kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок"Фаны-субкультура современной России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: фаны-субкультура современной России.

Цель: ликвидация массовой безграмотности.

Задачи: воспитание нравственности у молодых людей, систематизировать исторические знания о субкультуре, проследить хронологию развития движения, используя элементарную логику и здравый смысл, понять, с чем же мы имеем дело. 

Форма проведения: лекция.

     Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, вполне возможно и даже необходимо изучать с разных позиций. На мой взгляд, целесообразно рассмотреть футбольных фанатов как минимум с трех позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической субкультуры. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (Фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимум усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Для футбольных фанатов наиболее значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности проявлять свои чувства в полной мере, выражаемые в буйстве на стадионе и вандализме после матча. Спортивные фанаты представляют собой группировки молодежи, объединенные одной целью: поддержать игру предпочитаемой ими спортивной (как правило, футбольной) команды, клуба. Эти группировки достаточно хорошо организованы, их лидеры обычно обладают прекрасными организаторскими способностями, хорошо разбираются в тактике спортивной игры, фанатами которой являются.

     Состав групп: школьники, учащиеся ПТУ. Как правило, они собираются на площадке перед стадионом, знакомятся, обмениваются новостями о футболе, определяют сигналы, по которым хором будут скандировать лозунги в поддержку любимой команды и т. д. Носят шарфы и шапочки цветов и символики своей любимой команды или клуба, джинсы или спортивные костюмы. У подростков, увлекающихся футболом, существуют свои проявления принадлежности к числу футбольных фанатов:
- внешняя атрибутика (стиль одежды, клубная атрибутика);
- особый стиль разговора;
- футбольный сленг;
- коллективные практики (гимны и кричалки,  перепевки, выезды, фанатские войны, а так же различные виды проявления агрессивного поведения).

Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики — одна из самых активных подростковых групп в России.

     Что характерно для фанов — они, как правило, даже не знают историю команд, но «в курсе» недавних событий и предстоящих матчей. Для них большое значение имеет эмоциональная разрядка, возможность орать, буянить и смешивать разные установки и стили жизни.

Впрочем, и эти объединения сильно разнятся.

     Так, например,  группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они хорошо развиты физически и пропагандируют «чистый образ жизни».

     Однако среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге — «пьяница»). Как можно догадаться, это — болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Фаны - субкультура современной России»

Тема: фаны-субкультура современной России.

Цель: ликвидация массовой безграмотности.

Задачи: воспитание нравственности у молодых людей, систематизировать исторические знания о субкультуре, проследить хронологию развития движения, используя элементарную логику и здравый смысл, понять, с чем же мы имеем дело. 

Форма проведения: лекция.



Социальное явление, которое можно назвать футбольным фанатизмом, вполне возможно и даже необходимо изучать с разных позиций. На мой взгляд, целесообразно рассмотреть футбольных фанатов как минимум с трех позиций: как общественное движение, как социальную группу и как носителей специфической субкультуры. Близкую к криминальным субкультурам группу составляют фанаты (Фаны) футбольных команд. Сообщества футбольных фанатов - одна из наиболее распространенных форм субкультурной молодежной активности в современной России, имеющая давнее происхождение. Многие формы поддержки команд своими болельщиками сложились еще в 1930-е годы, когда футбол был любительским в полном смысле слова и футболисты работали в трудовых коллективах. Позже, по мере профессионализации футбола в России, возникла современная практика организованных выездов фанатов для поддержки команды на играх в других городах. Специфика этой субкультурной формы состоит в ситуативности идентификации, что требует от участников минимум усилий и не затрагивает глубоко образ жизни. Для футбольных фанатов наиболее значимы моменты общей эмоциональной разрядки, возможности проявлять свои чувства в полной мере, выражаемые в буйстве на стадионе и вандализме после матча . Спортивные фанаты представляют собой группировки молодежи, объединенные одной целью: поддержать игру предпочитаемой ими спортивной (как правило, футбольной) команды, клуба. Эти группировки достаточно хорошо организованы, их лидеры обычно обладают прекрасными организаторскими способностями, хорошо разбираются в тактике спортивной игры, фанатами которой являются.

Состав групп: школьники, учащиеся ПТУ. Как правило, они собираются на площадке перед стадионом, знакомятся, обмениваются новостями о футболе, определяют сигналы, по которым хором будут скандировать лозунги в поддержку любимой команды и т. д. Носят шарфы и шапочки цветов и символики своей любимой команды или клуба, джинсы или спортивные костюмы. У подростков, увлекающихся футболом, существуют свои проявления принадлежности к числу футбольных фанатов:
- внешняя атрибутика (стиль одежды, клубная атрибутика);
- особый стиль разговора;
- футбольный сленг;
- коллективные практики (гимны и кричалки, перепевки, выезды, фанатские войны, а так же различные виды проявления агрессивного поведения).

Футбольных фанатов считают субкультурой, близкой к криминальной. Усугубляется это тем, что болельщики — одна из самых активных подростковых групп в России.

Что характерно для фанов — они, как правило, даже не знают историю команд, но «в курсе» недавних событий и предстоящих матчей. Для них большое значение имеет эмоциональная разрядка, возможность орать, буянить и смешивать разные установки и стили жизни.

Впрочем, и эти объединения сильно разнятся.

Так, например, группа спартаковских болельщиков «Гладиаторы» избегает драк, но защищает «младших» (новичков). Они хорошо развиты физически и пропагандируют «чистый образ жизни».

Однако среди подобных группировок есть и такая, как «Колдырь бой-фронт» («колдырь» на сленге — «пьяница»). Как можно догадаться, это — болельщики-алкоголики. Возрастная категория их составляет 17-18 лет, но есть и постарше.

Термин «фан-движение» будет употребляться мною в 2 смыслах. Во-первых, при обозначении общественного движения, поддерживающего какой-либо конкретный футбольный клуб. А во-вторых, при обозначении общероссийского фан-движения, объединяющего в себе всех фанатов, вне зависимости от того, какой клуб они поддерживают и в каких отношениях с фанатами остальных клубов находятся.
Каждое фан-движение состоит из определенного числа сформировавшихся групп и значительного числа неорганизованных фанатов. Фан-группы, как правило, состоят из 15-30 человек, выполняющих определенный набор ролей и подчиняющихся определенным нормам. Подавляющее большинство групп имеет так называемый «устав», в котором определены обязанности члена фан-группы, при несоблюдении которых он из этой группы исключается. Впрочем, пока эти требования не слишком жесткие, и даже если фанат нарушает эти правила, но находится в хороших отношениях с остальными членами этой фан-группы, то санкции по отношению к нему вряд ли будут применены.
Неорганизованные фанаты ни в каких группировках внутри движения не состоят, но, тем не менее, оказываются охваченными социальными сетями, участвуют в значительной части репертуара коллективных действий и, таким образом, не выпадают из движения.
И, наконец, существует общая для всех российских фан-движений субкультура. Ее центральным компонентом, на мой взгляд, служат специфические практики, но об этом речь пойдет чуть позже. Безусловно, существует определенная специфика у каждого конкретного фан-движения, поддерживающего тот или иной российский клуб, но все они укладываются в рамки общей субкультуры футбольного фанатизма.
Кстати, именно субкультура и стала основной причиной появления фан-движения в России, которое возникло именно для того, чтобы воспроизводить данную культурную традицию. Поэтому можно сказать, что субкультура – ключевой момент, основание такого явления как футбольный фанатизм.

Прежде всего, следует определить, что именно понимается под футбольным фан-движением и футбольными фанатами. Было бы ошибкой считать футбольными фанатами, только так называемые группы футбольных хулиганов, это означало бы значительно сузить изучаемое явление и сразу пометить его отрицательным ярлыком.
Футбольными фанатами называются те члены субкультуры, которые придерживаются норм и ценностей, специфических практик, символики и т.д. и действуют в соответствии с ней. Следовательно, в таком случае фан-движение – это среда, в рамках которой воспроизводится специфическая субкультура.
Реально о существования фан-движения в России, которое являлось бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х годов 20 века. В то время появились первые фан-группы, постоянно совершающие определенный набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на стадионе и прочее. Они использовали специальную символику, появился сленг и другие атрибуты субкультуры. Правда, фан-движение не стало массовым, из-за сильного сопротивления со стороны традиционной культуры общества, которая, в силу своей моностилистичности, не принимала отклонений от традиционных практик, ценностей и т.д.
Активное противодействие этому явлению со стороны социальных институтов советского общества, из-за его несоответствия традиционным культурным стереотипам, локализовало новое социальное образование и численно, и территориально. Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов: Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры современного фан-движения начинали именно в это время, что и создало им авторитет в фан-движении.
После распада советского общества фан-движение стало расширяться. Связано это с целым рядом факторов.
Во-первых, переход от моностилистического типа культуры к полистилистическому. Общество стало более терпимо к отклонениям от традиционных ценностей и практик, что создало российскому фан-движению новые возможности.

Во-вторых, информационная открытость российского общества. На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в советский период истории нашего общества, граждане практически ничего об этом не знали, фанаты западных клубов остерегались поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в информационном вакууме. По мере демократизации общества российское фан-движение получало все больше информации о фан-движении в других странах, и значительно возросло количество контактов с фанатами других стран. Все это способствовало повышению интереса к новому социальному явлению, и, следовательно, сделало его более популярным и массовым.

И, в-третьих, развитию фан-движения способствовало развитие других общественных движений и субкультур, представители которых впоследствии включались в фан-движение.
В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2 этапа. Первый охватил временной этап с конца 80-х годов по 1994-1995 годы. В это время рекрутирование ресурсов происходит непосредственно в рамках фан-движения. Все они пытаются издавать собственную фан-литературу, но поскольку в этот период они практически не имеют финансовых ресурсов, то эти издания быстро закрываются. В это же время происходит адаптация западной субкультуры фанатизма к российским условиям, интериоризация культурных норм и стереотипов.
Несмотря на то что фан-движение по-прежнему остается территориально локализованным по сути лишь в 2 городах (Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно. Численность фанатов стала измеряться несколькими тысячами человек (пожалуй, около 5-7 тысяч), наиболее крупные фан-группы были у московских команд: «Спартак», «ЦСКА», «Динамо».

Второй этап начался после 1995 года и продолжается до сих пор. Фан-движение столкнулось с тем, что возникают проблемы с мобилизацией ресурсов, прежде всего людских. Происходит реструктуризация фан-движения. Помимо рекрутирования в рамках фан-движения начинается процесс создания фан-групп и рекрутирования в рамках фан-групп. Преимущество создания малочисленных группировок в том, что в таких группах значительно теснее коммуникации, потому подобные образования более жизнеспособны. Кроме того, члены фан-групп, чувствуют себя более защищенными от нападок со стороны представителей враждебных фан-движений, милиции или «дедовщины» собственных «соратников».
Если говорить о лидерстве и авторитете в среде футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего, от числа совершенных «выездов». Существует специальная иерархия выездов – чем дальше, тем почетнее. Кроме того, существуют еще всякие «двойники», «тройники» (выезд в 2 или 3 города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов, то это также повышает их авторитет. Например, общефанатскую известность получили фанаты Крис и Зигзаг, которые вдвоем добрались до Владикавказа и вдобавок умудрились попасть в сюжет НТВ.

Также на авторитет фаната влияют и некоторые другие факторы, о которых речь пойдет позже. Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы в высшем футбольном дивизионе, появляются фан-движения. Потобная ситуация обстоит с рядом клубов первого дивизиона. Наиболее крупные региональные фан-группы находятся в Волгограде, Владикавказе, Ярославле, Самаре и т.д. Правда, крупными их можно назвать только относительно прочих региональных фан-групп, так как их численность не превышает нескольких сотен человек. Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения, то она составляет примерно 45-50 тысяч человек. По конкретным командам это распределено так: «Спартак» (Москва) – около 15 тысяч, «ЦСКА» (Москва) – около 10 тысяч, «Динамо» (Москва), «Зенит» (Санкт-Петербург) – 6-8 тысяч, «Торпедо», «Локомотив» (Москва) – 3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) – 2-3 тысячи.
Кроме того, у фан-движения существует огромный резерв в лице тех, кто в данный момент не является фанатом, но является активным болельщиком. В качестве иллюстрации: ведущие российские футбольные команды ежегодно продают десятки тысяч клубных шарфов и множество другой клубной атрибутики. Таким образом, фан-движение этих команд ежегодно будет увеличиваться на несколько сотен человек, так как определенный процент из тех людей, кто покупает фанатскую атрибутику, рано или поздно станет футбольным фанатом. Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую лигу, победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Наиболее характерные примеры такого рода – московский «Локомотив» и санкт-петербургский «Зенит». Московский «Локомотив» традиционно был наименее популярной московской командой, но удачные выступления в российском первенстве и европейских кубках существенно увеличили число его болельщиков и фанатов. То же самое и с «Зенитом». В то время, когда «Зенит» выступал в первой лиге, численность его фан-движения составляла всего несколько сотен человек, но как только он вышел в высшую лигу, число фанатов сразу увеличилось в несколько раз и с тех пор постоянно растет.
Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по всей стране.

Когда фан-движение становится по-настоящему массовым и достигает численности в несколько сотен или даже тысяч человек, то оно сталкивается с тем, что одинаковое общение между всеми фанатами становится невозможным просто физически. В это время происходит своеобразный распад фан-движения на фан-группы, куда входят наиболее активные фанаты. Однако большая часть фанатов не входит в эти группы, предпочитая, например, совершать выезды вместе с теми людьми, с которыми находятся в приятельских или дружеских отношениях. Таким образом, фан-движение оказывается принципиально неоднородным по своему составу и состоит из разных групп. Можно выделить 3 принципиально разные группы участник .Во-первых, hooligan’s. Так называемые hooligan’s, или футбольные хулиганы — это наиболее активные и агрессивные члены фан-движения. Их численность невелика, по 20-30 (реже 50) человек в фан-группе. В фан-движении может быть несколько таких фан-групп. Они пытаются претендовать на роль своеобразной элиты фан-движения. Это находит отражение даже в специальной символике. Вся их символика, как правило, именная, точнее номерная. Каждый фанат получает символику с определенным номером. В случае потери этой символики он подвергается санкциям, вплоть до исключения из своей фан-группы. У подобных фан-групп наиболее жесткие требования. Hooligan’s обязаны ежегодно совершать большинство выездов в те города, фан-движения которых враждебны по отношению к ним, и участвовать во всех драках.
В то же время, если кому-то из фанатов удается добыть атрибутику hooligan’s враждебного фан-движения, то это резко повышает его престиж в собственном фан-движении. Принадлежащая вражеской фан-группе символика может носиться фанатом, добывшим ее. Например, от шарфа отрывается лоскут, который носится обмотанным вокруг щиколотки или запястья.
Следом по иерархии располагаются члены фан-групп. Они также немногочисленны (20-40 человек) и обычно объединены по территориальному принципу: один населенный пункт или один район города (или микрорайон). Такие фан - группы обычно заказывают специальную символику и атрибутику, отражающие не только поддержку определенного клуба, но и принадлежность к данной фан-группе. Часть спортивных фанатов агрессивна, отмечаются случаи их коллективного хулиганства, вандализма. «Вооружены» они деревянными палками и металлическими прутами, резиновыми дубинками, кастетами, плетками с палками и свинцом на конце, металлическими цепями, газовыми баллончиками…







Просмотр содержимого презентации
«фаны-субкультура современной России»

Фаны – субкультура современной России

Фаны – субкультура современной России


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок"Фаны-субкультура современной России"

Автор: Сибилева Марина Владимировна

Дата: 13.03.2015

Номер свидетельства: 185581


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства