Содержание работы помогает правильно организовать проведение военных сборов с учетом современных требований по выполнению учебно- воспитательных задач, здоровьесберегающих технологий, с соблюдением мер безопасности жизнедеятельности.
Информацию, содержащуюся в данной работе можно использовать при подготовке, организации и проведении военно- спортивных мероприятий, сборов, соревнований военно- прикладной направленности, на занятиях по изучению основ военной службы. При проведении урочной или практической формы занятийданную информацию можно преподавать методом рассказа,инструктажей, тестирования, зачетов.
Цели работы:
- определение главных направлений в организации и проведении сборов, решении поставленных задач по подготовке молодежи к военной службе,
- освещение проблем патриотического воспитания и обмен опытом работы в целях повышения его эффективности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация и проведение военно-полевых сборов »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Ивановская средняя общеобразовательная школа».
Методика организации и проведение военно-полевых сборов.
Тема:Организация и проведение учебных пятидневных сборов с обучающимися 10 классов на базе образовательного учреждения.
Выполнил:
преподаватель-организатор ОБЖ
Четвериков Анатолий Николаевич
МБОУ «Ивановская средняя
общеобразовательная школа»
Рыльского района
Курской области
Ивановское 2014.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Представленная работа по теме «Патриотическое воспитание – неотъемлемая составляющая пятидневных учебных сборов» в номинации «методика организации и проведения военно- полевых сборов, военно-тактических игр и соревнований по военно-спортивным и техническим видам спорта» представляет собой опыт организации и проведения учебных сборов с юношами 10 классов.
Цели работы:
- определение главных направлений в организации и проведении сборов, решении поставленных задач по подготовке молодежи к военной службе,
- освещение проблем патриотического воспитания и обмен опытом работы в целях повышения его эффективности.
Содержание работы помогает правильно организовать проведение военных сборов с учетом современных требований по выполнению учебно- воспитательных задач, здоровьесберегающих технологий, с соблюдением мер безопасности жизнедеятельности.
Информацию, содержащуюся в данной работе можно использовать при подготовке, организации и проведении военно- спортивных мероприятий, сборов, соревнований военно- прикладной направленности, на занятиях по изучению основ военной службы. При проведении урочной или практической формы занятий данную информацию можно преподавать методом рассказа, инструктажей, тестирования, зачетов.
Работа по данной тематике эффективна в старшей возрастной группе. При использовании этого материала в практической деятельности учащихся возрастает их сознательное отношение к выполняемой деятельности, самостоятельность и ответственность, значительно повышает уровень патриотического воспитания. Если патриотизм - это олицетворение любви к Отечеству, сопричастность с его историей, составляющая духовно-нравственной основы личности, гражданская позиция и потребность в достойном, самоотверженном служении Родине, то военно-патриотическое воспитание призвано готовить подрастающее поколение к достойному служению Отечеству, защищать интересы страны. А это многокомпонентное образование, соответствующее всей системе требований общества и его Вооруженных Сил.
К числу ценностей, на которых основывается военно-патриотическое воспитание, относится:
• гражданский долг - постоянная внутренняя потребность в высоконравственном отношении к воинским и иным социально значимым требованиям государства;
• воинский долг - система социально значимых ценностей и морально-правовых обязанностей военнослужащих, выражающая готовность отстаивать интересы народа и защищать Родину, верность военной присяге, всему тому, что выражено в Законах Конституции РФ, воинских уставах;
• воинское мастерство - уровень профессиональной подготовленности к выполнению военной службы в мирное время, в период подготовки и ведения боевых действий;
• профессионализм - степень овладения, военных специальностей и умением успешно выполнять поставленные задачи.
И, наконец, признаем объективную взаимосвязь военно-патриотического и умственного воспитания; последнее формирует культуру умственного труда, значение которой огромно в свет современных высоких требований военной службы, предполагающих наличие у каждого воина способности оперативно находить оптимальные решения в экстремальных условиях. Ведь сама воинская служба для юноши - это уже экстремальная среда, где необходима психологическая и физическая подготовка.
Конечным результатом реализации программы учебных пятидневных сборов предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономическая и политическая стабильность и укрепление национальной безопасности. Стимулирование проявления патриотизма в служебной, военной, трудовой и общественной деятельности граждан России.
Целями сборов являются:
- подготовка юношей к службе в Вооруженных Силах нашей страны, выполнению ими конституционного долга по защите Отечества;
- закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по ОБЖ в школе, приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой адаптации с поступлением на военную службу;
- воспитание у юношей гордости за Вооруженные Силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.
Воспитательно-образовательные цели здесь сформулированы так:
• закрепить и углубить убежденность учащихся в необходимости укрепления обороны страны, в том, что каждый молодой человек должен готовить себя к защите Родины;
• изложить основные положения о защите государства, показать их развитие в документах правительства о назначении и функциях Вооруженных Сил;
• вести пропаганду боевых традиций ВС, прививать учащимся чувство любви и уважения к Армии и Военно-Морскому Флоту;
• формировать у учащихся умения объяснять ситуации военно-политического характера с позиций объективных, научных позиций, применять полученные знания и умения на уроках и при проведении внешкольных военно-патриотических мероприятий; осуществлять самоподготовку к будущей воинской деятельности и защите Отечества.
Преподавателю следует выделять опорные понятия, законы, основные мировоззренческие идеи изучаемой темы, которые необходимо связать с жизненным опытом и основными видами деятельности учащихся:
«концепция разоружения»;
«военная доктрина»;
«концепция всеобъемлющей системы международной безопасности»;
«патриотизм и интернационализм»;
«боевой потенциал Вооруженных Сил»;
«единство армии и народа»;
«воинский долг».
Процесс организации усвоения понятий и законов, сквозных мировоззренческих идей должен проходить с учетом межпредметных связей.
Для обеспечения организованного проведения военно-полевых сборов оформляется необходимая документация: приказы, инструктажи учащихся, проводятся родительские собрания, обеспечивающие порядок дисциплину и безопасность.
В приказах директора образовательного учреждения определяется ответственность лиц, организующих данное мероприятие, их действия по реализации поставленных задач. Инструкции, составленные преподавателем – организатором ОБЖ должны учитывать весь объем мер безопасности на сборах. Результаты инструктажа закрепляются подписью учащихся в ведомостях, что обеспечивает сознательность и ответственность учащихся на сборах и проведении учебно-воспитательного процесса. Ознакомление родителей с условиями прохождения их детьми учебно – полевых сборов, организацией обучения и быта, определяют должную меру ответственности и участия в подготовке своих детей к сборам.
Немаловажное значение при подготовке к сборам имеет написание планов – конспектов проводимых занятий. В планах занятий должны программироваться все цели и задачи, методы и средства их решения. Для проведения сборов учащиеся готовят все необходимое имущество, обеспечивающее соблюдение правил гигиены и сохранения здоровья, принадлежности для проведения занятий.
Одежда должна соответствовать погодным условиям и изменяющемуся температурному режиму, а также видам деятельности. Необходимый минимум принадлежностей для обеспечения бытовых потребностей необходим для каждого ученика. Средства гигиены имеют особо важное значение, так как большая часть занятий проводится в природных условиях. В связи с отсутствием возможности проводить централизованно учебные сборы в 2012 - 2014 годах в Рыльском районе проводятся на базе общеобразовательных учреждений. Преподаватель – организатор ОБЖ готовит планы – конспекты занятий по тематике сборов, необходимые принадлежности и имущество для проведения практических занятий.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ УЧЕБНЫХ ПЯТИДНЕВНЫХ СБОРОВ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ 10-Х КЛАССОВ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Программа учебных сборов для юношей – десятиклассников рассчитана на 40 часов. В соответствии с учебным планом проведения учебных сборов с обучающимися занятия проводятся по:
1.Физической подготовке, в ходе которых обучающиеся изучают комплекс утренней гимнастики, физические качества, которые необходимо развивать военнослужащим, принципы развития физических качеств. Также, на занятиях физической подготовки обучающиеся развивают такие физические качества, как: сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость. Занятия проходят на свежем воздухе, используется оборудование спортивной площадки школы. В комплекс обязательных упражнений входят: бег, упражнения на брусьях, преодоление лабиринта различными способами, подтягивание, отжимание, приседания и др. Проводятся соревнования, как одиночные, так и командные.
2. Строевой подготовке. На занятиях строевой подготовкой обучающиеся отрабатывают выполнение различных команд в строю: «на-лево», «на-право», «кругом», «в две шеренги становись», «в одну шеренгу становись», «на месте шагом марш», «вперед шагом марш», «песню запевай», а также походный шаг, парадный шаг. Обучающиеся изучают основы Строевого устава Вооруженных сил РФ: элементы строя, команды, подаваемые в строю и вне строя.
3. Тактической подготовке. В ходе проведения занятий по тактической подготовке обучающиеся изучают команды, подаваемые на передвижение в бою и порядок их выполнения, приемы и способы использования рельефа местности при поражении противником с воздуха, маскировки, в том числе и светомаскировки, способы отражения атаки нападения противника, способы и приемы атаки противника.
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка — это система обучения личного состава подразделения, частей и соединений, а также командиров и органов управления ведению боевых действий. Тактическая подготовка — один из важнейших предметов боевой подготовки.
Тактическая подготовка солдата включает: изучение характеристик современного боя, приемов и способов действий в бою, способов применения оружия в бою, воспитание у военнослужащих высоких морально-боевых качеств. Объем и содержание тактической подготовки определяются программами боевой подготовки видов Вооруженных Сил и родов войск.
В данном разделе мы коротко познакомим с характеристиками современного боя и действиями солдата в бою.
Современный общевойсковой бой и его характеристика
Современный бой — основная форма тактических действий войск авиации и флота, организованное вооруженное столкновение соединений, частей и подразделений воюющих сторон, представляющее собой согласованные по цели, месту и времени удары, огонь и маневр в целях уничтожения (разгрома) противника и выполнения других тактических задач в определенном районе в течение короткого времени.
Бой является единственным средством для достижения победы. Разгром противника и победа в бою достигаются мощными ударами всех видов оружия, своевременным использованием их результатов, активными и решительными действиями соединений, частей и подразделений.
Современный бой по своему характеру является общевойсковым. Он ведется объединенными усилиями всех участвующих в нем войск с применением танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), артиллерии, средств противовоздушной обороны, самолетов, вертолетов и другой боевой техники и вооружения.
Общевойсковой бой может вестись с применением ядерного оружия и других средств поражения или с применением только обычного оружия. В бою с применением только обычного оружия основным средством поражения является огонь артиллерии, танков, боевых машин пехоты (бронетранспортеров), зенитных средств и стрелкового оружия в сочетании с ударами авиации. Обычное оружие составляют все огневые и ударные средства, применяющие артиллерийские зенитные, авиационные, стрелковые, инженерные боеприпасы и ракеты в обычном снаряжении, а также зажигательные боеприпасы ,и огнесмеси.
Обязанности солдата в бою
В современном общевойсковом бою неизмеримо повышается роль солдата. Он несет личную ответственность за защиту своего Отечества и должен: не щадить своих сил и самой жизни при выполнении воинского долга; беспрекословно повиноваться командирам (начальникам) и защищать их в бою; как зеницу ока оберегать Боевое Знамя части; до конца выполнить в бою свой воинский долг.
Каждый солдат обязан: - знать боевую задачу взвода, своего отделения (ганка) и свою задачу; - знать объем и последовательность оборудования фортификационных сооружений; - постоянно вести наблюдение, одновременно обнаруживать противника и немедленно докладывать о нем командиру; - смело и решительно действовать в наступлении, стойко и упорно — в обороне, уничтожать противника всеми - - способами и средствами, проявлять храбрость, инициативу и находчивость в бою, оказывать помощь товарищу; - уметь опознавать воздушного противника и вести огонь по его самолетам, вертолетам и другим воздушным целям из стрелкового оружия, знать их наиболее уязвимые места; - защищать командира в бою, в случае его ранения или гибели смело брать на себя командование подразделением.
4. Огневой подготовке. Занятия по огневой подготовке (в связи с отсутствием материальной базы) организовываются и проводятся на базе школы. Обучающиеся знакомятся с устройством автомата Калашникова, с работой частей и механизмов автоматов, чисткой, смазкой и хранением автомата. Отрабатывают навыки сбора – разбора автомата Калашникова; стрельбы, ведения огня из автомата, меры безопасности при стрельбе.
1. Назначение, боевые свойства и устройство автомата, разборка и сборка
Назначение, боевые свойства и устройство автомата
Назначение 5,45-мм автомата Калашникова.
5,45-мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием. Они предназначены для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности к автоматам АК74Н и АКС74Н присоединяется ночной стрелковый прицел универсальный (НСПУ).
Для стрельбы из автомата применяются патроны с обыкновенными (со стальным сердечником) и трассирующими пулями.
Боевые свойства 5,45-мм автомата Калашникова.
Из автомата ведется автоматический или одиночный огонь. Автоматический огонь является основным видом огня: он ведется короткими (до 5 выстрелов) и длинными (до 10 выстрелов) очередями и непрерывно. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина емкостью 30 патронов. Магазины автомата взаимозаменяемы.
Прицельная дальность стрельбы – 1000 м. Наиболее действительный огонь по наземным целям, по самолетам, вертолетам и парашютистам – на дальности до 500 м. Сосредоточенный огонь по наземным групповым целям ведется на дальность до 1000 м.
Дальность прямого выстрела: по грудной фигуре – 440 м, по бегущей фигуре – 625 м.
Темп стрельбы около 600 выстрелов в минуту.
Боевая скорострельность: при стрельбе очередями – до 100 выстрелов в минуту; при стрельбе одиночными выстрелами – до 40 выстрелов в минуту.
Вес автомата без штыка-ножа со снаряженным патронами пластмассовым магазином: АК74 - 3,6 кг; АК74Н - 5,9 кг; АКС74 - 3,5 кг; АКС74Н - 5,8 кг. Вес штыка-ножа с ножнами - 490 г.
БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ И КОНСТРУКТИВНЫЕ ДАННЫЕ 5,45-мм АВТОМАТА КАЛАШНИКОВА (АК74 И АКС74) И 5,45-мм ПАТРОНА К НИМ
№ п.п.
Наименование данных
Автомат
1
Прицельная дальность, м
1000
2
Дальность прямого выстрела:
по грудной фигуре, м
440
по бегущей фигуре, м
625
3
Темп стрельбы, выстрелов в минуту
~600
4
Боевая скорострельность, выстрелов в минуту:
при стрельбе одиночными выстрелами
40
при стрельбе очередями
100
5
Начальная скорость пули, м/сек
900
6
Дальность, до которой сохраняется убойное действие пули, м
1350
7
Предельная дальность полета пули, м
3150
8
Высота линии огня, мм
-
9
Вес автомата, кг1:
с неснаряженным пластмассовым магазином.
3,3/3,2
со снаряженным пластмассовым магазином
3,6/3,5
10
Емкость магазина, патронов
30
11
Вес пластмассового магазина, кг
0,23
12
Вес штыка-ножа, кг:
с ножнами
0,49
без ножен
0 32
13
Калибр, мм
5,45
14
Длина автомата, мм:
автомата с примкнутым штыком-ножом и откинутым прикладом
1089
автомата без штыка-ножа с откинутым прикладом
940
со сложенным прикладом
700
15
Длина ствола, мм
415
16
Длина нарезной части ствола, мм
372
17
Число нарезов, шт.
4
18
Длина хода нарезов, мм
200
19
Длина прицельной линии, мм
379
20
Толщина мушки, мм
2
21
Вес патрона, г
10,2
22
Вес пули со стальным сердечником, г
3,4
23
Вес порохового заряда, г
1,45
24
Вес прицела НСПУ в боевом положении, кг
2,2
Общее устройство 5,45 мм автомата Калашникова.
Общий вид 5,45-мм автомата Калашникова:
а - с постоянным прикладом (AK74); б - со складывающимся прикладом (АКС74); в - с постоянным прикладом и ночным прицелом (АК74Н); г - со складывающимся прикладом и ночным прицелом (АКС74Н)
Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:
ствола со ствольной коробкой, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;
крышки ствольной коробки;
затворной рамы с газовым поршнем;
затвора;
возвратного механизма;
газовой трубки со ствольной накладкой;
ударно-спускового механизма;
цевья;
магазина.
Основные части и механизмы автомата и его принадлежности:
Кроме того, у автомата имеется дульный тормоз-компенсатор и штык-нож.
В комплект автомата входят: принадлежность, ремень и сумка для магазинов; в комплект автомата со складывающимся прикладом, кроме того, входит чехол для автомата с карманом для магазина, а в комплект автомата с ночным прицелом входит также ночной стрелковый прицел универсальный.
2. Неполная разборка автомата и сборка его после неполной разборки
2.1. Разборка автомата может быть неполная и полная:
неполная разборка применяется для чистки, смазки и осмотра автомата;
полная разборка применяется для чистки при сильном загрязнении автомата, после нахождения его под дождем или в снегу, при переходе на новую смазку и при ремонте.
Излишне частая разборка автомата вредна, так как ускоряет изнашивание частей и механизмов.
Разборку и сборку автомата производить на столе или чистой подстилке; части и механизмы класть в порядке разборки, обращаться с ними осторожно, не класть одну часть на другую и не применять излишних усилий и резких ударов. При сборке автомата сличить номера на его частях; у каждого автомата номеру на ствольной коробке должны соответствовать номера на газовой трубке, затворной раме, затворе, крышке ствольной коробки и других частях автомата.
Обучение разборке и сборке на боевых автоматах допускается лишь в исключительных случаях и с соблюдением особой осторожности в обращении с частями и механизмами.
2.2. Порядок неполная разборка автомата.
Отделение магазина
Отделить магазин. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой рукой обхватить магазин; нажимая большим пальцем на защелку, подать нижнюю часть магазина вперед и отделить его. После этого проверить, нет ли патрона в патроннике, для чего опустить переводчик вниз, поставив его в положение «АВ» или «ОД»; отвести рукоятку затворной рамы назад, осмотреть патронник, отпустить рукоятку затворной рамы и
Отделение шомпола
Отделение крышки ствольной коробки
Отделение возвратного механизма
Отделение затворной рамы с затвором
спустить курок с боевого взвода.
При разборке автомата с ночным прицелом после отделения магазина отделить ночной прицел, для чего отвести ручку зажимного устройства влево и назад, сдвигая прицел назад, отделить его от автомата.
Вынуть пенал принадлежности из гнезда приклада. Утопить пальцем правой руки крышку гнезда так, чтобы пенал под действием пружины вышел из гнезда; раскрыть пенал и вынуть из него протирку, ершик, отвертку и выколотку.
У автоматов со складывающимся прикладом пенал носится в кармане сумки для магазинов.
Отделить шомпол. Оттянуть конец шомпола от ствола так, чтобы его головка вышла из-под упора на основании мушки, и вынуть шомпол. При затруднительном отделении шомпола разрешается пользоваться выколоткой, которую следует вставить в отверстие головки шомпола, оттянуть от ствола конец шомпола и вынуть его.
Отделить у автомата дульный тормоз-компенсатор. Утопить отверткой фиксатор дульного тормоза-компенсатора.
Свернуть дульный тормоз-компенсатор с резьбового выступа основания мушки (со ствола), вращая его против хода часовой стрелки. В случае чрезмерно тугого вращения дульного тормоза-компенсатора допускается производить отворачивание его с помощью выколотки (шомпола), вставленной в окна дульного тормоза-компенсатора.
Отделить крышку ствольной коробки. Левой рукой обхватить шейку приклада, большим пальцем этой руки нажать на выступ направляющего стержня возвратного механизма, правой рукой приподнять вверх заднюю часть крышки ствольной коробки и отделить крышку.
Отделить возвратный механизм. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада, правой подать вперед направляющий стержень возвратного механизма до выхода его пятки из продольного паза ствольной коробки; приподнять задний конец направляющего стержня и извлечь возвратный механизм из канала затворной рамы.
Отделить затворную раму с затвором. Продолжая удерживать автомат левой рукой, правой отвести затворную раму назад до отказа, приподнять ее вместе с затвором и отделить от ствольной коробки.
Отделить затвор от затворной рамы. Взять затворную раму в левую руку затвором кверху; правой рукой отвести затвор назад, повернуть его так, чтобы ведущий выступ затвора вышел из фигурного выреза затворной рамы, и вывести затвор
Отделение затвора от затворной рамы
Поворот замыкателя газовой трубки с помощью пенала принадлежности
вперед.
Отделить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой надеть пенал принадлежности прямоугольным отверстием на выступ замыкателя газовой трубки, повернуть замыкатель от себя до вертикального положения и снять газовую трубку с патрубка газовой каморы.
2.3. Порядок сборки автомата после неполной разборки:
Присоединить газовую трубку со ствольной накладкой. Удерживая автомат левой рукой, правой надвинуть газовую трубку передним концом на патрубок газовой каморы и плотно прижать задний конец ствольной накладки к стволу; повернуть с помощью пенала принадлежности замыкатель на себя до входа его фиксатора в выем на колодке прицела.
Присоединить затвор к затворной раме. Взять затворную раму в левую руку, а затвор в правую и вставить его цилиндрической частью в канал рамы; повернуть затвор так, чтобы его ведущий выступ вошел в фигурный вырез затворной рамы, и продвинуть затвор вперед.
Присоединить затворную раму с затвором к ствольной коробке. Взять затворную раму в правую руку так, чтобы затвор удерживался большим пальцем в переднем положении. Левой рукой обхватить шейку приклада, правой ввести газовый поршень в полость колодки прицела и продвинуть затворяю раму вперед настолько, чтобы отгибы ствольной коробки вошли в пазы затворной рамы, небольшим усилием прижать ее к ствольной коробке и продвинуть вперед.
Присоединить возвратный механизм. Правой рукой ввести возвратный механизм в канал затворной рамы; сжимая возвратную пружину, подать направляющий стержень вперед и, опустив несколько книзу, ввести его пятку в продольный паз ствольной коробки.
Присоединить крышку ствольной коробки. Вставить крышку ствольной коробки передним концом в полукруглый вырез на колодке прицела; нажать на задний конец крышки ладонью правой руки вперед и книзу так, чтобы выступ направляющего стержня возвратного механизма вошел в отверстие крышки ствольной коробки.
Спустить курок с боевого взвода и поставить на предохранитель. Нажать на спусковой крючок и поднять переводчик вверх до отказа.
Присоединить у автомата дульный тормоз-компенсатор. Навернуть дульный тормоз-компенсатор на резьбовой выступ основания мушки до упора. Если паз дульного тормоза-компенсатора не совпал с фиксатором, необходимо отвернуть дульный тормоз-компенсатор (не более одного оборота) до совмещения паза с фиксатором.
Вкладывание пенала принадлежности в гнездо приклада
Присоединение магазина
Присоединить шомпол.
Вложить пенал в гнездо приклада. Уложить протирку, ершик, отвертку и выколотку в пенал и закрыть его крышкой, вложить пенал дном в гнездо приклада и утопить его так, чтобы гнездо закрылось крышкой. У автоматов со складывающимся прикладом пенал убирается в карман сумки для магазинов.
Присоединить магазин к автомату. Удерживая автомат левой рукой за шейку приклада или цевье, правой ввести в окно ствольной коробки зацеп магазина и повернуть магазин на себя так, чтобы защелка заскочила за опорный выступ магазина.
При сборке автомата с ночным прицелом после присоединения магазина присоединить прицел НСПУ. Взять автомат за цевье, совместить паз зажимного устройства прицела с планкой оружия; убедившись в том, что рукоятка зажимного устройства находится в заднем положении, продвинуть прицел вперед до упора и закрепить его, повернув рукоятку вперед до отказа.
2.4. Изучение условий и порядка выполнения нормативов по неполной разборке и сборке автомата.
Особенности отработки нормативов по огневой подготовке
Нормативы в ходе занятий и тренировок отрабатываются с использованием исправных учебных (боевых) автоматов (пулеметов) и учебных патронов.
Оружие должно быть полностью укомплектовано принадлежностями, уложенными на своих местах.
Тренировка по выполнению нормативов, связанных с разборкой и сборкой оружия, снаряжением лент (магазинов) производится только на учебном оружие и учебными боеприпасами на отдельном учебном месте. В исключительных случаях, допускается выполнение нормативов по разборке и сборке оружия с использованием боевого, закрепленного за военнослужащими орудия, с соблюдением особых правил бережного обращения с ним.
Норматив считается выполненным, если при работе соблюдены условия его выполнения и не было допущено нарушений требований безопасности, а также уставов, наставлений, инструкций и руководств.
Если при отработке норматива обучаемым допущена, хотя бы одна ошибка, которая могла бы привести к травме (поражению) личного состава, поломке вооружения или аварии, выполнение норматива прекращается и обучаемый оценивается на «неудовлетворительно».
За нарушение последовательности выполнения норматива, которое не привело к авариям, поломке (порче) вооружения, а также за каждую ошибку, приводящую к нарушению условий выполнения норматива, требований уставов, руководств, наставлений, инструкций, оценка снижается на один балл.
При выполнении нормативов в средствах защиты кожи (ОЗК, Л-1 и т.п.) время увеличивается на 25%, а при работе в средствах защиты органов дыхания (противогазе, респираторе) – на 10%.
При температуре воздуха минус 10 С и ниже, плюс 30С и выше, при сильном дожде, снегопаде, время на выполнение нормативов увеличивается до 20%, а при действиях ночью, если время для ночных условий не определено, оно увеличивается до 30%.
Технические неисправности вооружения, обнаруженные в ходе выполнения норматива, не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива). Обучаемый после выполнения норматива докладывает о выявленных неисправностях.
Время выполнения норматива военнослужащим отсчитывается по секундомеру с момента подачи команды «К выполнению норматива - ПРИСТУПИТЬ» (или другой установленной команды) до момента выполнения норматива и доклада обучаемого о его выполнении.
Порядок определения оценки за выполнения нормативов
Если норматив отрабатывается в процессе обучения несколько раз, то оценка за его выполнение определяется по последнему показанному результату или по результату контрольной попытки.
5. Медицинской подготовке. На занятиях обучающиеся изучают способы остановки различных видов кровотечения, а также комплекс мероприятий при проникающих и огнестрельных ранениях живота. Отрабатывают навыки оказания само и взаимопомощи при ранениях и травмах. Вынос раненых с поля боя. Для отработки навыков оказания реанимационных мероприятий (искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца) используется тренажер «Максим-II».
1. Первая помощь при кровотечениях
1.1. Способы временной остановки кровотечений
Временная остановка кровотечения достигается наложением давящей повязки, жгута или закрутки, прижатием артерии к кости на протяжении.
а
б
в
Способы временной остановки кровотечения:
а – давящей повязкой, б – жгутом, в – закруткой
Окончательная остановка кровотечения производится при обработке хирургами ран в перевязочной и операционной.
При любом кровотечении, особенно при повреждении конечности, поврежденной области следует придать приподнятое положение и обеспечить покой. Это способствует понижению давления крови в кровеносных сосудах, уменьшению в них кровотока и образованию тромба.
Кровотечение из мелких ран и капиллярное удается остановить наложением давящей стерильной повязки. В целях лучшего сдавления сосудов ватно-марлевая подушечка ППИ или стерильная повязка накладывается на кровоточащую рану в виде тампона. Для временной остановки кровотечения на туловище пригоден лишь этот способ, так как другие неприемлемы.
Прижатие артерии на протяжении, т. е. по кровотоку, ближе к сердцу является простым и доступным в различной обстановке способом временной остановки артериального кровотечения. Для этого сосуд прижимают в месте, где та или иная артерия лежит не очень глубоко и ее удается прижать к кости. В указанных точках можно определить пульсацию артерий при ощупывании пальцами.
Способы прижатия артерий головы
При кровотечении в области лица и волосистой части головы нужно прижать подчелюстную и височную артерии.
В случае кровотечения на шее прижимают сонную артерию к позвоночнику у внутреннего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы.
Давящая повязка в области шеи накладывается таким образом, чтобы с неповрежденной стороны кровообращение сохранялось.
Наложение давящей повязки в области шеи
Прижатие артерии в надключичной области
Кровотечение у основания верхней конечности останавливается путем прижатия подключичной артерии в надключичной области. Плечевую артерию прижимают к кости плеча по краю двуглавой мышцы.
Кровотечение в области предплечья и кисти можно остановить при вкладывании в локтевой сгиб валика и максимальном сгибании руки в локтевом суставе.
Артерии голени прижимают в подколенной ямке, предварительно подложив в нее мягкий валик и максимально согнув ногу в коленном суставе.
В случае артериального кровотечения в области нижней конечности прижимают бедренную артерию в паху или у внутреннего края четырехглавой мышцы.
Для успешной остановки кровотечения артериальный сосуд необходимо сдавливать мякотью двух–четырех пальцев. Такой метод остановки кровотечения применяется как кратковременная мера. Ее необходимо дополнить быстрым наложением жгута.
Наложение жгута является основным способом временной остановки кровотечения на поле боя при ранении крупных артериальных сосудов конечности.
Прижатие плечевой артерии.
Прижатие бедренной артерии
Способ наложения жгута
Способ наложения закрутки
Для этого используется резиновый ленточный жгут. Он состоит из резиновой ленты длиной 1-1,5м, к одному концу которой прикреплена металлическая цепочка, а к другому – крючок.
Перед наложением жгут растягивают, затем обматывают им 2–3 раза вокруг конечности так, чтобы витки ложились рядом. Концы жгута закрепляют с помощью цепочки и крючка или завязывают узлом.
Жгут накладывают выше раны (ближе к сердцу) непосредственно на одежду, либо место предстоящего наложения жгута обертывают несколькими слоями бинта или другого материала. Важно, чтобы жгут не был наложен чересчур слабо или слишком туго.
При слабом наложении жгута артерии пережимаются не полностью, и кровотечение продолжается. В связи с тем, что вены пережаты жгутом, конечность наливается кровью, кожа ее становится синюшной и кровотечение может усилиться. В случае сильного сдавления конечности жгутом травмируются нервы, что может привести к параличу конечности.
Правильное наложение жгута приводит к остановке кровотечения и побледнению кожи конечности. Степень сдавления конечности жгутом определяется по пульсу на артерии ниже места его наложения. Если пульс исчез, значит, артерия оказалась сдавленной жгутом. Конечность, на которую наложен жгут, следует тепло укутать.
Жгут, который наложен, нельзя держать продолжительное время. Оно не должно превышать 2 часа иначе может наступить омертвение конечности. Поэтому на повязке или на коже делают несмываемым карандашом надпись, указывающую время наложения жгута. Для этой цели можно использовать записку.
Если через 2 часа раненый не доставлен в перевязочную или операционную для окончательной остановки кровотечения, следует временно ослабить жгут.
Для этого прижимают пальцами артерию выше места наложения жгута, затем медленно, чтобы поток крови не вытолкнул образовавшийся тромб, жгут распускают на 5–10 мин и вновь затягивают его.
Временное ослабление жгута таким способом повторяют через каждый час, пока пострадавший не получит хирургическую помощь. За раненым со жгутом необходимо наблюдение, так как жгут может ослабнуть, что приведет к возобновлению кровотечения.
При отсутствии жгута для временной остановки кровотечения можно использовать подручные материалы веревку, ремень, скрученный носовой платок и т. п.
Подручными средствами конечность перетягивают так же как резиновым жгутом, либо делают закрутку, конец которой прибинтовывают к конечности
2. Наложению повязок на различные области тела с использованием табельных и подручных средств для остановки кровотечения
2.1. Повязка на голову
Повязка на один глаз - монокулярная. Вначале накладывают горизонтальные закрепляющие туры вокруг головы. Затем в области затылка бинт ведут вниз под ухо и проводят косо вверх по щеке на пострадавший глаз. Третий ход (закрепляющий) делают вокруг головы. Четвертый и последующие ходы чередуют таким образом, чтобы один ход бинта шел под ухо на пораженный глаз, а следующий являлся закрепляющим. Бинтовку заканчивают круговыми ходами на голове.
Повязка на правый глаз бинтуется слева направо, на левый глаз - справа налево.
Повязка на оба глаза - бинокулярная. Начинается круговыми закрепляющими турами вокруг головы, затем так же, как и при наложении повязки на правый глаз. После чего ход бинта ведут сверху вниз на левый глаз. Затем бинт направляют под левое ухо и по затылочной области под правое ухо, по правой щеке на правый глаз. Туры бинта смещаются книзу и к центру. С правого глаза ход бинта возвращается над левым ухом на затылочную область, проходит над правым ухом на лоб и снова переходит на левый глаз. Повязку заканчивают круговыми горизонтальными турами бинта через лоб и затылок.
Неаполитанская повязка на область уха. Ходы бинта соответствуют ходам при наложении повязки на глаз, но проходят выше глаза на стороне бинтуемого уха.
а
б
в
Повязки на глаза: а – монокулярная повязка на правый глаз; б – монокулярная повязка на левый глаз; в – бинокулярная повязка на оба глаза
Неаполитанская повязка на область уха
2.2. Повязки на грудную клетку
Конусовидная форма грудной клетки и изменение ее объема во время дыхания часто приводят к сползанию повязок. Бинтовку грудной клетки следует выполнять широкими бинтами и применять дополнительные приемы укрепления повязок.
Для наложения повязок на грудь используют марлевые бинты шириной 10 см, 14 см и 16 см.
Спиральная повязка на грудь. Применяется при ранениях грудной клетки, переломах ребер, лечении гнойных ран. Перед наложением повязки марлевый бинт длиной около метра укладывают серединой на левое надплечье. Одна часть бинта свободно свисает на грудь, другая – на спину. Затем другим бинтом накладывают закрепляющие круговые туры в нижних отделах грудной клетки и спиральными ходами (3-10) снизу вверх бинтуют грудь до подмышечных впадин, где закрепляют повязку двумя-тремя круговыми турами. Каждый тур бинта перекрывает предыдущий на 1/2 или 2/3 его ширины.
Концы бинта, свободно свисающий на грудь, укладывают на правое надплечье и связывают со вторым концом, свисающим на спине. Создается как бы портупея, которая поддерживает спиральные ходы бинта.
Окклюзионная повязка. Накладывается с применением перевязочного пакета индивидуального (ППИ) при проникающих ранениях грудной клетки. Повязка препятствует засасыванию воздуха в плевральную полость при дыхании.
Наружную оболочку пакета разрывают по имеющемуся надрезу и снимают ее, не нарушая стерильности внутренней поверхности. Извлекают булавку из внутренней пергаментной оболочки и вынимают бинт с ватно-марлевыми подушечками. Поверхность кожи в области раны рекомендуется обработать борным вазелином, что обеспечивает более надежную герметизацию плевральной полости.
Спиральная повязка груди
Не нарушая стерильности внутренней поверхности подушечек, разворачивают повязку и укрывают проникающую в плевральную полость рану той стороной подушечек, которая не прошита цветными нитками. Разворачивают прорезиненную наружную оболочку пакета и внутренней поверхностью закрывают ватно-марлевые подушечки. Края оболочки должны соприкасаться с кожей смазанной борным вазелином. Повязку фиксируют спиралевидными турами бинта, при этом края прорезиненной оболочки плотно прижимают к коже.
При отсутствии пакета перевязочного индивидуального, повязку накладывают с применением малой или большой стерильных повязок. Ватно-марлевые подушечки укладывают на рану и накрывают их бумажной оболочкой повязки, после чего перевязочный материал в области раны фиксируется спиралевидными турами бинта.
2.3. Повязки на верхнюю конечность
Сходящаяся черепашья повязка на локтевой сустав
Расходящаяся черепашья повязка на локтевой сустав
Косыночная повязка на область локтевого сустава
Черепашья повязка на область локтевого сустава. При повреждении непосредственно в области локтевого сустава накладывают сходящуюся черепашью повязку. Если повреждение располагается выше или ниже сустава, применяют расходящуюся черепашью повязку. Ширина бинта – 10 см.
Сходящаяся черепашья повязка. Рука согнута в локтевом суставе под углом в 90 градусов. Бинтовку начинают круговыми укрепляющими турами либо в нижней трети плеча над локтевым суставом, либо в верхней трети предплечья. Затем восьмиобразными турами закрывают перевязочный материал в области повреждения. Ходы бинта перекрещиваются только в области локтевого сгиба. Восьмиобразные туры бинта постепенно смещают к центру сустава. Заканчивают повязку циркулярными турами по линии сустава.
Расходящаяся черепашья повязка. Бинтовку начинают с круговых закрепляющих туров непосредственно по линии сустава, затем бинт поочередно проводят выше и ниже локтевого сгиба, прикрывая на две трети предыдущие туры. Все ходы перекрещиваются по сгибательной поверхности локтевого сустава.
Таким образом закрывают всю область сустава. Повязку заканчивают круговыми ходами на плече или предплечье.
Косыночная повязка на область локтевого сустава. Косынку подводят под заднюю поверхность локтевого сустава так, чтобы основание косынки находилось под предплечьем, а верхушка – под нижней третью плеча. Концы косынки проводят на переднюю поверхность локтевого сустава, где их перекрещивают, обводят вокруг нижней трети плеча и связывают. Верхушку прикрепляют к перекрещенным концам косынки на задней поверхности плеча.
Колосовидная повязка на область плечевого сустава. Применяют для удержания перевязочного материала на ранах в области плечевого сустава и прилегающих к нему областей. Перекрест туров бинта выполняют непосредственно над перевязочным материалом укрывающим рану.
Ширина бинта - 10-14 см. На левый плечевой сустав повязку бинтуют слева направо, на правый – справа налево, то есть бинтовку колосовидной повязки осуществляется в направлении стороны повреждения.
Различают восходящую и нисходящую колосовидные повязки на область плечевого сустава.
Восходящая колосовидная повязка. Бинтовку начинают с круговых закрепляющих туров в верхнем отделе плеча, затем бинт ведут на надплечье и по спине к подмышечной области противоположной стороны. Далее ход бинта идет по передней стороне груди на переднюю поверхность плеча, по наружной поверхности вокруг плеча в подмышечную ямку, с переходом на наружную поверхность плечевого сустава и надплечье. Затем туры бинта повторяются со смещением кверху на одну треть или половину ширины бинта. Бинтовку заканчивают круговыми турами вокруг грудной клетки.
а
б
в
г
Колосовидная повязка на область плечевого сустава:
а, б – восходящая; в, г – нисходящая
Косыночная повязка на область плечевого сустава
Нисходящая колосовидная повязка. Накладывается в обратном порядке. Конец бинта фиксируют циркулярными ходами вокруг грудной клетки, затем из подмышечной области здоровой стороны поднимают бинт по передней поверхности грудной клетки до надплечья на стороне повреждения, огибают его по задней поверхности и через подмышечную область выводят на переднюю поверхность надплечья. После чего ход бинта по спине возвращают в подмышечную область здоровой стороны. Каждый последующий восьмиобразный ход повторяют несколько ниже предыдущего. Бинтовку заканчивают круговыми турами вокруг грудной клетки.
Косыночная повязка на область плечевого сустава. Медицинскую косынку складывают галстуком и середину ее подводят в подмышечную ямку, концы повязки перекрещивают над плечевым суставом, проводят по передней и задней поверхностям грудной клетки и связывают в подмышечной области здоровой стороны.
2.4. Повязки на нижнюю конечность
Косыночные повязки на область голеностопного сустава
Косыночная повязка на голеностопный сустав. Косынку укладывают на подошвенную поверхность стопы. Основание косынки расположено поперек стопы. Верхушка расположены по задней поверхности голеностопного сустава. Концы косынки перекрещивают сначала на тыле стопы, а затем над верхушкой заведенной на заднюю поверхность голеностопного сустава и нижней трети голени. Связывают концы на передней поверхности голени над лодыжками.
Черепашья повязка на область коленного сустава. Позволяет надежно удерживать перевязочный материал в области коленного сустава и непосредственно прилегающих к нему областей, при этом движения в суставе ограничиваются незначительно. При повреждении непосредственно в области коленного сустава накладывают сходящуюся черепашью повязку, при повреждении рядом с коленным суставом – расходящуюся. Повязка накладывается в положении незначительного сгибания в суставе. Ширина бинта – 10 см.
а
б
в
Черепашья повязка на коленный сустав:
а, б – сходящаяся; в – расходящаяся
Сходящаяся черепашья повязка на область коленного сустава. Бинтовку начинают закрепляющими круговыми турами в нижней трети бедра над коленным суставом или в верхней трети голени под коленным суставом в зависимости от того, где расположена рана или другое повреждение. Затем накладывают сходящиеся восьмиобразные туры бинта, перекрещивающиеся в подколенной области. Повязку заканчивают круговыми турами в верхней трети голени под коленным суставом.
Расходящаяся черепашья повязка на область коленного сустава. Бинтовку начинают закрепляющими круговыми турами через наиболее выступающую часть надколенника. Затем выполняют восьмиобразные расходящиеся ходы, перекрещивающиеся в подколенной области. Повязку заканчивают круговыми турами в верхней трети голени или нижней трети бедра в зависимости от того, где расположено повреждение.
При необходимости наложить повязку на нижнюю конечность в разогнутом положении, применяют спиральную технику бинтовки с перегибами. Повязка начинается с круговых ходов в верхней трети голени и заканчивается фиксирующими турами в нижней трети бедра.
Спиральная повязка с перегибами на бедро. Применяется для удержания перевязочного материала на ранах и других повреждениях бедра, которое, как и голень имеет конусовидную форму. Ширина бинта – 10-14 см.
Бинтовку начинают закрепляющими круговыми турами в нижней трети бедра над коленным суставом. Затем спиральными ходами бинта с перегибами закрывают всю поверхность бедра снизу вверх.
Как правило, такие повязки на бедре удерживаются плохо, легко соскальзывают. Поэтому рекомендуется завершать повязку турами колосовидной повязки на область тазобедренного сустава.
3. Неотложные реанимационные мероприятия
Причины и признаки состояний, требующих проведения неотложных реанимационных мероприятий
Неотложными состояниями называются патологические изменения в организме, вызывающие быстрое ухудшение состояния пострадавшего и, при отсутствии немедленной медицинской помощи, несущие в себе угрозу для жизни пострадавшего или больного.
К неотложным состояний, требующих проведения реанимационных мероприятий относятся:
нарушения дыхания (утопление, асфиксия вследствие попадания инородных тел);
кровотечения из магистральных сосудов;
аллергические состояния (анафилактический шок);
травматический шок;
электротравма, поражение молнией;
тепловой и солнечный удар.
Во всех перечисленных случаях пострадавший может быть без сознания, поэтому следует четко усвоить алгоритм оказания первой помощи при неотложных состояниях.
1 этап - устранение действия (причины) поражающего фактора (извлечение утопленного из воды, удаление инородного тела из дыхательных путей, остановка кровотечения, устранение действия аллергена, предотвращение воздействия электрического тока).
2 этап - оценка состояния пострадавшего и, при необходимости, начало реанимационных мероприятий.
3 этап - после стабилизации состояния пострадавшего - поддержание жизнедеятельности, продолжение терапии и госпитализация пострадавшего.
Основными реанимационными (направленными на оживление организма) мероприятиями, которые обязан уметь проводить каждый военнослужащий, являются: искусственная вентиляция легких (искусственное дыхание) и закрытый массаж сердца. Они позволяют восстановить дыхание и кровообращение.
Правила и техника непрямого массажа сердца и искусственного дыхания
Вначале необходимо обеспечить проходимость дыхательных путей. Восстановления и поддержания проходимости дыхательных путей достигают укладыванием больного на спину и выполнение так называемого тройного приема, включающего запрокидывание головы, выдвигание нижней челюсти вперед и раскрытие рта.
Этот прием обеспечивает смещение передней группы мышц шеи и корня языка кпереди, что восстанавливает проходимость глотки. Поддержание проходимости дыхательных путей облегчается подкладыванием небольшого валика под спину больного на уровне лопаток.
Выдвижение нижней челюсти вперед и вверх при западении корня языка
Если в ротовой полости или в глотке оказываются инородные тела, кровь или рвотные массы, их необходимо удалить пальцем, обернутым марлей, платком, тканью. При наличии отсасывателя используют его. Если после обеспечения проходимости воздухоносных путей дыхание не восстанавливается, немедленно начинают искусственную вентиляцию легких (ИВЛ).
ИВЛ в процессе реанимации осуществляют простейшими методами: «рот в рот» или «рот в нос». При этом оказывающий помощь находится сбоку от больного, делает глубокий вдох, а затем с силой выдыхает воздух в
6. Радиационной, химической и биологической защите. На занятиях обучающиеся знакомятся с видами современного оружия массового поражения, находящемся на вооружении в ВС РФ, поражающими факторами от них, а также историей создания и развития химического и радиоактивного оружия. Также изучаются средства индивидуальной и коллективной защиты. На практической части обучающиеся знакомятся со способами надевания ОЗК и костюма Л-1; приемами и способами индивидуальной защиты, отрабатывают навык преодоления участка местности, зараженного радиоактивными веществами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным учебно – тематическим планом и распорядком дня. Преподаватель составляет на каждое проводимое занятие план – конспект. Занятия носят практическую направленность и обеспечиваются всем необходимым для их проведения: уставами ВС РФ, компасами, противогазами, малыми пехотными лопатами, АКМ и другим необходимым имуществом. В зависимости от тематики проводимого занятия организуются места для их проведения: полевые условия - для занятий по тактической подготовки, учебные классы – для изучения устройства Автомата Калашникова. Занятия по строевой подготовке проводятся на строевом плацу. На стрельбище войсковой части проходят практические стрельбы боевыми патронами из АКМ. Одним из мероприятий по отработке практических умений и навыков является действия учащихся по «тревоге», с выдвижением личного состава сборов в район «боевых действий». Учащиеся совершают 6 километровый марш – бросок. Комплексно совершенствуются умения и навыки строевой, физической, тактической подготовки и ГО. При проведении занятий преподаватели уделяют особое внимание соблюдениям мер безопасности в условиях деятельности на незнакомой местности и действиям участников учебно – воспитательного процесса в случаях получения травм и повреждений. В целях развития и совершенствования физических качеств, необходимых будущим защитникам Отечества на весь период сборов планируется спортивно – массовая работа с учащимися. Спортивно – массовые мероприятия на учебно – полевых сборах проводятся с учащимися согласно распорядка дня и плана проведения. Учитель физкультуры совместно с преподавателем-организатором ОБЖ организует и принимает зачеты у личного состава сборов, занося результаты в протокол. По результатам зачетов выставляется итоговая оценка по физической подготовке на сборах каждому ученику. Военно – патриотическое воспитание осуществляется системой мероприятий, на которых учащиеся получают информацию законодательной базы знаний о военной службе. Встреча с людьми военной профессии, обобщение исторического опыта и современности – заставляют задуматься молодое поколение о важности защиты своего Отечества, необходимости службы в армии. Все мероприятия проводятся в форме бесед, конкурсов и викторин, практических занятий. Всем учащимся прошедшим учебно – полевые сборы в школьном журнале по предмету ОБЖ выставляется оценка, полученная на сборах. Учащиеся, не прошедшие учебные сборы по уважительным причинам, сдают зачеты теоретически.
Специфика допризывной подготовки как особого звена системы заключается в том, что в ее рамках решаются задачи морально-психологической, военно-физической подготовки. Потенциал такой подготовки огромен, тем более важно оптимально использовать его в целях формирования гражданственных, патриотических и нравственных качеств личности. Научить школьников видеть и слышать голос героической истории Отечества - первостепенная задача педагога. Поставить подростков в положение активных исследователей, увлечь их и заставить посмотреть вокруг себя не с потребительским чувством, а чтобы увидеть рядом с собой тех, кто является носителем боевых и героических традиций Родины - ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла, ветеранов Вооруженных Сил России, чтобы как можно больше узнать о прошлом Отечества, научиться так же любить Родину, как ее любили их деды и прадеды, чтобы не разорвать связи времен и поколений, чтобы молодое поколение нового столетия по-настоящему считалось Наследниками Великой Победы. Прошлое Родины - это ключ к пониманию настоящего, это ориентир в будущее!
Воспитательный эффект учебного процесса значительно повышается, если протекает во взаимосвязи с системой внеклассной деятельности, с реальным включением учащихся в работу, способствующую формированию у них любви к Родине, политической бдительности, постоянной готовности с честью выполнить свой гражданский и воинский долг.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО КРИТЕРИЯМ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНЫХ СБОРОВ
Результаты учебных сборов оцениваются по следующим направлениям:
по тактической подготовке - выбор места для стрельбы, трассировка окопа, передвижение на поле боя перебежками и ползанием;
по огневой подготовке - неполная разборка автомата Калашникова, знание работы частей и механизмов, подготовка к стрельбе, меры безопасности, выполнение начального упражнения стрельбы из АК, пневматической винтовки, малокалиберной винтовки, а также метание ручной гранаты;
по строевой подготовке - строевая стойка, повороты на месте и в движении, строевой шаг, воинское приветствие на месте и в движении, строй отделения, взвода;
по радиационной, химической и биологической защите - приемы и способы радиационной, химической и биологической защиты; преодоление участка местности, зараженного радиоактивными (отравляющими) веществами; действия солдата по сигналам оповещения и вспышке ядерного взрыва; выполнение нормативов одевания средств индивидуальной защиты;
по медицинской подготовке - остановка кровотечения, наложение повязки на раны верхних и нижних конечностей;
по физической подготовке - в объеме требований, предъявляемых к новому пополнению воинских частей и к кандидатам, поступающим в военно - учебные заведения.
Индивидуальная оценка каждого обучаемого складывается из оценок, полученных за выполнение каждого норматива:
"отлично" - не менее 50% нормативов выполнено на "отлично", остальные - на "хорошо";
"хорошо" - не менее 50% нормативов выполнено на "отлично" и "хорошо", остальные - не ниже "удовлетворительно";
"удовлетворительно" - если не более чем по одному из нормативов получена оценка "неудовлетворительно";
"неудовлетворительно" - при наличии 2 и более неудовлетворительных оценок по нормативам.
Общая оценка за учебные сборы выставляется:
"отлично", если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке, - "отлично", а по строевой - не ниже "хорошо" при примерном или удовлетворительном поведении;
"хорошо", если оценки, полученные по тактической и огневой подготовке, - не ниже "хорошо", а по строевой - не ниже "удовлетворительно" при примерном или удовлетворительном поведении;
"удовлетворительно", если не более чем по одному разделу учебной программы получена оценка "неудовлетворительно" при примерном или удовлетворительном поведении;
"неудовлетворительно", если по двум и более разделам учебной программы получены оценки "неудовлетворительно".
Приложение.
Документация по проведению военных сборов.
Учебно-тематический план проведения пятидневных сборов с обучающимися 10 классов.
Наименование темы
Содержание занятия
Кол-во часов
Место проведения
Вид занятия
1.Введение
Инструктаж по правилам поведения, технике безопасности и порядку прохождения сборов
1
Учебный кабинет
Рассказ, объяснение
2.Размещение и быт военнослужащих, основы безопасности военной службы
2.1.Размещение и быт военнослужащих.
1
Учебный кабинет
Рассказ, объяснение
2.2.Организация обеспечения безопасности в условиях повседневной деятельности, распорядок дня
2
Учебный кабинет
Лекция
3.Организация внутренней службы
3.1.Назначение и состав суточного наряда, обязанности дневального
2
Учебный кабинет
Рассказ, объяснение
3.2.Подготовка суточного наряда, несение внутренней службы
2
Помещения школы
Практическое занятие
4.Организация караульной службы
4.1.Организация караульной службы, обязанности часового
2
Учебный кабинет
Рассказ, объяснение
4.2.Несение караульной службы
2
Помещения школы, пришкольная территория
Практическое занятие
5.Строевая подготовка
5.1.Одиночная строевая подготовка, строевые приёмы без оружия
2
Спортивная площадка (спортзал)
Практическое занятие
5.2.Передвижение строем
2
Спортивная площадка
Практическое занятие
6.Огневая подготовка
6.1.Техника безопасности при стрельбе, правила ведения огня из автомата
2
Учебный кабинет
Рассказ, объяснение
6.2.Разборка-сборка, чистка, смазка, работа частей и механизмов
3
Учебный кабинет
Практическое занятие
6.3.Практическая стрельба (по возможности)
2
Стрельбища, тир
Практическое занятие
7.Тактическая подготовка
7.1.Обязанности солдата, порядок выполнения команд, маскировка, выбор места для стрельбы
2
Пришкольная территория
Рассказ, объяснение
7.2.Ознакомление с образцами вооружения
2
Учебный кабинет
Лекция
7.3.Действия солдата в бою
3
Пришкольная территория
Практическое занятие
8.Медицинская подготовка
Оказание первой помощи при ранениях, травмах, вынос раненых с поля боя
2
Учебный кабинет, пришкольная территория
Практическое занятие
9.Радиационная, химическая и биологическая защита
Средства и способы индивидуальной защиты, преодоление зараженного участка местности
3
Учебный кабинет, пришкольная территория
Практическое занятие
10.Физическая подготовка
10.1.Кросс 1 км
1
Стадион
Практическое занятие
10.2.Челночный бег, подтягивание
2
Спортивная площадка (спортзал)
Практическое занятие
10.3.Метание гранаты, разучивание упражнений комплекса утренней зарядки