1 | Организационный момент Цель учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель учителя:способствовать подготовкеучащихся к продуктивной работе. Задачи: -создать положитель-ный эмоциональный настрой; - определить формы самостоятельной рабо-ты (групповая, дифференцированная), -сформировать группы, - распределить роли, -ознакомить с условия-ми проведения, - разъяснить инструк-цию к оформлению результатов лаборатор-ной работы. Методы: словесный, проблемный или частично поисковый, критического мышления. Прием: создание кластера. | Задание: Составить кластер на тему: «Субъекты политики» система государственных политические партии органов власти субъекты политики общественно-политические личность, участвующая организации в политической жизни - Значительное влияние на власть и на политику оказывают политические партии. Но в каждом государстве, в каждой партии всегда есть авторитетный руководитель, который осуществляет управление. Такого руководителя принято называть лидером(от английского слова leader,т. е. тот, кто ведет; ведущий). Лидер — это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах. Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями политического лидерства. В работе нам помогут рабочие листы. В конце урока они должны быть заполнены. План: Понятие «лидер». Особенности политического лидерства. Типы лидерства. Роль и функции лидера в обществе. |
2 | Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами в соответствии с рабочим листом.(20 мин.) Цель: поиск информации для решения поставленной задачи. Учитель выступает в роли консультанта и координатора в деятельности класса. Цель учителя –организовать самостоятельное изучение учащимися нового материала по учебнику. - Формирование целост-ного представления о политическом лидер-стве, типологии лидер-ства; функциях поли-тического лидера и ролиполитического лидера в обществе. - Формулирование и аргументация личных оценочных суждений. - Формирование критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями, анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств, способность концентрироваться на сути проблемы. Учащиеся должны: - уметь работать с тек-стом учебника, выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, работать в группах; -использовать приоб-ретённые знания для критического воспри-ятия информации, ориентировки в акту-альных общественных событиях. Педагогические приемы: организация работы в группах, организация лабораторной работы с учебником. | Рабочий лист. Понятие «лидер» (слайд № 3) Сравните ваши представления о лидере с приведенными ниже определениями. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее универсальным? Объясните, почему. • «Лидер — главный оратор и вождь политической партии» (Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона). «Лидер — глава, руководитель политической партии, общественно-политической организации или вообще какой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе» (Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка). «Лидер — это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах» (Энциклопедический словарь). «Лидер — личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию» (Мухаев Р.Т. Основы политологии). Особенности политического лидерства.(слайд № 5) Подчеркните в первой графе таблицы качества, характерные для политического лидера, и проранжируйте их (начиная с наиболее значимого). Во второй графе напишите те качества, которые отличают политического лидера от других людей. Качества (черты) | Что отличает | Трудолюбие | | Честность | | Справедливость | | Интеллект | | Сопереживание | | Жестокость | | Оригинальность | | Ответственность | | Предприимчивость | | Хитрость | | Организованность | | Законопослушность | | Доброта | | Культура общения | | Сильная воля | | Способность выдвигать задачи | | Тщеславие | | Смелость | | Эмоциональность | | Скромность | | Властолюбие | | Находчивость | | 3.Типология лидерства Задание группе 1. (сильные ученики) (слайд № 6 - 7) Немецкий социолог М.Вебер выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу, которая приводится ниже. 1. Ознакомьтесь по учебнику с классификацией лидерства, предложенной М.Вебером ---- стр.188-189 пар.16. 2.Запишите в первой строке таблицы наименования этих типов политического господства. Характеристики | | | | Тип политического лидера | | | | Источник власти лидера | | | | Тип административного персонала | | | | Основной тип правовых норм | | | | Политические лидеры | | | | 3.Внизу приведен перечень отличительных черт всех трех типов. Проставьте их порядковые номера в соответствующих графах таблицы. 1) вера в особые качества лидера 2) рационально разработанный закон 3) делегирование представителей в законодательное собрание на основе принципа большинства 4) монарх и (или) глава религиозной конфессии 5) пророк, «сверхчеловек», герой 6) персонал, связанный с главой системы сословно-корпоративных связей 7) возведенная в закон воля лидера 8) избранное должностное лицо 9) профессиональная бюрократия 10) устоявшиеся вековые нормы 11) передача власти по наследству и (или) в силу сложившихся обычаев 12) должностные лица, лично преданные лидеру. 4.Укажите, какие известные политические лидеры изображены на портретах. (слайд № 8) 5.Проставьте в последней строке таблицы порядковые номера изображений политических лидеров в соответствии с типом господства, который они представляют. 1 5 4 3 2 10 9 8 7 6 Задание группе 2.(слайд № 9) Ознакомьтесь по учебнику с классификацией лидерства, предложенной М. Херманн.---- стр.190 -192 пар.16. Заполните таблицу и, используя ее, расскажите об этой классификации. Сделайте выводы. Тип лидерства | Характеристика | Примеры | Результаты деятельности | | | | | | | | | | | | | | | | | 4 Роль и функции лидера в обществе.(слайд № 10) 4.Конкретизируйте основные функции политического лидера в обществе. Заполните таблицу. Функции лидера | Примеры проявления этих функций | Объединение и согласование интересов различных групп | | Выработка политического курса | | Определение способов и методов решения поставленных задач | | Мобилизация людей на достижение намеченной цели | | Действия в качестве гаранта законности и порядка | | 5. Создайте портрет политического лидера (по выбору). (слайд № 11) Качества лидера | | Деловые | | Нравственные | | Идеологические | | |
3 | Коллективное обсуждение результатов работы групп. Цель:Организация дискуссии, совместный поиск конструктивных решений, возникших разногласий. Формировать умение дискутировать, воспитывать уважение к различным точкам зрения ее участников, сравнение собствен-ного видения пробле-мы с другими взгляда-ми и позициями. Учащиеся учатся: - формулировать свои оценки, - аргументировать свою точку зрения, - доказывать, обосновывать альтернативные точки зрения по одному и тому же явлению. Педагогические приемы: групповая дискуссия | 1 Перед классом ставится вопрос: как вы понимаете слово «лидер»? (Заслушиваются ответы учеников). Затем, разбившись на пары, учащиеся выполняют следующее задание: - Изобразите понятие «лидер» в виде символа. Почему вы изобразили его именно так? После этого начинается работа в группах. Учащиеся выполняют на рабочем листе задание 1. 2 Лидерство — явление многогранное и многозначное. Попробуем определить некоторые особенности, присущие политическому лидеру. (Учащиеся выполняют на рабочем листе задание 2.) Каждая группа дает свое определение политическому лидеру. Представители групп заполняют на доске схему «Политический лидер», делают выводы. (слайд № 4) Политический лидер 3 Проявления лидерства достаточно разнообразны. Попытки дать типологию столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков. Мы познакомились с двумя классификациями — М.Вебера и М.Херманн. (Учащиеся выполняют на рабочем листе задание 3.) После окончания работы заслушиваются выступления представителей групп. Ребята заполняют на своих рабочих листах таблицы. 4 Роль политического лидера определяется тем, как он выполняет свои функции. Для того чтобы выявить функции политического лидера, учитель предлагает учащимся вернуться к схеме «Политический лидер» и ставит вопрос: - Какие черты политического лидера необходимы ему при выполнении той или иной задачи? Учащиеся выполняют в рабочем листе задание 4-5) |