kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Право человека на труд – одно из главных прав человека. Вклад моей малой Родины в экономику Донецкой Народной Республики».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по УГДД подойдёт как учителям, так и класным руководителям. Материал можно использовать как на уроках Истории, УГДД и класных часах в 5 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Право человека на труд – одно из главных прав человека. Вклад моей малой Родины в экономику Донецкой Народной Республики».»

План- конспект урока по УГДД

Класс ___

Урок №___

Дата ____

Тема урока «Право человека на труд – одно из главных прав человека. Вклад моей малой Родины в экономику Донецкой Народной Республики».

Тип урока: «Урок открытия нового знания»

Цель урока: способствовать развитию бережного отношения к истории и традициям своего народа, воспитывать уважение к труду, трудящимся.

Задачи: раскрыть особенности легенд населения Донецкого региона; воспитывать у обучающихся уважение к культуре своей земли; воспитывать чувство собственного достоинства, доброжелательного отношения к людям; воспитывать высококультурного, социально значимого человека; совершенствовать навыки работы с разнообразными историческими источниками: письменными (описаниями ученых, записками путешественников, фольклорными и художественными текстами) и устными (загадками, поговорками, легендами);

Формируемые УДД:

- метапредметные: определять цель, проблему в учебной деятельности; планировать деятельность в учебной ситуации; оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях.

- коммуникативные: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами.

-личностные: осознавать и проявлять себя гражданином ДНР, формировать личностные ориентиры, направленные на любовь к родному краю, его традициям, истории, воспитывать патриотизм.

Планируемые методы, приёмы, технологии:

Методы:

1. Словесные методы ( Рассказ, объяснение, беседа)

2. Частично поисковые методы;

Приёмы:

1. Прием – прочтение и анализ легенд, пословиц, песен Донбасса относящихся к труду.

Основные дефиниции, даты, персоналии:

Труд - (в узк.) занятия, работа. ((в шир.) целесообразная и общественно полезная деятельность человека, требующая умственного и физического напряжения. Труд не потребность, труд это средство для удовлетворения сопутствующих потребностей)

Право – это разрешённые правила поведения людей в стране (обществе).

1971 г. – 250-летие Донецка

Ход урока

І. Организационный момент

Доброго времени суток всем присутствующим. Сегодня у нас необычный урок, в котором я предлагаю вам активно поучаствовать. А тему урока попробуйте сейчас определить сами.

ІІ. Актуализация опорных знаний

Звучит песня «Спят курганы темные»

Спят курганы тёмные солнцем опалённые

И туманы белые ходят чередой

Через рощи шумные и поля зелёные

Вышел в степь донецкую парень молодой

Там на шахте угольной паренька приметили

Руку дружбы подали повели с собой

Девушки пригожие тихой песней встретили

И в забой направился парень молодой



Дни работы жаркие на бои похожие

В жизни парня сделали поворот крутой

На работу жаркую, на дела хорошие

Вышел в степь донецкую парень молодой.



Учитель комментирует:

Одной из популярных песен о Донбассе, практически его гимном, является написанная в 1939 году Борисом Ласкиным и композитором Никитой Богословским песня «Спят курганы темные» - лирический рассказ о формировании рабочего человека, о жаркой работе и хороших трудовых делах. И, хотя у песни есть авторы, жители Донбасса давно считают её народной.

Как вы думаете, прослушав этот отрывок, над какой темой мы будем сегодня работать? Сегодня мы будем изучать легенды и сказания Донецкого народного региона.

ІІІ. Объявление темы и целей урока Беседа. Творческие задания.

Слово учителя: «С незапамятных времён хранит и приумножает наш народ свою духовную сокровищницу – устную народную поэзию. В сказках и легендах, былинах и лирических песнях, частушках и преданиях, пословицах и поговорках отражает он исторический и художественный опыт трудовых масс, их борьбу за свободу и социальную справедливость. Благодаря устной народной поэзии люди лучше узнают своё прошлое и настоящее, глубже и прочнее осознают свою принадлежность к будущему.

Хотя рабочий Донбасс относительно молод (в 1971 году отмечалось его 250-летие), художественные традиции и памятники культуры уходят своими корнями в глубь веков». (И.И.Зайцев)

Физкультминутка для глаз

ІV. Изучение нового материала Ребята делятся на три группы.

Легенды (1-я группа); (учащиеся работают с текстом легенд, формируя представление о шахтёрских легендах )

Пословицы (2-я группа); (Выделяет из ряда пословиц те, которые принадлежат к трудовым и шахтёрским)

Песни(3-я группа); ( Читает текст песен, выбирает ту, которая по их мнению больше всего имеет связь с трудом и шахтёрским краем).



Слово учителя: Донецкий край имеет целый ряд своих неповторимых традиций, передающихся из поколения в поколение. Так, звуковой сигнал гудка Юзовского (теперь Донецкого) металлургического завода, подаваемый несколько раз в сутки: утром –в 5 и 6 часов, вечером –в 17 и 18 часов стал для Дончан ориентиром во времени.

Первоначально продолжительность гудка была около 5 минут, а сейчас время его звучания сократили до 30 секунд. Такой заметный и привычный для жителей города звук уже является неотъемлемой частью их жизни.

Величайшее богатство народа - его язык! Тысячелетиями накапливаются и вечно живут в слове сокровища человеческой мысли и опыта. И, может быть, ни в одной из форм творчества народа с такой силой и так не проявляется его ум, так не отображается его история, общественный строй и быт, мировоззрение, как в устном народном творчестве.

«Было время да прошло, а слова остались….», - гласит народная мудрость. И лучше не скажешь. Да прошли века, а след жизни поколений запечатлелся и продолжается в Слове.

Работа учащихся с источниками Учитель раздаёт раздаточный материал , учащиеся работают 5-7 минут.. Учащиеся отвечают, учитель слушает ответы, корректирует, задаёт наводящие вопросы. Физкультминутка (разминка) 1 группа Легенды

Слово учителя. Среди других видов фольклора на Донбассе популярны были, сказки и совсем короткие фразы, отражающие какое-либо явление жизни – поговорки и пословицы, значительная часть которых посвящена шахтерам и шахтерскому труду. Каждый из вас, наверняка слышал пословицы: «Шахтер в землю спускается, с белым светом прощается»,

«Шахтеру слава, когда много угля дает лава», «Уголек – что золото: и блестит, и ценится» и другие.

Так сложилось исторически, что Донбассу была уготовлена судьба края, который собирал разноязычные народы с самобытными этническими корнями, религиями, культурой. Их взаимопроникновение и обогащение выковало тот особый характер, который зовется донецким.

Группа 2 Пословицы и поговорки.

Слово учителя. (правильный вариант 2 и 4) «Особенно привлекают своей меткостью и жизненной актуальностью пословицы и поговорки, частушки, бытующие в рабочей, главным образом, шахтёрской среде. По ним лучше, чем по другим произведениям народной поэзии, можно судить об изменениях в народном сознании, вызванных новым социальным укладом и ростом духовной культуры советских людей.

Группа 3 Песни.

Одна из популярных песен Донбасса – Песня про молодого коногона. В ней рабочий люд в песенной форме рассказывал о тяжелых условиях подземного труда, приводящих к многочисленным смертям шахтеров.

(Звучит песня про молодого коногона)

Песня о коногоне была такой популярной в народе, что во время Великой Отечественной войны её переделали на песню о танкистах.

V. Закрепление изученного материала

VI. Подведение итогов урока

VII.Домашнее задание / выставление оценок.

Подготовьте ответ на вопрос: «Почему люди во все времена считали труд главной добродетелью?»



Спасибо за внимание.



















































Раздаточный материал

1 группа Легенды

Говорят, что существовала такая шахтерская специальность «Газожог».По шахте ходил человек с факелом и сжигал, собирающийся в воздухе метан. Излишне говорить о том, что работа эта была смертельная и редко кто на нее соглашался. По одной из версий легенды, среди таких шахтеров был смельчак по фамилии Шубин. Он погиб от взрыва метана, а дух его стал хранителем и хозяином шахт.

По другой версии, в одной из шахт Донбасса работал молодой шахтер Шубин. При взрыве метана в забое погибла вся бригада, в живых остался только Шубин. От горя или от бессилия перед страшной бедой, люди обвинили во всем именно его. Парень не смог выдержать оскорблений и спрятался в забое. Больше его никто не видел. Одни считали, что Шубин повесился, другие, что молодой шахтер взорвал вместе с собой шахту.

В одном эти легенды переплетаются – Добрый Шубин до сих пор помогает шахтерам. Он каждый день обходит свои выработки, словно Хозяйка Медной Горы. Предупреждает шахтеров об опасности выброса метана или обвала. Иногда он выводит на поверхность, попавших в завал шахтеров, или приходит к ним на помощь. Говорят, что те шахтеры, которым встретился дух Доброго Шубина, увольняются с шахт. Считается, что увидеть Доброго Шубина – означает получение предупреждения о предстоящей гибели.

Вот история, описанная в свое время газетой «Донбасс». Один проходчик решил отдохнуть во время смены. Прилег на распилы и провалился в полудрему. Вдруг чувствует – его кто-то расталкивает. Открыл глаза — в темном мареве, где-то метрах в десяти, в розоватом ореоле видится сухонький, сгорбленный мужичок в старой шахтерской куртке. В одной руке держит допотопную лампу с тоненьким горящим фитильком, в другой – обушок. Попросил дать чего-то попить – мол, горло просохло. Проходчик поднялся с распилов, пошел к старичку со своей флягой. Успел сделать несколько шагов, как вдруг в том месте, где он только что лежал, обрушилась кровля.

В другой истории у одного рабочего в шахте погасла лампа. Оказавшись в кромешной тьме, он полностью утратил ориентацию и несколько часов блуждал по выработкам. И когда шахтер вконец отчаялся, он увидел вдалеке огонек. Приблизившись, он разглядел фигуру, державшую фонарь. Терять было нечего, и рабочий последовал за ней и шел до тех пор, пока не выбрался из лабиринта.

Записаны рассказы о том, как Шубин помогал шахтерам в их тяжелом труде, например сам гонял вагонетки с углем. А самодуру хозяину шахты, закричавшему: «Я хозяин! Я что хочу, то и делаю!», Шубин доказал, кто тут на самом-то деле хозяин, совершенно разорив шахту взрывами рудничного газа, обвалами и наводнениями.

Поверье, что Шубин предупреждает шахтеров об опасности, живет среди шахтеров Донбасса и в наши дни. В апреле 2007 года горный мастер из Луганской области рассказывал: «Я услышал, что стало потрескивать. Мы перестали работать отбойными молотками, но гул все нарастал. Звук такой, будто по потолку кто-то топает ногами. У нас говорят, что это Шубин гуляет и предупреждает о беде. Поняв, что сейчас все обрушится, мы бросились к выходу. И тут нас придавило».



























Группа 2 Пословицы и поговорки.

1. Не плюй в колодец, пригодится воды напиться

  • Не делай неприятностей кому-либо, иначе в будущем сам можешь лишиться поддержки
    Под лежачий камень и вода не течет 

  • Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

  • Дело не сдвинется с места, если ничего не предпринимать

  • Был бы лес, соловьи прилетят.

  • Не беречь поросли, не видать и дерева.

2.Будь в лаве, как в бою, – прославишь Родину свою.

  • Закон шахтерский не забудь: стыдись работать как-нибудь.

  • Земелька черная, а белый хлеб родит.

  • Белые руки чужие труды любят.

  • Дело мастера боится.

  • Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

  • Птицу узнают в полете, а человека в работе.

  • Землю красит солнце, а человека труд.

3.Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.

  • Ласточка весну начинает, соловей кончает.

  • Дважды в год лето не бывает.

  • Летом не припасешь, зимой не принесешь.

  • Не зима знобит, а весна.

  • Летом - пыль, зимою снег одолевает.

  • Придет осень, за все спросит.

  • Что летом родится, то зимой пригодится.

  • Соколу лес не диво, волку зима за обычай.

4.Шахтёр в землю спускается, с белым светом прощается

  • Шахтеру слава, когда много угля дает лава.

  • На шахте тому почет, у кого уголь на-гора течет.

  • Чтобы шахтером называться, мало углем замараться.

  • Шахтерский забой — фронт передовой.

5. Застает зимушка в летнем платьице.

  • Узок путь зимою, а жидок - весною.

  • Не пугай, зима,- весна придет.

  • Кто весной не пролежит, весь год будет сыт.

  • Летом с удочкой, зимой с сумочкой.

  • Одна ласточка не делает весны.

  • Около речки колодца не копают.



6. Зимой солнце сквозь слезы смеется.

  • Сугроб да вьюга - два друга.

  • Зима весну пугает, да всё равно тает.

  • Вода на лугу - сено в стогу.

  • Была бы водица, а сено зародится.

  • Как зима не злится, а всё весне покорится.

  • Зима без трёх подзимков не живёт.

  • Кто земле дает, тому земля втройне отдает

  • Земля родная - колыбель золотая

Группа 3 Песни. 1

Снова замерло все до рассвета,
Дверь не скрипнет, не вспыхнет огонь,


Только слышно на улице где-то
Одинокая бродит гармонь.

То пойдет на поля, за ворота
То обратно вернется опять,
Словно ищет в потемках кого-то
И не может никак отыскать.

Веет с поля ночная прохлада,
С яблонь цвет облетает густой,
Ты признайся, кого тебе надо,
Ты скажи, гармонист молодой

Может радость твоя недалеко,
Да не знает, ее ли ты ждешь;
Что ж ты бродишь всю ночь одиноко,
Что ж ты девушкам спать не даешь?



2

Гудки тревожно загудели,

Народ бежит густой толпой,

А молодого коногона

Несут с разбитой головой.

Прощай, Маруся, ламповая,

И ты, братишка стволовой.

Тебя я больше не увижу,

Лежу с разбитой головой.

Ах, то был ярый коногонщик,

Я ухажерочка твоя,

Тебя убило здесь на шахте,

А я осталася одна…



3

Я спросил у ясеня: «Где моя любимая?»–

Ясень не ответил мне, качая головой.

Я спросил у тополя: «Где моя любимая?» –

Тополь забросал меня осеннею листвой.

Я спросил у осени: «Где моя любимая?» –

Осень мне ответила проливным дождем.

У дождя я спрашивал: «Где моя любимая?» –

Долго дождик слезы лил за моим окном.

Я спросил у месяца: «Где моя любимая?» –

Месяц скрылся в облаке – не ответил мне.

Я спросил у облака: «Где моя любимая?» –

Облако растаяло в небесной синеве…









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Автор: Гордеев Алексей Игоревич

Дата: 31.01.2021

Номер свидетельства: 571938


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства