«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
I. Вступительное слово учителя. Активизация интереса к теме.
Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на уроке? Почему вы так думаете? (О доброте, нравственности, любви)
Значит мы будем говорить доброте, нравственности, любви.
II. Работа с эпиграфом урока.
«Из всех наук, которые человек должен знать, главная наука есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра», – эти слова Льва Николаевича Толстого точно отражают суть любой деятельности человека.
Ребята, как вы думаете, какую цель ставит великий писатель перед людьми? (Человек должен знать, , как жить, делая как можно меньше зла, как можно больше добра) Почему? (Это самое главное в жизни каждого человека.)
Проблема выбора между добром и злом стара, как мир. Без осознания сути добра и зла невозможно понять ни сущности нашего мира, ни роли каждого из нас в этом мире. Без этого теряют всякий смысл такие понятия, как :совесть, честь, мораль, нравственность, духовность, истина, свобода, греховность, праведность, порядочность, святость...
А начнем мы наш урок с древней китайской притчи о добре и зле.
А что такое притча? ( Это небольшое повествование, содержащее поучение, мораль.)
Притча о добре и зле «Однажды юноша обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы наставить на путь истины. – Умеешь ли ты лгать? – спросил мудрец. – Конечно, нет! – ответил юноша. – А воровать? – Нет. – А убивать? – Нет... – Так иди, – воскликнул учитель, – и познай все это. А познав, не делай!»
О чем эта притча? (О добре и зле)
Чему она учит? (Не совершать зла)
Что необычного вы заметили в совете, который мудрец дает юноше? (Познать, но не делать!)
Почему? Надо ли понимать совет буквально? (Конечно же нет , учитель не призывал юношу лгать, воровать и убивать, но он хотел, чтобы юноша понял, ощутил, что это присутствует в жизни.)
Дoбpo и зло переплетены в нашей жизни, они не существуют друг без друга.
Не чувствуя, не понимая зло, человек не может почувствовать и оценить добро.
Как вы считаете, что важнее – бороться со злом или совершать добрые дела? Как сделать мир добрее?
Много тысячелетий живут люди, творят добро, совершают зло. Значит, много тысячелетий Зло и Добро существуют на нашей Земле.
Почему?
Если в вашей душе поселились грусть, одиночество, обида, страх, и вы не знаете, как справиться с этими или другими проблемами, то вам помогут
сердечное слово,
ласковая улыбка,
дружеское внимание,
совет.
Где мы можем их найти? (В книгах, в сказках, в народной мудрости, стихах.)
Добро и зло всегда борются между собой. Докажите, приведите примеры из литературы.
Чтение стихотворения Т. Кузовлевой «Твори добро» (раздаточный материал)
Твори добро – Нет большей радости. И жизнью жертвуй, И спеши Не ради славы или сладостей, А по велению души. Когда кипишь, судьбой униженный, Ты от бессилья и стыда, Не позволяй душе обиженной Сиюминутного суда. Постой. Остынь. Поверь – действительно, Все встанет на свои места. Ты сильный. Сильные не мстительны. Оружье сильных – доброта.
Ребята! А можно ли это стихотворение считать ключом к нашему уроку?
Найдите ключевые слова, словосочетания или предложения, которые раскрывают тему урока.
Учащиеся называют, а учитель записывает на доске.
Твори добро
По велению души
Не позволяй
Сиюминутного суда
Постой
Остынь
Поверь
Оружье сильных – доброта
Из поколения в поколение притчи передавались из уст в уста, но при этом не утратили своей мудрости и простоты. Они всегда побуждают человека к размышлению, несут в себе доброту и любовь, учат находить простые ответы на сложные, казалось бы, жизненные вопросы. В разные времена разные люди искали и будут искать совета в притчах. Неважно, где и когда происходило действие в притчах. В них нет описания и развёрнутого сюжета. Но для нас важно то, какая мудрость скрыта между строк.
Притча о доброте (на экране)
Среди множества слов есть одно замечательно и по-настоящему волшебное слово - "спасибо". Его говорят от чистого сердца, а взамен получают заряд позитива и улыбки. Поэтесса Ирина Самарина уверена, что человеку всегда есть о чём благодарить близких, друзей, судьбу и даже недоброжелателей.
Желаю всем добра и мыслей светлых… Пускай обиды прошлые уйдут… От них вы избавляйтесь незаметно… Простить и отпустить – нелёгкий труд…
Но каждым утром рано на рассвете Попробуйте кого-нибудь простить… За то, что солнце в небе ярко светит, Начните жизнь свою благодарить…
Она ведь посылает вам уроки, Чтоб стали вы отзывчивей, мудрей… А слышит лишь обидные упрёки, То денег нет, то верных нет друзей…
Вы жизнь свою за всё благодарите… За то, что вы не знаете войны, За то, что у компьютера сидите... За то, что вы кому-нибудь нужны…
За то, что есть у вас семья и дети, А если нет, просите у неё!!! Она ведь не глуха и вам ответит, Прощая вас за прежнее нытьё…
Хотите быть богатыми? Мечтайте! К вам деньги будут сами приходить… Хотите быть счастливыми? Дерзайте! Учитесь доверять, прощать, любить…
Представьте жизнь свою без опасений, Без страхов, без упрёков и обид… Освободитесь от пустых сомнений, Увидите, что к счастью путь открыт…
Оставьте ваше прошлое в покое! Оно ушло, обратно не вернуть… Задумайтесь сегодня над судьбою И начертите в мыслях светлый путь…
Весь мир под одного не перестроить, Но можно перестроить мир внутри… И лучше доверять, чем вечно спорить… И лучше отыскать, чем не найти…
Вам жизнь даёт бесценные советы… Того, что есть, могло бы и не быть… Представили? За каждый лучик света Учитесь жизнь свою благодарить…
Мелодичность слова наполнена глубоким смыслом. Они легко читаются и запоминаются. Темы затронутые в них философские и каждый человек может делать для себя собственные выводы соглашаться с содержанием либо не соглашаться.
Сегодня Бог проснулся утром рано…
Он жалобы и просьбы почитал…
И людям из кувшина без обмана
Желаемое в сердце наливал…
Но не у всех открыто было сердце
И место есть для Чуда не у всех.
То завистью, враждой подпёрта дверца…
То жадность не даёт налить успех…
А у кого-то до краёв разлита
Печаль и безысходность, вот беда.
И Бог жалел, что сердце это скрыто…
Любви хотел налить, да вот куда?
И Бог грустил, что люди не умеют
Сердца и души чистить от обид…
Они с годами в сердце каменеют
И сердце превращается в гранит…
Но Бог ходил, смотрел и улыбался,
Когда сердца влюблённые встречал.
Он брал кувшин и от души старался,
Им счастье в сердце бережно вливал…
А люди постепенно расплескали
Подаренную Богом благодать
И всех вокруг в утрате обвиняли,
Забыв в самих себе вину искать…
Ведь если б мы могли прощать и верить,
Любить, благодарить и отпускать,
То Бог бы мог не каплей счастье мерить,
Кувшин волшебный мог бы весь отдать…
Сегодня Бог проснулся на рассвете.
Огромный ящик с просьбами у ног…
А рядом лишь один без просьб конвертик:
«Благодарю за всё тебя, мой Бог…»
Притча про обиду «Горсть гвоздей».
V. Работа в парах.
Составление синквейна о добре и зле.
Подведение итогов.
Притча о добре и зле Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени разговаривал со своим маленьким внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда.
Слово учителя: - Какой урок для себя вы извлекли из нашего занятия?
- Как вы думаете, правильно ли я назвала наш урок «Урок здравого смысла»?
- Какие черты характера мы должны иметь, чтобы видеть прекрасное в окружающем нас мире?
- Есть люди, с кого нужно и можно брать пример, потому что их жизнь была наполнена смыслом, жили они ярко и солнечно. Именно так прожила Агнес Бояджиу - Мать Тереза, Нобелевский лауреат мира. Она руководствовалась девизом, который сама сформулировала:
Жизнь - это шанс, не упусти его.
Жизнь - это красота, удивляйся ей.
Жизнь - это мечта, осуществи её.
Жизнь - это долг, исполни его.
Жизнь - это любовь, так люби.
Жизнь - это тайна разгадай, так разгадай его.
Жизнь - это трагедия, выдержи его.
Жизнь - это трагедия, выдержи её.
Жизнь - это счастье, сотвори его сам.
Жить стоит. Не уничтожай свою жизнь.
Я желаю Вам, уважаемые ребята, прислушаться к этим словам. Будьте внимательны не только к себе, но и к окружающим, открывайте для себя мир, и мир Вам откроет свои чудеса.