kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выбоы.Референдум.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: -познакомить учащиеся с основами избирательного права в Р.Ф., принципами избирательного права в демократическом обществе; с формами избирательной системы РФ;- продолжить формирование навыков работы с текстовой информацией, умений  анализировать ситуации, аргументировать  ответ, приводить примеры; –способствовать воспитанию  активной гражданской позиции в реализации избирательного права, ответственности  за последствия участия или не участия в  выборах в органы власти.

Планируемые результаты: учащиеся должны-знать, что такое «избирательное право» и чем отличается активное избирательное право от пассивного избирательного права;

-уметь анализировать принципы избирательного права, иллюстрируя свои позиции конкретными фактами; грамотно анализировать источники избирательного права и применять их в жизни

Тип урока: урок изучения нового материала.

Основные понятия урока: избирательное право, активное и пассивное избирательное право, выборы, избирательная система, электорат, референдум.

                                                       Ход  урока:

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний

     1 Фронтальный опрос:

- Объясни: государство, правовое государство, гражданское общество,  суверенитет, монархия, республика, федерация.

-чем отличается республика от монархии?

- назовите основные черты демократии.

III. Мотивационно – целевой этап

- что является главным в республиканском правлении? (выборность органов власти)

Значит о чем мы будем сегодня говорить?

План урока:

  1. Избирательное право, принципы избирательного права
  2. Избирательная система. Виды.
  3.  Референдум.

Проблемный вопрос: Нужно ли ходить на выборы? Почему?

IV Изучение новой темы

1) Работа с текстом учебника.

а) Сформулировать понятие «Избирательное право», выделить принципы избирательного права.

- Проверяем – Слайды:  2,3

б) избирательные права граждан:  активное и пассивное  избирательное право

– Прочитайте выдержки из закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф.» ст. 4

Кто имеет право избирать и быть избранным. 

Гражданин Р.Ф., достигший возраста 18лет,с 18лет быть депутатом представительного муниципального органа

Кто не имеет права избирать и быть избранным

Призванные судом недееспособными

Быть избранным с 21 года депутатом Государственной Думы и быть избранным президентом с 35 лет

Содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда

слайды:   4,  5

– Мы с вами выяснили, что такое избирательное право, что оно бывает – активным и пассивным.
– Как вы это усвоили, сейчас проверим.

– задание: продолжите фразу

  • Чтобы реализовать свое активное избирательное право мы должны… (проголосовать) – когда мы голосуем, то называемся – избирателями, всех избирателей называют электоратом (от латинского elector – избиратель)
  •  Чтобы реализовать свое пассивное избирательное право мы должны… (выдвинуть свою кандидатуру на выборах) – когда выдвигаем свою кандидатуру, то называемся– кандидатами

слайд 6

б) – Теперь давайте выясним, кого мы можем выбирать.
 - прочтите статьи Конституции Р.Ф. ст.81, ст.96,97, ст.130; 

– Итак, мы выбираем Президента Р.Ф., Федеральные органы власти (депутатов Государственной Думы), органы управления субъектов федерации, органы местного самоуправления.

2)  Избирательная система

-Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы

Слайды 7, 8,9 ( объяснение учителя, записать  в тетрадях черы избирательных систем)

 3)Референдум – всеобщее голосование для решения важного государственного вопроса. (Слайд 10)

 – какие вопросы решаются на референдуме?

- Конституция РФ  1993 года была принята референдумом.

V.  Закрепление

Задания для учащихся:

- Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.

- Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.

- Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной си­туации. Свой ответ аргументируйте.

Ситуация 1

11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государ­ственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы).

Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляет­ся независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.

Ситуация 2  Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопи­лось большое количество желающих проголосовать. Председатель избиратель­ной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.

Ответ: нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен го­лосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.

Ситуация 3 Гражданка Р., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в командировке и проголосовать  не успеет. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.

Ответ: нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.

Ситуация 4

Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой  и, постыдив за гражданскую пассив­ность, потребовал идти и  проголосовать.

Ответ: нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.

(Слайд 15 – ответы ситуаций)

V. Подведение итогов урока

- ответ на проблемный вопрос: нужно ли ходить на выборы? Почему?

- комментирование выставленных оценок

Домашнее задание: читать параграф, ответить на вопросы, записи в тетрадях учить.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выбоы.Референдум. »

Урок обществознания в 9 классе. Составила Толканова М.И.  учитель истории и обществознания.  Г Набережные Челны

Урок обществознания в 9 классе.

Составила Толканова М.И.

учитель истории и обществознания.

Г Набережные Челны

требования, при соблюдении которых выборы признаются законными – правила ВЫБОРОВ

требования, при соблюдении которых выборы признаются законными – правила ВЫБОРОВ

Принцип всеобщего избирательного права. Принцип равного избирательного права. Принцип прямого избирательного права. Тайное голосование. Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании.
  • Принцип всеобщего избирательного права.
  • Принцип равного избирательного права.
  • Принцип прямого избирательного права.
  • Тайное голосование.
  • Принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании.
Основу избирательной системы составляют основные гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявления на выборах. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» принят в 2002 г. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего и равного избирательного права. Гражданин РФ, достигший 18 лет, в праве избирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы государственной власти.  Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.  Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: при выборах Президента – 35 лет; в законодательные органы власти – 21 год; в органы государственной власти субъектов РФ - 30 лет.
  • Основу избирательной системы составляют основные гарантии избирательных прав граждан РФ, обеспечивающие их свободное волеизъявления на выборах.
  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав» принят в 2002 г. Граждане РФ участвуют в выборах на основе всеобщего и равного избирательного права.
  • Гражданин РФ, достигший 18 лет, в праве избирать, а по достижении возраста, установленного законодательством, быть избранным в органы государственной власти.
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.
  • Для пассивного избирательного права устанавливается минимальный возраст: при выборах Президента – 35 лет; в законодательные органы власти – 21 год; в органы государственной власти субъектов РФ - 30 лет.
Кандидат Пассивное избирательное право  Избиратель  Активное избирательное право

Кандидат

  • Пассивное избирательное право

Избиратель

Активное избирательное право

Что бы реализовать свое активное избирательное право мы должны…
  • Что бы реализовать свое активное избирательное право мы должны…

проголосовать, участвовать в выборах

2. Чтобы реализовать свое пассивное избирательное право мы должны…

выдвинуть свою кандидатуру на выборах, быть избранными

Избирательная система  – политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями Пропорциональная система Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количество голосов Мажоритарная система Способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов

Избирательная система – политический институт, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов между партиями

Пропорциональная система

Способ определения результатов голосования, в основу которого положен принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией количество голосов

Мажоритарная система

Способ определения результатов голосования, при котором для получения мандата требуется собрать установленное законом большинство голосов

Мажоритарная система  Разновидности Абсолютного большинства Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50%+1 голос Относительного большинства Побеждает кандидат, набравший голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности

Мажоритарная система

Разновидности

Абсолютного большинства

Избранным считается кандидат, набравший абсолютное большинство голосов, т.е. 50%+1 голос

Относительного большинства

Побеждает кандидат, набравший

голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности

Смешанная система  До 2006 г. в Российской Федерации одновременно существовали мажоритарная и пропорциональная системы выборов  Государственная Дума  450 мест 225 мест – представителям партий, перешагнувшим 5% барьер 225 мест – депутаты  с  одномандатных округов Указом президента РФ В.В.Путиным одномандатные округа были ликвидированы, а 5% барьер был увеличен до 7% Исключение составляют выборы президента  и глав местной администрации

Смешанная система

До 2006 г. в Российской Федерации одновременно существовали мажоритарная и пропорциональная системы выборов

Государственная Дума

450 мест

225 мест –

представителям партий, перешагнувшим 5% барьер

225 мест –

депутаты с одномандатных округов

Указом президента РФ В.В.Путиным одномандатные округа были ликвидированы, а 5% барьер был увеличен до 7%

Исключение составляют выборы президента и глав местной администрации

Конституция Р.Ф. была принята народом на референдуме 12 декабря 1993г.

Конституция Р.Ф. была принята народом на референдуме 12 декабря 1993г.

11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы)
  • 11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы)

Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.
  • Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.
Гражданка Р., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в командировке и проголосовать не успеет. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.

Гражданка Р., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в командировке и проголосовать не успеет. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.

Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал идти и проголосовать.
  • Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал идти и проголосовать.
1 – Принцип всеобщности 2 – Принцип тайного голосования 3 – Принцип прямого избирательного права 4- Принцип добровольности

1 – Принцип всеобщности

2 – Принцип тайного голосования

3 – Принцип прямого избирательного права

4- Принцип добровольности


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Выбоы.Референдум.

Автор: Толканова Мария Ивановна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188949


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства