Наш сегодняшний урок я бы хотела начать с анализа статистических данных, представленных на доске. Я прошу Вас ознакомиться с представленной информацией и сделать возможные выводы.
Теперь давайте сформулируем тему урока.
Целеполагание
Ребята давайте определим круг вопросов, на которые вы найдете ответы сегодня на уроке. (возраст, составы преступлений, виды наказания, причины)
Возраст уголовной ответственности
Давайте вспомним, с какого возраста человек считается совершеннолетним. (18 лет). А сейчас мы с Вами определим, связана ли уголовная ответственность с наступлением совершеннолетнего. Для этого начнем работу со справочной системой «Консультант+». В системе найдем действующую редакцию УК РФ, и статью возраст уголовной ответственности.
Проанализируйте статью и ответьте на вопросы.
Какой общий возраст уголовной ответственности?
Каков минимальный возраст уголовной ответственности?
Несовершеннолетние в возрасте от14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации. У них появляется самостоятельность, целеустремленность, умение контролировать свое поведение, владеть собой.
Однако для несовершеннолетних характерны: излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учетом всех обстоятельств. Эти возрастные особенности обусловили возраст уголовной ответственности с 16 лет за совершение большинства преступлений.
Работа с кейсом (групповая работа)
СЛАЙД
Некоторые юристы предлагают снизить возраст наступления уголовной ответственности до 12-13 лет. Они мотивируют свое предложение тем, что наиболее запущенные, циничные подростки сознательно пользуются льготами возраста, совершая тяжкие преступления до наступления 14 лет; тем более часто они это делают под влиянием взрослых преступников. Кроме того, практика уголовных наказаний в ряде стран дает примеры снижения возраста уголовной ответственности.
При неоднократном совершении правонарушений подростками до достижения ими 14 лет, они решением комиссии по делам несовершеннолетних отправляются в спецшколы.
Обсуждение кейса
2) Уголовно-правовое воздействие на несовершеннолетних за преступления.
К несовершеннолетним, признанным виновными в совершении преступлений, предусматривается два вида уголовно-правового воздействия: назначение наказания или применение мер воспитательного воздействия, (на доске схема)
Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних.
Работа с системой «консультант+»
Глава 14. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
(работа в группах в режиме совместного редактирования презентации)
СЛАЙД ВЫСТУПЛЕНИЕ 1 ГРУППЫ
НАКАЗАНИЕ (ст.88 УК РФ)
Штраф
Предупреждение
Лишение права заниматься определённой деятельностью;
Передача под надзор родителей;
Обязательные работы ;
Арест;
Исправительные работы;
Лишение свободы несовершеннолетнего.
За совершение ряда преступлений, например причинение лёгкого вреда здоровью, вандализм, оскорбление, нарушение правил дорожного движения, т.е. преступления небольшой или средней тяжести, несовершеннолетний может быть освобождён судом от уголовной ответственности. К нему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия, если преступление совершено несовершеннолетним впервые.
ВЫСТУПЛЕНИЕ 2 ГРУППЫ
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (ст.90 УК)
СЛАЙД
- Как вы думаете, почему? (Далеко не всегда пребывание в колонии благотворно влияет на подростка, совершившего преступление.)
Кроме этих мер, суд может освободить несовершеннолетнего от наказания, но при этом поместить его в специальное воспитательное учреждение - спецшколу или спецучилище закрытого типа.
- Каковы основные причины преступности среди несовершеннолетних?
Обсуждение. Слайд.
(Преступлению всегда способствуют определенные причины и условия. Это неправильное воспитание и обращение с подростком в его семье, негативные явления внешней среды, нездоровая обстановка в нашем обществе, пьянство, наркомания. Отсутствие контроля и воспитания со стороны родителей порождает у подростков вседозволенность, склонность к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ.)
IY. Закрепление изученного. Ответы на вопросы
Y .Подведение итогов урока.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Рефлексия: заполнение рефлексивных таблиц
Сегодня на занятии я узнал …
Мне понравилось…
Мне не понравилось…
ЗАДАНИЕ
Используя текст сформулируйте причины детской преступности
ИЗ ОБРАЩЕНИЙ ВОСПИТАННИКОВ КОЛОНИЙ
К СВОИМ СВЕРСТНИКАМ
Из обращения воспитанника Можайской ВТК Дмитрия Ч. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 3,5 года).
Нас было три друга. Сначала мы унесли из квартиры пару норковых шапок, женские сапоги, всякую мелочь. Все продали. По первому разу очень боялись, что поймают. Но когда увидел «живые деньги» - обрадовался. Тогда не поймали. А деньги с друзьями прогулял. Подумал, что так жить можно. Через месяц избил мужчину. Не понравились его замечания. Когда меня взяли, сначала не поверил, что могу получить срок. Думал: повоспитывают, как всегда, и отпустят.
Не отпустили ...
Остановиться не смогла ...
Впервые Оля попала на учет в инспекцию по делам несовершеннолетних в возрасте 8 лет. Сейчас ей 15. Она не училась и не работала, скиталась по притонам, совершала кражи, бродяжничала, узнала дорогу в медвытрезвитель. В последний раз ее задержали за кражу кошелька с деньгами из сумки женщины на рынке. Остановиться не смогла ...
Жадность затуманивает сознание.
Жизнь, связанная только с добыванием денег, влияет на подростковую преступность. Реклама, валютные счета, дорогая фирменная одежда это доступно взрослым. Это стало смыслом жизни многих. Они хотят жить богато, модно и престижно. Но каким путем достичь богатства?
Так некоторые ребята становятся профессиональными вымогателями.
Из обращения воспитанника Атлянской ВТК Евгения К. к своим сверстникам-землякам (15 лет, осужден на 4 года).
Мне дома покупали все, что я хотел, а мне казалось, что у других больше и лучше. Мне хотелось иметь все и быть лучше других. Но половина из тех, кто сидит здесь, мало что имели.
Из рассказа судьи областного суда.
На суде подсудимые, обвинявшиеся в групповом изнасиловании и последующем убийстве девочки, вели себя так, будто содеянное ими ничем не отличалось от полученной.«двойки» или пропущенных уроков .
... Откуда же они такие взялись? У некоторых были проблемы с психическим здоровьем.
Из обращения воспитанника Жигулевской ВТК Алексея Ш. к своим сверстникам (15 лет, осужден на 4 года).
Когда идешь воровать, думаешь - не попадешься. С кем ни разговаривал здесь - все так думали. И еще знаешь, что сразу не осудят - малолетка. И точно - по первой «ходке» в суд получил с отсрочкой. Адвокат помог. Но остановиться не смог.
РАБОЧИЙ ЛИСТ
По теме __________________________________________________________
ФИ _________________________________________________ ВАРИАНТ 1
Цель урока
Я знаю
Я хочу узнать
Я узнал
Лист оценивания
№ задания
Оценка
Задание 1
Задание 2
Задание 3
Итоговая оценка
ЗАДАНИЕ 1. КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ЯВЛЯЮТСЯ СМЯГЧАЮЩИМИ, А КАКИЕ ОТЯГЧАЮЩИМИ УГОЛОВНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Обстоятельство
Смягчающие
Отягчающие
Наличие малолетних детей у виновного
Совершение преступления в силу стечения тяжёлых жизненных обстоятельств
Наступление тяжких последствий в результате совершения преступления
Чистосердечное признание или явка с повинной, активное содействие раскрытию преступления
Совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести
ЗАДАНИЕ 2. КВАЛИФИЦИРУЙТЕ СОСТАВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Схватил шапку с головы прохожего и скрылся -_________________________.
Залез в школьную раздевалку и вытащил из кармана деньги -__________________________.
Угрожая ножом, снял с женщины золотые украшения - ________________________.
Вовлек в азартную игру и путем обмана обыграл _____________________________.
Затащил малыша в раздевалку и потребовал, чтобы тот принес ему завтра 100 рублей ___________________________.
Задание 3. ИЗПРЕДЛОЖЕННЫХ СИТУАЦИЙ ВЫБРАТЬ ТЕ, ЗА КОТОРЫЕ НАСТУПАЕТ УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
1) Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
2) Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.
3) Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
4) На перемене подросток зашёл в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.
5) Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ
1. НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ - ЭТО __________________________________________________________________