ. Региональные СДЯВ Республики Казахстан.

Понятие о зоне химического заражения СДЯВ. Оценка химической обстановки.

7. Оказание доврачебной помощи при отравлении СДЯВ.

Отработка приемов и методов медицинской помощи при поражении СДЯВ (аммиак, хлор, СО и ФОБ и др.) Использование шприц-тюбика. закапывание в глаза и др.

8. Оценка обстановки при чрезвычайных ситуациях.

Методика оценки радиационной, химической обстановки и бактериологического заражения. Оценка обстановки по данным, выявленным силами и средствами разведки. Использование данных прогнозирования для оценки обстановки.

Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Классификация приборов радиационной; химической разведки и дозиметрическогоконтроля. Назначение, состав и основные характеристики измерительной мощности доз, комплекта индивидуальных дозиметров (ИД-1«Север»), приборов химической разведки.Подготовка приборов к работе и порядок измерений.

9. Организация помощи в очагах стихийных бедствий.

Оказание помощи пострадавшим, находящимся в убежищах и укрытиях, в завале или в полуразрушенных зданиях. Правила поведения населения при землетрясениях и в зонаххимического и радиоактивного заражения.

Порядок действий населения при землетрясениях в домашних условиях, на работе, на улице, после землетрясения,

Поведение людей в зонах химического и радиоактивного заражения, при угрозе селя, наводнений, пожарах и др.

10. Транспортировка пораженных и больных.

Устройство санитарных носилок. Свертывание и развертывание санитарных носилок, пользование носилочными лямками Устройство импровизированных носилок, Перекладывание пораженных с земли на носилки. Положение пострадавшего притранспортировке в зависимости от характера травм, защита от переохлаждения.

Переноска пораженных и больных на стандартных  импровизированных носилках.

11. Защита воды и  продовольствия в условиях чрезвычайных ситуаций.

Защита и обеззараживание продовольствия и воды, медицинского имущества. Понятие о дезинфекции, дезактивации и дегазации.

12. Оказание доврачебной помощи при отравлении животными и растительными ядами.

Освоение и отработка приемов оказания неотложной помощи при острых отравлениях грибами, ядовитыми растениями и ядом животных.

13. Кровотечение.

Виды кровотечений. Опасность кровопотери. Способы временной остановки кровотечения у детей. Понятие о переливании крови.

Отработка способов временной остановки кровотечения: наложение давящей повязки, наложение жгутов стандартных и из подручных материалов, жгута — закрутки, пальцевое прижатие сосуда.

      14. Повреждения груди и  живота.

 Закрытые  повреждения  грудной  клетки, ушибы,  переломы ребер.    Ранения    грудной    клетки.    Осложнения.    Неотложная доврачебная помощь.

Повязки при повреждениях груди и живота (отработка приемов): герметизирующая повязка и повязка при проникающем ранении живота.

15. Неотложная помощь при несчастных случаях и острых заболеваниях.

16.  Ожоги. Медицинская помощь при них.

Ожоги, классификация. Термические ожоги. Ожоговый шок. Особенности ожогов у детей. Неотложная доврачебная помощь при ожогах.

17.Утопление, электротравмы, травматическая асфиксия, тепловой и солнечный удар.

Понятие о реанимации. Этапы сердечно — легочной реанимации, отработка приемов искусственной вентиляции легких (способы «рот ко рту», «рот к носу»), непрямого массажа сердца. Травматическая асфиксия при обвалах, засыпания землей. Утопление, электротравма. Тепловой и солнечный удар, Неотложная доврачебная помощь при указанных состояниях.

  18.  Стенокардия, инфаркт миокарда. Легочное кровотечение.

Неотложная помощь при стенокардии, инфаркте миокарда и легочном кровотечении.

 Только теоретическая подготовка уже вооружает обучающихся знаниями по выживанию в экстремальных условиях, а практические тренировки резко повышают их уровень бдительности и  навыки противодействия опасности.

 

Заключение

 

Из моего доклада вы можете сделать вывод, какую роль и значение играют  НВП и ОБЖ в повышении у обучающихся уровня бдительности и приобретения навыков противодействия опасности. Это направление необходимо развивать и совершенствовать, так как международная обстановка остается напряженной, а криминальная обстановка в связи с экономическим кризисом может резко обостриться. В этих условиях мы должны готовить не только высококлассных специалистов, но научить наших обучающихся выживать в различных условиях.

 



Список литературы:

1.Безопасность жизнедеятельности. Курс лекций. Приходько Н.Г. Алматы,    2006г. 366  с.

2.Большая энциклопедия выживания. Ильичев А.А. Москва, 2001г.1112 с.

3.Руководство по оказанию первой помощи. Крис Макнаб. Москва, 2002г.327 с.

4.С природой один на один: О выживании человека в экстремальных условиях. Москва, 1989г.348  с.

5.Спецназ: Курс индивидуальной подготовки. Уайзмэн Д. Москва, 2001г.304  с.

6.Самооборона в городе. Уайзмэн Дж. Москва, 2002г.224 с.

7.Техника выживания в экстремальных условиях. Стилвелл А.Москва, 2001г.352 с.

8.Учебник НВП.  Аманжолов К.Р. Алматы, 2006г. -384 с.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алтынникова Елена Николаевна

Дата: 09.02.2019

Номер свидетельства: 499100

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства