kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Кейс-технология в преподавании дисциплины ОДП.13 «Право» для специальности (профессии) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у студентов  новых качеств и умений.

Цель урока: закрепление представлений учащихся об основах Гражданского законодательства РФ на основе повторения и обобщения пройденного учебного материала, актуализации их личного опыта и работы с источниками.Цель урока: закрепление представлений учащихся об основах Гражданского законодательства РФ на основе повторения и обобщения пройденного учебного материала, актуализации их личного опыта и работы с источниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Кейс-технология в преподавании дисциплины ОДП.13 «Право» для специальности (профессии) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) »



Урок «Кейс-технология

в преподавании дисциплины ОДП.13 «Право»

для специальности (профессии)

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)


Раздел III«Отрасли российского права»


3.1. «ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО»


Урок № 26


Тема «Гражданское право как отрасль российского права»,


группа - 1Б1, 1Б2


Коваленко Марина Александровна - Преподаватель правовых дисциплин ГБПОУ Краснодарского края «Славянский сельскохозяйственный техникум»


Урок рассчитан на студентов первого курса изучающих предмет на профильном уровне.


Цель урока: закрепление представлений учащихся об основах Гражданского законодательства РФ на основе повторения и обобщения пройденного учебного материала, актуализации их личного опыта и работы с источниками.


Задачи урока:

  1. Формирование правовой культуры и активной гражданской позиции подростков.

  2. Формирование навыков работы с источниками разных типов.

  3. Соединение теории и практики, развитие навыка анализировать информацию, сортировать ее для решения заданной задачи.

Помимо этих задач при применении анализа ситуаций достигаются и дополнительные эффекты, студенты

  • получают коммуникативные навыки;

  • развивают презентационные умения;

  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

  • приобретают экспертные умения и навыки;

  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы;

  • надеюсь, что изменяют мотивацию к обучению.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у студентов новых качеств и умений.

Литература и источники:

  1. Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса. Базовый и профильный уровень в 2х частях. Ч.2. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2013.

  2. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Право и экономика: методическое пособие для учителя 10-11 кл. В 2-х частях./ Российский Фонд правовых реформ. Проект «Правовое образование в школе». Серия «Основы правовых знаний».- М.: «Новый учебник», 2013.

  3. Цифровой образовательный ресурс «Экономика и право», 9-11 кл., М.: «ООО «Дрофа», ООО «Вита – Пресс», ООО «Физикон», 2013.

  4. Цифровой образовательный ресурс «Право в нашей жизни». – М.: Проект ЕС «Повышение осведомлённости общественности о российской правовой системе», 2013.


Оборудование урока: РМУ (рабочее место учителя: компьютер, проектор, принтер), ПО (CD-ROM).

Для повышения результативности и полной реализации цели и задач урока необходимо дать учащимся опережающее домашнее задание.


Общее Д/З классу – Параграф 1-14, повторить (Певцова Е.А. Право: Основы правовой культуры: Учебник для 11 класса. Базовый и профильный уровень в 2х частях. Ч.2. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2013).


Индивидуальное творческое Д/З – Подготовить информационные сообщения по темам курса «Гражданское право».

  1. Право собственности.

  2. Предпринимательское право.

  3. Потребительское право.

  4. Наследственное право.

  5. Права вкладчиков.


Педагогическая идея урока (эпиграф):

«Гражданский кодекс России – рыночная Конституция страны».

(В.С.Белых)




Ход урока:


1.Организационный этап.


Преподаватель приветствует студентов и объясняет тему, задачи и ход урока. Главное содержание этого этапа: жеребьёвка и организация рабочих тематических групп для работы над проблемными ситуациями (кейсами).

Распределение по группам происходит по принципу соотнесения конкретной статьи и кодекса РФ, с целью повторения темы «Отрасли и подотрасли российского права». Студенты вытягивают «билеты» с цитатами-статьями из федеральных законов, определяют к какому закону относится вытянутая ими статья и, в зависимости от этого, распределяются по рабочим группам.


Жеребьёвка проходит в 2 этапа:

I- жеребьёвка модераторов (руководителей-организаторов творческих групп из числа наиболее подготовленных студентов); распределение их по признаку отнесения к отраслям российского права;

II- жеребьёвка всех остальных студентов по группам (всего 5 групп): семейное право, гражданское право, трудовое право, административное право, уголовное право.


2. Вступительное слово преподавателя:

Преподаватель объясняет сущность метода «кейс-технологии», как метода решения проблемных ситуационных задач в правоведении, предлагает вниманию учащихся материалы для групповой работы (раздаточный материал). Учащиеся знакомятся с требованиями к порядку выполнения кейс-задач (алгоритм решения) и разбирают необходимые для работы материалы и источники (тексты законов, тексты ситуационных задач), таблицы для самооценки.


3.Этап проверки творческого домашнего задания и отработка на примере алгоритма решения кейса:

Решение «полевого кейса» (кейс-образец), на примере конкретной ситуации и обсуждения по теме «Защита прав потребителя», работа с источниками (ФЗ «О защите прав потребителя»).


4. Работа в группах, подготовка выступлений, поиск решений ситуаций-задач и статей ФЗ по данной проблеме. (10 мин).

Студенты знакомятся с заданиями, обсуждают их и готовят выступления по теме проблемной задачи, ищут подтверждение своей аргументации в источниках (тексты законов РФ). Преподаватель, контролирует работу групп, не навязывая своего мнения (коррекция возможна лишь в форме наводящих вопросов).

Алгоритм решения проблемных заданий:

1.Указать объекты данных правоотношений.

2.Определить субъекты правоотношений.

3.Указать юридические источники (Закон РФ и его статьи).

4. Проанализируйте ситуацию. Предположите, какое решение вынес бы суд, в случае обращения потерпевшего?

5.Какие выводы можно сделать и что бы вы посоветовали участникам данных типовых правоотношений?


5. Выступления-презентации решений, выработанных группами.


Кейс №1. Потребительское право.

Проанализируйте следующую ситуацию. Какие права и статьи закона были нарушены? Что бы вы посоветовали героям? Предположите, какое решение вынес бы суд, в случае обращения потерпевшего?

Татьяна Петровна купила телевизор в магазине бытовой техники, он устраивал ее по цвету корпуса, размеру и разнообразию дополнительных функций. Вот только срок гарантии ее смутил, всего 3 месяца. Установив телевизор дома, Татьяна Петровна не могла нарадоваться покупке, на которую давно откладывала деньги. Но через месяц она стала замечать, что качество изображения стало хуже, время шло, и это становилось все очевиднее.

Покупательница обратилась в магазин с жалобой на качество телевизора. Вскоре к ней пришел мастер из магазина и, посмотрев телевизор, сделал неутешительный вывод: во время перевозки телевизора из магазина домой пострадал кинескоп, а его замена стоит немалых денег. Расстроенная женщина пошла поделиться бедой к соседям. Сосед – инженер – объяснил ей, что такой дефект не может быть следствием перевозки, и посоветовал обратиться в магазин с претензией, т. к. покупка находится еще на гарантии.

Татьяна Петровна послушалась совета и вновь отправилась в магазин. Там ей ответили, что обратно они телевизоры не принимают и на другие не меняют. Но после продолжительных уговоров менеджер сказал: "Ладно, привозите, посмотрим, может быть, что-нибудь сделаем". Обрадованная покупательница поймала такси и в этот же день привезла телевизор в магазин. Через две недели Татьяна Петровна зашла в магазин, но ей сказали: "Зайдите через недельку". Через неделю ситуация повторилась. Только через 2 месяца несчастная покупательница услышала заветную фразу: " Забирайте свой телевизор". Наняв такси, она увезла его домой. Еще через месяц у телевизора пропал звук. Татьяна Петровна вновь отправилась в магазин, но там ей сказали, что срок гарантии закончен и за ремонт надо платить.


Кейс №2. Защита прав вкладчиков.

Сразу после экономического кризиса 1998 г., ссылаясь на заявление председателя Правительства РФ, объявившего о приостановлении выплат государства по внешнему долгу, многие банки также приостановили возврат вкладов граждан. При этом представители некоторых банков характеризовали сложившуюся в стране экономическую ситуацию как непреодолимую силу (форс-мажор), препятствующую им выполнить обязательства перед вкладчиками, однако освобождающую их от ответственности перед ними.

Через несколько месяцев отдельные банки, оправившись от кризиса, согласились возвратить вкладчикам их деньги, но снизили размер процентов по вкладам. Кроме того, банки отказались возвращать валютные вклады, рассчитывая их по новому, многократно возросшему, валютному курсу, а предложили вкладчикам получить рублёвый эквивалент их вкладов, рассчитанный по курсу доллара, существовавшему до кризиса.

Прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения норм о защите прав потребителя. Можно ли экономический кризис признать непреодолимой силой? Какие меры ответственности ( с учётом законодательства о защите прав потребителя) могут быть применены к банкам?


Кейс №3.

Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности.

Когда Шурик собрался жениться на Нине, ему понадобились деньги. Товарищ Саахов пообещал дать Шурику требуемую сумму, если тот отдаст в аренду принадлежавшего Шурику на праве собственности осла. Между ними в надлежащей форме был заключён договор аренды осла. Срок аренды равнялся 10 годам.

Через 3 года Шурик продал осла. Новый собственник потребовал т. Саахова вернуть его собственность. Саахов отказался, сказав, что срок аренды ещё не истёк. Новый собственник заявил, сто он ничего про аренду не знает и знать не хочет, так как он является единственным и законным собственником ослика и в соответствии с Гражданским кодексом может делать с ослом всё, что не запрещено законом. Новый собственник осла обратился в суд с требованием о возврате спорного объекта собственности.

Мог ли Шурик продать осла? Как договор купли-продажи влияет на права арендатора? Как в данном случае по закону должен поступить суд?


Кейс №4.

Наследственное право.

Павел Юрьевич Викторов тяжело и долго болел, не мог работать по состоянию здоровья, находился в тяжёлом материальном положении и остро нуждался в деньгах. Он завещал свой дом Виктории, которая заплатила за составление завещания и стала помогать ему материально. Затем, не поставив в известность девушку Викторов составил ещё 26 завещаний разным людям на тех же условиях. При этом от каждого он требовал материальной помощи.

После смерти Павла Юрьевича к нотариусу явились все «наследники». В этот же момент выяснилось, что у Викторова есть несовершеннолетние дети, проживавшие отдельно от него – Кирилл 12 лет и Ольга 8 лет.

Объясните правовые последствия такой ситуации. Будут ли дети Викторова, которым не оставлено завещание, наследовать имущество своего отца? Нормы какого закона РФ регулируют данную правовую ситуацию?


Кейс №5.

Интерактивная модель «Сегментация рынка. Изучение потребительского спроса».

(Цифровой образовательный ресурс «Экономика и право», 9-11 кл., М.: «ООО «Дрофа», ООО «Вита – Пресс», ООО «Физикон», 2004).


Одним из видов интерактивных технологий сегодня является моделирование и, как вариант, составление группового проекта. Проект – это буквально "брошенный вперед", т.е. прообраз какого-либо объекта. Интерактивная ситуация «Сегментация рынка. Исследование потребительского спроса».

Ситуация. Фирма торгует на потребительском рынке девятью марочными товарами. Маркетинговые исследования показали, что потребители существенно неоднородны и различаются по своим приоритетам. Основные характеристики потребителей на данном рынке: доход, склонность к новаторству, практичность, привычка. Следует выявить доминирующую характеристику потребителей и ориентировать на нее свой бизнес.

Задание 1.

Для выполнения задания вызовите модель по ссылке из правой части экрана.

Модель «Сегментация»

Специалисты по маркетингу исследовали предпочтения покупателей на рынке стиральных порошков. В результате выделил девять основных сегментов рынка. Их составили группы покупателей c совпадающими мнениями (предпочтениями) относительно той или иной марки стирального порошка.

Группы покупателей объединили (укрупнено) по 4-м параметрам:

  • доход покупателя;

  • новаторство, или склонность приобретать товары-новинки;

  • практичность, или способность отличить действительно полезные свойства товара от разрекламированных мелочей;

  • привычка, или привязанность к этой определенной торговой марке.

На модели представлены результаты исследований маркетологов: верхний график показывает спрос покупателей на товар определенной марки.нижний график отражает совокупный спрос на рынке стиральных порошков.

Диаграмма справа внизу отражает сегментацию групп покупателей по товарам, выбранным для анализа. Выбирая различные группы марок стиральных можно детально проследить, как и из каких групп покупателей формируется рынок.

Определите две доминирующие характеристики потребителей на основе анализа рыночных сегментов.

Выберите возможные варианты

1.доход 2.склонность к новаторству 3.практичность 4.привычка

Порядок выполнения задания:

Используя результаты маркетинговых исследований рынка стиральных провести оценку характеристик потребителя. Для этого заполните таблицу, где для каждой марки товара нужно расставить значимость каждой характеристики, ранжируя их в баллах от 1 до 4.
Шаг 1. На модели щелкнуть мышкой на выбранной марке (например, Тайд)
Шаг 2. Определить значимость каждого из 4-х факторов, влияющих выбор марки, по длине шкалы зеленого цвета.
Шаг 3. Заполнить столбцы каждой марки числами 1, 2, 3, 4 (например, для Тайда это Доход=2, Новаторство=1, Практичность=4, Привычка=3)
Шаг 4. Вычислить сумму баллов по каждому из 4-х факторов и определить те из них, которые оказывают наибольшее влияние на выбор марки товара

Задание 2. Ответь на вопросы, обоснуй свой ответ.

Часто ли потребители меняют свои предпочтения?

1.да 2. нет

Может ли сегментация потребителей привести к росту прибыли фирмы?

1.да 2. нет

На модели представлены результаты исследований маркетологов: верхний график показывает спрос покупателей на товар определенной марки.нижний график отражает совокупный спрос на рынке стиральных порошков.

Диаграмма справа внизу отражает сегментацию групп покупателей по товарам, выбранным для анализа. Выбирая различные группы марок стиральных можно детально проследить, как и из каких групп покупателей формируется рынок.



  1. Закрепление пройденного материала (ответы на вопросы презентации «Гражданское право»).

  2. Подведение итогов урока (рефлексия), выставление отметок.


Тема урока

Цель урока

Коментарий

Результат работы

Самооценка

Получил ли ответ

В каком объеме

Остались ли после объяс-
нения вопросы или  возникли вновь?

 

Вопросы, постав-
ленные в начале урока

Почему и что хотел узнать

 

 

 

Предложения по организации подобных уроков

Проанализировав данную таблицу, учитель не только получает представление о знаниях своих учеников, но и может определить перспективы дальнейшей своей работы, а также уровень адекватности самооценки учащихся.

  1. Этап инструктажа по домашнему заданию:

Написать эссе по теме задачи-проблемы, которую решали в группе на уроке. Вспомнить и пояснить «Алгоритм написания эссе». Глоссарий учебника (терминология по т.«Гражданское право»).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Коваленко Марина Александровна

Дата: 05.11.2014

Номер свидетельства: 126774


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства