kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по основам политологии и социологии на тему: "Политическая власть"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущем занятии  по теме: «Политическая власть», обобщить материал как систему знаний.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по основам политологии и социологии на тему: "Политическая власть"»


Қазақстан Республикасының білім және ғылым министрлігі

«БҚОӘББ Орал газ, мұнай және салалық технологиялар колледжі»











Тема урока: «Политическая власть


по предмету «Основы политологии и социологии»

для специальности

0802000 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» МГ - 221



Разработала:

преподаватель высшей категории

социально – гуманитарных дисциплин

Алтаева А.К.



















Уральск 2016

Цель:

образовательная: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущем занятии по теме: «Политическая власть», обобщить материал как систему знаний.

воспитательная: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

развивающая: развивать пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять

Тип урока: урок – лекция

Межпредметные связи: всемирная история, история Казахстана, философия


Техническое обеспечение процесса обучения:

слайды, ММП, тестовые вопросы, исторический диктант



Основные этапы занятия и их продолжительность по времени.

  1. Организационный момент Готовность группы к занятию, санитарное состояние кабинета. Наличие всех учащихся, выяснить причины отсутствующих. Проверить внешний вид учащихся, состояние рабочих мест.

  2. Изучение новой темы

  1. Понятие власти;

  2. Сущность и происхождение власти;

  3. Механизм осуществления власти в РК;

  4. Государственная власть;

  5. Функции политической власти.


  1. Закрепление нового материала

Что означает легитимация политической власти?

Назовите типы легитимности власти

Какими полномочиями обладает Президент РК?

Что такое референдум?

Как связаны между собой три ветви власти в Казахстане

Какие изменения были внесены в деятельность Парламента 21 мая 2007года?

Составьте схему «Система разделения власти в РК


Работа на доске: нарисовать схему «Система разделения власти в РК»


  1. Тестирование

  2. Задание на дом.

  3. Подведение итогов урока. Сообщение о степени усвоения новых знаний. Оценки.


1. Власть – это одно из фундаментальных начал общества и политики. Она существует везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье, производственных коллективах, различного рода организациях и учреждениях, во всём государстве, в котором мы имеем дело с верховной, политической властью.

Власть – это способность, право или возможность распоряжаться кем – либо или чем – либо; оказывать воздействие на судьбы; поведение или деятельность людей с помощью различного рода средств – права, авторитета, воли, принуждения.

Характерные признаки:

  1. доминирование властной воли;

  2. наличие особого аппарата управления;

  3. суверенитет органов власти по отношению к другим государствам;

  4. монополия на регламентацию жизни в обществе;

  5. возможность принуждения в отношении общества и личности.

Источники:

сила;

богатство;

положение занимаемое в обществе;

организация;

знания и информация.

В соответствии с формой правления и доминирующими в обществе источниками власти дифференцируются и формы её реализации, и те средства, которые оказываются наиболее приемлемыми для этого.

К числу первых относятся – господство, руководство, управление, координация, организация и контроль;

К числу вторых – право, авторитет, убеждение, традиции, принуждение или насилие.

2. Легитимность и законность власти.

Проявление власти в обществе чрезвычайно многообразны, изменчивы и относительны. Для того, чтобы упорядочить, стабилизировать власть в обществе и сделать функционально способной, её необходимо закрепить в форме политического господства.

Политическое господство означает структурирование в обществе отношений командования и подчинения, организационное и законодательное оформление факта разделения в обществе управленческого труда и обычно, связанных с ним привилегий – с одной стороны, и исполнительной деятельности с другой стороны. Оно возникает тогда, когда власть приобретает устойчивые отношения, когда в организации общества устанавливаются позиции, занятие которых позволяет принимать решения, приказывать, разрешать или запрещать.

Господство неразрывно связано с властью и является формой её организации в обществе. Господство – это политический порядок, при котором одни командируют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых. Господство как институциализировавшаяся власть может оцениваться гражданами по – разному. Положительная оценка, принятие населением власти, признание её права управлять и согласие подчиняться означает её легитимность. В зависимости от мотивов подчинения и показателей легитимности (уровень принуждения, необходимый для проведения политики; наличие попыток свержения правительства или его лидера; сила проявления гражданского неповиновения) традиционно выделяются три типа легитимной власти.

  1. традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционная легитимность характерна для монархий. Тр. легитимность отличается значительной прочностью, а политическая власть, построена на её основе, - продолжительностью достаточной эффективностью, особенно в кризисные периоды развития государства.

  2. Харизматическая легитимность основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму руководителя, которого даже иногда обожествляют, создают культ его личности. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы. Политическая власть построенная на харизматической легитимности, как правило недолговечна и непрочна, а её крах следует за смертью харизматического лидера.

  3. Рационально – правовая, демократическая легитимность. Её источником выступает рациально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Это преимущественно структурная легитимность, основанная на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельным личностям.

Легитимность власти коренится в политической культуре населения и означает соответствие её устройства ценностным представлениям граждан. Однако их отношение к власти может быть не только ценностным – с позиций норм нравственности, но и инструментальным – оценивающим её с точки зрения того, что она даёт или может дать людям. Такое инструментальное отношение между гражданами и властью характеризуется понятием эффективности.

Эффективность власти – это её результативность, степень выполнения ею своих функций в политической системе и обществе, реализации ожиданий граждан и прежде всего наиболее влиятельных слоёв – элит. В современных условиях легитимность и эффективность власти – два важнейших фактора её стабильности, а также доверия к ней и поддержки её со стороны граждан.

В зависимости от типологии легитимности выделяют и виды политической власти, которая подразделяется на тоталитарную, авторитарную и демократическую. По характеру и мерам осуществления власти эти типы характеризуются следующими чертами: всеобщий, не знающий границ, контроль и насилие - тоталитаризм; анклавы, недоступные контролю – авторитаризм; демократическая власть осуществляется представителями граждан, избранными в соответствии с законом. По отношению людей к власти: слияние с властью при тоталитаризме, отчуждение от власти при авторитаризме и выбор конкретных носителей власти в демократическом обществе. По характеру запретов власти: разрешено то, что приказано властью, всё остальное разрешено – тоталитарная; разрешено то, что имеет отношение к политике – авторитарная; разрешено вс ё, что запрещено законом – демократия.

Т.о, Легитимность власти – понятие, характеризующее степень согласия между управляющими и управляемыми.

Власть легитимна, если управляемые признают за управляющими право управлять.

  1. Анализ видов, форм и методов власти позволяет построить её научную классификацию (типологию власти), которая важна для оценки облика власти, её роли в обществе, её функционирования и перспектив.

Власть разных типов различается по признакам:

  1. институционные ( организованные в форме различных учреждений со структурами руководящих и подчиненных уровней, иерархией отношений распоряжения и подчинения) и неинституционные ( неформализированные, без четко выраженных руководящих исполняющих звеньев) – власть политических ассоциациях, лидерство в неформальных группах и т. д.

  2. по области функционирования различаются политические и неполитические власти, которые в основном так или иначе связаны с политикой, происхождением, общими организационными принципами и функциями ( экономические, правовые, идеологические и другие виды власти, власти в родственных и личных отношениях, корпорациях и т.д.).

  3. по области и объемам прерогатив различаются государственная, ассоциативная ( партийная, групповая, власть местной администрации и т.д.), власть государства во внешних политических отношениях, международная власть всемирных организаций, союзов, блоков стран.

  4. По субъекту власти – парламентская, правительская, судебная, личная ( монархическая-королевская, царская и т.п.), коррективная (партийная, коллегиальная власть руководящих групп, клановая, народная).

  5. По структуре правящего субъекта – единоличная, единоначальная ( монархическая, самодержавная, диктаторская) и полиархическая, образованная группы олигархией ( тип группового самовластии);

  6. По применяемым методам различаются власть, как господство, насилие, принуждение других видов, убеждение, авторитет.

  7. По социально-политической природе и структурной организации носителя власти – монархическая, республиканская.

  8. По режиму правления – демократическая, авторитарная, деспотическая, тоталитарная, бюрократическое.

  9. По социальному типу – феодальная, буржуазная, социалистическая и другие.

Наиболее содержательно классификация власти в обществе ( в соответствии с ресурсами, на которых она основывается):

а) экономическая власть – это контроль над экономическими ресурсами, собственность на различного рода материальной ценности.

б) социальная власть – распределение позиций на социальной лестнице – статусов, должностей, льгот, привилегий.

в) культурно-информационная – это, прежде всего власть над людьми с помощью научных знаний, информаций и средств их распределения.

г) политическая власть – реальная способность определения социальной группы, класса, индивида проводить в жизнь свою волю, выраженную в политике, политических и правовых нормах.


Тестирование

1.В отличие от других видов власти политическая власть предполагает, что

1)

отношения участников строятся по принципу «господство – подчинение»

2)

управляющий абсолютно ограничивает свободу управляемого

3)

она основана на установленных нормах и правилах поведения

4)

она имеет обязательный характер для всех членов общества


2.Что из перечисленного можно отнести к непосредственным проявлениям политической жизни общества?

1)

открытие очередной линии метрополитена

2)

усиление миграционных процессов

3)

принятие новой Конституции

4)

восстановление разрушенного храма

3.Верны ли следующие суждения о политике?


А.

Политика – это участие в делах государства.

Б.

Политика – это деятельность, связанная с отношениями между большими общественными группами по поводу власти.

1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны


4.Верны ли следующие суждения о политической власти?

А.

Одна из задач политической власти - поддержание социальной стабильности.

Б.

Все ветви государственной власти осуществляют политическая власть.


1)

верно только А

2)

верно только Б

3)

верны оба суждения

4)

оба суждения неверны

5. Верховная власть в государстве N. передается по наследству. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, государство N. является конституционной монархией?


1)

Монарх назначает главу кабинета министров.

2)

Полномочия монарха ограничены законом

3)

Послы иностранных государств вручают свои верительные грамоты монарху

4)

Монарх является верховным главнокомандующим


6.По форме государственного устройства К. – это унитарное государство. Это значит, что


1)

К. объединяет несколько суверенных государств

2)

в территориальных единицах К. могут существовать собственные правительства

3)

в территориальных единицах К. есть собственные конституции

4)

любые формы суверенности для входящих в К. территории исключены


7.В государстве Л. глава государства получает власть по наследству, законы принимаются парламентом и исполняются правительством страны. Какова форма правления Л.?


1)

унитарное государство

2)

парламентарная монархия

3)

парламентская республика

4)

федерация


8.Установите соответствие между типами государства и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.



ПРИЗНАКИ


ТИПЫ

1)

осуществление власти народом непосредственно и через своих представителей

А) Б)

социальное

правовое

2)

отделение церкви от государства

В)

светское

3)

разделение и независимость властей

Г)

демократическое

4)

обеспечение достойных условий жизни и работы граждан




1

2

3

4






9.Ниже приведен ряд терминов. Все из них, за исключением одного, относятся к понятию «форма территориально-государственного устройства». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.

Монархия, унитаризм, федерация, конфедерация, автономия.


Ответ: _______________________________________________.



10. Государственная власть – один из видов власти в обществе, где в качестве субъекта власти выступает государство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти -___________________.

2.Отличительные признаки государственной власти:

  1. ___________________, т.е. выступает от имени общества;

  2. суверенный характер;

  3. ограниченность территорией, это базовое условие существования государства.

3.___________– это сознательная деятельность в политической сфере общества, направленная на достижение, укрепление и реализацию власти; деятельность связанная с определением содержания задач и функций государства.

4.Назначение и роль политики: 1) организационная (создаёт для общества организационные основания); 2) _______________(обеспечивает общение людей, обмен информацией, связь между ними);

3) воспитательная (влияет на внутренний мир человека, приобщает личность к общественным делам); 4) контролирующая (воздействует на людей, используя власть); 5) ____________ (сплачивает, консолидирует различные группы и слои общества).



11. Государственную власть осуществляет

  1. ректор университета

  2. Председатель Правительства

  3. лидер оппозиционной партии

  4. Председатель Центробанка


12. Государство – организация ____________власти, осуществляющая управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры.

Признаки государства:

1) территориальная организация власти; 2) публичный характер власти; 3) суверенный характер власти; 4) принудительный характер власти; 5) исключительное право на сбор _________и выпуск денег; 6) наличие государственной ____________; 7) представление интересов общества в целом.


13. Функции государства

А.Внутренние:

1) защита ___________строя; 2)обеспечение народовластия; 3) обеспечение правопорядка и законности; 4) экономическая; 5) социальная; 6) консолидация общества и др.

В.Внешние:

1) участие в решении глобальных проблем; 2) обеспечение _______________безопасности; 3) развитие взаимовыгодного сотрудничества; 4) отстаивание государственных _______________в международных отношениях.


14. Что является признаком любого государства?

  1. взимание налогов и сборов

  2. демократический режим

  3. разделение властей

  4. федеративное устройство



15. Разделение властей – разграничение полномочий и автономность законодательной, _____________и судебной властей, а также разделение власти между различными уровнями управления в обществе.

16. Разделение властей и их основные функции:

______________ (парламент) - представляет интересы граждан, издаёт законы.

______________(правительство) - управляет государственными делами.

Судебная (судьи всех уровней) - следит за соблюдением законов.

17. Форма государственно-территориального устройства – способ взаимосвязи территориальных образований государства, закреплённый в конституции.

Формы государственно-территориального устройства:

____________государство - единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство.

Федерация - объединение нескольких территориальных единиц в одно государство.

Конфедерация - союз абсолютно независимых государств, объединившихся для проведения единой политики в общих целях


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Урок по основам политологии и социологии на тему: "Политическая власть"

Автор: Алтаева Айгуль Кдрашевна

Дата: 10.11.2016

Номер свидетельства: 357289


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства