Этап урока (занятия) | Цель и задачи | Время (в мин.) | Содержание урока (занятия): деятельность педагога (с описанием форм, средств, технологий, методов, приемов) и деятельность обучающихся | Общие методические указания по проведению урока (занятия) | Результаты |
Мотивации | Создание положительного эмоционального настроя. Выработка внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | 3 | Деятельность педагога: Приветствие. Учитель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Деятельность учащихся:заходят в класс по звонку перед ними две дорожки (1-с добрыми словами,2-со злыми), предлагается выбрать свою дорогу, проходят, садятся на свои места Ребята, заходя в класс вы выбрали в основном одну дорожку, почему? О чём мы сегодня с вами будем говорить? Подсказка на доске (Эпиграф к уроку) (Достаётся недёшево Счастье трудных дорог. Что ты сделал хорошего, Чем ты людям помог?) Итак, тема нашего урока: «Человек славен добрыми делами». Сегодня мы совершим путешествие по дороге добра. Фронтальная беседа | Передварительно в кабинете необходимо подготовить 2 дорожки: первая с добрыми словами: доброта, милосердие, помощь, вторая со злыми словами: равнодушие, жестокость, грубость. На каждой парте необходимо заранее разложить макеты 2 человечков и «наряды»: добрые слова и злые слова. Урок сопровождает презентация Слайд№1 | Личностные: направленные на нравственно-этическую ориентацию учащихся |
Актуализация | Актуализировать знания, навыки и умения непосредственно связанные с темой урока | 5 | Деятельность педагога: Беседа по вопросам: Предположите, на какие вопросы нам предстоит ответить? Ответьте на вопросы, приведённые в рубрике «Вспомним» стр.87 учебника Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение и предположения Индивидуальная, фронтальная работа. | Презентация Слайды №2,3 «Тема урока», «Вопросы» | Познавательные: Учащиеся учатся осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, из практического опыта; а также формулировать и задавать вопросы, высказывать своё мнение и уважать мнение других Коммуникативные: Учащиеся отвечают на вопросы, делают предположения ,выводы, учатся высказывать своё мнение, выслушивать мнение других |
Выявление места и причины затруднения | Создать условия для выявления проблемы учащимися, поиска путей её решения | 7 | Добрые поступки или люди? Работа с притчей об императоре, который любил птиц (Приложение №1): Беседа по вопросам: В чем, по-вашему, смысл этой притчи? Император добрый? А его поступок? Учитель подводит учащихся к определению темы, целей и задач урока. Постановка проблемного вопроса: Легко ли быть добрым и что для этого необходимо? Учащиеся вступают в диалог с учителем и одноклассниками, определяют тему, цель и задачи урока, формулируют проблему урока. Записывают тему урока и проблемный вопрос в тетрадь Технология проблемного обучения, групповое обсуждение- фронтальная работа | Слайды №4 «Проблемный вопрос» | Личностные: направлены на нравственно-этическую ориентацию Регулятивные :учащиеся учатся осуществлять логические рассуждения, делать выводы, целеполагание, планирование, прогнозирование Познавательные Учащиеся учатся формулировать проблему, искать пути её решения |
Построение проекта и выхода из затруднения | Развивать навыки проектной деятельности, работы с терминами, ,анализа, сравнения, заключения | 10 | Рассказ учителя: Великий французский мыслитель Жан Жак Руссо писал: «Против всего можно устоять, но не против доброты. Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, значит он как человек состоялся. Человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. И следующее задание на нашей дороге добра-слова ассоциации Ребята получают задание по группам(по вариантам).Первая группа получает макет доброго человечка и и его нужно нарядить. Наряды -это слова: милосердие, доброта, гуманность, сопереживание. 2 группа получает макет злого человечка и его тоже нужно нарядить.Слова: грубость,жестокость,равнодушие,злость. Затем учащиеся составляют кластер. Запишите в тетради свое определение понятий ДОБРО и ЗЛО ДОБРО-все то, что помогает человеку и обществу жить, развиваться , процветать, это нечто хорошее, полезное, противоположное злу, добрый поступок ЗЛО-противоположное понятию добро.То,что мешает общению,развитию,процветанию Что такое зло?!!! Запишите слова– ассоциации к слову «зло» или нарисуйте, как вы его себе представляете. Запишите определение понятия ЗЛО. Проектная технология,составление кластера Индивидуальная,фронтальная работа | Учащиеся составляют кластер: работают с макетом доброго и злого человечка Слайд №5 «Составляем кластер» | Познавательные: Учащиеся самостоятельно определяют способы решения проблемы Регулятивные :учащиеся строятлогические рассуждения планирование, прогнозирование, Они развивают навыки групповой работы в ходе выполнения проекта, получают опыт проектной деятельности |
Физминутка | Ослабить наступающее утомление, внести эмоциональный заряд | 2 | Встаньте.Закройтеглаза.Повернитесьвлево,откройте глаза и улыбнитесь,а теперь вправо повернитесь и ещё раз улыбнитесь. И в классе стало светлее. | | Личностные: у учащихся формируется ценностное отношение к здоровому образу жизни |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Закрепить у учащихся те знания и умения, полученные в ходе изучения темы | 6 | Учитель организует работу с главным правилом доброго поведения: Мы с вами дальше двигаемся по дороге добра: сейчас мы совершим путешествие, чтобы узнать о «золотом правиле морали». Учащиеся читают текст на с. 190: рубрика «Путешествие в прошлое» Беседа по Вопросам: - Какие поступки можно назвать добрыми? - Чему учит нас золотое правило? - Почему главное правило морали называют золотым? - Почему это правило живет много тысяч лет? - Считаешь ли ты себя добрым? Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, определяют правила доброго поведения | Слайд №6 «Золотое правило морали» | Познавательные: формулируют ответы на вопросы учителя, осуществляют поиск нужной информации из практического опыта и прочитанного текста Личностные, направленные на нравственно-этическую ориентацию, Регулятивные (смысловое слушание, логические рассуждения, умения делать выводы Учащиеся учатся осуществлять поиск необходимой информации в учебнике, из практического опыта; делать выводы, высказывать своё мнение, выслушивать мнение других |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Обобщить и закрепить полученные знания ,развивать навыки работы в парах | 6 | Учитель организует самостоятельную работу учащихся в парах: Тест. «Человек славен добрыми делами». (Приложение№2). Учащиеся выполняют тест и осуществляют самопроверку и взаимопроверку Индивидуальная работа, работа в парах | Слайд №7 «Критерии оценивания теста» | Познавательные: умение применять полученные знания Регулятивные: умение делать выводы Коммуникативные: умение вести,диалог,осуществлятьсамомопроверку и взаимопроверку |
Включение в систему знаний и повторения | Сформировать целостную систему знаний по теме урока | 5 | Учитель задаёт вопрос: Легко ли быть добрым человеком? Почему? Что для этого необходимо? (необходимо преодолеть себя ….) Учащиеся отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, делают выводы Подводят итог урока Фронтальная работа | Слайд №8 | Регулятивные (смысловое чтение или слушание, логические рассуждения, умения делать выводы, планирование, прогнозирование,) Коммуникативные(участие в продуктивном диалоге,самовыражение: монологические высказывания разного типа.) Познавательные : учащиеся высказывают своё мнение, делают выводы, подводят итог Личностные направленные на нравственно-этическую ориентацию |
Рефлексия учебной деятельности | Оценить свою деятельность на уроке свое эмоциональное состояние, выявить затруднения | 6 | Учитель: Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми Учащиеся подводят итог урока и : - Хотите ли вы продолжить разговор на следующем уроке? - мое ощущение на уроке? - как оцениваешь свою работу на уроке?(указывают на карточках разного цвета) -составление синквейна со словом ДОБРО Домашнее задание: §19, читать, задания на выбор: - Найти рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовить краткий пересказ. - составить памятку «Как быть добрым» | Предварительно перед началом урока на каждую парту необходимо разложить карточки разного цвета (зеленая -все понял, вопросов нет, красная- есть затруднения по некоторым вопросам) Слайды 9,10 | Регулятивные : развитие навыков оценивания (самооценивания и взаимооценивания ), Личностные : направленные на нравственно-этическую ориентацию Познавательные : учащиеся подводят итог урока, дают оценку своей работе на уроке. Осуществляют выбор домашнего задания. |
Когда-то жил император, который любил птиц.
-Кто принесет о дворец живую птицу, получит горсть риса.
Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.
Случилось, что императора навестил мудрец. Он увидел во дворце голубей и спросил:
-У меня доброе сердце, и я спасаю голубей от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми
-Кто же кормит птенцов? –поинтересовался мудрец.
- Каких птенцов?- спросил император.
- У птиц, которые живут теперь в комнатах дворца , остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?
- Об этом я не думал,- признался император .
- У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто не принес им столько зла, сколько вы. Все гнезда в ваших лесах наполнены сейчас мертвыми птенцами. Вы спасли 500 голубей, но погубили в пять раз больше.
- Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорченный император.
И добро надо делать с умом. Ум без добра- плохо. Но добро без ума- не лучше.