kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок 10 класс. Тема Ненаучное познание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Миф - отражение взглядов древних людей на мир, их представле­ний о его устройстве и порядке в нем. В мифах заложена первичная научная концепция Вселенной, пусть наивная и фантастическая, но в них обозначены некоторые вечные категории человеческого сознания: судьба, любовь, дружба, самопожертвование, героизм, мечта, творче­ство. Архетипы и архисюжеты мифов до сих являются темой для ми­рового искусства.

Особенности мифологического мышления:

  • неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака,происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д.;
  • замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении (генетизм и этиологизм);
  • все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспро­изведения, повторения (первопредмет и перводействие). Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объ­яснение настоящего или будущего.

Самые распространенные мифы - это мифы античные. Но даже в огромном мифологическом наследии античности выделяются мифы, без которых немыслим интеллектуальный багаж современного чело­века

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок 10 класс. Тема Ненаучное познание. »

Обществознание 10 класс

Тема: Ненаучное познание

Представить себе это нельзя, а по­нять можно.

Л.Д. Ландау

Цели: ознакомить с формами и способами ненаучного познания;

развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения;

воспи­тывать объективное отношение к субъективным понятиям.


Тип урока: урок систематизации знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

(Учитель сообщает тему и цели урока.)

Мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Мифология.

  2. Жизненный опыт.

  3. Народная мудрость.

  4. Паранаука.

  5. Искусство.

Этот материал несложный, поэтому сегодня будут заслушаны со­общения, а задача остальных учащихся - дать оценочное суждение услышанному как по содержанию, так и по технике выступления.

II. Политинформация.

Политика, экономика, культура.

III. Проверка домашнего задания

- Терминологический диктант.

IV. Изучение нового материала
1. Мифология

(Сообщение учащегося.)

Миф - отражение взглядов древних людей на мир, их представле­ний о его устройстве и порядке в нем. В мифах заложена первичная научная концепция Вселенной, пусть наивная и фантастическая, но в них обозначены некоторые вечные категории человеческого сознания: судьба, любовь, дружба, самопожертвование, героизм, мечта, творче­ство. Архетипы и архисюжеты мифов до сих являются темой для ми­рового искусства.

Особенности мифологического мышления:

  • неотчетливое разделение субъекта и объекта, предмета и знака ,происхождения и сущности, вещи и слова, существа и его имени, пространственных и временных отношений и т. д.;

  • замена научного объяснения мира рассказом о происхождении и творении (генетизм и этиологизм);

  • все происходящее в мифе есть своего рода образец для воспро­изведения, повторения (первопредмет и перводействие). Миф обычно совмещает в себе два аспекта: рассказ о прошлом и объ­яснение настоящего или будущего.

Самые распространенные мифы - это мифы античные. Но даже в огромном мифологическом наследии античности выделяются мифы, без которых немыслим интеллектуальный багаж современного чело­века.

Можно выделить следующие группы мифов:

ИКТ. (1 слайд.)

  • мифы о героях (Прометей, Геракл, Тесей);

  • мифы о творцах (Дедал и Икар, Орфей, Ариан, Пигмалион);

  • мифы о судьбе и роке (Эдип, Актеон, Кефал, Сизиф);

  • мифы о верных друзьях (Орест и Пилад, Ахилл и Патрокл, Кас-пор и Поллукс);

  • мифы о любви (Нарцисс, Орфей и Эвридика, Аполлон и Дафна, Амур и Психея).


-А теперь проведем анализ мифов. Прочитайте миф,( работа с учебником стр.125.) определите, к какому типу он относится (этиологический, космогенический, календарный, эсхатологический, биографический).

-Установите, какие сведения о мире отражает этот миф; можно ли эти сведения назвать знаниями.

2. Жизненный опыт. Слово учителя.

-Жизненный опыт сочетает практическое и научно-практическое знание.

Практическое знание - это усвоение социального опыта не толь­ко с помощью языка, но и на невербальном уровне: «Дай мне дейст­вовать, и я пойму». Действия, орудия, инструменты предназначены для получения практического результата. Учитель физкультуры сна­чала объясняет и показывает, как совершить бросок баскетбольного мяча в корзину. Но только во время бросков ученик сам освоит технику забрасывания.

Этот вид знаний передается во время непосредственного об­щения, ограничен опытом отдельного человека и удовлетворяет конкретную потребность.

Духовно-практическое знание — это знание о том, как нужно относиться к миру, другим людям, самому себе. Например, религи­озные заповеди. В классе всегда есть я христиане, мусульмане.


-(Учитель обращается к ним с просьбой сформулировать 1-2 за­поведи.)

ИКТ (2 слайд)

  1. В буддизме существует принцип: «Не делай другим того, что считаешь злом».

  2. В даосизме: «Считай прибыль ближнего своей прибылью, его потерю - своей потерей».

  3. В индуизме: «Не делай другим того, что причинило бы боль тебе».

  4. В исламе: «Нельзя назвать верующим того, кто не желает сестре или брату своему того же, чего желает себе».

  5. В иудаизме: «Что ненавистно тебе, не делай другому».

  6. В христианстве: «Делай другим то, что хотел бы, чтобы они делали тебе».


-Главная общая мысль выше приведенных цитат — все люди рав­ны по отношению друг к другу и все они достойны человеческого отношения. Это универсальное правило моральной оценки и оно известно как «золотое правило нравственности (морали)».

3. Народная мудрость Слово учителя

(Народный фольклор изучается на уроках литературы, музыки, ИЗО. Используя конкретные программы по этим учебным дисци­плинам в конкретном образовательном учреждении, учитель дает предварительно задания учащимся и просит коллег оказать им по­мощь; либо можно провести интегрированный фрагмент урока.)

Народная мудрость сохраняет и передает из поколения в поко­ление важные сведения о мире, природе, людях. Но эти сведения не являются предметом специального анализа, рефлексии. Люди оперируют ими, не задумываясь над их происхождением или дос­товерностью.

Часто по одному и тому же поводу сведения содержат по смыс­лу противоположную информацию. Например, в русских сказках бедняк всегда умнее и находчивее богача (у бедняка большой прак­тический опыт), бедный почти всегда предстает неутомимым тру­жеником, но русские поговорки говорят о другом: «От работы кони дохнут», «Работа не волк, в лес не убежит».


- Как вы думаете, каковы причины этого феномена.

- (Ответ .Народ включает в себя разные социальные группы, иногда имеющие противоположные интересы; фольклор не имеет конкрет­ного автора.)

4. Паранаука

(Организуется дискуссия на основе заранее подготовленных сообщений сторонников и противников паранауки. ) Ахмадеева Лиля. Зиннатов Руслан.

Слово учителя.

Итак, паранаука — околонаучное знание.

Познавательные возможности человека и общества ограничены, а объекты познания безграничны.


(Учитель рисует на доске круг, внутри которого стилизованная фигура человека.)

Все, что знает человек, расположено внутри круга. Понятно, что непознанного человеком значительно больше, чем познанного.

Сложности и трудности научного познания порождают как фе­номены, ждущие научных объяснений и подтверждений (теорема Ферма), так и спекуляции, далекие от истины или стремления к ней (тайские таблетки как универсальное средство от ожирения и нор­мализации обмена веществ).

5. Искусство

Искусство использует для познания художественный образ и вы­ражает эстетическое отношение к действительности.

Гесиод утверждал, что музы говорят ложь, которая похожа на правду. Дело в том, что в художественном образе соединяются два начала: объективно-познавательное и субъективно-творческое. Художественный образ - это отражение действительности через субъективное восприятие его самим художником и тем, кто воспри­нимает произведение искусства.

ИКТ (3 слайд)


-(Учитель предлагает рассмотреть иллюстрацию картины В.А. Серова «Девочка с персиками». Картина написана в 1887 г. и представляет собой портрет Верочки Мамонтовой. Далее учитель просит определить главную фигуру картины.


-Учащиеся обычно отвечают, что это девочка, судя по названию картины)


-А вот искусствовед убежден, что это солнечный свет. Яркий свет заливает комнату через большие окна, солнечные блики играют на светлых стенах, переливаются на белой скатерти, раскрашивая ее разноцветными оттенками, этот же свет отражается на лице и оде­жде героини. Игра света и тени делает привлекательной картину, потому что именно эту игру человек постоянно наблюдает в дей­ствительности.

- Что для каждого из вас является символом ушедшего XX в.?


V. Закрепление изученного материала ИКТ.(4 слайд)

  • Напишите эссе на одну из следующих тем:

  • На примере одного из мифов определить, какие события в жизни человека считались особенно значимыми в Древней Греции или в Древнем Риме (на выбор).

  • Французский поэт А. Мюссе сказал, что опыт - это имя, ко­торое большинство людей дает наделанным глупостям или пережитым неприятностям. Прав ли он?

  • Вспомните и запишите несколько пословиц и поговорок. Дай­те им оценочное суждение.

  • Сделайте анализ русской народной сказки (на выбор учащихся) как формы познания и формирования способа мышления.

(Учитель собирает эссе для проверки.)

VIДомашнее задание

11, вопросы и задания стр.124- 126



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок 10 класс. Тема Ненаучное познание.

Автор: Трусова Светлана Ивановна

Дата: 22.02.2015

Номер свидетельства: 177320


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства