kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обществознания в 11 классе на тему: Политическое лидерство.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание урока соответствует Рабочей программе по обществознанию (по программе под редакцией Л.Н.Боголюбова для 11 класса, базовый уровень) и отвечает требованиям нового Государственного  образовательного стандарта 2004 года и Примерной программы среднего (полного) образования по обществознанию.Урок из раздела 2  «Проблемы социально – политической и духовной жизни». Тип урока: лабораторная работа.Такую форму урока считаю наиболее эффективной при  отработке темы «Политическое лидерство».

Основным преимуществом проведения лабораторных работ считаю то, что старшеклассники из пассивных слушателей превращаются в активных соавторов урока. Таким образом, лабораторные работы действительно являются эффективным средством реализации деятельностного подхода при обучении истории и обществознанию. Тем более что лабораторная работа дает возможность не торопить ребенка, и не спешить самому учителю ответить на вопросы, а сделать так, чтобы ученик сам нашел на них ответы. Тогда ему будет легко осваивать новые знания. И на урок он будет ходить как творческая личность, от которой зависит многое.

Средством управления учебной деятельностью учащихся при проведении лабораторной работы служит инструкция, которая по определенным правилам последовательно определяет действия ученика. Инструкция представлена в презентации к уроку.

Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания в 11 классе на тему: Политическое лидерство. »

МКОУ Семиченская СОШ

Котельниковский район, Волгоградская область.




Урок – лабораторное занятие.

Тема урока: Политическое лидерство

Тема Процессуальное прав

Обществознание 11 класс











Учитель: Дмитриенко Лидия Константиновна



2015г.


Тема урока: Политическое лидерство.

Цель урока: Познакомить учащихся с особенностями политического лидерства.

Задачи урока:

1. Знать по­нятия «лидер», «политический лидер», типологию лидерства; функции политического лидера и роль политического лидера в обществе.

2. Уметь работать с текстом учебника, выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, рабо­тать в группах;

-использовать приобретённые знания для критического восприятия информации, ориентировки в актуальных общественных событиях.

3. Воспитывать терпимость, чувство то­варищества, ответственное отношение к порученному делу


Оборудование урока: рабочий лист для каждого ученика; словарь; афоризмы; портреты политических лидеров, презентация.

Тип урока: лабораторная работа.



Ход урока.


Этапы работы

Содержание этапа

1

Организационный момент

Цель учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель учителя:способствовать подготовкеучащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положитель-ный эмоциональный настрой;

- определить формы самостоятельной рабо-ты (групповая, дифференцированная),

-сформировать группы, - распределить роли,

-ознакомить с условия-ми проведения,

- разъяснить инструк-цию к оформлению результатов лаборатор-ной работы.

Методы: словесный, проблемный или частично поисковый, критического мышления.

Прием: создание кластера.

Задание: Составить кластер на тему:

«Субъекты политики»

система государственных политические партии

органов власти


субъекты политики


общественно-политические личность, участвующая

организации в политической жизни



- Значительное влияние на власть и на политику оказывают политические партии. Но в каждом государстве, в каждой партии всегда есть авто­ритетный руководитель, который осуществля­ет управление. Такого руководителя принято называть лидером(от английского слова leader,т. е. тот, кто ведет; ведущий).

Лидер — это авторитетный член организа­ции или иной группы, личное влияние которо­го позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах.

Сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями политического лидерства.

В работе нам помогут рабочие листы. В конце урока они должны быть заполнены.

План:

  1. Понятие «лидер».

  2. Особенности политического лидер­ства.

  3. Типы лидерства.

  4. Роль и функции лидера в обществе.


2

Самостоятельная работа учащихся с учебными текстами в соответствии с рабочим листом.(20 мин.)


Цель: поиск информации для решения поставленной задачи.





Учитель выступает в роли консультанта и координатора в деятельности класса.



Цель учителя –организовать самостоятельное изучение учащимися нового материала по учебнику.

- Формирование целост-ного представления о политическом лидер-стве, типологии лидер-ства; функциях поли-тического лидера и ролиполитического лидера в обществе.

- Формулирование и аргументация личных оценочных суждений.

- Формирование критического мышления, умения устанавливать логические связи между явлениями, анализировать различные идеи и события, делать обоснованные выводы, выстраивать цепочку доказательств, способность концентрироваться на сути проблемы.








Учащиеся должны:

- уметь работать с тек-стом учебника,

выделять главное, систематизировать, решать поставленную проблему, рабо­тать в группах;

-использовать приоб-ретённые знания для критического воспри-ятия информации, ориентировки в акту-альных общественных событиях.






















Педагогические приемы: организация работы в группах, организация лабораторной работы с учебником.

Рабочий лист.

Понятие «лидер» (слайд № 3)

  1. Сравните ваши представления о лидере с приведенными ниже определе­ниями. Какое из них, на ваш взгляд, является наиболее универсальным? Объясните, почему.

• «Лидер — главный оратор и вождь политической партии» (Энциклопеди­ческий словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона).

  • «Лидер — глава, руководитель по­литической партии, общественно-поли­тической организации или вообще ка­кой-нибудь группы людей; человек, пользующийся авторитетом и влиянием в каком-либо коллективе» (Ожегов СИ. Толковый словарь русского языка).

  • «Лидер — это авторитетный член организации или иной группы, личное влияние которого позволяет ему играть существенную роль в общественных процессах» (Энциклопедический сло­варь).

  • «Лидер — личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на об­щество, государство, организацию» (Мухаев Р.Т. Основы политологии).


Особенности политического лидер­ства.(слайд № 5)

  1. Подчеркните в первой графе таб­лицы качества, характерные для поли­тического лидера, и проранжируйте их (начиная с наиболее значимого). Во вто­рой графе напишите те качества, кото­рые отличают политического лидера от других людей.


Качества (черты)

Что отличает

Трудолюбие


Честность


Справедливость


Интеллект


Сопереживание


Жестокость


Оригинальность


Ответственность


Предприимчивость


Хитрость


Организованность


Законопослушность


Доброта


Культура общения


Сильная воля


Способность выдвигать задачи


Тщеславие


Смелость


Эмоциональность


Скромность


Властолюбие


Находчивость




3.Типология лидерства


Задание группе 1. (сильные ученики) (слайд № 6 - 7)

Немецкий социолог М.Вебер выделял три типа политического господства. Их сравнительные черты можно свести в таблицу, которая приводится ниже.

1. Ознакомьтесь по учебнику с классификацией лидерства, предложенной М.Вебером ---- стр.188-189 пар.16.

2.Запишите в первой строке таблицы наименования этих типов политиче­ского господства.


Характеристики




Тип политического лидера




Источник власти лидера




Тип административного персонала




Основной тип правовых норм




Политические лидеры





3.Внизу приведен перечень отличительных черт всех трех типов. Про­ставьте их порядковые номера в соответствующих графах таблицы.

1) вера в особые качества лидера

2) рационально разработанный закон

3) делегирование представителей в законодательное собрание на основе принципа большинства

4) монарх и (или) глава религиозной конфессии

5) пророк, «сверхчеловек», герой

6) персонал, связанный с главой системы сословно-корпоративных связей

7) возведенная в закон воля лидера

8) избранное должностное лицо

9) профессиональная бюрократия

10) устоявшиеся вековые нормы

11) передача власти по наследству и (или) в силу сложившихся обычаев

12) должностные лица, лично преданные лидеру.

4.Укажите, какие известные политические лидеры изображены на портретах. (слайд № 8)

5.Проставьте в последней строке таблицы порядковые номера изображений политических лидеров в соответствии с типом господства, который они представляют.





1

5

4

3

2


10

9

8

7

6








Задание группе 2.(слайд № 9)


  1. Ознакомьтесь по учебнику с класси­фикацией лидерства, предложенной М. Херманн.---- стр.190 -192 пар.16.

  2. Заполните таблицу и, ис­пользуя ее, расскажите об этой класси­фикации. Сделайте выводы.


Тип лидерства

Характеристика

Примеры

Результаты деятельности


















4 Роль и функции лидера в обществе.(слайд № 10)


4.Конкретизируйте основные функ­ции политического лидера в обществе. Заполните таблицу.

Функции лидера

Примеры проявления этих функций

Объединение и согла­сование интересов раз­личных групп


Выработка политичес­кого курса


Определение способов и методов решения поставленных задач


Мобилизация людей на достижение наме­ченной цели


Действия в качестве гаранта законности и порядка



5. Создайте портрет политического лидера (по выбору). (слайд № 11)

Качества лидера


Деловые


Нравственные


Идеологические




3

Коллективное обсуждение результатов работы групп.

Цель:Организация дискуссии, совместный поиск конструктивных решений, возникших разногласий.

Формировать умение дискутировать, воспитывать уважение к различным точкам зрения ее участников, сравнение собствен-ного видения пробле-мы с другими взгляда-ми и позициями.






Учащиеся учатся:

- формулировать свои оценки,

- аргументировать свою точку зрения,

- доказывать, обосновывать альтернативные точки зрения по одному и тому же явлению.


Педагогические приемы: групповая дискуссия

1 Перед классом ставится вопрос: как вы понимаете слово «лидер»? (Заслуши­ваются ответы учеников).

Затем, разбившись на пары, учащиеся выполняют следующее задание:

- Изо­бразите понятие «лидер» в виде символа. Почему вы изобразили его именно так?

После этого начинается работа в группах. Учащиеся выполняют на рабо­чем листе задание 1.



2 Лидерство — явление многогран­ное и многозначное. Попробуем опреде­лить некоторые особенности, присущие политическому лидеру. (Учащиеся вы­полняют на рабочем листе задание 2.)

Каждая группа дает свое определение политическому лидеру. Представители групп заполняют на доске схему «Поли­тический лидер», делают выводы. (слайд № 4)



Политический лидер








3 Проявления лидерства достаточ­но разнообразны. Попытки дать типологию столь сложного явления обусловлены стремлением прогнози­ровать вероятное поведение лидеров на основе тех или иных признаков. Мы познакомились с двумя классификаци­ями — М.Вебера и М.Херманн. (Уча­щиеся выполняют на рабочем листе задание 3.)

После окончания работы заслушива­ются выступления представителей групп. Ребята заполняют на своих рабо­чих листах таблицы.


4 Роль политического лидера опре­деляется тем, как он выполняет свои функции. Для того чтобы выявить функ­ции политического лидера, учитель предлагает учащимся вернуться к схеме «Политический лидер» и ставит вопрос:

- Какие черты политического лидера не­обходимы ему при выполнении той или иной задачи?

Учащиеся выполняют в рабочем листе задание 4-5)





4

Подведение итогов, формулирование общего вывода, оценивание учащихся


Педагогические приемы: фронтально обобщающая беседа, синквейн.

I Фронтальная беседа по вопросам:

1. Изме­нилось ли ваше представление о полити­ческом лидерстве после нашего занятия?

2. Что роднит и что различает политических лидеров России и Запада?

II. Составление синквейна по теме «Лидер».


5

Домашнее задание.


Цель: закрепить знания и умения, полученные на уроке.

Параграф 16. Ответить на вопросы: (слайд № 12)

1. Чем схожи и чем различаются по значе­нию понятия лидер и руководитель!

2.Каким бы вы хотели видеть лидера России?

Задание для сильных учеников.

Написать эссе на тему: «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель – на следующее поколение»

У.Черчилль.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Урок обществознания в 11 классе на тему: Политическое лидерство.

Автор: Дмитриенко Лидия Константиновна

Дата: 16.02.2015

Номер свидетельства: 174431


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства