Сценарий познавательной игры-путешествия по ОБЖ «Знай, умей, действуй!»
Внеклассное мероприятие для учащихся 5-6 классов
Описание материала: данный материал будет полезен вожатым, педагогам-организаторам, классным руководителям школ для проведения внеклассных мероприятий. Сценарий предназначен для учащихся 5-6 классов. Материал направлен на актуализацию темы основ безопасности жизнедеятельности и закрепление знаний учащихся по правилам поведения в различных ситуациях.
Цель: дать учащимся понимание общей логики безопасности
Задачи:
- научить предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения;
- развивать творческую активность учащихся;
- воспитывать ответственность за личную безопасность.
Форма: познавательная игра-путешествие.
Предварительная работа:
1) Формируются команды. Учащиеся придумывают название, девиз и эмблему команды.
2) Команды готовят защиту рисунков на тему «Азбука безопасности».
3) Учащиеся знакомятся со знаками дорожного движения.
Ход игры
1.Построение команд. Учащиеся говорят название и девиз своей команды.
2.Объяснение хода игры:
Ведущий: Сегодня мы проводим познавательную игру «Знай, умей, действуй!», в ходе которой вы получите основные знания по безопасности жизнедеятельности и научитесь очень важным правилам: предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения. По ходу игры вы будете перемещаться от пункта к пункту назначения, согласно маршрутному листу. На каждом этапе вы будете выполнять конкретное задание, которое вам будут подробно объяснять дежурные пункта назначения. Внимание! Переходить от пункта к пункту - по звонку.
После выполнения всех заданий - сбор в актовом зале для подведения итогов.
3.Представление дежурных пунктов.
4.Вручение маршрутных листов.
Ход игры
1.Построение команд. Учащиеся говорят название и девиз своей команды.
2.Объяснение хода игры:
Ведущий: Сегодня мы проводим познавательную игру «Знай, умей, действуй!», в ходе которой вы получите основные знания по безопасности жизнедеятельности и научитесь очень важным правилам: предвидеть опасные ситуации и правильно действовать в случае их возникновения. По ходу игры вы будете перемещаться от пункта к пункту назначения, согласно маршрутному листу. На каждом этапе вы будете выполнять конкретное задание, которое вам будут подробно объяснять дежурные пункта назначения. Внимание! Переходить от пункта к пункту - по звонку.
После выполнения всех заданий - сбор в актовом зале для подведения итогов.
3.Представление дежурных пунктов.
4.Вручение маршрутных листов.
Станция №1 «Азбука безопасности»
За плакат максимум 5 баллов
Дежурный пункта:
- Для того чтобы уменьшить вероятность ошибок при действиях в опасных и чрезвычайных ситуациях, подавить в себе чувство страха и паники, вы должны знать правила и понятия основ безопасности жизни. Готовясь к нашей игре, вы рисовали плакаты, которые вы будете сейчас защищать.
Задание
1)Защита рисунков «Азбука безопасности»
2)Составить словарь терминов по ОБЖ (1 минута) за каждый термин 1 балл
Станция №2 «Опасная ситуация»
Дежурный пункта:
- Чрезвычайные ситуации могут возникать внезапно, требуя от человека немедленных активных действий. С ними можно столкнутся даже в самой привычной обстановке – на улице, дома, в школе.
Задание
Перед вами рисунок. Ваша задача найти опасные места.
Станция №3 «Дорожно-патрульная служба»
Инструкция. Ознакомьтесь с перечнем дорожных ситуаций (в левом столбце задания), с правилами безопасности и вариантами действий (в правом столбце). На отдельном листочке в таблице рядом с номерами ситуаций (из левого столбца) запишите номера правил и действий (из правого столбца), которые следует выполнить в этих ситуациях. В случае, если следует выполнять несколько правил или действий (из правого столбца задания), укажите их номера, начиная с самого первоочередного и важного. После принятия индивидуального решения примите участие в коллективном обсуждении порядка действий в ситуациях.
Время на выполнение задания – 4 минуты
Ситуации | Правила и способы обеспечения безопасности |
Надо перейти на другую сторону дороги через проезжую часть: | 1. Этот сигнал разрешает движение. 2. Можно начинать переход через проезжую часть дороги 3. Перейти проезжую часть можно по пинии тротуаров. 4. Выходить на проезжую часть дорог t нельзя. 5. Поступить в этой ситуации так, как действуют взрослые пешеходы. 6. Перед переходом остановиться и убедиться в отсутствии приближающегося транспорта 7. Переходить проезжую часть следует под прямым углом. 8. Надо убедиться, что транспортные средства при повороте направо и налево пропускают пешеходов. 9. При переходе дороги сначала смотреть налево; дойдя до середины дороги, - направо 10. Ожидать прибытия трамвая на тротуаре. 11. Ожидать трамвай на посадочной площадке на середине дороги. 12. Обратиться в этой ситуации за помощью к взрослому человеку. 13. Дойти до ближайшего пешеходного перехода и, убедившись в безопасности, перейти через дорогу 14. Перейти через проезжую часть за спиной регулировщика 15. В этом месте переход дороги запрещен. 16. На проезжей части при переходе следить как за тем, что происходит слева, так и за тем, что происходит справа |
1. На нерегулируемом перекрестке, на котором нет пешеходного перехода. |
2. К перекрестку приближается транспортное средство с включенным проблесковым маячком синего цвета. |
3. Регулировщик стоит спиной или лицом к пешеходам, его руки опущены или вытянуты в стороны. Остановка трамвая расположена на середине дороги, оборудована приподнятой посадочной площадкой: |
4. Надо выбрать место, чтобы ждать трамвай. |
Ситуация 1 | 3 | 6 | 7 | 8 | 16 | - | - | - | - | - |
Ситуация 2 | 4 | | | | | | - | - | - | - |
Ситуация 3 | 4 | | | | | | | | | |
Ситуация 4 | 11 | | | | | | | | | |
Станция №4 «Медицинская помощь»
Дежурный пункта:
- В экстремальных условиях могут возникнуть ситуации, когда, оставшись один, ты должен суметь оказать сам себе элементарную медицинскую помощь. Первая медицинская помощь – это всего лишь временная мера при несчастном случае. Она предпринимается для того, чтобы спасти жизнь пострадавшего человека, предотвратить дополнительные травмы и облегчить его страдания до оказания квалифицированной медицинской помощи.
Задание
1)«Поговорим о домашней аптечке» (блиц-опрос)
Вопросы для блиц-опроса
- Спиртовой раствор зелени бриллиантовой, употребляемый для смазывания ран. (Зеленка)
- Пушистая волокнистая масса из хлопка, употребляемая в медицине, в быту. (Вата)
- Кусок ткани в виде длиной ленты для лечебной повязки. (Бинт)
- Лепешка прессованного лекарственного порошка. (Таблетка)
- Прибор, с помощью которого измеряют температуру. (Градусник)
- Ткань, покрытая лекарственной массой, которую прикладывают к ранам. (Пластырь)
- Органические вещества различного состава, необходимые для жизнедеятельности человека и животных: А, В, С, Д и другие. (Витамины)
- Набор лекарств для оказания первой помощи или несложного домашнего лечения. (Аптечка)
- Спиртовой раствор темно-коричневого цвета, используемый для смазывания ран. (Йод)
- Тонкая хлопчатобумажная ткань из редко переплетенных нитей, применяемые, главным образом, как перевязочный материал. (Марля)
Станция №5 «Пожарная служба»
Дежурный пункта:
- По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетел к Прометею большой орел и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню.
Решение кроссворда заключается в следующем: нужно в поле кроссворда, заполненном буквами найти слова, являющиеся ответами приведенных определений. Все буквы найденного слова необходимо вычеркнуть. Два раза одна и та же буква не может быть зачеркнута. После решения кроссворда не зачеркнутых букв не должно остаться. Если после того, как слова всех определений найдены, а в поле кроссворда остались буквы, то следует решить еще одну задачу: из этих букв нужно сложить слово, которое и будет разгадкой кроссворда.
Станция № 6 «В здоровом теле – здоровый дух»
Участники добегают до столика и выбирают карточки с положительными фразами, а вредные оставляют на столе. Каждый участник должен принести правильную табличку.
( За правильный ответ – 1 балл, максимум 22 балла)
-Читать лёжа.
+Чистить зубы два раза в день
-Смотреть на яркий свет.
+Оберегать глаза от ударов.
-Смотреть близко телевизор.
+Промывать по утрам глаза.
-Тереть глаза грязными руками.
+Читать при хорошем освещении.
-Часто есть сладкое.
+Кушать фрукты и овощи.
-Грызть ручки и карандаши.
+Закаляться.
+Гулять на свежем воздухе.
-Надевать чужую одежду, обувь, головные уборы.
+Помогать по дому.
-Грызть ногти.
+Кататься на лыжах.
+Делать зарядку
+Принимать душ
+Завтракать по утрам
-Работать за компьютером
+Заниматься спортом
Даются вопросы, на которые нужно дать ответы.
Согласны ли вы, что зарядка – это источник бодрости и здоровья? (Ответ: да.)
Верно ли, что жевательная резинка сохраняет зубы? (Ответ: нет.)
Верно ли, что зубы надо чистить один раз в день? (Ответ: нет.)
Правда ли, что бананы поднимают настроение? (Ответ: да.)
Верно ли, что морковь замедляет старение организма? (Ответ: да.)
Легко ли отказаться от курения? (Ответ: нет.)
Правда ли, что недостаток солнца вызывает плохое настроение? (Ответ: да.)
Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (Ответ: нет.)
Правда ли, что каждый день нужно выпивать два стакана молока? (Ответ: да.)
Станция №7 «Спортивная»
Эстафета«Принеси дорожный знак»
Необходимо добежать до обруча, взять нужный знак, принести в свою команду. Затем бежит второй участник и делает тоже самое. Необходимо собрать одну группу знаков:
I команде – «Запрещающие знаки»;
II команде – «Предупреждающие знаки».
Материал: 1 обруч, дорожные знаки (по 6 шт.), 2 мяча-прыгуна.
Для того чтобы на дорогах был порядок придумали дорожные знаки.
Эстафета «Дорожные знаки» (вместе)
Бег с соблюдением дорожных знаков. Побеждает команда, выполнившая задание первой.(Дорожные знаки, прикрепленные к спинке стула).
ТОННЕЛЬ - пролезать в обруч;
ПОДЗЕМНЫЙ ПЕРЕХОД - пробежать под кушеткой;
НЕРОВНАЯ ДОРОГА - пробежать по мату;
ДОРОЖНЫЕ РАБОТЫ - сначала собрать раскиданные бумажки в ведро, а на обратном пути разбросать;
КРУГОВОЕ ДВИЖЕНИЕ - оббежать вокруг стула;
НИЗКОЛЕТЯЩИЕ САМОЛЁТЫ - пробежать под верёвочкой (веревку можно натянуть между стульями)
После выполнения всех препятствий ребёнок бегом возвращается в команду, передавая эстафету другу.
Маршрутный лист «Знай! Умей! Действуй»
Команда _________________________
№ | Название станции | Результат, отметка о выполнении |
1 | «Азбука безопасности» | |
2 | «Осторожно! Опасность» | |
3 | «Дорожно-патрульная служба» | |
4 | «Медицинская помощь» | |
5 | «Пожарная служба» | |
6 | «В здоровом теле – здоровый дух» | |
7 | «Спортивная» | |