Цель урока – сформировать у учащихся комплекс знаний о понятии «религия».
Задачи урока:
Обучающие:
сформировать у учащихся представление о видах религий (ритуальные, мировые, национальные, религии спасении, монотеистические, политеистические);
сформировать представление о влиянии мировых религий на разные стороны жизни людей;
раскрыть роль религии в жизни общества;
закрепить знания учащихся религии как социальном институте.
Развивающая:
дальнейшее развитие у учащихся навыков научного мышления: умения анализировать, сравнивать, обобщать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы.
Воспитывающая:
воспитание толерантности к различным культурам и верам.
Тип урока по дидактической цели – урок усвоения и первичного закрепления новых знаний.
I. Организационный момент. Мотивация учебной проблемы
5-7
Беседа учителя
II. Изложение нового материала.
60
Объяснение учителя с использованием интерактивных объектов
III. Закрепление материала.
20
Работа с тестовыми заданиями, проецируемыми на интерактивную доску
IV. Рефлексия .Домашнее задание
3-5
Запись на доске
Ход урока
I. Организационный момент(сообщение учителем темы и задач урока).
II. Изучение нового материала
Методические рекомендации
В процессе объяснения нового материала учащиеся должны составить конспект лекции в рабочих тетрадях. Учителю необходимо акцентировать внимание учащихся на тех понятиях, которые должны быть записаны в конспект в обязательном порядке.
Слово учителя
Проблемы религии всегда волновали человека. В науке существует много определений понятия «религия», например:
это вера (принятие без доказательств) в существование сверхъестественных существ (Бога или богов);
это система взглядов, в основе которых лежит понятие святого, священного, сакрального;
это система верований и обрядов, а также взглядов и представлений, объединяющая верящих в них людей (верующих) в некую общность;
это одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, призванная удовлетворять его духовные потребности.
Для религии характерны следующие признаки:
Религия не ограничивается только доктриной – совокупностью верований и представлений, но обязательно включает также культ: внешние действия и ритуалы, другие практики, являющиеся проявлением, воплощением веры.
Мировоззренческой основой религии является вера, определяющая место религии в отношениях между человеком и окружающим его миром. Религиозная вера складывается из следующих составляющих:
Существует более пяти тысяч религий. В основу систематизации столь многообразного явления требуется большое количество критериев, позволяющих разделить на группы. Например, религии делят на «языческие» и «откровенные», «естественные» и «этические» и так далее.
Термин политеизм произошел от греческих слов πολύς («многочисленный», «множественный») и θεός («бог») – это вера во многих богов, многобожие. Философски политеизм тождественен язычеству – религиозной концепции, включающей большое количество равноправных божеств и духов, почитаемых в местных культах (например, политеизм Древней Греции и Древнего Рима).
Монотеизм (от греческого μόνος («один») и θεός, («бог») – «единобожие») – противопоставляемое политеизму учение о едином Боге, выражающем идею концентрации мировой власти и вселенской мудрости в одном лице.
Архаичные (древние) религии основаны на неразрывной связи человека с окружающим его миром, природой: будучи бессильны перед природной стихией, древний человек обожествлял её. Назовем основные формы архаичных религий:
Тотемизм – представление о родственной связи человека с конкретным природным объектом (тотемом): обычно с животным определенного вида, реже – с растением или природным явлением. Тотемизм отразился в ряде политеистических религий: так, в Древнем Египте у каждого бога или богини было своё животное воплощение (а сами боги изображались с головами животных: собаки, барана, орла или крокодила).
Анимизм – вера в одушевлённость всей природы и существование наряду с обычным (физическим) миром и параллельного (потустороннего) мира духов, в котором продолжается что жизнь человека после его физической смерти. Анимизм и сейчас существует как традиционная религия племенных сообществ Америки, Азии, Африки и Австралии.
Фетишизм– культ неодушевлённых предметов (фетишей): почитание столбов, камней, деревьев, идолов, вера в силу амулетов, оберегов, талисманов. Основан на представлениях о том, что дух может поселиться в каких-либо местах окружающей природы (например, в ручьях, деревьях или камнях) или в предметах искусственного происхождения (например, в идолах, амулетах, статуях), что наделяет эти предметы особой нематериальной (сверхъестественной) силой.
Мировые религии.
Видеофильм: Мировые религии
https://www.youtube.com/watch?v=TNRRiZpDxro
III. Закрепление материала. Рефлексия.
Для проверки усвоения студентами материала дается задание с использованием текста учебника.
Составить схему «Мировые религии». В этой схеме должны присутствовать название и время появления религии, и ее особенности.
После этого проводится рефлексия – самоанализ учащимися их собственного приращения в ходе урока.