Цель: освоение и формирование положительного социального опыта, готовности к освоению норм культуры дорожного движения и безопасного поведения на улице, управления велосипедом.
Задачи:
- формирование интереса и ознакомление с Правилами дорожного движения, их историей, историей развития велосипедного транспорта, деятельностью ГИБДД;
- овладение знаниями и умения безопасного поведения на улице и на велосипеде;
-формирование навыков коммуникативного общения и коллективной деятельности;
-развитие организаторских способностей;
- воспитывать у детей и взрослых ответственность за свою безопасность и жизнь других людей;
- способствовать созданию положительного эмоционального настроения.
Оборудование: плакаты с правилами дорожного движения, памятки для родителей по ПДД, экзаменационные билеты, велотренажёр.
Участники диспута: учащиеся 12-15 лет, родители, инспектор ГИБДД, ведущий.
Подготовительная работа:
Сбор материала.
Распределение обязанностей.
Создание презентации, оформление.
Изучение и повторение с подростками знаков и правил дорожного движения, правил велосипедиста.
Подготовка инструментария, призов, грамот.
Ход диспута
Ведущий. Сегодня мы, ребята и взрослые, вспомним, проверим знания по правилам дорожного движения. Тема нашего занятия «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости!»(слайд 1) В диспуте несколько этапов, также предусмотрен экзамен.
Ведущий. Основная задача нашего мероприятия – повторить правила дорожного движения. Я хочу, чтобы каждый из вас почувствовал себя начинающим водителем, и понял, что без правил движение на дороге невозможно и даже опасно!
Ведущий. А теперь рассмотрим ситуации, которые могут возникнуть на дорогах:
1. Ситуация.
Вы вышли из автобуса и хотите перейти на противоположную сторону дороги. Как это нужно сделать правильно?
Ответ детей. Обойти автобус сзади.
Правильный ответ:
Нельзя обходить автобус ни спереди, ни сзади.
Стоящий автобус, как его не обходи, закрывает собой участок дороги, по которому в тот момент, когда вы решили ее перейти, может проезжать автомобиль. Надо подождать когда автобус отойдет, или переходя дорогу, отойти от него как можно дальше.
Надо уметь предвидеть скрытую «ловушку» на дороге, которая может привести к опасности.
2. Ситуация.
На противоположной стороне улицы вы видите своего друга, к которому как раз собирались в гости. Вы его окликнули, но он не услышал. В этом месте дрогу можно перейти только через подземный переход. Как вы поступите?
Ответ. Если здесь сделали подземный переход, значит переходить дорогу в этом месте небезопасно. Если вы не воспользуетесь подземным переходом, а попытаетесь бежать через проезжую часть, то автомобиль мгновенно остановиться не сможете и вы можете пострадать, а если водитель попытается вас объехать, то он может врезаться в идущую ему навстречу машину. Таким образом, из-за вашей неосмотрительности могут пострадать ни в чем не повинные люди.
3.Ситуация. Вы подходите к проезжей части. Светофор показывает зеленый свет. Большинство пешеходов уже почти перешли дорогу. Как вы поступите?
Ответ. Мы уже не раз с вами говорили, что дорога не место для игр, а также не место, где можно состязаться в быстроте и ловкости. На ней часто встречаются множество ловушек и непредсказуемых ситуаций. В данном случае, как только вы добежите до середины дороги, может загореться красный свет, бежать вперед или назад крайне опасно. Вы будете дожидаться следующего зеленого сигнала светофора, стоя посередине проезжей части. А это как вы понимаете, небезопасно. Если уж пришлось остановиться на середине дороги, нужно быть предельно собранным, не делать ни одного движения не осмотревшись, чтобы не попасть в трудную ситуацию на дороге.
Ведущий. Сегодня мы с вами научились видеть дорожные «Ловушки», находить способы их преодоления, научились правильно вести себя на дорогах.
А сейчас немного из истории появления нашего первого транспортного средства- велосипеда. (Презентация «История велосипеда»).
Для того, чтобы вспомнить основные правила дорожного движения при управлении транспортным средством, я предлагаю вам ответить на вопросы викторины (Презентация «Викторина по управлению велосипедом»):
Ведущий. Дорогие наши участники диспута! Сейчас перед вами выступит работник ГИБДД (Ф.И.О.). Обращение к родителям: « Не жалейте времени на «уроки» поведения детей на улице. Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила пользования им, требуя их неукоснительного выполнения.
Ребенок должен помнить: кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах - дворах, парках, скверах.
Помните, что езда на велосипеде по дорогам детям до 14 лет запрещена. Нельзя сажать ребенка на раму своего велосипеда. Для ребенка на велосипедной раме позади руля должно быть установлено специальное седло с подножками.
А теперь немного о поездках в автомобиле. Чтобы сделать поездку детей в салоне автомобиля безопасной и снизить тяжесть последствий в случае дорожно-транспортного происшествия, нужно совсем немного - соблюдать правила перевозки пассажиров.
Принципиальная необходимость это обусловлена тем, что при резком торможении и ударе на скорости в 50 км/час вес пассажира, в том числе ребенка на руках, увеличивается в 30 раз. Так, если вес ребенка 10 кг, то в момент удара он будет весить уже около 300 кг, и удержать его руками от резкого удара о переднее кресло или о ветровое стекло практически невозможно. Кроме того, взрослый, держащий ребенка на руках, в этом случае может просто раздавить ребенка своим весом.
Перевозка детей допускается при условии обеспечения их безопасности с учетом особенностей конструкции транспортного средства - таким образом, чтобы в случае резкого торможения, столкновения или опрокидывания транспортного средства была исключена или уменьшена опасность ранения ребенка. Ограничение подвижности ребенка обеспечивается применением специальных детских удерживающих устройств, а также штатным ремнем безопасности автомобиля. Иными средствами могут быть: специальная подушка для сиденья, дополнительное сиденье или иное приспособление, позволяющее использовать для фиксации ребенка в транспортном средстве штатные ремни безопасности таким образом, чтобы диагональная ветвь ремня проходила через плечо и грудную клетку ребенка и не соскальзывала на шею».
Ведущий: Уважаемые родители! Не ваши ли дети топают по проезжей части дороги на красный сигнал светофора? Какую оценку вы поставите себе за безопасность на дороге ваших детей? Задача каждого родителя - изучать азбуку движения пешехода на дороге со своим ребенком. (Знакомство с Рекомендациями и Памятками для родителей. Приложение 1,2).
Ведущий. Ну и в конце нашего занятия я хотела бы провести экзамен вместе с инспектором ГИБДД по определению готовности к езде на велосипеде.
1 этап. Подготовка к экзамену
Прежде чем за руль садиться
Выучите правила:
Где вам можно прокатиться.
Велосипедисту необходимо знать не только правила дорожного движения, но хорошо знать устройство велосипеда и содержать его в хорошем состоянии, особенно внимательно надо следить за креплением руля и надежность тормозов, знать правила дорожного движения.
Ведущий: Прежде чем преступить к следующему этапу «Экзамен», я вам задам несколько вопросов и проверю, как вы подготовились к экзаменам.
С какого возраста разрешается езда на велосипеде по проезжей части дороги?
Правильный ответ: управлять велосипедом разрешается с 14 лет при условии знаний и выполнения правил дорожного движения.
Где можно ездить на велосипеде?
Правильный ответ: велосипедисты должны ездить по велосипедной дорожке. Если такой дорожки нет, то можно ездить по проезжей части дороги на расстоянии не более 1 метра от правого края.
Какими правилами вы будете руководствоваться, если велосипед сломался и вы решили пройти пешком?
Правильный ответ: по правилам пешехода (по тротуару, обочине на встречу движущему транспорту).
Второй этап «Экзамен». (Билеты состоят из трех вопросов, в пустые строчки нужно вписать ваш ответ на вопрос, или написать название знака). Раздаю каждому участнику по билету.Время для выполнения задания - 3-5 минут. Дети сдают билеты на оценку комиссии.
Ведущий: Во время следующего этапа, ребята, у вас будет возможность проверить правильность ваших ответов на вопросы
Третий этап «Самый быстрый»
Ведущий. Каждый из вас не раз ездил на велосипеде, кто-то ездит быстро, кто-то медленно. Самого быстрого ездока мы определим с помощью тренажера. Вот мини-тренажер, вы видите, у него есть педали, как у велосипеда. Мы будем определять, кто больше сделает оборотов за 30 секунд. (Количество оборотов нужно записать в таблицу для каждого участника). Дети приступают к выполнению заданий. Освободившиеся ребята могут проверить правильность заполнения своего билета.
Ведущий: Мы с вами будем продолжать изучать правила дорожного движения, ведь дорога требует серьезного и ответственного отношения от всех участников дорожного движения: и от пешеходов, и от водителей велосипедов, мопедов, мотоциклистов, автомобилистов.
Пятый этап: работа с инспектором ГИБДД.
Вопросы безопасной езды для начинающего велосипедиста инспектора ГИБДД:
1.Ваши действия при возникновении дорожного транспортного происшествия?
Ответ: сообщить в ГАИ, в скорую помощь, и все должны остаться на месте происшествия, до приезда ГАИ
2. Как должен себя вести велосипедист при остановке инспектора ГАИ?
Ответ: Вам должен представиться инспектор ГАИ, он должен быть в форме, представиться, назвать свою ФИО; велосипедист должен остановиться, слезть с велосипеда, назвать свое имя и фамилию, школу и место проживания, выслушать инспектора ГИБДД, спокойно и не входит в конфликт; подчиниться требованиям инспектора ГИБДД и проехать в отдел полиции. Инспектор ГИБДД награждает участников мероприятия. Подводятся итоги, слово комиссии.
Ведущий: Ребята, сегодня мы повторили правила дорожного движения, почувствовали ответственность за жизнь и здоровье людей, и каждый из вас понял, что водителю нужно знать язык дороги, множество правил, множество знаков. Желаю вам удачи!
Список литературы.
Викторина для старшеклассников по ПДД [Электронный ресурс] http://kirov.spb.ru/ свободный - Загл. с экрана.
Всероссийская газета «Добрая дорога детства». Подписка 2007-2011 гг.
Картинки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://yandex.ru/images/.
Правила дорожного движения [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.touch.auto.mail.ru/inf/pdd свободный - Загл. с экрана.