kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по обществознанию в 7 классе "Винове-отвечай"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для педагогов, работающих по учебнику Боголюбова Л.Н. Представляет собой урок, построенный в соответсвии с ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию в 7 классе "Винове-отвечай"»

Урок по обществознанию в 7 классе.

Тема: «Виновен-отвечай»

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представления о «законопослушном и противозаконном поведении», , способствовать развитию информационных, коммуникативных, образовательных, рефлексивных, здоровьесберегающих компетенций обучающихся, воспитывать гражданско - правовую позицию подростка

Ход урока

Организационный момент: (Слайд 1)

Здравствуйте, дети! Именно так обращался к своим любимым ученикам известный педагог, учёный, просто учитель, Шалва Александрович Амонашвили.

- Здравствуйте, дети!- говорю я вам и желаю здравия, здоровья. Прошу вас про себя пожелать здоровья себе, своим близким, друзьям и одноклассникам.

ПРОВЕКА Д/З (слайд 2-4)

Создание проблемной ситуации

Ребята, я хотел бы мы вам напомнить известный детский мультфильм «Дядя Степа милиционер». Смотря мульфильм, подумайте над вопросами :

-Как вы оцените поведение мальчика ? (НА ДОСКЕ)

- Такое поведение в обществе приветствуется? Почему? (НА ДОСКЕ)

Просмотр фрагмента мультфильма «Дядя Степа милиционер» (время 5.30 – 7.20)

-Так как вы оцените поведение мальчика ? Такое поведение в обществе приветствуется? Почему? Как вы думаете, сколько лет персонажу сюжета?

-В чем виновен мальчик?

-Может ли он нести ответственность за свои поступки? (по результатам ответов учитель подводит к проговариванию темы урока). Исходя из такого вступления , сформулируйте тему урока.

Тема урока: «Виновен-отвечай»

Целеполагание Ребята, тему урока вы назвали. С помощью опорных глаголов сформулируйте цель нашего занятия.(Прием формирование цели при помощи опорных глаголов) Выяснить , Проанализировать , Доказать , Сделать вывод, Разобраться )

Мне важно, чтобы этот урок был личностно-значимым для вас. На какие вопросы вы бы хотели сегодня получить ответы, что хотели бы узнать? Что же вас интересует?

«Открытие» нового знания

Ребята, с точки зрения закона - как бы вы охарактеризовали поведение подростка из мультфильма: законопослушное или противозаконное поведение? Для этого выберите из предложенных определений правильное, на ваш взгляд.

Законопослушное поведение – это поведение, которое не нарушает закон и не наносит другим людям и обществу.(полное определение).

Законопослушное поведение – это поведение, которое не нарушает нравственные нормы . (неполное определение).

Законопослушное поведение – это поведение, которое вызывает одобрение со общества.

Противозаконное поведение – это поведение, которое запрещено законом; оно наносит вред обществу, людям (полное определение).

Противозаконное поведение – это поведение, которое наносит вред обществу, людям (неполное определение).

Противозаконное поведение – это поведение, которое вызывает у людей негативную реакцию (неточное определение).стороны общества . (не точное определение).

Работа в паре. В ваших листах есть примеры законопослушного и противозаконного поведения. Напротив каждого примера поставьте буку з или п.

1. В школе десятиклассник позвал семиклассника в туалет и сказал, чтобы завтра он принес пачку сигарет.

2. Вера Ивановна заплатила налог за земельный участок.

3. Водитель такси остановился на красный сигнал светофора.

4. Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок.

5. Гражданка Р. похитила у пассажира кошелек с деньгами.

6. Пассажир оплатил проезд в общественном транспорте.

Проверка.

Физкультминутка 2 минуты

Ребята, вы были очень внимательны, молодцы, а теперь проведём физкультминутку, я буду задавать вам вопросы, на которые вы будете вместо ответа «Да» - вставать, вместо ответа «Нет» - сидеть:

1Платить налоги – это законопослушное поведение ? (Да)

2.Оплачивать проезд в общественном транспорте – это противозаконное поведение? (нет)

3.Уклоняться от выполнения воинской обязанности - законопослушное поведение? (нет).

4.Законопослушные люди составляют большую часть нашего общества. (Да).

5. Не уступить место пожилому человек-это противозаконное поведение. (нет)

6.Совесть влияет на законопослушность человека? (да)

Учитель: Я предлагаю вам проанализировать письмо подростка, присланное из воспитательно-трудовой колонии бывшим учеником 9 класса Мишей С. своему классному руководителю, из книги Н.И Ветрова «Если бы я знал закон», и ответить на вопрос: Какое открытие сделал для себя подросток при разговоре со следователем?

( на слайде)

« Сейчас, когда прошло два года моего пребывания здесь , я оглядываюсь назад и проникаю в тот день , когда пошел с ними на дело. Мне казалось это каким-то геройством …Думал ли я о последствиях ?..Нет! Откровенно говоря , я не знал, что закон так строг и что есть в нем конкретные статьи, называющие наши действия преступлением. И только сидя перед следователем, стал вникать в понятия «закон», «преступление», «наказание». Не думайте что я не слышал этих слов раньше. Но содержания их просто не знал. А теперь считаю оставшиеся дни. Поверьте мне, как хочется на свободу…»

Формулируют вывод: подросток понял, что геройство с точки зрения закона называется преступлением.

Эвристическая беседа.

Что такое преступление с точки зрения закона?

Что явилось причиной совершенного им преступления? (геройство )

То есть у подростка был мотив.

А какие еще мотивы бывают у людей, толкающих их на преступление?

( Эмоции, слабость характера, жадность, зависть, лень.)

Заканчивая логическую цепочку: Мотив-преступление – не минуемо должно последовать «наказание».

Почему? Почему преступление и наказание должны находиться в равновесии? (Наказание должно быть соразмерным тяжести преступления. С позиции государства –чтобы был в обществе порядок, чтобы все были законопослушными. С позиции общества – чтобы все жили благополучно, чтобы была справедливость, «урок для других». С позиции человека – чтобы воспитать человека, чтобы бы его душа была нравственной (снять «камень с души»)

Работа в паре. ( 5-7 минут). Изучите страницу 52 учебника. Заполните шаблон, вставит правильно пропущенные слова.

Наказание за правонарушение зависит от __________________________________

Все нарушения закона (или правонарушения) разделяются на две группы в зависимости от ___________________________________________________________.

Они делятся на ___________________ и ______________________.

К преступлениям относятся______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Перечень преступлений содержится в ________________________________________

К проступкам относятся______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Перечень проступков содержится в ________________________________________

__________________________________________________________________

Справедливым считается наказание, которое соизмеримо __________________________________________________________________

Проверка.

Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам.

Преступление

Проступок



  1. Мелкое хулиганство, 2) оскорбление, 3) терроризм, 4) клевета, 5) захват заложников, 6) нарушение правил дорожного движения, 7 )убийство, 8) побои, 9) ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, 10) истязание, 11) оскорбление, 12) похищение людей, 13) пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, 14) хищение оружия, 15) нецензурная брань в общественных местах, 16) кража, 17) вымогательство, 18) порча чужого имущества,

19) безбилетный проезд в общественном транспорте.

Проверка.

Учитель: Так чем отличается проступок от преступления?

Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда.

Учитель: Закон суров, но справедлив. А незнание закона не является оправданием. Закон наказывает каждого нарушителя. Ответственность за совершенное правонарушение называется юридической. Закон устанавливает ответственность за все виды нарушений с 16 лет, а за самые тяжкие - с 14 (например, за убийство, умышленное причинение вреда здоровью, грабёж, терроризм или ложное сообщение об акте терроризма, за хищение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, за приведение в негодность транспортных средств и др.).

Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия. Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учет в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет – в спецшколу, а с 14 лет – в воспитательно-трудовую колонию.

Юридическая ответственность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Вид ответственности

Характеристика

Уголовная

Наступает исключительно за преступления. Только суд может привлечь к уголовной ответственности и определить ее меру. Меры уголовного наказания — лишение свободы, обязательные работы, арест, штраф, смертная казнь и т.д..

Административная

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста 16 лет. Административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Мерой ответственности служат административные взыскания, среди которых — предупреждение, штраф, исправительные работы, административный арест до 15 суток.

Наиболее часто встречающиеся административные

правонарушения, совершаемые несовершеннолетними:

распитие пива и напитков;

потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах;

появление в общественных местах в состоянии опьянения;

мелкое хулиганство;

мелкое хищение;

•управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством;

• незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ.

Гражданская

Наступает за нарушение имущественных прав — неисполнение договорных обязательств, причинение имущественного вреда. Главная мера ответственности — возмещение убытков;

Дисциплинарная

Дисциплинарная ответственность применяется за нарушение трудовой, служебной, учебной, воинской дисциплины. За совершение дисциплинарного проступка, т. с. неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

увольнение по соответствующим основаниям.

Применение знаний.

Проанализируйте ситуацию.

Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки.

Какую ответственность должны понести мальчики? (дисциплинарную)

Парень нацарапал на крыле чужого автомобиля какой-то рисунок. Какую ответственность он понесет? (гражданская)

Подросток распивал спиртные напитки возле магазина. (административная)

Подросток позвонил директору школы и в шутку сообщила, что под школу подложена бомба (Уголовная)

Итог.

-Назовите группы нарушений (преступление и проступки).

- В каком документе содержится перечень преступлений?

-Назовите виды юридической ответственности.

- С какого возраста для подростков наступает юридическая ответственность? ( 16)

Правонарушение это как болезнь, которое легче предупредить чем лечить. Поэтому, чтобы предотвратить плохое, каждый из нас должен работать над собой: знать свои черты характера, «не рубить с плеча», «семь раз отмерить и один раз отрезать». Я желаю вам вырасти законопослушными гражданами и на вручаю вам памятки «Учимся уважать закон»

Памятка

Учимся уважать закон.

  1. Помни, что законопослушные люди составляют основную часть нашего народа. А законопослушное поведение – это нормальное, привычное поведение большинства людей.

  2. Никогда не забывай, что мелкое нарушение порядка не только мешает людям, но и всегда находится на грани нарушения закона.

  3. Учти, закон не любит, когда его нарушают. И строго наказывает всех нарушителей, даже несовершеннолетних.

  4. Знай, что у государства есть много способов наказать нарушителя. И делает оно это для того, чтобы восстановить справедливость.

Рефлексия. Пригодятся вам знания, полученные на уроке? Если да, поднимите зелёную карточку, если нет----

Домашнее задание. П 6. Записать в тетради 5 правил школьной жизни.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по обществознанию в 7 классе "Винове-отвечай"

Автор: Третьяков Юрий Алексеевич

Дата: 03.01.2019

Номер свидетельства: 493603


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства