Просмотр содержимого документа
«УРОК ГРАЖДАНОВЕДЕНИЯ «Кем ты видишь себя в будущем?» »
УРОК ГРАЖДАНОВЕДЕНИЯ В 4 КЛАССЕ
Тема: «Кем ты видишь себя в будущем?»
План урока (на доске): 1. Д.з.!
2. АБВГД
3. Игры
4. Физминутка
5. Сам. раб.
6. + и -
7. Д.з.?
8. Итог
Цели урока
Обучающие: 1. Обобщать знания учащихся о многообразии профессий, их
значимости для людей.
2. Знакомить учащихся с критериями, которыми руководству-
ются при выборе профессии, и способствовать развитию вре-
менной перспективы в плане жизненного самоопределения
( личностные УУД ) через самостоятельную работу – ранжиро-
вание данных критериев ( т.е. когда дети выбирают наиболее
значимые для себя ) и с помощью проблемных вопросов.
Развивающие: 1.Развивать словесно-логическую память учащихся и умение
проводить аналогии по выбранному критерию ( буква ал-
фавита ) с помощью игры «АБВГДЕЙКА».
2.Развивать умения классифицировать и обобщать через игру
«Найди лишнее».
3.Развивать ассоциативное мышление с помощью игры «Уз-
най профессию по вещам».
4.Развивать устную речь учащихся путём введения в их актив-
ный словарь слов-названий профессий и аргументации своих
ответов.
5.Развивать умение анализировать предмет с разных точек
зрения через работу в парах («плюсы» и «минусы» профес-
сии ).
Воспитательные: 1.Формировать познавательную мотивацию к сфере про-
фессий, воспитывать уважительное отношение к труду ро-
дителей .
2.Формировать отношения партнёрства и сотрудничества
между учащимися и между учащимися и учителем при
работе в группах, в парах и через диалог с учителем
( коммуникативные УУД ).
Ход урока
Оргмомент.
Учитель: Динь-дилинь, звенит звонок. Начинается урок!
Сегодня урок у нас необычный: к нам пришли гости, учителя нашей школы. Давайте поприветствуем их. (Всем-всем добрый день!) А теперь посмотрите на меня. Давайте улыбнемся друг другу. Я тоже вам желаю доброго дня. Тихо сядьте, девочки. Теперь вы, мальчики.
Тема сегодняшнего урока записана на доске. Прочитайте её: «Кем ты видишь себя в будущем?» Как вы думаете, о чём пойдёт разговор сегодня на уроке? (ответы учащихся) Да, мы постараемся вспомнить как можно больше профессий, попробуем выяснить, какая из них самая важная. Поговорим о том, как выбрать профессию и не ошибиться в выборе. План урока на доске. Кому что непонятно? Ну, тогда приступаем к работе!
Проверка домашнего задания.
- Что было задано к сегодняшнему уроку? (подготовить сообщения о профессиях своих родителей ) Мы подготовили целую выставку работ. Кто хочет рассказать о своих родителях? (выслушиваются сообщения нескольких учащихся)
- Важна ли эта профессия?
- Какими качествами должен обладать человек этой профессии?
Итог этапа: - Что нового мы узнали, проверяя домашнее задание ? (узнали, кем работают наши родители, об их заслугах, о важности их профессии) - Гордитесь ли вы своими родителями?
- Я тоже очень рада, что у меня в классе учатся дети таких
замечательных людей!
Игра «АБВГДЕЙКА»
- А сейчас мы вспомним, какие профессии существуют или существовали раньше. А вспоминать будем по алфавиту.
( примерный список профессий:
А – археолог
Б – бухгалтер
В – врач
Г – геолог
Д – дирижёр
Е – егерь
Ж – журналист
З – зоотехник
И – инженер
К – каменщик
Л – лётчик
М – маляр
Н – наборщик
О – официант
П – программист
Р – риэлтор
С – стюардесса
Т – токарь
У – учитель
Ф – фотограф
Х – художник
Ц – цветовод
Ч – чертёжник
Ш – шахтёр
Щ – щелкопёр (затруднение детей, подсказка учителя. Работа со словарём В. И. Даля: щелкопёр – писарь в суде (устар.) В настоящее время данное слово употребляется в пренебрежительном значении: щелкопёр – это тот, кто бездарно занимается писательством, журналистикой, писака, бумагомаратель.)
Э – электрик
Ю – юрист
Я – ямщик (значение этого слова детям знакомо по стихам А. С. Пушкина)
Итог этапа: - Что мы вспомнили благодаря игре «АБВГДЕЙКА» ?
(различные профессии, современные и устаревшие)
- Какое новое слово узнали? (щелкопёр)
Игры в группах (класс разделён на 3 группы)
«Найди лишнее»
Каждой группе предлагается карточка с профессиями. Нужно найти лишнюю и объяснить свой выбор.
- хирург, геолог, стоматолог, окулист
- программист, фотомодель, летописец, дизайнер
- комбайнер, тракторист, доярка, модельер
2) «Узнай профессию по вещам»
В пакете для каждой команды лежат предметы, которые используют люди трёх профессий. Нужно определить эти профессии и правильно распределить вещи.
- ножницы, расчёска, бигуди (парикмахер, стилист)
- ткань, иголка, пуговицы (швея, портной)
- указка, тетрадь, учебник (учитель).
- открытка, конверт, газета (почтальон)
- провод, отвёртка, лампочка (электромонтёр)
- таблетка, пипетка, пластырь (врач)
- товарный чек, калькулятор, ценник (продавец)
- половник, разделочная доска, специи (повар)
- дощечка, гвозди, молоток (плотник, столяр)
Физминутка (под музыку песен о профессиях, например, «С какого парень года, с какого парохода?», «Хорошо, хорошо, что мы пилоты»)
Самостоятельная работа
- Какая профессия, на ваш взгляд, самая важная, самая нужная?
- Что было бы, если бы исчезла какая-либо профессия?
(ответы детей, выслушивается как можно больше мнений)
Вывод: Все профессии нужны, все профессии важны. Как сказал В. В. Маяковский: «Книгу переворошив, намотай себе на ус: Все работы хороши, выбирай на вкус!» Перед вами скоро встанет проблема выбора профессии. Чем же руководствуются люди при выборе профессии? У каждого из вас на парте есть листок с критериями, прочитайте их. Что непонятно?
Критерии при выборе профессии
Эта профессия престижна.
Эта профессия высоко оплачивается.
Спрос на рынке труда.
У меня есть интерес к этой профессии.
У меня есть способности к этой профессии.
Реклама профессии со стороны родителей.
(если какой-либо критерий детям непонятен, он обсуждается)
Задание: - Выберите три наиболее значимых для себя критерия.
- Кто хочет обосновать свой выбор? (ответы детей)
Проблемная дискуссия
Проблемные вопросы:
Что делать, если профессия очень нравится, способности к ней есть, но она низкооплачиваемая?
А если, наоборот, высокооплачиваемая престижная профессия не нравится, не приносит удовольствия?
Если выбрал профессию по совету родителей или заодно с другом, выучился, стал работать и понял, что эта профессия тебе не нравится?
(Учиться никогда не поздно, всегда можно поменять профессию)
Итог этапа: - О чём вас заставила задуматься работа на этом этапе?
- Как же нужно подходить к выбору профессии?
Работа в парах « Плюсы и минусы»
Учитель: - Но, с другой стороны, многие люди, в том числе и некоторые ваши родители, получают совсем не ту профессию, о которой мечтали в детстве. Бывает, что так складывается наша жизнь. Нужно обеспечивать семью и поэтому работать на менее интересной, но более оплачиваемой работе, например. И надо постараться найти в этой профессии как можно больше «плюсов», то есть положительных моментов. Этим мы сейчас и займёмся, работая в парах. Выберите какую-либо профессию, и один находит в ней как можно больше положительного, а другой – отрицательного.
(дети работают в парах, затем приводят свои аргументы)
Итог этапа: - Чему учились на этом этапе урока?
(учились анализировать предмет с разных точек зрения)
Домашнее задание
- Ребята, а кто из вас уже знает, кем станет в будущем?
К следующему уроку подготовьте сообщение «Кем я вижу себя в будущем», где укажите, какими критериями вы руководствуетесь при выборе профессии, что делаете уже сейчас, чтобы ваша мечта исполнилась, и работа приносила вам только радость, чтобы не пришлось выискивать в ней «плюсы», чтобы всё в профессии нравилось.
Итог урока, рефлексия
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Что нового узнали?
- О чём задумались?
- Какой вид работы понравился и почему?
- Какое задание вызвало затруднение, в чём причина?
- Кто хотел бы продолжить разговор о профессиях на классном часе?