kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: «Коррупция – сложное социально-политическое явление» 10 класс.

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Образовательные: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее причинами;

2. Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, развивать умение рассуждать и критически мыслить, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательные: воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности; профилактика асоциального поведения, осознание понятий: соблюдение закона, честность и честь незапятнанная репутация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Коррупция – сложное социально-политическое явление» 10 класс. »

Тема урока: «Коррупция – сложное социально-политическое явление» 10 класс

СОШ №39 учитель истории Тетикова Т.А.

Цели:

1. Образовательные: дать характеристику понятий «коррупция», «коррумпированность», познакомить с формами проявления коррупции, ее причинами;

2. Развивающие: расширять кругозор учащихся, развивать основы поисковой деятельности, развивать умение рассуждать и критически мыслить, формировать собственное мировоззрение на проблемы современного общества, способствовать становлению устойчивой позиции по предупреждению коррупционных проявлений в стране;

3. Воспитательные: воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, нравственности; профилактика асоциального поведения, осознание понятий: соблюдение закона, честность и честь незапятнанная репутация.

План урока.

  1. Понятие «коррупция».

  2. «Коррупция» в различных источниках.

  3. Виды коррупции.

  4. Причины коррупции.

  5. Последствия коррупции.

Вступительное слово учителя.

По инициативе ООН 9 декабря отмечается Международный день борьбы с коррупцией. В этот день в 2003 году открыта для подписания Конвенция ООН против коррупции, принятая Генеральной ассамблеей ООН 1 ноября 2003 года. Документ обязывает подписавшие его государства объявить уголовным преступлением взятки, хищение бюджетных средств и отмывание коррупционных доходов. Казахстан подписал Конвенцию 5 мая 2008 года. Сколько существует человечество, столько и  приносит коррупция неизгладимый вред развитию общества. Сегодня на нашем уроке по теме: «Коррупция – сложное социально-политическое явление»  мы раскроем сущность понятия «коррупция», причины коррупции, познакомимся с высказываниями писателей, политиков, публицистов о коррупции, подумаем над тем, как с ней бороться. Я очень надеюсь, что в ходе урока вы выскажете своё личное мнение по проблеме. Мы начинаем!

Какие же ассоциации вызывает у вас слово «Коррупция»? (высказывания учащихся)

Учитель: Термин «коррупция»  раскрывают различные источники и различные подходы.  Что такое «коррупция»? На этот вопрос вам и предстоит ответить, проделав следующую работу.

Задание 1.

Учащиеся поделены  на три группы. Отработка понятия «коррупция» (Приложение №1)

Группа №1 – объясняет смысл  и значение слова «коррупция»  используя объяснение  из словарей.

Группа №2 - объясняет смысл  и значение слова «коррупция»  с точки зрения юристов, социологов, экономистов.

Группа №3 – выясняет каково лингвистическое значение слова «коррупция» в разных европейских языках?

Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение.

От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся.

Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Подводит итоги выполнения задания - понятие «коррупция» мы определили

Дискуссия «Чем вызвана коррупция»?

Задание 2

Задание: на листе бумаги написать причины коррупции. Одна причина – один балл. Чья команда напишет больше причин, та команда и зарабатывает большее количество баллов.

Учащимися могут быть названы следующие причины:

- Низкая заработная плата государственных служащих

- Незнание законов

- Желание легкой наживы

- Частая сменяемость лиц на различных должностях

- Нестабильность в стране

- Коррупция как привычка

- Низкий уровень жизни населения

- Слабая развитость государственных институтов

- Безработица

- Неразвитость институтов гражданского общества

Учитель дополняет ответы учащихся:

  1. Основной причиной коррупции является человеческое корыстолюбие. Это связано со стремлением к личному благосостоянию. Поэтому политики и служащие начинают использовать занимаемое положение для создания личного благосостояния. Наблюдая за этим, молодёжь воспринимает государственную службу как удобный и привлекательный образ жизни.

  2. Всё же, невзирая на одинаковую природу человека, общества коррумпированы в разной мере. Уровень коррупции может быть связан с культурой, менталитетом и традициями общества. Например, считается, что коррупцию как зло легче воспринимают протестантские общества, поскольку в протестантской этике чётко разграничены общественные и индивидуальные ценности. Коррупции легче укорениться в странах с низким уровнем общественного развития и незрелым гражданским сознанием.

  3. На уровень коррупции влияет и зрелость правовой системы. Коррупция поощряется неясным, противоречивым и постоянно изменяемым законодательством, недоверием к правоохранительным органам. Поэтому уровень коррупции ниже в государствах с давно сформировавшейся государственностью, а в основе права и демократии которых лежат древние традиции.

Задание 3

Работа с таблицей.

(Учащимся раздаются бланки с таблицей. После заполнения таблицы происходит анализ ответов всех групп).

Командам раздаются бланки с таблицей, которую они заполняют в течение 5 минут.

  1. ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ ВЛАСТЬЮ или служебным положением, в уголовном праве умышленное использование служебного положения вопреки интересам службы, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности и причинившее существенный вред государственным или общественным интересам, охраняемым законом правам и интересам граждан.

  2. Взятка — принимаемые должностным лицом материальные ценности (предметы, деньги, услуги, иная имущественная выгода) за действие либо бездействие в интересах взяткодателя, которое это лицо могло или должно было совершить в силу своего служебного положения

  3. Коррупция (от лат. corrumpere — растлевать, лат. corruptio — подкуп, порча) — термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.


Призна-тельность, благодар-

ность

Обычная плата за услугу, работу

Злоупотреб

ление служебным положением

Взяточни

чество

Коррупция

Подкуп

Водитель дал деньги сотруднику полиции. Сотрудник не требовал, чтобы ему платили, но от денег не отказался.







Чиновник помог фирме заключить выгодный контракт. Фирма выплатила чиновнику определенный % за содействие.







Крупная фирма договорилась с депутатом, что он проголосует так, как выгодно фирме. За это ему выплачивают вознаграждение либо предоставляют услуги.







Пациент делает врачу подарок за внимательное отношение и обслуживание вне очереди. Врач от подарка не отказывается.







Начальник паспортного стола, получив деньги, намного ускоряет регистрацию приезжего.







Главный архитектор города дает разрешение частной фирме на строительство здания, которое сильно ухудшает окружающий пейзаж.








Учитель: Очень часто мы присваиваем имена взяточников только чиновникам. Но проблему коррупции нельзя сводить к ним. Лица, которые предлагают деньги – такие же коррупционеры.

Социологи провели опрос населения о взятках. В результате выяснилось, что готовность решить свои проблемы путем дачи взятки высказали 61,3% опрошенных. Около 30% граждан принципиально не дают взяток.

Учитель:  Древние замечали: найдите причину того или иного явления и вы добьётесь результата. Знание объективных предпосылок и причин коррупции необходимо, хотя бы для того, чтобы определить, в каких направлениях следует вести борьбу с нею. Чтобы лечить болезнь, надо знать ее корни. Причём под причинами учёные понимают и факторы коррупции.
На самом деле, изучение причин коррупции сопряжено с рядом серьезных трудностей. Насколько сложное явление представляет сама коррупция, настолько же неоднозначны и сложны причины, влекущие ее. Зачастую просто невозможно определить, причиной или следствием коррупции является тот или иной факт. Например, низкий уровень экономического развития в определенной степени способствует увеличению коррупции, которая, в свою очередь, является серьезным барьером для нормального экономического роста; политическая нестабильность, как правило, провоцирует коррупцию, однако коррупция сама может стать причиной нарушения подобной стабильности.

Попытка систематизации причин коррупции приводит к следующей их классификации: социально-экономические, политические, организационные, правовые, а также факторы культурно-этического характера.


Причины коррупции

социально-экономические

политические

организационные

правовые

этнокультурные факторы

Задание 4.

Учащиеся поделены  на три группы. Работа с тезисами по теме «Социально-экономические и политические последствия, порождаемые коррупцией». (Приложение №4)

Группа №1. Социальные последствия, порождаемые коррупцией.

Группа №2. Экономические последствия, порождаемые коррупцией.

Группа №3. Политические последствия, порождаемые коррупцией.

Ученики: Работают в группах, предлагают различные варианты ответов, высказывают собственное мнение. От имени группы выступает один человек, которые представляет коллективное мнение, так частные суждения отдельных учащихся.

Учитель: Управляет творческим процессом. Выслушивает коллективные и частные мнения учащихся, при необходимости в корректной форме комментирует их. Подводит итоги выполнения задания – Коррупция это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?

Мозговой штурм – какими методами можно победить коррупцию?

- Хочется вам напомнить, что по Индексу восприятия коррупции «в мире судят о том, можно ли приличному человеку, приличной фирме или приличному государству иметь дело с той или иной страной. Хотите, чтобы с нашей страной имели дело приличные партнеры, - будьте честными. Быть честным выгодно».

В Посланиях народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050. Новый политический курс состоявшегося государства» и «Казахстанский путь – 2050: единая цель, единые интересы, единое будущее» первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Нурсултан Назарбаев отметил успешное завершение важнейшего исторического этапа становления государства и общества, основанного на независимости, свободе и демократии, определив стратегию дальнейшего развития Казахстана до 2050 года.
Достижение целей Стратегии «Казахстан-2050» возможно только бескомпромиссной борьбой с коррупцией. Как сказал Елбасы: «Государство и общество должны единым фронтом выступить против коррупции. Коррупция – не просто правонарушение. Она подрывает веру в эффективность государства и является прямой угрозой национальной безопасности».
Коррупция угрожает фундаментальной ценности нашего государства – независимости, благодаря которой стали возможны все успехи Казахстана.
Коррупция разрушает доверие общества к государству, снижает эффективность государственной власти, серьезно препятствуя социально-экономическому и духовному прогрессу страны.
Тезис Лидера партии Н. А. Назарбаева на XV съезде «Нұр Отан» о том, что «принципиальный вопрос политического лидерства – наша непримиримая антикоррупционная стратегия», полностью отражает современные ожидания общества.
Партия «Нұр Отан», взяв на себя историческую ответственность за будущее страны и обеспечение достойной жизни граждан, консолидирует усилия казахстанского общества на непримиримое противодействие коррупции, искоренение причин её возникновения.
Идейную основу для системной борьбы с коррупцией формируют универсальные ценности, закрепленные в политической доктрине партии, – человек, свобода, верховенство закона, справедливость, солидарность, устремленность в будущее, семья и традиции.
Программа является политическим документом, направленным на консолидацию усилий общества и государства в противодействии коррупции.
Партийная программа закладывает идеологическую основу государственной антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015–2025 годы.
Вывод: Коррупция - это негативное явление. Она подрывает устои общества, создает угрозы развитию, способствует падению доверия к государственным органам, разрушает экономику, нравственность общества. От нас с вами зависит - в каком государстве мы будет жить: честном или коррумпированном?

















Приложение № 1

Задание № 1


Группа №1. Значение слова «коррупция» в словарях.


Слово "коррупция", так широко используется современных СМИ, что даже "Толковый словарь русского языка" относит его к "книжной" лексике.

Это понятие произошло от сочетания латинских слов "correi" – несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и "rumpere" – ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является "порча", "повреждение" нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

В дальнейшем в юридической науке понятие "коррупция" определялось как продажность служебных действий (подкуп, Bestechung, corruption). Corrupt в переводе с английского – развращенный продажный. Corruption – порча, разложение, растление.

В русском языке оно обозначает «продажность», «лихоимство», «мздоимство», «поборы».
В латинском языке дословный перевод означает ухудшение, порчу, разложение.
Более позднее толкование данного термина в русском языке носит многозначный характер: подкуп, порча, разложение и даже как злоупотребление служебным положением в корыстных целях.

В Толковом словаре русского языка коррупция определяется как "подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей".

В толковом словаре В.И.Даль дает следующее толкование мздоимства и взяточничества. Мздоимствовать- брать подарки, приношения, взятки, быть продажным человеком. В земле нашей мздоимствуется по обычаю. Мздолюбие – сильное расположение к взяточничеству. Взятка – срыв, поборы, приношения, дары, гостинцы, приносы, пикшеш, бакшиш, хабара, могарычи, плата или подарок должностному лицу, во избежание стеснений, или подкуп его на незаконное дело. Лихоимец – жадный вымогатель, взяточник.

В «Кратком словаре иностранных слов» коррупция это «подкупаемость и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще».

В трехтомном Большом толковом словаре иностранных слов приводится еще одно его значение: "Разложение экономической и политической систем в государстве, выражающееся в продажности должностных лиц и общественных деятелей".

В Оксфордском политическом словаре про коррупцию сказано следующее:

"Коррупция может процветать как в демократическом обществе, так и в тоталитарном. В первых, она ярко проявляется во время выборов, а в Советском Союзе коррупция сосредотачивалась вокруг черного рынка и правящей партии, в которой посты и привилегии покупались. Коррупция - это злоупотребление общественным доверием для личной выгоды. И у нее есть шесть характеристик:

Первая. Сознательное подчинение общих интересов государственного деятеля личным интересам.

Вторая. Секретность исполнения решений.

Третья. Присутствие взаимных обязательств между теми, кто принимает государственные решения и теми, кому это выгодно.

Четвертая. Взаимодействие между теми, кому нужно принятие определенного решения и теми, кто может на принятие такого решения повлиять.

Пятая. Попытка скрыть акт коррупции каким-нибудь юридическим обоснованием.

Шестая. Выполнение двойственных функций - государственных и частных теми, кто совершает эти акты




Приложение № 1

Задание № 1

Группа №2. Значение слова «коррупция» в понимании юристов, социологов, экономистов и т.д.

Определение corrumpire в Римском праве понималось самым общим образом, как (разламывать), портить, разрушать, повреждать, фальсифицировать, подкупать и обозначало противоправное действие, например в отношении судьи. Это понятие произошло от сочетания латинских слов «correi» - несколько участников в одной из сторон обязательственного отношения по поводу единственного предмета и «rumpere» - ломать, повреждать, нарушать, отменять. В результате образовался самостоятельный термин, который предполагал участие в деятельности нескольких (не менее двух) лиц, целью которых является «порча», «повреждение» нормального хода судебного процесса или процесса управления делами общества.

Corrupt в переводе с английского – развращенный, продажный, бесчестный, сorruption – порча, разложение, искажение, испорченность.

Понятие «коррупция» по разному трактуют социологи и специалисты по управлению, экономисты и юристы:

А) Социологи: коррупция – это «отказ от ожидаемых стандартов поведения со стороны власти ради незаконной личной выгоды». Это утверждение является и слишком узким (ибо коррупция встречается и в частных корпорациях) и слишком широким.

Так, российский социолог С.Ю. Барсукова пишет: “…поведение политика, чиновника, бизнесмена не имеет сущностных отличий: все они пытаются использовать имеющиеся ресурсные ограничения с наибольшей выгодой для себя… Одни оперируют капиталом политическим, другие - административным, третьи - экономическим. При этом цели участников коррупционных сделок не ограничиваются материальными траншами, включая в круг притязаний переизбрание на выборах, сохранение должности в административной иерархии, новые деловые возможности». (Барсукова С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность. - Общественные науки и современность, 2008, № 5 c.39).

В) Экономист Н. Епифанова в статье “Исследование коррупции на основе методов экономической теории” пишет: “Говоря о коррупции с позиций экономической теории, мы можем определить ее как проявление такого поведения индивидов, целью которого является максимизация их полезности посредством извлечения непроизводительного дохода за счет использования и перераспределения ресурсов, не принадлежащих этим индивидам, но доступных им”. (Епифанова Н. Исследование коррупции на основе методов экономической теории. - Вопросы экономики, 2007, №1, с.36).

Г) Юристы: «Коррупция – это социальное явление, характеризующееся подкупом-продажностью государственных или иных служащих и на этой основе корыстным использованием ими в личных либо в узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий, связанных с ними авторитета и возможностей» (Криминология: учебник для юридических вузов / Под редакцией А.И. Долговой. М., 1997. С. 501).

«…в широком смысле слово коррупция – это социальное явление, поразившее публичный аппарат управления, выражающееся в разложении власти, умышленном использовании государственными и муниципальными служащими, иными лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций, своего служебного положения, статуса и авторитета в корыстных целях для личного обогащения или в групповых интересах». (Уголовное право).

В Кодексе поведения должностного лица по поддержанию правопорядка, принятого Резолюцией 34/169 Генеральной ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г., коррупция определена как “злоупотребление служебным положением для достижения личной или групповой выгоды, а также незаконное получение государственными служащими выгоды в связи с занимаемым служебным положением”.

Согласно этим определениям, коррупция не ограничивается, как это часто полагают, взяточничеством. К коррупции также относятся и незаконное присвоение общественных средств, к которым имеет доступ по долгу службы чиновник, и использование служебного положения для создания особо благоприятных условий для своих родных и друзей и незаконное использование в личных целях служебной информации.



Закон РК от 2 июля 1998 г. N 267-1 О борьбе с коррупцией

Статья 2. Основные понятия
1. Под коррупцией в настоящем Законе понимается не предусмотренное законом принятие лично или через посредников имущественных благ и преимуществ лицами, выполняющими государственные функции, а также лицами, приравненными к ним, с использованием своих должностных полномочий и связанных с ними возможностей, а равно подкуп данных лиц путем противоправного предоставления им физическими и юридическими лицами указанных благ и преимуществ.
Смотри комментарий: Понятие коррупции и коррупционной преступности.
2. Правонарушениями, связанными с коррупцией (коррупционными правонарушениями), являются предусмотренные настоящим Законом, а также иными законами деяния, сопряженные с коррупцией или создающие условия для коррупции, которые влекут установленную законодательством дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.



Приложение № 1

Задание № 1


Группа №3. Каково лингвистическое значение слова «коррупция» в разных европейских языках?

1. На основании лингвистических материалов о значении слова «коррупция» в разных европейских языках выделите широкий и узкий смысл использования данного понятия.

2. Какое толкование слова «коррупция» в большей степени характерно для русского языка?

3. Согласны ли вы с утверждением, что «коррупция – это разложение всего общества»?

Современное значение термина «коррупция»

Итальянский язык:

corruzione – порча, разложение, гниение; развращённость, испорченность;

- подкуп (corruzione di pubblico ufficiale – подкуп должностного лица);

- развращение, совращение (corruzione di minorenni – совращение малолетних).

Английский язык:

corruption – порча, гниение, распад, разложение, упадок;

- порочность, развращенность (моральное разложение);

- изменение, искажение (информации, текста);

- развращение; разлагающий фактор.

глагол to corrupt: – развращать, разлагать;

разлагаться (о человеке, обществе, государстве и т. п.);

- подкупать, давать взятку;

- гноить, портить (мясо, фрукты, другие органические вещества);

- гнить, разлагаться (об органических веществах);

- искажать (язык, текст и т. п.).

Русский язык:

(слово «коррупция» вошло в употребление лишь в конце 1980-х годов, до этого использовались слова «взяточничество», «злоупотребление служебным положением»)

коррупция – продажность общественных и политических деятелей, должностных лиц,

государственных чиновников (словарь иностранных слов);

- подкуп, соблазнение, развращение взятками должностных лиц (толковый словарь русского языка Ушакова),

- подкуп взятками, продажность должностных лиц, политических деятелей (словарь русского языка Ожегова).


Приложение №4

Задание № 4

Группа №1. Социальные последствия, порождаемые коррупцией

В социальной сфере отрицательные последствия коррупции сводятся к следующему:

  1. Коррупция предполагает существенное различие между объявленными и реальными ценностями и формирует у членов общества "двойной стандарт" морали и поведения;

  2. Коррупция приводит к тому, что мерой всего в обществе становятся деньги, значимость человека определяется размером его личного состояния независимо от способов его получения, происходит девальвация и слом цивилизованных социальных регуляторов поведения людей: норм морали, права религии, общественного мнения и др.;

  3. Коррупция способствует несправедливому перераспределению жизненных благ в пользу узких олигархических групп, что имеет своим следствием резкое возрастание имущественного неравенства среди населения, обнищание значительной части общества и возрастания социальной напряженности в стране.

  4. Обостряется бюджетный кризис, снижается способность власти решать социальные проблемы;

  5. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества. Тем самым ставятся под угрозу любые благие начинания власти;

  6. Коррупция дискредитирует право как основной инструмент регулирования жизни государства и общества. В общественном сознании формируется представление о беззащитности граждан и перед лицом власти и перед преступностью.


Приложение №4

Задание № 4

Группа №2. Экономические последствия, порождаемые коррупцией

В экономической сфере коррупция способствует возникновению и развитию целого ряда негативных явлений и процессов:

  1. Коррупции негативно влияет на национальную экономику страны, заранее ставя в неравное положение коррумпированных и честных предпринимателей, подрывая конкуренцию на внешнем и внутреннем рынках;

  2. Нарушает механизм рыночной конкуренции, поскольку в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это способствует возникновению монополистических тенденций в экономике, снижению эффективности ее функционирования и дискредитации идей свободной конкуренции;

  3. Это приводит оттоку капитала за рубеж и затрудняет возможность государства эффективно выполнять свои экономические, политические и социальные функции;

  4. У агентов рынка появляется неверие в способность власти устанавливать, контролировать и соблюдать честные правила рыночной игры;

  5. Замедляется появление эффективных частных собственников, в первую очередь – из-за нарушений в ходе приватизации, а также искусственных банкротств, как правило, сопряженных с подкупом чиновников;

  6. Коррупция портит инвестиционный климат, в результате чего частному бизнесу не остается ничего иного, как стремиться к получению скорой прибыли (часто – сверхприбыли) в непредсказуемых условиях, а условия для долгосрочного инвестирования отсутствуют;

  7. Расширяется теневая экономика. Это приводит к уменьшению налоговых поступлений и ослаблению бюджета;

  8. Влечет за собой неэффективное распределение средств государственного бюджета, особенно при распределении государственных заказов и выделении кредитов, препятствуя тем самым эффективной реализации правительственных программ;

  9. Приводит к несправедливому распределению доходов, обогащая субъектов коррупционных отношений за счет остальных членов общества;

  10. Способствует повышению цен на товары и услуги за счет так называемых коррупционных "накладных расходов" в результате чего страдает потребитель.



Приложение №4

Задание № 4

Группа №3. Политические последствия, порождаемые коррупцией

В политической сфере негативные последствия коррупции проявляются в следующем:

  1. Коррупция способствует смещению целей политики от общенациональных к обеспечению властвования олигархических кланов и группировок;

  2. Коррупция не позволяет государству добиться осуществления стоящих перед ним задач (например, назначение на должность за взятку ведет к снижению эффективности работы государственных органов и учреждений и приносит огромные убытки);

  3. Коррупция ведет к удорожанию управленческого аппарата (взяточничество в конечном итоге отражается на налогоплательщике, и в результате он вынужден платить за услуги в несколько раз больше);

  4. Коррупция оказывает разлагающее воздействие на управленческий аппарат как в государственной, так и негосударственной сферах, снижая стимулы для честной работы («общий уровень этики снижается, и каждый задает себе вопрос, почему именно он должен быть единственным, кто соблюдает нормы нравственности»);

  5. Коррупция в высших эшелонах власти, становясь достоянием гласности, подрывает доверие к ним и, вследствие этого, ставит под сомнение их легитимность;

  6. Коррумпированный управленческий персонал психологически не готов поступаться своими личными интересами ради процветания общества и государства;

  7. Коррупция обессмысливает правосудие, поскольку правым оказывается тот у кого больше денег и меньше нравственных самозапретов;

  8. Коррумпированные субъекты, прячущие свой капитал за рубежом, превращаются в "пятую колонну" и способствуют предательству интересов национальной безопасности страны;

  9. Коррупция подрывает престиж страны на международной арене, способствует ее политической и экономической изоляции;

  10. Коррупция снижает доверие общества к власти, вызывает разочарование в ценностях демократии и может способствовать переходу к другой, более жесткой форме государственного устройства – диктатуре на волне борьбы с коррупцией;

  11. Профанируется и снижается политическая конкуренция. Коррупция создает угрозу демократии, поскольку лишает население нравственных стимулов к участию в выборах.











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема урока: «Коррупция – сложное социально-политическое явление» 10 класс.

Автор: ТЕТИКОВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 04.04.2015

Номер свидетельства: 196895


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства