Цели урока: -познакомить учащиеся с основами избирательного права в Р.Ф., принципами избирательного права в демократическом обществе; с формами избирательной системы РФ;- продолжить формирование навыков работы с текстовой информацией, умений анализировать ситуации, аргументировать ответ, приводить примеры; –способствовать воспитанию активной гражданской позиции в реализации избирательного права, ответственности за последствия участия или не участия в выборах в органы власти.
Планируемые результаты: учащиеся должны-знать, что такое «избирательное право» и чем отличается активное избирательное право от пассивного избирательного права;
-уметь анализировать принципы избирательного права, иллюстрируя свои позиции конкретными фактами; грамотно анализировать источники избирательного права и применять их в жизни
Тип урока: урок изучения нового материала.
Основные понятия урока: избирательное право, активное и пассивное избирательное право, выборы, избирательная система, электорат, референдум.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Актуализация знаний
1 Фронтальный опрос:
- Объясни: государство, правовое государство, гражданское общество, суверенитет, монархия, республика, федерация.
-чем отличается республика от монархии?
- назовите основные черты демократии.
III. Мотивационно – целевой этап
- что является главным в республиканском правлении? (выборность органов власти)
Значит о чем мы будем сегодня говорить?
План урока:
- Избирательное право, принципы избирательного права
- Избирательная система. Виды.
- Референдум.
Проблемный вопрос: Нужно ли ходить на выборы? Почему?
IV Изучение новой темы
1) Работа с текстом учебника.
а) Сформулировать понятие «Избирательное право», выделить принципы избирательного права.
- Проверяем – Слайды: 2,3
б) избирательные права граждан: активное и пассивное избирательное право
– Прочитайте выдержки из закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Р.Ф.» ст. 4
Кто имеет право избирать и быть избранным.
Гражданин Р.Ф., достигший возраста 18лет,с 18лет быть депутатом представительного муниципального органа
Кто не имеет права избирать и быть избранным
Призванные судом недееспособными
Быть избранным с 21 года депутатом Государственной Думы и быть избранным президентом с 35 лет
Содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда
слайды: 4, 5
– Мы с вами выяснили, что такое избирательное право, что оно бывает – активным и пассивным.
– Как вы это усвоили, сейчас проверим.
– задание: продолжите фразу
- Чтобы реализовать свое активное избирательное право мы должны… (проголосовать) – когда мы голосуем, то называемся – избирателями, всех избирателей называют электоратом (от латинского elector – избиратель)
- Чтобы реализовать свое пассивное избирательное право мы должны… (выдвинуть свою кандидатуру на выборах) – когда выдвигаем свою кандидатуру, то называемся– кандидатами
слайд 6
б) – Теперь давайте выясним, кого мы можем выбирать.
- прочтите статьи Конституции Р.Ф. ст.81, ст.96,97, ст.130;
– Итак, мы выбираем Президента Р.Ф., Федеральные органы власти (депутатов Государственной Думы), органы управления субъектов федерации, органы местного самоуправления.
2) Избирательная система
-Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы
Слайды 7, 8,9 ( объяснение учителя, записать в тетрадях черы избирательных систем)
3)Референдум – всеобщее голосование для решения важного государственного вопроса. (Слайд 10)
– какие вопросы решаются на референдуме?
- Конституция РФ 1993 года была принята референдумом.
V. Закрепление
–Задания для учащихся:
- Проанализируйте ситуацию, описанную в задаче.
- Соотнесите ситуацию с принципами избирательного права.
- Определите, нарушен ли принцип избирательного права в данной ситуации. Свой ответ аргументируйте.
Ситуация 1
11 декабря 1905 года в России вышел указ о выборах в первую Государственную Думу. В выборах не могли участвовать женщины, лица моложе 25 лет, учащиеся, военнослужащие, «бродячие инородцы» (неоседлые народы).
Ответ: при выборах в первую Государственную Думу нарушен принцип всеобщего избирательного права, по которому право голосовать предоставляется независимо от пола, расы, национальности, отношения к религии, убеждений.
Ситуация 2 Во время выборов на избирательном участке в зале голосования скопилось большое количество желающих проголосовать. Председатель избирательной комиссии предложил собравшимся заходить в кабинку для голосования всей семьей, так как они родственники и им нечего скрывать друг от друга.
Ответ: нарушен принцип тайного голосования. Гражданин должен голосовать лично и не передоверять свое право другим лицам.
Ситуация 3 Гражданка Р., предъявив два паспорта, попросила члена избирательной комиссии предоставить ей право проголосовать за себя и своего мужа, ссылаясь на то, что муж находится в командировке и проголосовать не успеет. Гражданке были выданы два избирательных бюллетеня.
Ответ: нарушен принцип прямого избирательного права. Это право граждан лично и непосредственно, без каких-либо промежуточных инстанций избирать и быть избранными в государственные органы.
Ситуация 4
Гражданин Ж. поленился пойти голосовать в день выборов. В 18.00 один из членов участковой избирательной комиссии пришел к нему домой и, постыдив за гражданскую пассивность, потребовал идти и проголосовать.
Ответ: нарушен принцип добровольного и свободного участия граждан в голосовании. Если гражданин по каким-либо причинам не желает участвовать в выборах, то никто не может заставить его сделать это.
(Слайд 15 – ответы ситуаций)
V. Подведение итогов урока
- ответ на проблемный вопрос: нужно ли ходить на выборы? Почему?
- комментирование выставленных оценок
Домашнее задание: читать параграф, ответить на вопросы, записи в тетрадях учить.