часЦели: подвести к пониманию важности умения планировать свое рабочее время и время, отведенное на отдых; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, получить знания.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, слова (свободное время, физкультура, хобби, филателия, фонотека, шахматы), схема, домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Актуализация опорных знаний по теме «Семейное хозяйство»
Подготовка устного развернутого ответа по карточке.
КАРТОЧКА № 11
а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него.
Как хозяйствовать по правилам?
б) Для этого подумайте:
Что такое экономика?
Какие ресурсы семьи вы знаете? Приведите примеры.
Почему ресурсов семьи не всегда достаточно для удовлетворения ее потребностей?
Как можно приумножить достаток семьи?
Какие правила ведения семейного хозяйства вы знаете?
Что считается предметами первой необходимости?
Какие предметы облегчают домашний труд?
Что такое предметы роскоши?
Почему люди приобретают их?
в) Сделайте вывод.
Работа с классом.
(После проверки домашнего задания учитель проводит фронтальный опрос по сказке «Репка».)
Прочитайте сказку «Репка».
Жил-был дед с бабкой да внучкой. И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка. Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить! Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Муська мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок 13. Делу время, потехе часЦели»
Урок 13. Делу время, потехе час
Цели: подвести к пониманию важности умения планировать свое рабочее время и время, отведенное на отдых; продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, работать по тексту учебника, излагать сквозные вопросы темы урока; воспитывать стремление реализовать свои возможности и способности, получить знания.
Оформление доски: тема урока, план изучения новой темы, слова (свободное время, физкультура, хобби, филателия, фонотека, шахматы), схема, домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент, сообщение темы и целей урока
Актуализация опорных знаний по теме «Семейное хозяйство»
Подготовка устного развернутого ответа по карточке.
КАРТОЧКА № 11
а) Внимательно прочитайте вопрос и подготовьте развернутый ответ на него.
Как хозяйствовать по правилам?
б) Для этого подумайте:
Что такое экономика?
Какие ресурсы семьи вы знаете? Приведите примеры.
Почему ресурсов семьи не всегда достаточно для удовлетворения ее потребностей?
Как можно приумножить достаток семьи?
Какие правила ведения семейного хозяйства вы знаете?
Что считается предметами первой необходимости?
Какие предметы облегчают домашний труд?
Что такое предметы роскоши?
Почему люди приобретают их?
в) Сделайте вывод.
Работа с классом.
(После проверки домашнего задания учитель проводит фронтальный опрос по сказке «Репка».)
Прочитайте сказку «Репка».
Жил-был дед с бабкой да внучкой. И были у них собака Жучка, кошка Муська и мышка-норушка. Посадил как-то дед репку, и выросла репка большая-пребольшая — рук не хватит обхватить! Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может. Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут - потянут, вытянуть не могут. Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Жучка кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кликнула Муська мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку.
Какое из правил рачительного хозяина выполняют герои сказки? (Герои сказки выполняют правило: «В одиночку не одолеешь и кочку, артелью и через гору впору».)
3. Устный развернутый ответ учащихся по карточке № 11, дополнения одноклассников.
III. Изучение новой темы
План
1. Что такое свободное время?
2. Свободное время и занятия физкультурой.
3. Свободное время и телевизор.
4. Увлечения и хобби
Задача учащихся. Выяснить, почему надо ценить время, как проводить свободное время с пользой.
1. Прочитай пословицы и объясни их смысл.
А) «Делу время – потехи час»
Б) «Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь»
В) «Под лежачий камень вода не течет»
Г) «Нельзя войти в одну реку дважды»
- Сформулируйте тему урока.
- Сформулируйте цели и задачи урока.
2. Терминологическая работа.
- Что такое время?
ВРЕМЯ. Словарь С.И. Ожегова
1. Одна из форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи - последовательная смена ее явлений и состояний. Вне времени и пространства нет движения материи.
2. Продолжительность, длительность чего-н., измеряемая секундами, минутами, часами. Сколько времени (который час?).
3. Промежуток той или иной длительности, в к-рый совершается что-н., последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести в. В. не ждет (надо торопиться). В. терпит (еще можно ждать). В. покажет (будет видно в будущем). В. работает на нас. Продолжительное в. На короткое в. Выиграть в.
4. Определенный момент, в который происходит что-н. Назначить в. заседания. В. обеда. В любое в. дня.
5. (мн. в одном знач. с ед.). Период, эпоха. Во время (времена) Петра I. Суровое время (суровые времена). С незапамятного времени (с незапамятных времен). Во все времена (всегда). На все времена (навсегда).
6. Пора дня, года. Вечернее в. В. детское (взрослым еще рано ложиться спать; разг.). Дождливое в. Времена года (зима, весна, лето, осень).
7. в знач. сказ., с неопр. Подходящий, удобный срок, благоприятный момент. Не в. сидеть сложа руки. Самое в. обедать.
8. Период или момент, не занятый чем-н., свободный от чего-н. Свободное в. Есть в. поговорить. Нет времени для прогулок.
9. В грамматике: категория глагола, специальными формами относящая действие в план настоящего, прошлого или будущего. Настоящее, прошедшее, будущее в. Причастие настоящего, прошедшего времени.
10. времен кого-чего, в знач. предлога с род. п. В период, вовремя существования кого-чего-н. (о ком-чем-н. бывшем в отдаленном прошлом). Писатели времен классицизма. Оружие времен гражданской войны. * Во время чего, предлог с род. п. - в то время, когда что-н. происходит. Шум во время лекции. (В) первое время - в начальный период чего-н., вначале. В первое время на работе уставал. (В) последнее время - незадолго до настоящего момента и сейчас. В последнее время получаю много писем. Время от времени - иногда. Все время - не переставая, постоянно. Всему свое время - все должно делаться вовремя, своевременно. В свое время - 1) когда-то, в прошлом. В свое время хорошо играл в футбол; 2) когда нужно, своевременно. В свое время все узнаешь. В скором времени - скоро, в ближайшем будущем. В то время как (когда), союз - 1) присоединяет предложение со знач. одновременности. В то время как она отдыхала, он приготовил обед; 2) то же, что тогда как (в 1 знач.). Бездельничает, в то время как завтра экзамен. (И, а, но) в то же время, союз - (и, а, но) одновременно, наряду с этим. Осторожен, (и, а, но) в то же время расчетлив. До времени или до поры до времени - пока, до какого-н. момента. До сего времени - до сих пор, до этого времени, момента. Ко времени (разг.) - к сроку, вовремя. Этот разговор не ко времени (несвоевременен). На время - на какой-н. срок, ненадолго. На первое время - на ближайшее будущее. Одно время - в течение нек-рого времени в прошлом. Одно время не ладилось с учебой. По временам - то же, что иногда. По временам. скучает. Раньше времени - то же, что преждевременно. Со временем - по прошествии нек-рого времени. Со временем, остепенится. Тем временем - одновременно с этим, именно в это же время. || уменьш. времечко, -а, ср. (к 3, 4, 6,7 и 8 знач.). || прил. временной, -ая, -ое (к 1, 2 и 9 знач.).
1) Какие единицы времени существуют? 2) Как можно определить время без часов? 3) А что такое свободное время?
1. Что такое свободное время?
3. Выполнение заданий: записать свои занятия в свободное время. Сколько времени у вас свободного?
4.Самостоятельная работа с учебником.
Откройте учебник, с. 40. Рассмотрите рисунки.
- Какой из подростков с пользой использовал свободное время?
(Вариант ответа. Свободное время — это время, которое остается после выполнения обязательных дел. С пользой использовали время Даша, прочитавшая книгу «Дети капитана Гранта», и Сергей, каждое утро гуляющий со щенком. Остальные ребята потратили время впустую.)
- Какое занятие нашли бы для себя вы?
5. Ответьте на вопросы на стр. 41.
6. Работа в группах.
1 группа доказывает, что в свободное время нужно заниматься полезными делами.
2 группа доказывает, что раз время свободное, то не обязательно что – то делать. Ведь это время свободно от работы и надо бездельничать.
2. Свободное время и занятия физкультурой.
1. Ответьте на вопросы:
1) Нужны ли физические нагрузки для человека?
1. Работа в парах. Прочитайте текст и дополнительный материал. Составьте подробный план ответа на вопрос «Почему человеку нужны занятия физической культурой?». (Ученики самостоятельно составляют план.)
Дополнительный материал
Начиная с 6—7-летнего возраста заботу о физическом воспитании детей в значительной степени берет на себя школа. Почти 45 млн. детей сидят ныне за партами, около 13 млн. посещают группы продленного дня, школа становится их вторым родным домом.
Однако поводов для беспокойства о воспитании детей, особенно физическом, еще, к сожалению, предостаточно. На одного школьника и среднем приходится 18 дней пропусков занятий в год по болезни, 6 — на студента. Сердечно-сосудистые заболевания, называемые «болезнями пека», стремительно молодеют. Умственные и эмоциональные нагрузки и сочетании с малой подвижностью, избыточной массой тела способствуют сначала кратковременному, а затем и более постоянному повышению артериального давления, на основе которого затем развивается гипертоническая болезнь. Избыточная масса тела наблюдается сейчас у 10—15% школьников, и заболеваемость их в среднем на 15% выше, чем у детей с нормальным весом. Хронические заболевания носоглотки (хронический тонзиллит, ринит, гайморит) встречаются примерно у 30% школьников, снижение остроты зрения — у 15—20%, нарушение осанки — у 14—22%.
И здесь важную роль играет физическая культура. Сейчас разработана новая программа физического воспитания для детского сада,
где предусмотрено, в частности, увеличение беговых нагрузок. Школа должна продолжить эту линию. Не секрет, что раньше получалось так, что дети в первых классах теряли многое из уже приобретенных навыков и умений, их двигательная активность резко падала. Оздоровительный бег должен стать для школьников одним из основных средств профилактики различных заболеваний, укрепления здоровья, воспитания потребности в ежедневных физических упражнениях.
Надо сказать, что бег как мощное средство физического воспитания применяется в различных странах уже давно. Накоплен определенный опыт в его применении. Вот несколько примеров.
Новая Зеландия. Бег на дистанцию длиной до 1 мили (1609 м) - общeпринятый вид соревнований для детей 14 лет и меньше. «Я видел сотни бегунов на дистанции 880 ярдов в возрасте 11—12 лет, — писал заслуженный тренер СССР Г. Коробков, — хорошо подготовленных к этим соревнованиям. На старт выходили мальчики в ярких майках и трусах с эмблемами своих школ, полные решимости и азарта. Бег шел тактически грамотно, захватывающе интересно, без снижения скорости и с отличным финишем. Ни один мальчик не сошел с дистанции, хотя забег шел за забегом, и в каждом стартовало 20—25 человек. Переполненные трибуны реагировали на все происходящее на дорожке так, будто среди участников были такие кумиры, как Снелл».
Все большее число школьников ведет малоподвижный образ жизни и не реализует свой двигательный потенциал. Установлено, что двигательная активность учеников 1 и 2 классов падает на 50% по сравнению с дошкольниками, а старшеклассники 75% всего времени бодрствования нe двигаются. Поэтому задачи оздоровления нацеливают на ликвидацию последствий гиподинамии, отставания в физическом развитии, на накопление резервов сил, позволяющих школьнику справляться с усложненными программами, противостоять утомлению, бороться с болезнями и обеспечивать их профилактику. Оздоровительный бег для детей // www.sportfamily.ru
2. Проверка по образцу.
Вариант плана.
1. Фантастический образ человека будущего.
2. Тяжелый школьный труд.
3. Активный отдых.
4. Уроки физической культуры.
5. Если хочешь стать спортсменом.
6. Физическое воспитание за границей.
3. Свободное время и телевизор.
1. Работа в группах.
1 группа доказывает пользу от просмотра телевизора.
2 группа доказывает вред от просмотра телевизора.
2. Заполните схему и сделайте вывод о пользе и вреде просмотра телепередач.
Вариант заполнения схемы.
4. Увлечения и хобби
- Что такое хобби? (Хобби — увлечение, любимое занятие на досуге.)
1. Работа с текстом параграфа. Знаком V отметьте информацию, которая знакома, знаком + - новую информацию, знаком ? – то, что осталось непонятным, неясным.
2. Рассмотрите иллюстрации картин на стр. 44 – 45, определить, чем занимаются изображенные на них люди. Это хобби? Или занятие свободного времени?
3. прочитайте стихотворение А. Барто «Болтунья». Как Лида проводит свободное время.
Агния Барто. Болтунья
Что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Драмкружок, кружок по фото,
Хоркружок - мне петь охота,
За кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А Марья Марковна сказала,
Когда я шла вчера из зала:
"Драмкружок, кружок по фото
Это слишком много что-то.
Выбирай себе, дружок,
Один какой-нибудь кружок".
Ну, я выбрала по фото...
Но мне еще и петь охота,
И за кружок по рисованью
Тоже все голосовали.
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
Я теперь до старости
В нашем классе староста.
А чего мне хочется?
Стать, ребята, летчицей.
Поднимусь на стратостате...
Что такое это, кстати?
Может, это стратостат,
Когда старосты летят?
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда!
У меня еще нагрузки
По-немецки и по-русски.
Нам задание дано -
Чтенье и грамматика.
Я сижу, гляжу в окно
И вдруг там вижу мальчика.
Он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А я говорю: "У меня нагрузки
По-немецки и по-русски".
А он говорит: "Иди сюда,
Я тебе ирису дам".
А что болтунья Лида, мол,
Это Вовка выдумал.
А болтать-то мне когда?
Мне болтать-то некогда! 1934
Закрепление изученного на уроке
Что такое свободное время?
Что такое умственный труд?
Почему школьнику необходимы регулярные физические занятия?
Что такое хобби?
Чем вы занимаетесь в свободное время?
Подведение итогов урока
Почему надо ценить время?
Как провести время с пользой?
Может ли у человека быть свободное время?
Домашнее задание
Прочитать § 9, с. 86-92 учебника.
Подготовить устный ответ на вопрос «Зачем человеку хобби?».