КЛАСС 8 Урок № 3___ дата:____
ТЕМА: «Голос совести» (первый)
Ценность: истина
Качества: ответственность, честность, искренность
Цель: развивать представления учащихся об истине через содержательные основы понятия «совесть»
Задачи:
создании внутренней гармонии;
развитие умения прислушиваться к внутреннему голосу, проявлять честность и искренность;
воспитание желания соизмерять свои мысли и поступки с совестью.
Оборудование: спокойная музыка для души, презентация к уроку, таблички с написанными словами «разум», «воля», «совесть»; контур в виде человека; стикеры по количеству учащихся ; мяч
ХОД УРОКА
1. Оргмомент.
2. Позитивный настрой ( 3 мин)
Предлагаю вам сейчас позитивный настрой, во время которого вам нужно расположиться удобно, спину держать прямо. Руки, ноги не скрещивайте. Можете положить руки на колени или на стол. Постарайтесь расслабиться.
Представьте себе , что солнечный свет пронизывает вашу голову и медленно спускается к середине груди. В середине груди располагается еще нераспустившийся цветок. И вот под лучами солнечного света цветок начинает распускаться медленно-медленно. И в вашем сердце постепенно распускается красивый цветок.
Свет продолжает распространяться по всему телу. Он делается ярче и сильнее. Мысленно направьте свет вниз по рукам. Ваши руки наполнены светом. Они будут делать только добрые, хорошие действия, будут помогать всем. Свет опускается вниз по вашим ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Они будут вести вас только к добрым делам.
Свет делается ярче и покидает ваше тело. Отправьте Свет дорогим близким людям: родным, учителям, друзья, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас возникли непонимание или конфликты. Пусть светом наполнятся их сердца. Побудьте некоторое время в этом состоянии Света, Любви, Покоя и Добра…
Теперь поместите вновь Свет Любви и Покоя себе в сердце. Вся Вселенная наполненная Светом , находится в вашем сердце. Сохраните её такой прекрасной.
Потихоньку открывайте глаза. Мы с вами в классе, на уроке самопознания.
3. Актуализация знаний (2 мин)
- На наших уроках мы с вами ведем разговор о ценностях жизни. Вспомните их. ( Учащиеся перечисляют главные ценности). Представьте себе, что у нас есть все то, что мы назвали : мы живы, здоровы, у нас есть семья, есть Родина, царит мир на земле.
- Все для человека. И тогда появляются вопросы: человек - каким должен быть, чтобы не потерять ценности, чтобы их сохранить ? Что же остается самым главным в человеке? (контур в виде человека) Сегодня на уроке мы постараемся найти ответы на вопросы.
4. Рассказывание (учителем или подготовленным учеником 5-7 мин)
Однажды предрассветною порой
Три мудреца склонились надо мной,
И я спросила их, поднявши веки:
-Что главное, скажите в человеке?
-Конечно, разум- первый мне ответил. (прикрепляю карточку, слайд)
С ним каждый путь и правилен и светел.
-Благодарю, что просветил меня.
Я поклонилась, голову склоня.
Второй ответил: - Воля на пути, (прикрепляю карточку, слайд)
Который нужно с гордостью пройти,
Чтобы достойно подойти к концу.
Я поклонилась в пояс мудрецу.
Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил: (пауза)
5. Свертывание информации (коллективная работа в течение 5 мин )
- Читаем записанные слова, которые посчитали главными в человеке.
Свёртывание информации: убираем карточки-стикеры с одинаковыми ответами, оставляя одну, слова-синонимы объединяем, таким образом на доске остается 5-6 слов, а из них выбирается одно. Ответ сравниваем с ответом мудреца.
Да нет, не то, заволновался третий.
Послушайте, что строго он ответил:
Невелика моя об этом повесть,
Но главное у человека - совесть! (прикрепляю карточку, слайд)
6. Позитивное высказывание (5 мин)
Совесть с молоточком: и постукивает, и наслушивает (пословица)
Дайте объяснение высказыванию, почему так считаете?
Почему вы думаете, что совесть с молоточком? Что это значит?
Почему вы считаете, что совесть постукивает и наслушивает?
В чем разница постукивает и наслушивает?
7. Творческая деятельность в группах. Работа со словом «СОВЕСТЬ» (7 мин)
Ученики записывают слово «Совесть».
- Чтобы лучше разобраться, что же такое совесть, давайте , найдем слова, которые живут в этом слове. Работа в малых группах: составление слов, используя только буквы слова «совесть». Ученики составляют слова, записывают их и определяют ассоциативные связи.
Например: совет - совесть - это то, что находится внутри нас и дает нам советы;
весть - совесть - это то, что дает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно; сеть - то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки; есть - совесть - это то, что есть у всех; свет =совесть -это свет внутри человека; вес - совесть - это то, что имеет значимость: сос (sos) - то, что подает сигнал ; вето - то, что накладывает запрет на плохие поступки; и т. д.
(все ответы набраны на карточках и предъявляются по ходу ответов, либо слайды). Затем учитель добавляет свои.
8. Обобщение. Прием ПОПС –формула (5 мин)
Позиция: «Я считаю, что совесть…»
Обоснование: «Потому что…»
Подтверждение: « Я могу это подтвердить…»
Следствие : «Следовательно совесть…» Вывод не должен противоречить первому высказыванию, но может его в чем- то повторить.
Высказывания учащихся.
- Таким образом, совесть – это своеобразный барометр мыслей, слов и поступков, внутренне сознание добра и зла.
9. Игра «Вопрос- ответ» ( 5 мин)
Поиграем в вопросы и ответы: (МЯЧ). Учащиеся встают со своих мест и отвечают на вопросы.
- «Если меня толкают, то я чувствую…».
- «Если меня обзывают, то я чувствую…».
- «Если я смотрю фильм ужасов, то я чувствую…».
- «Если я обманываю, то я чувствую…».
- «Если я улыбаюсь, то я чувствую…».
- «Если я встречаю друзей, то я чувствую…».
- «Если я вижу маму, то я чувствую…».
- «Если я получаю пятерку, то я чувствую…».
- Да, с совестью жить трудно, порой даже больно, но в то же время и легко , и свободно, ведь не нужно стыдиться самого себя . Каждый человек – и взрослый, и маленький, – всегда должен жить, прислушиваясь к своему голосу совести. И тогда на планете Земля всем ее жителям обязательно будет хорошо, светло, тепло и мирно.
Твори добро на всей земле,
Твори добро другим на радость!
10. Домашнее задание
Нарисовать рисунок или выполнить презентацию «Какие чувства живут в моей души?»
11. Групповое пение.
«Дорогою добра» Ю . Энтин
12. Заключительная минутка тишины.
Каким должен быть человек?
Что самое главное в человеке?
РАЗУМ СОВЕСТЬ
ВОЛЯ
-совесть
- это то, что находится внутри нас и дает нам советы
- -совесть - это то, что подает нам весточку: правильно мы поступаем или неправильно
- то, что ловит все наши хорошие и плохие поступки
- совесть - это то, что есть у всех
-совесть -это свет внутри нас
- совесть - это то, что имеет вес (значимость)
- то, что подает сигнал бедствия
- то, что накладывает запрет на плохие поступки