Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема гражданско-патриотического воспитания становится более актуальной.
На значимость данной проблемы указывает создание на государственном уровне документов: Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Они «направлены на формирование у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических качеств, среди которых немаловажное значение имеют гражданственность, патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Гражданско-патриотическое воспитание школьников"»
Гражданско-патриотическое воспитание учащихся через внеклассные мероприятия.
Д.С. Лихачев сказал:
«Мы не выживем физически,
если погибнем духовно».
Гражданственность и патриотизм во все времена определяли духовно-нравственное состояние общества. Сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема гражданско-патриотического воспитания становится более актуальной.
На значимость данной проблемы указывает создание на государственном уровне документов: Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Они «направлены на формирование у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических качеств, среди которых немаловажное значение имеют гражданственность, патриотизм, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите».
Гражданское и патриотическое воспитание не могут рассматриваться отдельно друг от друга, так как воспитывать гражданина страны означает воспитывать патриота.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственность предполагает освоение и реализацию ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Формирование гражданских и патриотических качеств личности школьников, воспитанию у них активной жизненной позиции - одна из основных целей, стоящая перед любым классным руководителем.
Я, Агафонова Валентина Евгеньевна, классный руководитель 11 «а» класса МКОУ СОШ №6 им. Шерстянникова А.Н.. В классе 10 человек, 5 мальчиков и 5 девочек. С классом работаю седьмой год.
Хочу поделиться опытом работы классного руководителя в направлении гражданско-патриотического воспитания в классе.
Цель патриотического воспитания:
Создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему такими качествами как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира, потребностью участвовать во всех делах на благо семьи, школы, родного города, страны.
Задачи:
дать представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
формировать у обучающихся моральные качества, нравственность, коллективизм, трудолюбие, уважение и усвоение норм ценностей, способов поведения;
создать условия для формирования у учащихся чувств сопричастности к родному дому, семье;
формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
развивать элементарные представления о наиболее значимых страницах истории страны; о традициях и культурном достоянии Родины; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
воспитывать ценностное отношение к семье, к своей малой родине, России, государственной символике, родному языку, народным традициям, к старшему поколению;
способствовать воспитанию чувства любви, долга, ответственности, национальной гордости, готовности к защите Отечества.
В нашей школе, носящей имя Героя России Андрея Николаевича Шерстянникова, накоплен определенный положительный опыт по гражданско – патриотическому воспитанию обучающихся. У меня нет четко выработанной программы гражданско – патриотического воспитания, но разработанная система мероприятий, в течение 7 лет обучения, была направленна на воспитание и развитие в детях патриотического, нравственного, физического и других аспектов воспитания.
Используемые мною формы воспитания, в том числе, и гражданско-патриотического, разнообразны. В своей работе я выделяю несколько направлений:
I направление. Воспитание через систему классных часов.
Классные часы гражданско-патриотической направленности:
«Государственные символы России»;
«Я – гражданин России»;
«Символика России»;
«Мои права и обязанности»;
«Конвенция о правах ребёнка»;
«Устав школы»;
«Уроки нравственности»;
«Семейные ценности»;
Мои «хочу» и мои «могу»;
Классный час, посвященный 75-летнему юбилею школы;
«Здравствуй юность в сапогах» - «Мой папа – солдат»;
«Какой длины полоса у радуги»;
Просмотр видеофильмов о войне;
«Труженики тыла нашего поселка»;
«Славим подвиг русского народа»;
«Встреча с Блокадника Ленинграда»;
«9 декабря – День героев Отечества»;
«Что такое толерантность или Любите себя и других»;
«Память Беслана должна жить».
II направление. Участие детей в социально-значимых мероприятиях.
Поздравление тружеников тыла с Днем Победы и с днем пожилого человека;
Акция «Чистый школьный двор» - 5, 6, 7 класс - 1 место, 8 кл отмечены ценным призом;
Проект «Моя семья» 5 кл – 1 место;
Подари учебник школе (ежегодно);
Посещение выставок (ежегодно);
Помоги собраться в школу (ежегодно);
Работа в летнем лагере «Допризывников»;
Работа над долгосрочным фотопроектом: «Остановись мгновение» по теме: «Песни о школе» и «Что такое красота?»;
Конкурс Социальных проектов «В здоровом теле- здоровый дух» - 10 кл 3 место;
Торжественная линейка, посвященная памяти Героя России А.Н. Шерстянникова (ежегодно);
Конкурс видеозарисовок «Есть такая профессия Родину защищать» 7 кл – 1 место,
кл – 1 место в школе и 1 место в Районе;
Районный конкурс компьютерных презентаций «Недаром помнит вся Россия» - 10 кл - 2 место;
Проект «Родители-выпускники школы» - 7 кл - 1 место;
Конкурс защита плакатов «Права ребенка в современном мире» 10 кл - 2 место;
Участие в феврале в традиционном месячнике военно-патриотической работы (ежегодно).
III направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил.
Данное направление включает в себя следующие мероприятия:
Краеведческая конференция, посвященная 65-летию Победы – I место;
Празднование 65-ой годовщины Дня Победы;
Классные праздники, посвященные «Дню Защитника Отечества» - «Хорошо, что у страны, есть такие пацаны» (ежегодно);
Фестиваль патриотической песни, посвященный памяти А.Н. Шерстянникова – 10 кл – 3 место;
Участие в интеллектуальном клубе «Знатоки»: игра «200 лет Бородинскому сражению» - 1 место, «Славным защитникам Сталинградской битвы посвящается» - 4 место, «Знатоки Сочи» - 3 место;
Акция «Помоги ветерану» - благотворительные ярмарки, посвященные дню Победы, ежегодно перечисляем денежные средства в фонд «Победа»;
Участие в открытии памятника Усть-Кутянам – участникам 1-й Мировой войны;
Всероссийской акции «Георгиевская ленточка – 2012»;
Вахта Памяти. Участие в городском празднике 9 мая – «День Победы!» 9, 10 кл;
Неоценимая роль в воспитании любви к родной земле, своему краю, уважительного отношения к своим предкам, истории своего села принадлежит школьному музею. Учащиеся класса - активисты школьного музея.
IV направление. Военно-спортивные игры, конкурсы.
Раз в два года проводится «Смотр строя и песни» и игра «Зарница», которые оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины: 6 кл и 8 кл – 1 место, 10 кл – 3 место;
Различные спортивные соревнования:
Президентские соревнования: 7 кл- 2 место, 8 кл – 1 место, 9, 10 кл – 2 место;
Кросс «Золотая Осень»: 7 кл – 3 место, 8 кл – 2 место, 9, 10 кл – 2 место;
Соревнования по пионерболу: 6 кл – II место, 7 кл – 1 место;
«Зимние забавы»: 7 кл – 1 место, 8 кл – 3 место, 10 кл – 3 место;
Соревнования по баскетболу: 7 кл- 2 место, 8 кл – 1 место, 9, 10 кл – 2 место, 11 кл – 1 место;
Легкоатлетический праздник «День здоровья»: 7 кл – 1 место, 8 кл - II место
Сценка по ЗОЖ «Суд над гиподинамией» 8 кл - 1 место;
Районный конкурс наркопостов «МЫ за ЗОЖ» 8 кл - 3 место.
Немаловажная роль в гражданско-патриотическом воспитании отводится классному самоуправлению, нацеленному на развитие гражданской активности, инициативности, оказание помощи и поддержки на этапе становления личности подростков, формирование патриотизма. Раз в два года в нашей школе проходит «Фестиваль органов классного ученического самоуправления», в 6, 8, 10 классе ребята занимают 1 места. Выпущены три тома книги «История класса, написанная им самим», в которых отражена вся работа класса за 6 лет, планируется выпуск 4 тома, посвященного 11 классу.
На мой взгляд, ведущую роль в гражданско-патриотическом воспитании занимает семья. Именно в семье, с того, что окружает ребенка, с того места, где он родился, где живет его семья и начинается процесс воспитания личности, формирования и развития патриотизма. Поэтому свою работу строю в тесном взаимодействии с родителями. Именно благодаря семье учащиеся класса принимают активное участие во всех внеклассных мероприятиях школы и Района.
Результатом положительного использования разнообразных форм воспитания, в том числе и гражданско-патриотического, считаю сплоченность классного коллектива, о чем свидетельствуют результаты анкетирования учащихся 11 класса.
Диагностика уровня развития классного коллектива показала:
Уровень развития ученического самоуправления – 27 (высокий уровень)
Взаимоотношения в классном коллективе – 27 ( высокий уровень)
Мотивированность классного коллектива – 24 (средний уровень, ближе к высокому)
Уровень развития классного коллектива определяется суммой всех баллов = 101, что говорит о высоком уровне развития коллектива.
Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью показала У = 3,01, что свидетельствует о высокой степени удовлетворенности.
За все годы обучения ни один из учеников класса не был ни нарушителем дисциплины, ни неуспевающим. На протяжении всех лет учебы в школе в классе 100% успеваемость, а половина учащихся класса – учатся на «4» и «5». Это ли не формирование ответственности, нравственных форм поведения, проявление активной гражданской позиции.
По итогам года конкурса «Лучший класс года» коллектив занимает призовые места:
7 класс – победитель конкурса, премия 3000 рублей,
8 класс – призер. Самый спортивный класс. Премия 500 рублей и торт,
9 класс – призер. Самый активный класс, премия 500 рублей,
10 класс – призер, премия 500 рублей.
Таким образом, в процессе специально организованного обучения и воспитания общество получает нравственно устойчивую личность, социально активного, в правовом и общекультурном плане грамотного и законопослушного гражданина государства. В то же время высокий уровень нравственного развития помогает ребенку ориентироваться в сложных социально-экономических проблемах, разбираться в общественно-политической жизни страны. А целенаправленное освоение подрастающим поколением нравственных ценностей, являющихся основой становления сознательного гражданина, в свою очередь, объективно необходимо как для общества, так и для самого ребенка.