kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обобщения по теме «Конституция Республики Беларусь»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок рекомендован учителям обществоведения для проведения обобщения по теме "Конституция Республики Беларусь"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обобщения по теме «Конституция Республики Беларусь»»

Урок обобщения по теме «Конституция Республики Беларусь»

Цели:

1.Формирование представления о Конституции, как основном Законе страны закрепляющем основы государственного строя Республики Беларусь и определяющем основные ценности государства и общества.

2.Воспитание активной гражданской позиции и правовой культуры.

Задачи:

1. Закрепить знания учащихся об основах конституционного строя Республики Беларусь, определяющем общественное и государственное устройство страны.

2. Закрепить изучение понятий: Конституция, избирательная система, гражданство, референдум; виды избирательных систем в мире; народовластие, суверенитет.

3. Совершенствовать умения учащихся работать со справочной литературой, с дополнительными источниками обобщать материал, аргументировать свою точку зрения на примерах из жизни.

4. Формировать эмоционально – ценностное отношение к обществу, коллективу.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Форма урока: интеллектуальная игра

Формы работы: групповая

Прогнозируемый результат урока: усвоение учащимися основных понятий, заполнение таблиц, решение кроссвордов, решение тестовых заданий.

Оборудование: Конституция Республики Беларуси, Избирательный кодекс Республики Беларусь. Раздаточный материал –таблица: «Основные права и свободы граждан Республики Беларусь»,кроссворды на тему: « Конституция Республики Беларусь» и Право и гражданин, проверочный тест, библиотечка школьника, ИКТ – презентация.

План урока:

I.Ориентировочно- мотивационный этап урока.

  • Мотивирующая беседа

  • Актуализация знаний

II. Операционно-познавательный этап урока.

Конкурсы

  • Домашнее задание

  • Блиц - турнир

  • Заполните таблицу

  • Задание: толкование понятий, определение признаков и характеристик

  • Реши кроссворд

III. Контрольно-коррекционный этап.

  • Индивидуальная работа.

  • Обобщение в форме беседы

IV. Рефлексивно – оценочный этап.

  • Рефлексия

  • Подведение итогов

Ход урока

Организационный момент

I. Ориентировочно- мотивационный этап урока.

Мотивирующая беседа

Педагогическая задача: обеспечение психологической готовности учащихся к уроку, актуализация знаний учащихся по теме «Конституция Республики Беларусь», ознакомление учащихся с новой темой, формулирование целей и задач урока.

Прогнозируемый итог: психологическая и познавательная готовность учащихся к уроку, решению поставленных задач.

Актуализация знаний учащихся.

II. Операционно-познавательный этап урока.

Педагогическая задача: организовать целенаправленную познавательную работу учащихся по усвоению нового и повторению изученного материала.

Прогнозируемый результат: усвоение учащимися понятий: Конституция, избирательная система, гражданство, референдум; виды избирательных систем в мире; народовластие, суверенитет

Работа в группах

Домашнее задание : придумать дома по три вопроса команде соперников (оценка деятельности – 2 балла)

1 группа

1.Сколько разделов и статей содержит Конституция РБ

2.Согласны ли вы с утверждением , что важным условием эффективности демократического правления является гражданская активность каждого человека?

( стр.19)

2 группа

1. Согласно ст.1 Конституции РБ наше государство является?

2. Согласны ли вы с тем , что каждый гражданин обязан знать и выполнять законы своей страны? Не означает ли это ,что мы все должны стать юристами( стр.6)

3 группа

1.В каком году была принята ныне действующая Конституция

2. Каковы условия реализации прав избирать и быть избранными в РБ? (стр.24)

Блиц- турнир (оценка вопроса – 1 балл)

1.Как называется основной закон Республики Беларусь? ( Конституция)

2.Какая страна впервые в истории приняла Конституцию? (США)

3.Когда впервые в истории нашего государства была принята конституция ? (3 мая 1791г)

4.По форме государственного устройства наше государство является ….(Унитарным)

5.Какой вид избирательной системы применяется в Беларуси? (Мажоритарная) а какая разновидность мажоритарной системы? ( абсолютного большинства)

6.Как называется законодательный орган Республики Беларусь? ( Национальное собрание)

7. Положения какого международного документа лежат в основе конституций многих стран мира? ( Всеобщая декларация прав человека)

8.Конституция какой западноевропейской страны легла в основу Конституции Республики Беларусь1994 года?( Франции)

9.Какой по форме принятия является Конституция Республики Беларусь? (Принята на референдуме)

10.К какой форме демократии принадлежат митинги, шествия, демонстрации? ( К прямой)

11.Сколько лет необходимо прожить в Республике Беларусь , чтобы иметь право избираться Президентом ? ( 10 лет)

12.Кто является Главнокомандующим Вооруженными силами Республики Беларусь? (Президент)

13.Как называется Нижняя палата Национального собрания Республики Беларусь? ( Палата представителей)

14. В каком году была принята Конвенция о защите прав ребенка? (1989г)

15. Сколько разделов в Конституции Республики Беларусь? ( Девять)

16.Существуют ли ограничения по вопросам выносимым на референдум? ( Да существуют)

17. Сколько было референдумов в истории современной Беларуси? ( три)

18.С какого возраста в Беларуси разрешено избираться и быть избранным?

( с 18 лет)

19.В каком году была принята Конституция Республики Беларусь?

(15 марта 1994 года.)

20.Государственным языком в Республике Беларусь является?

(Белорусский и русский языки )

21.Сколько Конституций действовало в Республике Беларусь?

( Пять 1919, 1927, 1937, 1978, 1994)

22.Назовите форму государственного устройства Республики Беларусь?

(Унитарное, демократическое, социальное, правовое государство)

23 .Какой документ имеет высшую юридическую силу в Республике Беларусь?

(Конституция Республики Беларусь)

24.Срок полномочий Президента Республики Беларусь?

(5 лет)

25.До какого возраста ребенок считается несовершеннолетним?

(До 18 лет) Кто является законным представителем ребенка до наступления совершеннолетия ?( родители ,опекуны)

Заполните таблицу. (Оценка деятельности – 5 баллов)

Пользуясь текстом Конституции, найдите статьи, в которых говорится об основных правах и свободах граждан РБ.

Основные права и свободы граждан РБ:

Личные (гражданские) права и свободы граждан

Политические права и свободы граждан

Социально-экономические права граждан

Культурные права граждан

Задания:

Задание для 1 группы: найти статьи, в которых провозглашаются личные права и свободы гражданина РБ;

Задание для 2 группы: найти статьи, в которых провозглашаются политические права и свободы гражданина Республики Беларусь

Задание для 3 группы: найти статьи, в которых провозглашаются социально-экономические права гражданина Республики Беларусь;

Задание для всех 3-х групп: найти статьи, в которых провозглашаются культурные права гражданина РБ; Найти статьи, в которых говорится об обязанностях граждан Республики Беларусь?(2 балла)

Личные права и свободы граждан

Политические права и свободы граждан

Социально-экономические права граждан

Культурные права граждан

Право на жизнь ст.24

Право на свободу неприкосновенность и достоинство личности ст.25

Презумпция невиновности ст.26

Невозможность принуждения к даче показаний против себя самого ,членов семьи близких родственников ст.27

право на тайну личной жизни ст.28

неприкосновенность жилищаст.29

свободу передвижения и выбора места жительстваст.30

свободу совести ст.31

право на создание семьи и заключение брака ст.32

свободу выбора национальности и языка общения ст.50

право на судебную защиту ст.60

Свобода мнений и убеждений и их свободное выражение (свобода слова и свобода печати ст.33

Право на получение, хранение и распространение информации ст.34

свобода собраний, митингов, шествий и

демонстрацийст.35

свобода объединений ст.36

право на участие в решении государственных дел ст.37

Право избирать и)быть избранным ст.38

право равного доступа к любым должностям в государственных органах ст.39

право на обращение в государственные органы и др ст40

Право на достойный уровень жизни ст.21ст

Право на труд ст.41

право на защиту своих экономических и социальных интересовст.41

право на справедливую долю вознаграждения в экономических результатах труда ст.42

право на отдых ст.43

право собственности ст.44

право на охрану здоровья ст.45

право на благоприятную окружающую средуст.46

право на социальное обеспечение в старости ст.47

право на жилище ст.48

Право на образование ст.49

Право пользования родным языком ст.50

право на участие в культурной жизни ст.51

свобода доступа к культурным ценностям ст.51


свобода художественного, научного и технического творчестваст.51 свобода преподавания ст.51

право интеллектуальной собственности ст.51


Задание: толкование понятий, определение признаков и характеристик (Оценка деятельности – 5 баллов)

1 группа

Дайте определения понятий: выборы, гражданство, суверенитет, избирательная система, Национальное собрание, Президент, референдум,

Выборы – это процедура избрания кого-либо путем открытого или тайного голосования.

Гражданство – правовая связь человека с определенным государством.

Суверенитет – верховенство власти государства внутри его территории и независимость государства в международных отношениях.

Избирательная система – совокупность норм, правил и приёмов, определяющих пути формирования выборных органов.

Национальное собрание – высший законодательный орган Беларуси.

Президент – глава государства, имеющего республиканскую форму правления.

Референдум – особая форма голосования избирателей, в ходе которого они выбирают тот или иной вариант ответа на поставленный вопрос государственной или общественной

2 группа

Охарактеризуйте основы конституционного строя Республики Беларусь, используя следующие понятия: унитарное государство, демократическое государство, правовое государство, социальное государство, светское государство, народовластие.

Унитарное государство - это форма территориально-государственного устройства, при которой территория страны разделяется на административно -территориальные единицы (области, районы и т. д.).

Демократическое государство - государство, организация и деятельность которого направлена на признание и обеспечение суверенитета (полновластия) народа, прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Социальное государство - это государство с социально ориентированной экономикой, создающее фактические и юридические условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека, осуществляющее комплекс мер по поддержанию социально неимущих групп населения.

Светское государство – это государство с устройством, где церковь отделена от него, и которое регулируется на основе гражданских, не религиозных норм; решения государственных органов не могут иметь религиозного обоснования. Народовластие - принадлежность всей полноты власти народу.

3 группа

3. Какая избирательная система установлена в Республике Беларусь, назовите ее разновидность? Выделить основные характеристики и раскрыть их сущность.

В Республике Беларусь установлена мажоритарная избирательная система (относительного большинства) , победившим считается кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей на данной территории) (50 + 1 голос)

Конституция Республики Беларусь установила два условия наличия избирательного права – гражданство Республики Беларусь и возраст (не менее 18 лет).

Право избирать в нашей стране не зависит от таких обстоятельств, как происхождение, социальное и имущественное положение, национальность, пол, образование, отношение к религии.

Характеристики: Выборы в Республике Беларусь являются всеобщими, свободными, равными, прямыми; голосование на выборах является тайным(вид голосования, при котором участники голосуют анонимно.

Дополнительные вопросы:

В Депутаты местных Советов-18

Президентом РБ может быть избран гражданин РБ по рождению, не моложе 35 лет и проживающий в РБ не менее 19 лет

Реши кроссворд (Оценка деятельности - 8 баллов)

На тему: Конституция Республики Беларусь.



По горизонтали
2. Особая форма голосования избирателей, в ходе которого они выбирают тот или иной вариант ответа на поставленный вопрос государственной или общественной жизни(референдум)
3. Право на что выступает исходным правом человека( жизнь)
4. Республика Беларусь –(унитарное)… государство
6. Какая избирательная система установлена в Республике Беларусь

( мажоритарная)
8. Какой Суд призван обеспечивать верховенство Конституции и ее прямое действие на территории страны( Конституционный)

По вертикали
1. Устойчивая правовая связь человека с Республикой Беларусь

 ( гражданство)
5. Какая система является совокупностью норм, правил и приемов, определяющих порядок проведения выборов и избрания представительных органов власти ( избирательная)
7. В каком месяце была принята конституция( март) 

На тему : Право и гражданин (Оценка деятельности - 8 баллов)



По горизонтали
5. У каждого человека есть не только права, но и (обязанности)
7. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления (14 лет)
8. Совокупность установленных государством правил, регулирующих общественные отношения между людьми (права)

По вертикали
1. С 16 лет для каждого юноши добавляется обязанность вставать на (воинский) учет 
2. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста (ребенок)
3. Человек, связанный с государством определенными правами и обязанностями (гражданин )
4. Основной закон нашей страны (Конституция)
6. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься (предпринимательской.).деятельностью

III. Контрольно – коррекционный этап.

Педагогическая задача: организовать контроль знаний деятельности учащихся.

Прогнозируемый результат: успешное решение тестовых заданий, умение обобщить, сделать вывод.

Индивидуальная работа с тестовыми заданиями

IV. Рефлексивно – оценочный этап.

Беседа с классом.

использование метода «Дополни выражение…»:

«Мне важно изучать Конституцию, потому что…»;

«Польза изучения Конституции в том, что ….».

Учитель оценивает учебную деятельность учащихся.














11




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок обобщения по теме «Конституция Республики Беларусь»

Автор: Добрынина Ирина Владимировна

Дата: 07.12.2018

Номер свидетельства: 489429


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства