2. Учить осознанному построению речевого высказывания
3. Развивать умение соотносить поступки и события с принятыми этическими нормами.
- видео.
Этапы урока и формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Показ короткого мультфильма про доброту Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект) | Учитель: Как вы думаете, о чём этот мультфильм? Учитель: Что хотел сказать нам автор мультфильма? | (Учащиеся: об отношениях между людьми) (Учащиеся: что несмотря ни на какие трудности нужно найти в себе силы оставаться добрым и дарить свою доброту людям) |
Представление темы урока (на слайде) Познавательные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели) | Учитель: Внимательно просчитайте тему урока. Что мы сегодня будем узнавать? Учитель: Мы будем узнавать только о понятии «доброта» или ещё что-то? Учитель: Как вы думаете, почему в названии темы мы с вами видим призыв «Не прячьте!». Вспомните мультик в начале урока… | (Учащиеся: будем узнавать что такое доброта) (Учащиеся: будем узнавать о человеческой доброте, добрыми отношениями между людьми) (Учащиеся: Потому, что многим людям свойственно скрывать свои добрые мысли за маской отчуждённости, замкнутости или даже злобы) |
Формулирование учащимися учебных задач Регулятивные (постановка учебной задачи) | Учитель: Какие задачи мы с вами должны сформулировать на наш урок? | (Учащиеся: Осознать какие качества человека позволяют нам понять, что человек добрый Определить для себя – каким должен быть человек |
Работа с текстом в парах Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект) Познавательные (смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор виды чтения: извлечение необходимой информации) | Учитель: Откройте пожалуйста учебник на странице 87. Давайте с вами познакомимся с отрывком из одной сказки знаменитого писателя Оскара Уальда (приложение1) | (Учащиеся: Вслух читают текст учебника. ) |
Ответы на вопросы учителя Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект) Познавательные (определение основной и второстепенной и нформации) | Учитель: Скажите, пожалуйста, о чём прочитанный текст? Найдите в тексте примеры и зачитайте отрывки Почему принц плакал, ведь его же называли счастливым. Чем пожертвовала ласточка, решившись помогать принцу? Почему от доброго поступка ласточке стало теплее? Какова основная мысль этого текста? Что нам хотел сказать его автор? Сказка называется «Счастливый принц», скажите, почему Оскар Уайльд именно так назвал своё произведение? Вывод учителя… | (Учащиеся: о доброте, о добром принце, о добром поступке) (Учащиеся зачитывают примеры из текста) (Учащиеся: потому, что будучи статуей он увидел всю боль и правду жизни, которую раньше не видел за высокими стенами своего замка) (Учащиеся: решив помочь принцу ласточка пожертвовала собой) (Учащиеся: Потому, что совершая добрые дела всегда становится легко и хорошо на душе.) (Учащиеся: автор хотел подчеркнуть, что делая добрые дела и помогая другим мы можем помочь и себе) (Учащиеся: автор хотел подчеркнуть, что счастье каждый человек видит по-разному, для одного оно заключается в праздности, лености и удовольствии, а другой счастлив, помогая другим людям) |
Работа в парах Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект) Познавательные (анализ объектов с целью выделения признаков ) | Учитель Работая в парах, обсудите о каких положительных моральных качествах человека рассказывается в тексте. Напишите эти понятия, составив свою корзину доброты. | (Учащиеся 2 минуты работают в парах) |
Фронтальный опрос Познавательные (структурирование ) Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект) | Учитель: давайте проверим, у кого получилась самая большая корзина доброты | (Учащиеся: зачитывают свои понятия формируя общий понятийный аппарат). |
Физминутка | Учитель: Давайте немного отвлечемся и разомнёмся Встаньте, выпрямите спину, вытяните руки вверх, тянемся за руками. Теперь не поднимая головы, только одними глазами посмотрели вправо, влево, вверх, вниз. Сильно зажмурились. | |
Составление своего текста Познавательные (структурирование ) Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект) | Учитель: Используя свою корзину доброты придумайте или вспомните добрую историю, которая произошла с вами или вашими друзьями. | Время выполнения 2-3 минуты |
Представление своего текста Познавательные (структурирование ) Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект) | Представьте свой текст | Учащиеся представляют свои тексты. Возможно взаимное дополнение или додумывание |
Анализ пословиц и поговорок о «доброте» и «добрых поступках» Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект) | Учитель: Перед вами на партах лежат листы с пословицами и поговорками о доброте, добрых делах, добрых людях. Внимательно прочитайте и подумайте: - что означает пословица/поговорка - о каких моральных качествах человека в ней говорится Вы знаете другие пословицы/поговорки? Приведите примеры и объясните их значение. | (Учащиеся зачитывают поговорки/пословицы, объясняют их значение и анализируют нравственную составляющую) (Учащиеся приводят свои примеры и анализируют их) |
Углубление знаний Коммуникативные (инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации) | Слайд Фёдор Петрович Гааз (1780-1853) Во фразеологическом словаре я нашла это выражение. В словаре написано “Старайтесь каждый день приносить людям пользу”. Эти слова принадлежат врачу Федору Петровичу Гаазу (1780-1853), который еще известен под именем «святой доктор». На постаменте памятника доктору Гаазу, установленного в Москве высечен призыв “Спешите делать доброе дело”. Ф. П. Гааз, член Московского тюремного комитета и главный врач московских тюрем, посвятил свою жизнь облегчению участи заключённых и ссыльных. Он боролся за улучшение жизни узников: добился, чтобы от кандалов освобождали стариков и больных; упразднения в Москве железного прута, к которому приковывали по 12 ссыльных, следовавших в Сибирь; отмены бритья половины головы у женщин. По его инициативе были открыты тюремная больница и школа для детей арестантов. Постоянно принимал и снабжал лекарствами бедных больных. Боролся за отмену права помещиков ссылать крепостных. На благотворительность ушли все его сбережения. Ребята, как вы думаете, почему, несмотря на то, что люди, о которых заботился Федор Петрович были преступниками вызывали в нем такое чувство сострадания? Ребята! Будьте добрыми и щедрыми, и это воздастся вам сторицей. Любите труд, который приносит большое наслаждение. И настанет время, когда вы сможете сказать: “Я делаю нужное дело, приношу пользу людям”. | Смотрят на доску, слушают учителя (потому что он человек широкой, доброй души, сострадал людям). |
Волонтёрское движение Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект) Познавательные (анализ объектов с целью выделения признаков ) | Учитель: Скажите, а как мы называем людей, которые способны бескорыстно дарить свою доброту людям? На слайде определение понятия «волонтёр» А вы знаете, что 2018 год официально объявлен «Годом Волонтёра» в России. Вот что об этом говорил на всероссийском форуме волонтёрского движения «Доброволец 2017» президент российской федерации Владимир Владимирович Путин, на котором, кстати, присутствовала наша Оксана Вячеславовна (видеоролик «Доброволец 2017», выступление В.В. Путина) Скажите, а среди ваших знакомы есть волонтёры? Ролик школьного волонтёрского движения | (Учащиеся: волонтёры) (Учащиеся: да, в нашей школе есть волонтёрское движение «Дорогой добра») |
Самоанализ Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект) Познавательные (анализ объектов с целью выделения признаков ) | Учитель: Мы сегодня узнали много о таких казалось бы знакомых понятиях. Справились ли мы с поставленными задачами? Вспомним их (слайд с учебными задачами) | (учащиеся анализируют материал урока) |
Рефлексия Личностные (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект) Познавательные (анализ объектов с целью выделения признаков ) | Учитель: Самое главное мы узнали, что быть добрым не стыдно и в мире очень много людей готовых делать добро совершенно незнакомым людям бескорыстно, с радостью. Однако есть один очень важный момент, о котором мы с вами еще не говорили…. Ролик «Спасибо мама» Учитель: Что нам хотел сказать автор этого ролика? | (Учащиеся: Ролик говорит о том, что делая добро другим посторонним и незнакомым людям нужно в первую очередь помнить и самом главном человеке в своей жизни - маме) |