kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок-лабораторная работа по обществознанию в 10 классе на тему: «История воззрений на общество»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока служит знакомство учащихся со структурой и устройством человеческого общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок-лабораторная работа по обществознанию в 10 классе на тему: «История воззрений на общество»»

Урок-лабораторная работа по обществознанию в 10 классе на тему: «История воззрений на общество».

Цели урока: познакомить учащихся со структурой и устройством человеческого общества.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с основными этапами развития наук об обществе.

развивающие: развивать умения сравнивать различные философские точки зрения, выявлять общее и различия, делать выводы, работать с разными видами информации.

воспитательные: уметь анализировать историю возникновения наук об обществе, вырабатывать собственную гражданскую позицию.


  1. Мифологическая картина мира

Рекомендации:

Для начала разберитесь, какую ценность могут представлять для нас мифы. Проанализировав тексты, попытайтесь понять, почему речь идет именно о потопе, и как он может быть связан с взглядами на общество? Почему мифы были своеобразным регулятором общественных отношений? При рассмотрении второго вопроса рекомендуется составить сводную таблицу, в которую будут занесены как общие идеи, так и различия. В конце – обязательный вывод.


Прочитайте два мифа о потопе и ответьте на следующие вопросы:

1. Какие природные явления отражает миф?

2. Какие общие идеи в описании можно выделить?

3. Какую картину взаимоотношений природы и человека создают мифы?


 

Миф о потопе

Древнее Двуречье, по тексту на глиняной табличке

Однажды рассердились боги на людей и решили устроить потоп. Но бог воды, добрый Эа, сообщил об этом одному человеку по имени Утнапишти. Тот построил корабль и погрузил туда весь свой скот и всю родню. И вот черная туча закрыла небо, грозно загремел бог грома. Когда же через шесть дней и семь ночей закончилась буря и выглянуло солнце, над водою был виден лишь маленький остров. Это была вершина высокой горы. Выпустил Утнапишти голубя, и прилетел тот обратно, не найдя сухого места. Выпустил ласточку, и ей пришлось вернуться. Выпустил ворона, и нашел ворон сушу. На вершине горы Утнапишти насыпал тростник, зажег огонь и принес богам жертву. Боги обрадовались приношению и простили людей, спасшихся от потопа. Сам же Утнапишти, единственный из людей, стал бессмертным.

 

Библейский миф о всемирном потопе

Родились у Адама и Евы дети, внуки и правнуки. Жизнь их была вовсе не райской - приходилось много трудиться, чтобы добыть себе пищу. Люди совершали дурные поступки и даже преступления. Старший сын Адама и Евы, земледелец Каин, убил своего брата скотовода Авеля, и умножилось зло на Земле. Решил тогда Бог устроить потоп и уничтожить все живое. Пожалел только доброго и богобоязненного человека по имени Ной. По велению Бога Ной построил корабль - ковчег. Вошли туда Ной с женою, трое их сыновей с женами и по паре всякой живой твари. Дождь шел сорок дней и ночей, и вода покрыла всю землю. Спустя много дней вода стала убывать и вершина горы Арарат поднялась над водной пучиной. Туда и пристал ковчег Ноя. Все погибли, кроме тех, кто был в ковчеге.

  

2. Древнекитайская философская мысль

Рекомендации: Самые значимые философско-религиозные учения Древнего Китая - даосизм и конфуцианство.

Основные идеи даосизма изложены в «Книге о Дао и Дэ», записаны легендарным Лао-цзы. Мудрецы даосской школы считали, что Дао (буквально «метод», «путь») есть первоначало всех вещей, включая Небо и Землю.

Основателем конфуцианства является Кун-фу-цзы (Конфуций), живший в 551-479 гг. до н. э. Свои основные взгляды изложил в книге «Лунь Юй» («Беседы и суждения») в виде нравственных поучений, которые каждый образованный китаец учил наизусть еще в детстве и руководствовался ими всю жизнь. В центре идей конфуцианства - проблемы воспитания, взаимоотношений между людьми, основанные на принципе: «Не делай другому того, что не желаешь себе».

 

 Вопросы:

  1. Можно ли утверждать, что Лао-цзы и Конфуций рассуждают о «развитом справедливом государстве»? Приведите аргументы.

  2. Какие пункты могут быть актуальны в современном обществе?

  3. Напишите краткое эссе (4-5 предложений) по любым 2м пунктам из высказываний Лао-цзы и Конфуция.



Так говорил Лао-цзы

1. Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков.

2. Кто ведет войну ради человеколюбия, тот победит врагов.

3. Побеждающий других силен, а побеждающий самого себя могуществен.

4. Причина того, что трудно управлять народом, заключается в том, что народ просвещается и в нем много умных.

5. Когда множатся законы и приказы, растет число воров и разбойников.

6. Мудрец избегает всякой крайности.

7. Легко достигнутое согласие не заслуживает доверия.

8. Хотя в мире нет предмета, который был бы слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый предмет.


Так говорил Конфуций

1. Достойный человек не может не обладать широтой познаний и твердостью духа. Его ноша тяжела, а путь его долог.

2. По своим природным задаткам люди друг другу близки, а по своим привычкам друг от друга далеки.

3. Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности.

4. Слово должно быть верным, действие должно быть решительным.

5. Не беспокойся о том, что люди не знают тебя, но беспокойся о том, что ты не знаешь людей.

6. Три пути у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный, - размышление; второй, самый легкий, - подражание; третий, самый горький, - опыт.

7. В стране, где есть порядок, будь смел и в действиях, и в речах. В стране, где нет порядка, будь смел в действиях, но осмотрителен в речах.

8. Секрет доброго правления: правитель да будет правителем, подданный - подданным, отец - отцом, а сын - сыном.

9. Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.

10. Если мы так мало знаем о жизни, что можем мы знать о смерти?

 

 

3. Платон (423-347 гг. до н. э.)

Рекомендации: Перед вами – краткая биография и основные идеи Платона о том, что представляет собой государство и общество. Ваша задача – проанализировать документ, выявить степень актуальности идей философа, дать краткую характеристику. Обратите внимание, что многие идеи Платона носят достаточно утопичный характер, и, несмотря на это, находят свое отражение в современном обществе. Ваша задача – определить эти положения.

Вопросы:

  1. В чем заключается проект «идеального государства», созданный Платоном?

  2. Все ли граждане, если следовать логике мыслителя, могут управлять государством?

  3. Как вы считаете, почему возрастной ценз правителей – 50-70 лет?


Великий мыслитель античности, ученик Сократа. Основал в Афинах Академию, из которой вышло много древнегреческих ученых.

Основу философского учения Платона составляет учение об «идеях», которые вечны, неизменны, не зависят от бытия, пространства и времени. Они соотносятся с «триадой» - «единое», «ум», «душа».

«Единое» - основа всего бытия, не имеет признаков, ни начала, ни конца, бесконечно в пространстве и времени.

«Ум» - порождение блага народа, присутствует лишь у живых существ.

«Мировая душа» - бессмертна и является порождением ума.

Такова, по мнению Платона, справедливая философская теория развития, на основе которой он объясняет причины возникновения неравенства людей, организацию общественной мысли.

Платон создал проект идеального государства, исходя из идеи справедливости. Согласно этой идее справедливый человек похож на справедливое государство. Три начала в душе человеческой (разумное, яростное, вожделеющее) соответствуют трем началам в государстве (совещательному, защитному и деловому). Этим государственным началам соответствуют три сословия: правители, воины и производители. Платон считал справедливым то, что каждое начало занимается своим делом и не вмешивается в другие. Во имя единства государства эти три сословия должны быть подчинены иерархически.

Философам дана способность рассуждать и поэтому они господствуют. Воины олицетворяют яростное начало, они подчиняются философам, защищая их с оружием в руках. Третье начало - вожделеющее - представляют ремесленники и земледельцы. Они подчиняются первым двум.

Идеальное государство (полис) - это совместное поселение. Чтобы удовлетворить потребности всех, необходимо разделение труда между жителями государства.

Для основания иерархии сословий в идеальном государстве Платон придумал миф о том, что бог в первое сословие при рождении добавил золото, во второе - серебро, в третье - медь и железо. Платон допускал переход из одного сословия в другое.

Воины (стражи государства) должны жить коллективно, на основе солидарности и равенства. Им запрещается прикасаться к золоту и серебру. Женщины имеют равные права с мужчинами. Детей двух первых сословий воспитывает государство, семьи как таковые им не нужны.

Об устройстве жизни третьего сословия Платон не пишет, считая это компетенцией властей идеального государства. Третье сословие в принципе свободно, как и первые два.

Платон обращает внимание на значение в государстве имущественного неравенства. Он за умеренность, средний достаток.

Идеальное государство Платона - это справедливое правление лучших. Такое правление и действие справедливых законов - две главные черты идеального государства.

Форма правления - аристократия (если правителей несколько). Царская власть также подходит для идеального устройства.

Платон считал, что существует пять форм государства - аристократия, тимократия, олигархия, демократия и тирания. Они соответствуют пяти видам душевного склада. Между формами государства существует связь. Платон характеризует их по мере деградации. Так, идеальная аристократия портится из-за появления частной собственности на землю и жилища, и свободные граждане превращаются в рабов. Яростное начало побеждает разумное, и аристократия переходит в тимократию. Государство ведет бесконечные войны, в результате у некоторой части граждан накапливается богатство. Так появляется олигархический строй. Бедная часть граждан недовольна правлением, и это недовольство приводит к перевороту. На смену олигархии приходит демократия. Платон считает этот строй приятным и разнообразным, но без должного управления. При демократии все (равные и неравные) несправедливо уравниваются.

Таким образом, причину смены форм государства Платон видит во внутренних противоречиях, в злоупотреблении основным принципом государственного устройства (например, в олигархии - богатство, в демократии - свобода). Из демократии возникает тирания. По мнению Платона, если дать гражданам слишком много свободы, они выберут себе тирана - «ставленника народа». В таком государстве неизбежно беззаконие, насилие и произвол. Для Платона это наихудшая форма государства.

Политика, по мнению Платона, - царское искусство, которое требует знаний и умений управлять народом. Если в государстве есть способные правители, то они могут обойтись без законов. Если таких правителей нет, то государство должно управляться с помощью законов. С этой точки зрения Платон различает семь форм государственного устройства.

Кроме идеального государства, (где у власти разумные правители) существуют три вида правления: монархия, власть немногих, власть большинства (демократия). В зависимости от законности правления каждый вид подразделяется еще на два: законная монархия - царская власть, противозаконная - тирания; законная власть немногих - аристократия, незаконная - олигархия. Кроме того, есть демократия - с законами и без них. Таким образом, в основе платоновской системы лежит принцип законности.

Платон создал второй проект идеального государства. У власти в нем находятся 37 правителей, избранных народом. Возраст этих людей - от 50 до 70 лет. У власти можно быть не более 20 лет. У этих «стражей закона» есть широкие полномочия, но основой правления являются законы. К высшим органам государства также относится выборный совет и 360 членов (по 90 человек от каждого класса). Граждане в государстве делятся на четыре класса по имущественному цензу. Народное собрание обязательно для посещения только первых двух классов. Большое количество должностных лиц и военных чинов избираются только после докимасии, т. е. проверки на правомочность их претензий. Кроме того, там имеется особый надгосударственный орган власти - «ночное собрание» из 10 самых мудрых стражей для решения самых важных государственных вопросов. Земля считается общей собственностью государства. И только 5040 граждан на правах владения по жребию получают земельный участок и дом.

Быт второго государства похож на быт первого, в основе которого заложен порядок, коллективизм, единомыслие и т. п.

Платон называет два государственных строя. В первом у власти находятся разумные правители, во втором - правители, которые должны пользоваться законами. Эти законы справедливы, так как создаются на благо всех граждан. При создании справедливых законов надо ограничивать власть правящих и свободу управляемых. Отдельной властью не является правосудие. Каждый правитель выступает как судья. К осуществлению правосудия должны привлекаться и все граждане государства; возможна и защита в суде.

Рабы гражданами государства не считаются.

Основной принцип существования платоновского государства - не государство существует ради человека, а человек живет ради государства.


 

  1. Средневековая философия

Рекомендации: Как вам известно, в Средние века идеологическое влияние церкви на воспитание, образование, культуру и общественную мораль было довольно сильным. При этом, церковь находилась в центре общественных противоречий, нарастала социальная напряженность в феодальном обществе. На основе приведенных ниже документов, приведя свои примеры и доводы, докажите, что государство и общество в Средние века были нераздельны и взаимодополняли друг друга.

Вопросы:

  1. Почему в Средние века роль Церкви была настолько сильной, что контролировала не только общественную, но и частную жизнь граждан?

  2. Что лежит в основе развития общества?

  3. Можно ли применить взгляды Августина Блаженного и Фомы Аквинского к современному российскому обществу? Играет ли такую роль сегодня РПЦ?


Августин Блаженный (354-430 гг.)

Основные взгляды:

1. Высшим бытием для каждого от простого смертного до правителя страны является Бог и служение Богу.

2. Общественный порядок в государстве должен строиться на основе вечных и неизменных божественных идей.

3. Существующий мир является своеобразной лестницей существ, постепенно восходящих по своим нравственным качествам к создателю мира.

4. При этом человек соединяет в себе одновременно природу материальных тел и обладает сверх тога разумной душой и свободой воли.

5. Сама душа, являясь бессмертной и нематериальной, свободна в выборе решений.

 

Фома Аквинский (рубеж XI-XII вв.)

Основные взгляды:

1. Человек по своей натуре является средоточием мерзостей, греха и поэтому он является «пищей червей».

2. Только в церкви человек может очиститься и спастись от первородного греха.

3. Вся жизнь человека должна быть посвящена Богу при полном отказе от всех земных радостей.

 

 

5. Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Рекомендации: Прежде чем приступить к заданиям, вспомните, что такое гражданское общество, какие признаки ему присущи. Обратите внимание, что для Гегеля государство — это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Проявлением единого нравственного сознания людей в государстве является религия. Почему тогда развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства?

Прочитайте отрывок из сочинения великого немецкого философа и ответьте на вопросы:

1. Что понимал Гегель под гражданским обществом?

2. Что выделяет философ как главную ценность гражданского общества?

3. Согласны ли вы с утверждением, что в гражданском обществе конкретная личность всегда связана с другой особенной личностью?

 

О гражданском обществе

Одним принципом гражданского общества является конкретная личность, которая служит для себя целью, как целокупность потребностей и смесь природной необходимости и произвола, но особенное лицо, как существенно находящееся в соотношении с другой такой особенностью, так что оно заявляет свои притязания и удовлетворяет себя лишь как опосредованное другим особым лицом и вместе с тем всецело опосредованное формой всеобщности - другим принципом гражданского общества.

Прибавление. Гражданское общество есть разъединение, которое появляется посредине между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, так как в качестве разъединения оно предполагает наличность государства, которое оно должно иметь перед собой как нечто самостоятельное, чтобы существовать. Гражданское общество создалось, впрочем, лишь в современном мире, который один только воздает свое каждому определению идеи. Когда государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то этим разумеют лишь определение гражданского общества...

В гражданском обществе каждый для себя - цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения с другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средство для целей особенного. Но особенная цель посредством соотношения с другими дает себе форму всеобщности и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе с тем благо других.

С одной стороны, особенность как распространяющееся во все стороны удовлетворение своих потребностей, случайного произвола и субъективного каприза разрушает в своих наслаждениях самое себя и свое субстанциональное понятие; с другой стороны, удовлетворение необходимых и случайных потребностей как подвергающееся бесконечному возбуждению, находящееся во всесторонней зависимости от внешней случайности и внешнего произвола, а также ограниченное властью всеобщности, случайно. Гражданское общество представляет нам в этих противоположностях и их переплетении картину столь же необычной роскоши, излишества, сколь и картину нищеты и общего обоим физического и нравственного вырождения.

 

Источники и литература:

  1. Кондратов А. Великий потоп. Мифы и реальность. Ленинград: Гидрометеоиздат, 1982г.

  2. СТО ВЕЛИКИХ ЛЮДЕЙ МИРА. Зороастр. Будда. Конфуций. Магомет. Киев МП “Муза”, 1991г.

  3. Спирина Н.Д., Гребенникова Н.Е., Юшков А.П. "Светочи Мира". Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, 1994

  4. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юридическая литература, 1997. – 576 с.

  5. Русская историческая библиотека/ Гегель о гражданском обществе и государстве. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rushist.com/index.php/philosophical-articles/2629-gegel-o-grazhdanskom-obshchestve-i-gosudarstve





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Судоль Вероника Александровна

Дата: 21.08.2016

Номер свидетельства: 340228


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства