Урок обществознания в 9-м классе по теме "Гражданское совершеннолетие"
Урок обществознания в 9-м классе по теме "Гражданское совершеннолетие"
Кого считают молодым гражданином? … Молодые граждане. К молодежи многие социологи относят группу населения в возрасте от 14 до 25 лет.
Что означает гражданское совершеннолетие? Молодежь с точки зрения правового статуса Несовершеннолетние - граждане с 14 до 18 лет. Они обладают частичной дееспособностью. Совершеннолетние - граждане, достигшие 18 лет. С этого возраста гражданин нашего государства может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме. Проблемы молодежи. Данные социологических исследований показывают, что современная молодежь подвергает свое здоровье большим рискам, чем их сверстники десятилетие назад. Помочь учащимся в решении этих сложных для них жизненных проблем поможет материал этого урока.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 9-м классе по теме "Гражданское совершеннолетие"»
Урок обществознания в 9-м классе: "Гражданское совершеннолетие"
Цели урока:
способствовать усвоению учащимися сущности понятия “гражданин”, закрепить и углубить теоретические знания о демократическом поведении личности в ходе избирательной компании;
содействовать практическому овладению способами деятельности, отражающими роль избирателей;
продолжить формирование навыков коллективной, групповой и дискуссионной работы, развивать аналитические умения школьников;
стремиться воспитывать учащихся в духе гражданственности, на конкретном примере показать необходимость активной гражданственной позиции.
Новые понятия:
гражданское совершеннолетие;
гражданская ответственность перед обществом.
Оборудование: анкета “Гражданское совершеннолетие” (см. Приложение I), заполненные листы с подписями в поддержку кандидатов, программы кандидатов, агитационная литература, подготовленная помощниками кандидатов в Совет Школы. Бланки и урна для голосования. Памятный знак победителю игры.
Оформление класса: подготовка отдельного стола “Центризбирком”, места для голосования с урной, таблица для подведения итогов анкетирования наносится на доску, агитационная литература кандидатов.
Ход урока
Организационный момент:проверка подготовленности класса к уроку (количество присутствующих на уроке учеников), бланки анкеты “Гражданское совершеннолетие”.
Вводное слово учителя, в котором он знакомит учащихся с ходом сегодняшней игры и подводит учеников к пониманию темы урока: “Гражданское совершеннолетие”.
В течение нескольких предыдущих уроков мы знакомились с основными формами политического участия личности в жизни общества и обязанностями гражданина, среди которых главной является активное участие гражданина в политической жизни общества и управлении страной. Только тогда, когда человек способен подняться до интересов общества, умеет политически грамотно отстаивать свои интересы, мы можем говорить о гражданском совершеннолетии личности.
Все вы по Конституции РФ в 18 лет получите избирательные права, а значит, сможете участвовать в жизни государства, отдавая свой голос в защиту той или иной точки зрения, того или иного кандидата. Однако свою гражданскую позицию нужно уметь отстаивать уже сейчас, потому что “гражданское совершеннолетие” наступает не с факта получения избирательных прав, а с того времени, когда вы не просто знаете свои права, но и умеете ими пользоваться.
На сегодняшнем уроке вам представится возможность поучаствовать в выборах: кому-то в качестве кандидатов в президенты класса, а кому-то уже сейчас предстоит стать избирателями. Может быть, будут и те, кто выберет пассивную форму политического поведения, а проще говоря, решит в выборах не участвовать.
Перед выборами социологи проводят исследования среди населения, дабы узнать настроение избирателей. Не будем и мы отходить от этой традиции. Прошу вас ответить на вопросы анкеты. Члены “Центризберкома” ее соберут и начнут обрабатывать, пока будут идти предвыборные дебаты. С результатами анкеты мы познакомимся перед выборами.
Начало игры
Учитель предлагает вытянуть жребий для начала избирательной компании, которая строится по следующему плану:
Этапы игры:
Знакомство с кандидатами (6 минут). По очереди кандидаты выступают перед избирателями, знакомят их с фактами своей биографии и своей программой.
Выступления помощников кандидатов (6 минут). В случае необходимости они разъясняют отдельные положения программы, акцентируют внимание избирателей на личных качествах кандидатов.
Прения (10 минут). Избиратели задают вопросы, выступают в поддержку или с критикой программных положений, приводя аргументы в подтверждение ее несостоятельности. Перед заключительной частью игры учитель знакомит с итогами анкетирования.
Выборы (3 минуты). Итогом игры являются тайные выборы кандидата. Учащиеся на чистых бланках с печатью учебного заведения (их количество равно числу присутствовавших в классе учеников) пишут фамилию кандидата, за которого они отдают свой голос, и помещают свой лист в урну для голосования, находящуюся за ширмой.
Мозговой штурм.
Задание классу: скажите, в чем проявляется гражданская ответственность человека перед обществом (полученные варианты ответов записываются на доску).
Гражданин – человек высоких нравственных качеств, обладающий политической и правовой культурой, политически активный, живущий нуждами и интересами своей страны.
Итоги урока: “Центризберком” проводит подсчет голосов, пока проходит игра “Мозговой штурм”. Когда итоги подведены, учитель оглашает результаты игры, поздравляет с победой кандидата и вручает памятный знак
Приложение II Алгоритм подготовки к избирательной компании кандидатов в президенты класса
1. Выбрать из одноклассников 2-х человек в группу “помощников” кандидатов.
2. Вместе с “помощниками” разработать отличительный знак вашей команды и девиз предвыборной компании.
3. Вместе с “помощниками” разработайте проект своей программы с учетом следующих советов и пожеланий:
Первая часть предвыборной программы обычно посвящается кратким анкетным данным.
Вторая часть – конкретные предложения и критика. Что нового в жизни класса может произойти, если вы станете президентом класса. Приведите доводы в пользу предложенных вами мер.
Попытайтесь в своей программе ответить на следующие вопросы: Можно ли добиться большей свободы и ответственности ученика в школьном учебном процессе? Как это сделать?
На базе созданной программы подготовить выступление в объеме 5 минут. Помощники подготавливают на 2 минуты тезисы в защиту поддерживаемого кандидата.
Приложение II Алгоритм подготовки к избирательной компании кандидатов в президенты класса
1. Выбрать из одноклассников 2-х человек в группу “помощников” кандидатов.
2. Вместе с “помощниками” разработать отличительный знак вашей команды и девиз предвыборной компании.
3. Вместе с “помощниками” разработайте проект своей программы с учетом следующих советов и пожеланий:
Первая часть предвыборной программы обычно посвящается кратким анкетным данным.
Вторая часть – конкретные предложения и критика. Что нового в жизни класса может произойти, если вы станете президентом класса. Приведите доводы в пользу предложенных вами мер.
Попытайтесь в своей программе ответить на следующие вопросы: Можно ли добиться большей свободы и ответственности ученика в школьном учебном процессе? Как это сделать?
На базе созданной программы подготовить выступление в объеме 5 минут. Помощники подготавливают на 2 минуты тезисы в защиту поддерживаемого кандидата.
Приложение III Бланки анализа анкет “Гражданское совершеннолетие”
Вопрос 1
Осуществление власти народом через своих представителей, избранных в представительные органы
Передача властных функций наиболее достойным профессионалам в разных сферах общественной жизни
Результат борьбы политических партий и передача властных полномочий победившей партии
Как вы считаете, демократическое правление – это…
Вопрос 2
Согласен
Не согласен
Не знаю
Каково ваше отношение к следующему суждению: простые люди не должны участвовать в разработке и принятии политических решений, это дело политиков
Вопрос 3
От самого человека
От того, на сколько справедливо устроено общество
От связей и родственников
От чего зависит благополучие человека?
Вопрос 4
Принял бы активное участие
Не принял бы участия
Затрудняюсь ответить
Если бы Вам завтра пришлось принять участие в выборах, то…
Приложение I(10 листов)
Анкета “Гражданское совершеннолетие”
1. Как вы считаете, демократическое правление – это
Осуществление власти народом через своих представителей, избранных в представительные органы,
Передача властных функций наиболее достойным профессионалам в разных сферах общественной жизни,
Результат борьбы политических партий и передача властных полномочий победившей партии.
2. Каково ваше отношение к следующему суждению: простые люди не должны участвовать в разработке и принятии политических решений, это дело политиков.
Согласен,
Не согласен,
Не знаю.
3. От чего зависит благополучие человека?
От самого человека,
От того, на сколько справедливо устроено общество,
От связей и родственников.
4. Если бы вам завтра пришлось принять участие в выборах, то…
Принял бы активное участие,
Не принял бы участия,
Затрудняюсь ответить.
Приложение I
Анкета “Гражданское совершеннолетие”
1. Как вы считаете, демократическое правление – это
Осуществление власти народом через своих представителей, избранных в представительные органы,
Передача властных функций наиболее достойным профессионалам в разных сферах общественной жизни,
Результат борьбы политических партий и передача властных полномочий победившей партии.
2. Каково ваше отношение к следующему суждению: простые люди не должны участвовать в разработке и принятии политических решений, это дело политиков.
Согласен,
Не согласен,
Не знаю.
3. От чего зависит благополучие человека?
От самого человека,
От того, на сколько справедливо устроено общество,
От связей и родственников.
4. Если бы вам завтра пришлось принять участие в выборах, то…