Урок гражданственности по теме: "Выдающиеся личности Донбасса. Александр Ханжонков: триумф и поражение"
Урок гражданственности по теме: "Выдающиеся личности Донбасса. Александр Ханжонков: триумф и поражение"
А сегодня мы встретимся с выдающимся кинопродюсером, режиссером, сценаристом Александром Алексеевичем Ханжонковым, чьё имя навсегда вписано во все мировые энциклопедии.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок гражданственности по теме: "Выдающиеся личности Донбасса. Александр Ханжонков: триумф и поражение"»
Урок гражданственности
Тема: Выдающиеся личности Донбасса. Александр Ханжонков: триумф и поражение
Цель: углубить знания обучающихся о выдающихся людях Донбасса, познакомить с жизнью, творчеством, достижениями Александра Ханжонкова; развивать навыки высказывания собственного мнения, восприятия информации на слух, умение работать коллективно, логически и образно мыслить; формировать гражданскую сознательность школьников; воспитывать уважение к культурным ценностям Донецкого края, эстетический вкус.
Тип урок: урок-встреча.
Оборудование: портрет А. Ханжонкова, видеоматериалы.
Ход урока
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности обучающихся.
1. Слово учителя
На прошлом уроке мы познакомились с выдающимися людьми Донбасса, их жизнью, творчеством и достижениями. Нам есть кем гордиться…
(Нужно назвать имя нашего выдающегося земляка по нескольким эпизодам из его жизни).
В 60-х годах стажировался в театре «Ла Скала», несколько сезонов выступал в «Метрополитен-Опера»;
Первый вице-президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций;
Человек, которого называли «атомным министром»;
Популярность получил благодаря роли в фильме «Максим Перепелица»;
Является организатором именного турнира по спортивной гимнастике;
Человек, на которого было совершено покушение из-за его внешнего сходства с Л.Брежневым;
Министр угольной промышленности при И.В.Сталине;
Является основателем кафедры онкологии, ставшей впоследствии Донецким противоопухолевым центром.
А сегодня мы встретимся с выдающимся кинопродюсcером, режиссером, сценаристом Александром Алексеевичем Ханжонковым, чьё имя навсегда вписано во все мировые энциклопедии.
Защита мини-проектов «Триумф и поражение А.Ханжонкова».
1. Слово учителя
Прикованный к инвалидному креслу шестидесятилетний человек листает только что вышедшую из печати книгу «Первые годы русской кинематографии». На титульном листе стоит его имя – А.А. Ханжонков и год издания – 1937. Книга сокращена на треть, изрезана, покорежена. Предисловие к мемуарам местами напоминает донос, местами – прокурорскую речь. На трех страничках текста растоптано дело всей его жизни!
Да, ему мимоходом отдают должное, называют «предпринимателем культурного толка» – и тут же навешивают всех собак! Боже! Это о его фильме, сделавшей больше всего инсценировок русской классики в дореволюционном кинематографе и никогда не выпускавшей фильмы «парижского жанра» (т.е. порнографические), написано: «Дюжинами фабриковались пошлейшие мелодрамы». Исторические фильмы» Оборона Севастополя», «1812 год» называют шовинистическими. Под большим подозрением его»участие в общественно-политической жизни в 1917 году», а отъезд за границу «объясняется не только состоянием здоровья». Но он же, в отличие от других кинофабрикантов – Дранкова, Ермольева, Тимана, – вернулся на родину в 1923 году. Его пригласили для работы в акционерном обществе «Русфильм». Сам нарком просвещения Луначарский прислал приветственную телеграмму.
О том, что произошло несколько лет спустя, лучше не вспоминать… И все же Александр Алексеевич не жалеет о прожитой жизни. Он помнит, как это было…
1 группа «Из казаков – в синематографисты»
Александр Ханжонков – благополучный русский офицер из старого, уважаемого, но обедневшего казачьего рода.
В 1905 году 27-летний Ханжонков забреет в «биограф» – так в ту пору назывались кинотеатры, не думая, не гадая, что идёт навстречу своей судьбе. Поезд мчался с экрана прямо на зрителей, нервно вскрикивали дамочки – страху-то было, страху! 30-минутный сеанс закончился, начиналась карьера кинопромышленника Ханжонкова. Он заболел синематографом.
Начального капитала не было, но Александр Алексеевич знал, что, выйдя в отставку, получит реверс – сумму в 5000 рублей, которой обеспечивалась семья казачьего офицера. Ханжонков находит компаньона, и поначалу фирма успешно занимается посреднической деятельностью, закупает фильмы за границей для проката в России. Стоимость картины в те времена зависела от ее длины – покупали, как ситчик, метрами. Цена за метр фильма колебалась от 45 до 75 копеек. Но с американской партией картин дело едва не закончилось крахом.
Фильмы оказались никудышного качества, а закупленные проекционные киноаппараты скрипели, как обоз телег с несмазанными колесами. Но Александр Алексеевич не сдавался – влез в долги, обзавелся новыми компаньонами и снова ринулся в бой!
2 группа «Время проб и ошибок. Бизнесмен и самоучка»
Все было внове, все нужно было изобретать, пробовать, ошибаться… Ханжонков попытался изменить черно-белую судьбу синематографа. Наняв миниатюристку Строгановского училища, он попросил её раскрасить сцену боя петухов прямо на плёнке. Увы, краска растеклась, рисунок, потеряв контуры, превращался в цветную кляксу… Но, несмотря на неудачи, лаборатория расширялась, русские надписи в кадре уже не съезжали за рамку, не обращались в лохмотья.
И вот наступил момент, когда Ханжонков решился снимать собственные фильмы.
Из одной газетной публикации Ханжонков узнает, что в городе Вильно некий молодой чиновник В. Старевич берет первые премии за сделанные из рогожи и колосьев костюмы для рождественских маскарадов. Ханжонков немедленно приглашает его в Москву для переговоров. Гениальный самоучка (Старевич был отличным художником, сам выучился фотографии и операторскому искусству) делает у Ханжонкова первый в мире фильм методом объемной мультипликации «Прекрасная Люконида, или Война рогачей с усачами».
3 группа «Начало краха»
1915 год Ханжонков в своих воспоминаниях называет «черным». Внезапно умер старейший режиссер его формы В.М. Гончаров.
Пока ещё Александр Алексеевич не замечает (или не хочет замечать?) сгустившихся над ним туч. Фирма Ханжонкова процветает, исправно выходит его журнал «Вестник кинематографии», открытый в 1913 году кинотеатр на Триумфальной площади считается самым престижным и посещаемым в Москве. Но… Болезнь ли тому причиной или резко изменившиеся условия кинорынка после начала Первой мировой войны (иностранные фильмы почти не поступают в Россию), неожиданно Ханжонков становится уязвимым для конкурентов. От него начинают уходить режиссеры и ведущие актеры. Чаще всего – из-за того, что конкуренты Ханжонкова переманивали их баснословными гонорарами.
Ханжонков перепоручает дела в Москве жене Антонине Николаевне, а сам занимается создание съемочной базы в Ялте. Вместе с верным Е.Бауэром они собираются снимать новый фильм. Неожиданная кончина режиссера в 1917 году подкосила Ханжонкова. Рушилась не только фирма, рушилась жизнь, поломанная революцией и гражданской войной. Ялта переходит то к красным, то к белым, то к немцам. А упорный Ханжонков снимает фильмы… Антонина Николаевна с детьми чудом добирается до Ялты, и семья в 1920 году покидает Россию…
4 группа «Инвалид и «лишенец»»
… Александр Алексеевич прикрывает глаза. Его мучает вопрос, который он, разумеется, ни разу не произнес вслух: « Нужно ли было рваться обратно на Родину?» Общество «Русфильм» почти сразу же перестало существовать. С 1925 года Ханжонков работает завпроизводством в АО «Пролеткино», но уже через год оказывается под судом. Официальная причина – финансовые злоупотребления, но, скорее всего, это предлог для расправы со старыми «спецами». За недоказанностью вины Ханжонкова освобождают. (По другим сведениям, он все же был осужден, приговорен к 6 месяцам заключения, но амнистирован с лишением избирательного права). Устроиться на работу Александру Алексеевичу не удалось. Кому нужен был инвалид, «лишенец», этот «сидячий недобитый тип»? Вместе со своей второй женой (Антонина Николаевна умерла в эмиграции) Верой Дмитриевной Ханжонков вернулся в Ялту. После унизительных прошений его восстановили в правах и, смилостивившись над инвалидом, назначили персональную пенсию. В 1941 году Ялту оккупировали немцы. Ханжонков дожил до Дня Победы. Но судьба отмерила ему всего пять месяцев. 26 сентября 1945 года в возрасте 68 лет Александр Алексеевич скончался.
5 группа «Ханжонков и современность»
(видео Ханжонковские дни).
Рефлексия
Интерактивное упражнение «Микрофон»
- Для меня на уроке было открытием…
Домашнее задание
Подготовить вопросы для интервью с Александром Ханжонковым